Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем"
(подготовлен Минтрудом России 12.03.2016 г.)
Введение
В настоящее время в России происходит масштабное обновление национальной системы квалификаций и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется, что в ближайшем времени профессиональные стандарты заменят привычные для всех Единый тарифно-квалификационный справочник и Единый квалификационный справочник (далее - ЕТКС и ЕКС).
В Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" Федеральным законом N 236-ФЗ от 03.12.2012 г. "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ официально введено понятие профессионального стандарта.
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта:
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональные стандарты разрабатываются в целях:
- обеспечения взаимодействия сферы труда и системы образования; поддержки непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учета требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения, в том числе модульных, экзаменационных требований;
- унификации, установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определения квалификационных требований к работникам; прозрачности подтверждения и оценке профессиональной квалификации работников, выпускников учреждений профессионального образования;
- совершенствования деятельности по подбору подходящей работы, профессиональной ориентации населения;
- оценки качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирования трудовых ресурсов, согласования требований рынка труда и развития сферы профессионального образования и обучения.
Разработка профессионального стандарта "Инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем" осуществлена в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (подпункты "в" и "г" пункта 1);
Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям";
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 970) (далее - Правила);
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р "Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы";
приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" (далее- Методические рекомендации);
приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов";
приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении макета профессионального стандарта" (в ред. приказа Минтруда России от 29 сентября 2014 N 665н);
приказом Минтруда России от 30 сентября 2014 г. N 671н "Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов".
Раздел I Общая характеристика вида профессиональной деятельности, обобщенных трудовых функций и трудовых функций
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
В соответствии с Методическими рекомендациями утвержденными приказом Минтруд РФ от "29" апреля 2013 г. N 170н о разработке профессионального стандарта (далее - ПС), в рамках вида профессиональной деятельности (далее - ВПД) была проведена декомпозицию деятельности и выделены следующие сущности:
- обобщенная трудовая функция (далее - ОТФ) - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;
- трудовые функции (далее - ТФ) - для целей методологии - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
- трудовое действие (далее - ТД) - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Одна обобщенная трудовая функция (ОТФ) включает профессиональную деятельность в едином производственном процессе, которая может быть выполнена одним работником в большинстве организаций. Таким образом, ОТФ отчасти корреспондирует с должностными обязанностями (типовой должностью), но не является тождественной должности в каждой конкретной организаций.
Формулировки обобщенных трудовых функций (ОТФ) и трудовых функций (ТФ) подбиралась таким образом, чтобы была ясна отраслевая принадлежность деятельности, "специфичность" деятельности. Наименование ОТФ и ТФ согласно методологии, должно включать "объект-действие-контекст".
Обобщенные трудовые функции (ОТФ) в рамках одного вида профессиональной деятельности (ВПД) выделялись таким образом, чтобы не "дублировать" друг друга по содержанию деятельности.
При выделении и наименовании обобщенных трудовых функций (ОТФ) соблюдались следующие требования:
- Требование полноты перечня ОТФ: совокупность обобщенных трудовых функций (ОТФ) полностью охватывает вид профессиональной деятельности ВПД, описываемый в профессиональном стандарте (ПС), выполнение всех перечисленных ОТФ необходимо и достаточно для достижения заявленной цели профессиональной деятельности.
- Требование относительной автономности ОТФ: по определению, ОТФ - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе. Каждая ОТФ должна представлять собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, т.е. ее выполнение должно приводить к получению конкретного(ых) отчуждаемого(ых) результата(ов).
- Требование точности формулировки: формулировка соответствует терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково пониматься большинством представителей профессионального сообщества.
- Требование проверяемости (сертифицируемости), то есть существует возможность объективной проверки владения человеком любой отдельно взятой ОТФ и любой отдельно взятой трудовой функции (ТФ).
В проекте профессионального стандарта выделены три ОТФ. Они характеризуются рядом показателей и основными путями их достижения. Распределение трудовых функций (ТФ) по уровням квалификации произведено на основе дескрипторов Национальной рамки квалификации Российской Федерации (НРК) в редакции Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н "Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов" см. Приложение N 4
Для выполнения ОТФ специалистам данного вида профессиональной деятельности требуются знания и умения в рамках 5-го - 7-го уровней квалификации.
