Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России 11.11.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минздравом России во исполнение абзаца 2 пункта 2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 21.07.2015 N ДМ-П12-77пр, а также пункта 13 Комплекса мер, направленных на развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении, на 2015-2016 годы, утвержденного приказом Минздрава России от 04.02.2015 N 37.
По экспертным оценкам, износ основных фондов в системе здравоохранения варьируется в пределах 40-45 %. В свою очередь, основные фонды в сфере здравоохранения можно оценить в размере 2-2,2 трлн. рублей.
Следовательно, потребность системы здравоохранения в инвестициях в основные фонды для устранения существующего износа составляет порядка 800-1000 млрд. рублей.
Износ материально-технической базы подведомственных Минздраву России учреждений в целом составляет порядка 40-50 %.
Согласно Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция), утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14.05.2015, формирование условий для развития механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере определено как одно из приоритетных направлений повышения качества услуг, финансируемых государством в социальной сфере.
В этой связи расширение правовых механизмов и создание необходимых условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры здравоохранения, в том числе объектов федеральной собственности, является ключевой задачей Минздрава России на среднесрочную перспективу.
По мнению Минздрава России, привлечение частных инвестиций в развитие федеральной инфраструктуры путем заключения инвестиционных договоров является актуальным и перспективным механизмом привлечения частных инвестиций.
Разработанный Минздравом России законопроект направлен на снятие законодательных ограничений по использованию рассматриваемого механизма привлечения частных инвестиций в развитие и модернизацию объектов здравоохранения федеральной собственности.
В настоящее время согласно статье 396 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Вместе с тем в указанном пункте не предусмотрена возможность предоставления земельных участков, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной сделкой по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества, лицу, с которым заключена такая сделка.
В связи с этим инвесторы, заключившие сделки по привлечению инвестиций в отношении указанного имущества на торгах, не смогут заключить договор аренды земельного участка для строительства и (или) реконструкции федерального недвижимого имущества без торгов либо потребуется принятие Президентом Российской Федерации отдельного решения по указанному вопросу (подпункт 1 пункта 2 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в отсутствие права аренды на земельный участок инвестор:
- не может являться застройщиком в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- не может привлекать заемные средства под залог права на землю;
- не имеет права привлекать денежные средства граждан для строительства жилья в силу запрета, установленного Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акт Российской Федерации".
Указанные ограничения фактически делают невозможным системное использование механизма привлечения инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества путем заключения инвестиционных договоров в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 N 505 "О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества" (далее - Постановление N 505).
Следует отметить, что статьей 396 Земельного кодекса Российской Федерации установлена возможность предоставления в аренду без проведения торгов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, необходимых для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве (после вступления в силу Федерального закона от 13.07.2014 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N 1603 (далее - Постановление N 1603).
Вместе с тем значительная часть находящейся в федеральной собственности инфраструктуры здравоохранения не может рассматриваться в качестве объектов концессионного соглашения либо соглашения о государственно-частном партнерстве. Это объясняется отсутствием заинтересованности частных инвесторов в эксплуатации созданных (реконструированных) объектов инфраструктуры (недвижимого имущества) после завершения инвестиционного этапа, а также отсутствием в федеральном бюджете средств на покрытие эксплуатационных расходов инвестора.
При этом такие объекты и инвестиционные проекты по их созданию (реконструкции) не относятся соответственно к объектам социально-культурного назначения, масштабным инвестиционным проектам, удовлетворяющим критериям, установленным Постановлением N 1603.
К настоящему времени Минздравом России уже сформированы предложения по реализации инвестиционных проектов путем заключения инвестиционных договоров в порядке, установленном Постановлением N 505, или отдельных решений Правительства Российской Федерации на базе инфраструктуры (недвижимого имущества) подведомственных Минздраву России учреждений (Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера, Ростовский государственный медицинский университет, Самарский государственный медицинский университет, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова и др.) с общим объем частных инвестиций на сумму более 5 млрд. рублей.
Законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления возможности предоставления без проведения торгов земельных участков по инвестиционным договорам в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества лицу, с которым заключен такой договор.
Законопроектом предлагается также установить, что земельный участок предоставляется в аренду без торгов на срок действия такого инвестиционного договора.
Принятие законопроекта окажет положительное влияние на инвестиционный климат Российской Федерации в части вовлечения в хозяйственный оборот на инвестиционных условиях объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.