Проект Приказа Федеральной таможенной службы "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по проведению таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий"
(подготовлен ФТС России 07.12.2015 г.)
В соответствии со статьями 99, 100, 119 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), подпунктом 1 части 1 статьи 12, статьями 161, 164, 175 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1656, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4084, N 49 (ч. I), ст. 6348, N 51, ст. 6681, ст. 6682; 2014, N 11, ст. 1098, N 19, ст. 2318 - 2320; N 23, ст. 2928, N 48, ст. 6646; 2015, N 1 (ч. I), ст. 34, N 10, ст. 1393, N 14, ст. 2010, ст. 2013, ст. 2022, N 29 (ч. I), ст. 4339), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908, N 36, ст. 4903, N 50 (ч. VI), ст. 7070, N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506) приказываю:
Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по проведению таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Руководитель |
А.Ю. Бельянинов |
Приложение
к приказу ФТС России
от ______________ N ________
Административный регламент
Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по проведению таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий
I. Общие положения
1. Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по проведению таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий (далее - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий.
Наименование государственной функции
2. Проведение таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий (далее - государственная функция).
3. Форма таможенного контроля таможенный осмотр помещений и территорий осуществляется в соответствии со статьей 119 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Наименование федерального органа исполнительной власти,
исполняющего государственную функцию
4. Государственная функция осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС России), региональными таможенными управлениями и таможнями. От имени ФТС России государственную функцию исполняет Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров, от имени региональных таможенных управлений и таможен - подразделения таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений и таможен (далее - уполномоченные подразделения).
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием реквизитов и источников официального опубликования
5. Исполнение государственной функции регулируется:
Таможенным кодексом Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее - ТК ТС);
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Республики Армения, Правительством Кыргызской Республики "О взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза" от 21 мая 2010 г.;
Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов";
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351; 2012, N 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, N 14, ст. 1656, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3477, N 30 (ч. I), ст. 4084, N 49 (ч. I), ст. 6348, N 51, ст. 6681, ст. 6682; 2014, N 11, ст. 1098, N 19, ст. 2318 - 2320; N 23, ст. 2928, N 48, ст. 6646; 2015, N 1 (ч. I), ст. 34, N 10, ст. 1393, N 14, ст. 2010, ст. 2013, ст. 2022, N 29 (ч. I), ст. 4339) (далее - Федеральный закон);
Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственной гражданской службе);
приказом ФТС России от 31 января 2011 г. N 169 "Об утверждении формы предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий";
приказом ФТС России от 16 марта 2011 г. N 578 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий" (далее - инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий);
приказом ФТС России от 30 июля 2012 г. N 1530 "Об утверждении образца и правил заполнения журнала регистрации форм таможенного контроля, проводимых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров" (далее - приказ ФТС России N 1530).
Предмет государственной функции
6. В соответствии со статьей 119 ТК ТС таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных:
1) в местах временного хранения;
2) таможенных складах;
3) в помещениях магазина беспошлинной торговли;
4) и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем;
5) у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК.ТС.
7. Таможенный осмотр помещений и территорий, не указанных в пункте 6
Административного регламента, может проводиться таможенными органами:
1) в местах перемещения товаров через таможенную границу, пограничной зоне;
2) у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, для проверки такой информации;
3) у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.
8. Таможенный осмотр помещений и территорий может также осуществляться таможенными органами в целях проверки соответствия этих помещений и территорий требованиям и условиям, установленным международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза в соответствии со статьями 24, 29, 34, 168, 233 и 304 ТК ТС.
9. Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается.
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении
государственной функции
10. При осуществлении государственного контроля должностные лица таможенного органа имеют право:
1) входить в помещения и на территории проведения таможенного осмотра, в том числе с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых;
2) требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей предъявления товаров для проведения осмотра (досмотра);
3) привлекать специалистов, экспертов для оказания содействия в проведении осмотра помещений и территорий (статьи 101, 102 ТК ТС, статьи 172, 173 Федерального закона);
4) использовать технические средства таможенного контроля в соответствии с перечнем технических средств таможенного контроля, применяемых таможенными органами Российской Федерации при проведении таможенного контроля, и порядком применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации, утвержденными ФТС России (пункт 1 статьи 107 ТК ТС);
5) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций (подпункт 10 части 1 статьи 19 Федерального закона);
6) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность (подпункт 3 пункта 1 статьи 19 Федерального закона);
7) пользоваться иными правами, предусмотренными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации.
