Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
(подготовлен Росалкогольрегулированием 28.12.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части установления ответственности за неоднократную поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции по одному и тому же комплекту документов" (далее - проект федерального закона, законопроект) подготовлен Росалкогольрегулированием.
Подготовка проекта федерального закона осуществлялась с соблюдением положений разделов III, IV и VI Регламента Правительства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Проект федерального закона подготовлен во исполнение пункта 12 плана мероприятий ("дорожной карты") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. N 2413-р, в целях установления ответственности за неоднократную поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции по одному и тому же комплекту документов, сопровождающих оборот продукции, а также устанавливается право лицензирующего органа требовать от соискателя лицензии документ, подтверждающий географические координаты места осуществления деятельности.
В Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка складывается практика составления протоколов об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно указанным протоколам организациям вменяется нарушение требований статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в части оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
Названный вывод должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, основан на анализе деклараций, представленных производителями алкогольной продукции и последующими оптовыми организациями, в соответствии с которым установлено "задвоение" "затроение" и т.д. выпущенных от производителя объемов алкогольной продукции.
В тоже время организациями на каждую поставку представлены все сопроводительные документы, однако по одному комплекту документов осуществляется оборот алкогольной продукции в два и более раз превышающий объем вышедший от производителя.
Указанным образом реализуется схема легализации алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, путем ее сопровождения комплектами документов легальной алкогольной продукции.
Ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным законом N 171-ФЗ, установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Необходимо учесть, что при реализации схемы легализации алкогольной продукции, не задекларированной и таким образом, не признанной в законном обороте, ее покупка и продажа сопровождается комплектом документов на каждую партию.
В этой связи суды исходят из того, что все необходимые сопроводительные документы, предусмотренные статьей 10.2 Федерального закона N171-ФЗ, есть в наличии у привлекаемой организации и были представлены в ходе проведения проверки.
Таким образом, суды указывают на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В настоящее время складывается неоднозначная судебная практика. В 50 процентах случаев суды отказывают в привлечении к административной ответственности.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что в Арбитражных судах округов сложилась отрицательная практика по делам N А41-73289/2014 и NА41-72603/2014.
На основании вышеизложенного, в целях увеличения доли дел, рассматриваемых в пользу административных органов, считаем возможным применение дополнительной конкретизации части 2 статьи 14.16 КоАП РФ с указанием на невозможность сопровождения оборота алкогольной продукции фальсифицированными документами.
Для решения сложившейся ситуации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Кроме того, в целях эффективного контроля за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции предлагается установить право лицензирующего органа требовать от соискателя лицензии документ, подтверждающий значение координат характерных точек границ земельного участка. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" таким документом является кадастровый паспорт, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости. Наличие данной информации позволит контролирующим органам определять фактическое место осуществления деятельности лицензиата.
Реализация законопроекта не повлечёт изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, при этом не потребуется выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.