Таблица N 1. Соответствие обобщенных трудовых функций (ОТФ) уровням квалификации
Обобщенные трудовые функции | ||
код |
наименование |
уровень квалификации |
A |
Обеспечение ввода в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации |
5 |
B |
Обеспечение ввода в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
6 |
C |
Координация деятельности по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
7 |
Функциональная композиция построена по принципу вложенности, предполагающему, что каждый последующий квалификационный уровень базируется на обобщенной трудовой функции (ОТФ) предыдущего уровня. Это определено тем, что специалист более высокого квалификационного уровня, при необходимости может осуществлять трудовые действия (ТФ) низших квалификационных уровней.
ОТФ "Обеспечение ввода в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации", соответствуют 5 уровню квалификации. Чаще всего это только что поступившие на службу специалисты, выполняющие трудовые действия только под контролем специалиста более высокой квалификации, в основном занимаясь текущей рутинной работой, часто в сотрудничестве с другими. Это период адаптации, профессиональной подготовки на рабочем месте.
Широта полномочий и ответственность данного уровня квалификации предусматривает самостоятельную деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации, и ее изменений, участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения, ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения.
Характер умений предполагает решение различных типов практических задач с элементами проектирования, выбор способа решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации, текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности.
Характер знаний предполагает применение профессиональных знаний технологического и методического характера, самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.
Основные пути достижения данного уровня квалификации:
Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных служащих.
Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки служащих, программы переподготовки служащих, программы повышения квалификации служащих
Дополнительные профессиональные программы
Без предъявления требований к практическому опыту. Это обусловлено сложившейся кадровой ситуацией, что на протяжении многих лет молодые специалисты, как с высшим, так и со средним профессиональным образованием после окончания учебных заведений гидрометеорологического профиля по распределению не приезжают по причине отсутствия жилья и низкой заработной платы. На "входе в профессию", то есть на низшем уровне специалисты выполняют трудовые действия только под контролем специалиста более высокой квалификации, часто совместно с другими членами коллектива. Это период адаптации, профессиональной подготовки на рабочем месте, непосредственно в процессе реализации вида профессиональной деятельности
ОТФ "Обеспечение ввода в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем", соответствуют 6 уровню квалификации.
Широта полномочий и ответственность данного уровня квалификации предусматривает самостоятельную деятельность, предполагающую определение задач собственной работы и (или) подчиненных по достижению цели, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений, ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения.
Характер умений предполагает умение осуществлять разработку, внедрение, контроль, оценку и корректировку направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний предполагает применение профессиональных знаний технологического и методического характера, в том числе, инновационных, осуществление самостоятельного поиска, анализа и оценку профессиональной информации.
Основные пути достижения данного уровня квалификации:
Высшее образование - бакалавриат
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки
Опыт выполнения работ по обеспечению ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и ремонта гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации, не менее 3 лет.
ОТФ "Координация деятельности по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем", соответствуют 7 уровню квалификации.
Широта полномочий и ответственность данного уровня квалификации предусматривает определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решений на уровне крупных подразделений, ответственность за результаты деятельности крупных подразделений.
Характер умений предполагает умение решать задачи развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных, разработка новых методов, технологий.
Характер знаний предполагает понимание методологических основ профессиональной деятельности, создание новых знаний прикладного характера в определенной области, определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и (или) организации.
Основные пути достижения данного уровня квалификации:
Высшее образование - специалитет, магистратура
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области; программы профессиональной переподготовки
Опыт выполнения работ по обеспечению ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и ремонта гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, не менее 3 лет.