11. При осуществлении государственного контроля должностные лица таможенных органов обязаны:
1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности (подпункт 2 пункта 1 статьи 18 Федерального закона о государственной гражданской службе);
2) соблюдать права и законные интересы граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (подпункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона);
3) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций (подпункт 4 пункта 1 статьи 18 Федерального закона о государственной гражданской службе);
4) проявлять корректность в обращении с гражданами (подпункт 9 пункта 1 статьи 18 Федерального закона о государственной гражданской службе);
5) использовать исключительно для таможенных целей, в том числе для предупреждения и пресечения административных правонарушений и преступлений, информацию, полученную при проведении государственного контроля (пункт 1 статьи 8 ТК ТС);
6) не допускать причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам (пункт 1 статьи 104 ТК ТС);
7) соблюдать положения Административного регламента;
8) исполнять иные обязанности, предусмотренные регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации.
12. При осуществлении государственной функции проверяемое лицо вправе:
1) запрашивать у таможенных органов и получать от них информацию о положениях законодательства Российской Федерации о таможенном деле, касающихся порядка проведения таможенного осмотра помещений и территорий;
2) обжаловать решения и действия (бездействие) таможенных органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) пользоваться иными правами, предусмотренными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации.
13. При осуществлении государственной функции проверяемое лицо обязано:
1) обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам для проведения таможенного осмотра помещений и территорий в места, указанные в пунктах 6 и 7 Административного регламента;
2) сделать отметку о получении на оригинале предписания о проведении таможенного осмотра помещений и территорий;
3) исполнять законные требования таможенных органов и их должностных лиц (часть 1 статьи 22 Федерального закона);
4) исполнять иные обязанности, предусмотренные регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации.
Описание результата исполнения государственной функции
14. Результатом исполнения государственной функции является акт таможенного осмотра помещений и территорий (далее - Акт).
15. Форма Акта утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов".
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования об исполнении
государственной функции
16. Место нахождения ФТС России: Москва, Новозаводская ул., д. 11/5.
Почтовый адрес для направления документов и обращений: Новозаводская ул., д. 11/5, Москва, 121087, ФТС России.
Место нахождения Приемной ФТС России: Москва, Новозаводская ул., д. 11/5.
Время работы Приемной ФТС России:
понедельник 9:30 - 17:30
вторник 9:30 - 17:30
среда 9:30 - 17:30
четверг 9:30 - 17:30
пятница 9:30 - 16:15
суббота выходной день;
воскресенье выходной день.
Справочная телефонная служба ФТС России: +7 (499) 449 72 05.
Управление делами ФТС России:
отдел входящих документов: +7 (499) 449 72 35;
отдел исходящих документов: +7 (499) 449 83 92;
Официальный информационный сайт ФТС России (далее - сайт ФТС России): www.customs.ru.
17. Информация о месте нахождения, телефонах, графике работы таможенных органов располагается на стендах в местах нахождения таможенных органов.
Сведения о размере платы за услуги организации
(организаций), участвующей (участвующих) в исполнении
государственной функции, взимаемой с лица, в отношении
которого проводятся мероприятия по контролю
18. За исполнение государственной функции с лица, в отношении которого исполняется государственная функция, плата не взимается.
Сроки исполнения государственной функции
19. В соответствии со статьей 99 ТК ТС и статьей 164 Федерального закона таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Срок проведения таможенного контроля при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не ограничен.
20. В соответствии со статьей 119 ТК ТС и статьей 175 Федерального закона таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 (одного) рабочего дня, за исключением следующих случаев, когда таможенный осмотр может продолжаться не более 3 (трех) рабочих дней:
1) отказа в доступе в помещение и на территории, подлежащие таможенному осмотру, и (или) отказа в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;
2) когда для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или территории, подлежащих таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;
3) когда размер площади помещения и территории, подлежащих осмотру, превышает 1 000 кв. м.
21. Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения
22. При исполнении государственной функции осуществляются следующие административные процедуры:
1) организация проведения таможенного контроля в форме осмотра помещений и территорий;
2) проведение таможенного осмотра помещений и территорий;
3) поведение проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков в ходе таможенного осмотра помещений и территорий.
4) оформление результатов проведения таможенного осмотра помещений и территорий.
23. Фиксация результатов выполнения административных процедур осуществляется при оформлении результатов исполнения государственной функции.
24. Блок-схема исполнения государственной функции приведена в приложении к Административному регламенту.
Организация проведения таможенного осмотра помещений и территорий
25. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится должностными лицами таможенных органов при наличии информации:
1) о возможном нахождении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением требований, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в местах, указанных в пункте 7 Административного регламента;
2) о возможной утрате товаров и транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК ТС для проверки такой информации.
26. Для участия в таможенном осмотре помещений и территорий могут привлекаться должностные лица других государственных контролирующих органов в порядке, определяемом федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также межведомственными и иными нормативными правовыми актами ФТС России и иных федеральных органов исполнительной власти.
27. Должностные лица уполномоченных подразделений проводят таможенный осмотр помещений и территорий в соответствии со статьей 119 ТК ТС и статьей 175 Федерального закона.
28. Решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, за исключением случаев проведения таможенного осмотра помещений и территорий при выездной таможенной проверке.
29. Решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий оформляется письменно в виде предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий (далее - предписание) по форме, утвержденной приказом ФТС России от 31 января 2011 г. N 169 "Об утверждении формы предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий".
Перед таможенным осмотром помещений и территорий лицу, чьи территории или помещения подлежат таможенному осмотру, должностными лицами таможенного органа предъявляется предписание, подписанное начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим, и служебные удостоверения.
30. Должностные лица таможенного органа предлагают лицу, чьи территории или помещения подлежат таможенному осмотру, добровольно представить товары или транспортные средства, а также вскрыть помещения, емкости и другие места, где могут находиться товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенные или ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями порядка, установленного таможенным законодательством Таможенного союза.
31. В случае отказа в доступе на территорию и в помещения должностные лица таможенных органов вправе входить на территорию и в помещения с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Если законодательством Российской Федерации предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этим законодательством.
32. Решение о вскрытии помещения (далее - вскрытие) принимает должностное лицо таможенного органа, проводящее таможенный осмотр помещений и территорий, о чем в акте таможенного осмотра помещений и территорий делается соответствующая запись, в которой указываются:
дата, место (с указанием точного адреса), время вскрытия;
инициалы и фамилия, должность лица, производившего вскрытие;
основания и по каким причинам оно производится (отказ в доступе должностным лицам таможенного органа или отсутствие лица, чьи помещения или территории вскрываются);
инициалы и фамилии лиц, присутствовавших при вскрытии; в отношении должностных лиц - занимаемая должность, а в отношении понятых - паспортные
инициалы и фамилии лиц, присутствовавших при вскрытии; в отношении должностных лиц - занимаемая должность, а в отношении понятых - паспортные данные или данные другого документа, удостоверяющего личность; адрес места жительства.
33. Решение о пресечении сопротивления принимает должностное лицо таможенного органа, проводящее таможенный осмотр помещений и территорий, о чем в акте таможенного осмотра помещений и территорий делается соответствующая запись.
34. При вскрытии помещений, емкостей, где могут находиться товары и транспортные средства, должностные лица таможенного органа обязаны действовать с достаточной степенью осторожности, избегая при этом причинения не вызываемых необходимостью повреждения запоров, дверей и других предметов.
35. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.
При этом уведомление прокурора осуществляется любым доступным способом с использованием информационно-телекоммуникационных сетей или иных средств связи и передачи данных с последующей досылкой за подписью начальника таможенного органа.
Факт уведомления прокурора фиксируется в акте таможенного осмотра помещений и территорий в графе "Особые отметки".
Особенности организации таможенного осмотра помещений
и территорий в ходе выездной таможенной проверки
36. При проведении выездной таможенной проверки решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий принимает руководитель комиссии.
Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.
Документы, указанные в пункте 29 Административного регламента, не требуются при проведении таможенного осмотра помещений и территорий у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия
на них идентификационных знаков в ходе таможенного осмотра помещений и территорий
37. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков осуществляется в соответствии со статьей 118 ТК ТС.
38. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков осуществляется в случае выявления в ходе таможенного осмотра помещений и территорий товаров, подлежащих маркировке акцизными марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, и товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза.
39. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков заключается в проверке наличия на таких товарах акцизных марок, контрольных (идентификационных) знаков и наличия либо отсутствия признаков того, что они являются поддельными.
40. Результаты проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков отражаются в Акте.