Таблица N 2. Соответствие обобщенных трудовых функций наименованиям должностей, требованиям к образованию и опыту работы
код |
наименование |
уровень квалификации |
возможные наименования должностей, профессий |
требования к образованию и обучению |
требования к опыту практической работы |
A |
Обеспечение ввода в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации |
5 |
Инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем II категории |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных служащих. Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки служащих, программы переподготовки служащих, программы повышения квалификации служащих Дополнительные профессиональные программы |
Без требований к опыту практической работы |
B |
Обеспечение ввода в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
6 |
Инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем I категории |
Высшее образование - бакалавриат Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки |
Опыт выполнения работ по обеспечению ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и ремонта гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации, не менее 3 лет. |
С |
Координация деятельности по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
7 |
Ведущий инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
Высшее образование - специалитет, магистратура Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области; программы профессиональной переподготовки |
Опыт выполнения работ по обеспечению ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и ремонта гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, не менее 3 лет |
Важно отметить, что разработчиками в основу механизма продвижения по службе положена рекомендованная Всемирной метеорологической организацией схема продвижения по службе (Разделом "Уровни продвижения по службе" Наставления по применению стандартов образования и подготовки кадров в области метеорологии и гидрологии ВМО-N 1083 Издание 2012 г.)
В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мероприятий по совершенствованию организации и повышению эффективности труда, с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условия возможно:
В порядке исключения, по решению работодателя, принимаемого в том числе на основании рекомендации квалификационного органа, лица, обладающие необходимыми умениями, знаниями, выполняющие качественно и в полном объеме трудовые функции, но не соответствующие установленным требованиям к образованию и обучению, и (или) требованиям к опыту практической работы могут быть допущены к настоящей профессиональной деятельности равно, как и лица, имеющие соответствующее установленным требованиям образование и обучение, и (или) необходимый опыт практической работы.
Отсутствие медицинских противопоказаний как особое условие допуска к работе, обусловлено положениями Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 69, 185, 213).
В этой связи, все обобщенные трудовые функции (ОТФ) имеют две идентичные характеристики, представленные в таблице N 4
Таблица N 3 Идентичные (одинаковые) характеристики обобщенных трудовых функций (ОТФ)
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие медицинских противопоказаний |
Другие характеристики |
В порядке исключения, по решению работодателя, принимаемого в том числе на основании рекомендации квалификационного органа, лица, обладающие необходимыми умениями, знаниями, выполняющие качественно и в полном объеме трудовые функции, но не соответствующие установленным требованиям к образованию и обучению, и (или) требованиям к опыту практической работы могут быть допущены к настоящей профессиональной деятельности равно, как и лица, имеющие соответствующее установленным требованиям образование и обучение, и (или) необходимый опыт практической работы |
При распределении должностей, а в итоге и трудовых функций (ТФ), по квалификационным уровням учитывались требования, действующих в Российской Федерации, классификаторов:
- ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 26.05.2015
- ОКЗ - Общероссийский классификатор занятий;
- ОКПДТР - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016-94;
- ОКСО - Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 (дата введения 01.01.2004)
1.3. Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
Соотношение трудовых функций (ТФ) между выделенными уровнями квалификации специалистов построено по принципу вложенности, предполагающему, что каждый последующий квалификационный уровень базируется на трудовых функциях (ТФ) предыдущего уровня. Это определено тем, что специалист более высокого квалификационного уровня, при необходимости может осуществлять трудовые действия (ТД) низших квалификационных уровней.
Таблица N 4. Соответствие обобщенных трудовых функций (ОТФ) и трудовых функций (ТФ) уровням квалификации
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Обеспечение ввода в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации |
5 |
Приемка и освоение вновь вводимых в эксплуатацию гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации |
A/01.5 |
5 |
Техническое обслуживание гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации |
A/02.5 |
5 |
|||
Ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации |
A/03.5 |
5 |
|||
B |
Обеспечение ввода в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
6 |
Приемка и освоение вновь вводимых в эксплуатацию гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
B/01.6 |
6 |
Техническое обслуживание гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
B/02.6 |
6 |
|||
Ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
B/03.6 |
6 |
|||
C |
Координация деятельности по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
7 |
Планирование деятельности по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
C/01.7 |
7 |
Методическое руководство, организация, обеспечение реализации и контроль деятельности по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем |
C/02.7 |
7 |
Отнесение трудовых функций к указанным выше уровням квалификации обосновано их соответствием уровням квалификации, предусмотренным Положением к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 г N148н "Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов".
Уровни квалификации в профессиональном стандарте и уровни квалификации, предусмотренные в Положении к приказу от 12.04.2013 г N148н, имеют соответствия по характерам знаний и умений, по требованиям к уровню образования, по широте полномочий и ответственности, а также по путям достижения уровня квалификации.