Оформление результатов проведения таможенного осмотра помещений и территорий
Составление и регистрация Акта
41. По результатам таможенного осмотра помещений и территорий должностными лицами таможенных органов составляется Акт в 2-х экземплярах. Второй экземпляр акта таможенного осмотра помещений и территорий подлежит вручению (направлению) лицу, чьи помещения или территории осматривались.
42. Акт составляется в ходе осмотра или непосредственно после его окончания и подписывается всеми его участниками.
43. Акт составляет должностное лицо таможенного органа, проводившее осмотр.
О каждом случае вскрытия помещений в Акте делается соответствующая отметка. Указывается также причина, по которой производилось вскрытие помещений (отказ в доступе должностным лицам таможенного органа или отсутствие лица, чьи помещения или территории вскрываются).
Если в ходе таможенного осмотра помещений и территорий делались перерывы, в графе "Особые отметки" Акта поясняется их причина, а также время начала перерыва и время возобновления таможенного осмотра помещений и территорий.
44. Не допускается:
составление Акта иными лицами, кроме должностных лиц таможенного органа, проводивших таможенный осмотр;
внесение в Акт сведений, не относящихся к проводимому осмотру.
45. Акты регистрируются в журнале регистрации форм таможенного контроля в порядке, определяемом ФТС России, и хранятся в архиве таможенного органа. В случае проведения таможенного осмотра помещений и территорий в рамках проведения таможенной проверки Акт приобщается к материалам проверки и хранится в деле в порядке, установленном для хранения материалов таможенной проверки.
IV. Формы контроля за исполнением
Административного регламента
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением
и исполнением должностными лицами таможенных органов
положений Административного регламента и иных нормативных
правовых актов, устанавливающих требования к исполнению
государственной функции, а также принятием решений
должностными лицами таможенного органа
46. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами таможенных органов Российской Федерации положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, начальниками таможенных органов (в ФТС России - начальником Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров) или их заместителями, начальниками подразделений таможенного контроля после выпуска товаров или их заместителями.
Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества исполнения
государственной функции, в том числе порядок и формы
контроля за полнотой и качеством исполнения
государственной функции
47. Контроль за полнотой и качеством исполнения должностными лицами таможенного органа государственной функции осуществляется в форме функциональных проверок деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, при проведении которых в том числе рассматриваются вопросы, связанные с исполнением государственной функции.
48. Функциональные проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Функциональные проверки проводятся на основании приказа таможенного органа.
49. Результаты функциональной проверки оформляются актом об итогах проверки, который содержит в том числе оценку полноты и качества исполнения должностными лицами таможенного органа государственной функции и рекомендации по устранению последствий выявленных нарушений.
Ответственность должностных лиц таможенных органов
за решения и действия (бездействие), принимаемые
(осуществляемые) ими в ходе исполнения
государственной функции
50. За неправомерные действия (бездействие) при осуществлении государственной функции должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
51. Персональная ответственность должностных лиц таможенного органа закрепляется в должностных инструкциях и должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
V. Досудебный порядок обжалования решений и действий
(бездействия) федерального органа исполнительной власти,
исполняющего государственную функцию, а также
его должностных лиц
52. Лицо, в отношении которого исполняется государственная функция, вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
53. Отказ лица, в отношении которого исполняется государственная функция, от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.
54. Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом.
55. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяется законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, законодательством об административном судопроизводстве и законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.
56. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется.
57. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами не позднее пяти рабочих дней со дня ее поступления. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее не позднее пяти рабочих дней в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с пунктом 56 Административного регламента, с уведомлением об этом в письменной форме лица, подавшего жалобу.
58. Жалоба на решение, действие (бездействие) ФТС России подается в ФТС России.
59. Организации участвуют в обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица через свои органы, действующие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
60. В защиту прав и законных интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица выступают их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить совершать действия по обжалованию другому избранному ими представителю.
61. От имени ликвидируемой организации при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
62. Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
63. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с федеральным законом. Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе.
64. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати). Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
65. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все действия, предусмотренные настоящей главой, включая подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе. При подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
66. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:
1) со дня, когда лицу, в отношении которого исполняется государственная функция, стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного регулирующим таможенные правоотношения международным договором или актом, составляющим право Евразийского экономического союза, актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.
67. В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица (далее - заявитель), восстанавливается таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.
68. Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
69. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается.
70. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать:
1) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
3) существо обжалуемого решения, действия (бездействия).
71. Заявитель может не представлять документы и сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе. Если представление таких документов и сведений имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений, но не более чем на три месяца со дня направления данного запроса. В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов и сведений решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы и сведения.
72. Подача жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемых решения, действия.
73. При наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют регулирующим таможенные правоотношения международным договорам и актам, составляющим право Евразийского экономического союза, и законодательству Российской Федерации о таможенном деле, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер либо может повлечь причинение значительного ущерба заявителю, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решений, действия до принятия решения по существу жалобы.
74. Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в следующих случаях:
1) если не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, в отношении которого исполняется государственная функция, не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
2) если не соблюдены требования, установленные пунктами 69 и 70 Административного регламента;
3) если лицо, в отношении которого исполняется государственная функция, уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
4) если предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом;
5) если жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном пунктами 59 - 64 Административного регламента;
6) если жалоба подана лицом, права, свободы или законные интересы которого обжалуемым решением, действием (бездействием) не были затронуты;
7) если предметом жалобы является акт (документ) таможенного органа или его должностного лица, не являющийся решением в области таможенного дела;
8) если имеется решение, принятое в соответствии с пунктами 84 - 91 Административного регламента этим же таможенным органом в отношении того же заявителя и о том же предмете жалобы;
9) если отсутствует предмет обжалования, то есть факт принятия решения таможенным органом либо совершения им действия (бездействия) не подтвердился.
75. Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее пяти рабочих дней со дня поступления указанной жалобы, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
76. В случаях, предусмотренных подпунктами 3, 8 и 9 пункта 74 Административного регламента, решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее пяти рабочих дней со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению либо судебного решения или иных документов, свидетельствующих о наличии оснований, препятствующих рассмотрению жалобы.
77. Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
78. Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе.
79. Повторная жалоба по тому же поводу может быть подана в пределах сроков, установленных пунктами 82 и 83 Административного регламента.
80. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица рассматривается вышестоящим таможенным органом.
81. От имени вышестоящего таможенного органа решение по жалобе принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо таможенного органа, им уполномоченное. При этом рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) ФТС России или ее должностного лица не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемое действие (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом.
82. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу.
83. Если таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, признает необходимым продлить указанный в пункте 82 Административного регламента срок рассмотрения данной жалобы, этот срок может быть продлен начальником этого таможенного органа или должностным лицом таможенного органа, им уполномоченным, но не более чем на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.
84. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по форме, определяемой ФТС России. В таком решении должны быть указаны:
1) наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
2) номер решения;
3) дата и место составления решения;
4) должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе, реквизиты документа, подтверждающего его полномочия по рассмотрению жалобы (за исключением начальника таможенного органа);
5) фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;
6) существо обжалуемых решения, действия (бездействия), включая сведения о таможенном органе (должностном лице), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
7) краткое изложение жалобы по существу;
8) доводы и основания для принятия решения по жалобе;
9) принятое по жалобе решение;
10) сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
85. Решение по жалобе должно быть подписано должностным лицом таможенного органа, принявшим указанное решение.
86. По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица таможенный орган:
1) признает правомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;
2) признает неправомерными обжалуемые решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.
87. В случае удовлетворения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично таможенный орган:
1) отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом обжалуемое решение;
2) отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом обжалуемое решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;
3) признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу, если такие меры и (или) действия не были приняты (совершены) ранее.
88. Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными, в течение 10 рабочих дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в указанном решении не установлен иной срок для их совершения.
89. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.
90. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с указанной жалобой, в пределах сроков, установленных пунктами 82 и 83 Административного регламента.
91. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
Приложение к Административному регламенту
Федеральной таможенной службы
по исполнению государственной
функции по проведению таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и или) территорий
БЛОК-СХЕМА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
Организация проведения таможенного осмотра помещений и территорий
Организация проведения таможенного осмотра помещений и территорий
Проведение таможенного осмотра помещений и территорий
Проведение проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков в ходе таможенного осмотра помещений и территорий
Оформление результатов проведения таможенного осмотра помещений и территорий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен проект Административного регламента ФТС России по проведению таможенного осмотра помещений и территорий.
Устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц таможенных органов при проведении данного вида контроля. Определяются места проведения осмотра.
За исполнение госфункции плату взимать не планируется.
Предусматриваются требования к информированию о госфункции. Планируется урегулировать вопросы досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа и должностных лиц.