Раздел II Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
2.1. Информация о порядке и сроках проведения этапов разработки профессионального стандарта
С осени 2014 года специалисты ООО "ИММУНИТЕТ" и специалисты структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды учреждений и совместно трудились, создавая проект профессионального стандарта "Инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем". В ходе разработки проекта профессионального стандарта разработчиками организовано:
Проведение анализа:
- российских и международных профессиональных стандартов и иных организационно-распорядительных документов по схожим видам профессиональной деятельности;
- состояния и перспектив развития соответствующих видов экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт;
- квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
- нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности.
На сайте Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru/ зарегистрировано уведомление о разработке проекта профессионального стандарта в ноябре 2014 г. и 2015 г.
Организована разработка, экспертное обсуждение и согласование проекта профессионального стандарта, с публикацией информации о ходе этих событий, путем размещения в сети Интернет, на сайтах разработчиков,
наряду с другими мероприятиями
- проведен подбор организаций для участия в исследовании вида профессиональной деятельности;
- проведен подбор группы экспертов, являющихся высококвалифицированными специалистами в исследуемой области, в методологии определения квалификаций и других аспектов содержания профессионального стандарта, для проведения широкого экспертного обсуждения разрабатываемого проекта профессионального стандарта и достижение консенсуса в профессиональном сообществе;
- осуществлен мониторинг технологий и содержания профессиональной деятельности, в целях внесения изменений в проект профессионального стандарта;
- осуществлено информирование о ходе разработки проекта профессионального стандарта ФГБУ "НИИ ТСС" Минтруда России и Минтруд России;
Обсуждения профессионального стандарта разработчики проводили, в соответствии с Методическим рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта", выбранным путем:
- размещения проекта профессионального стандарта и сопроводительных материалов в сети Интернет на сайтах разработчиков:
на сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) (http://www.meteorf.ru/documents/10/,http://www.meteorf.ru/documents/12/9 045/)
на сайте ООО "ИММУНИТЕТ" (http://pravokey.ru/?page_id=50605)
и на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.ru), на сайтах других заинтересованных организаций;
- проведения публичных мероприятий, в том числе интернет-конференций, круглых столов и других событий;
Результаты обсуждения профессионального стандарта, по итогам обсуждения обобщены разработчиками и опубликованы посредством сети Интернет, в том числе на сайтах разработчиков и разосланы на электронные адреса, в целях доведения до сведения участников обсуждения о завершении обсуждения проекта профессионального стандарта и его итогах.
Таблица N 5 Технология создания Профессионального стандарта
N |
название этапа |
детализация и результаты этапа |
сроки выполнения |
|||
1 |
Осмысление |
Составление "Дорожной карты" (план действий) |
Осень 2014 г. |
|||
Выделение и определение границ ВПД | ||||||
Определение потенциальных компетентных лиц для формирования рабочей группы | ||||||
2 |
Формирование рабочей группы
(вовлечение в компетентных лиц происходило, на протяжении всего периода создания профессионального стандарта постоянно) |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
||||
3 |
Разработка профессионального стандарта
|
Уведомление о начале разработки на сайте http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps791068 http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps1911936 |
Ноябрь 2015 г. Ноябрь 2014 г. |
|||
Кабинетное исследование Создание "МОДЕЛИ ВПД" на основе теоретического материала |
Добывание теоретического материала (поиск) |
Осень 2014 г.-Весна 2015 г. |
||||
Анализ и систематизация теоретического материала |
Международные документы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях |
Осень 2014 г.-Весна 2015 г. |
||||
Правительственные документы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях |
Осень 2014 г.-Весна 2015 г. |
|||||
НПА РФ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях |
Осень 2014 г.-Весна 2015 г. |
|||||
Руководящие документы ВМО |
Осень 2014 г.-Весна 2015 г. |
|||||
Руководящие документы Росгидромета |
Осень 2014 г.-Весна 2015 г. |
|||||
ЕКС, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы", утвержденные приказом Минздрава РФ от 16 февраля 2009 г. N 48 |
Осень 2014 г.-Весна 2015 г. |
|||||
Формирование семантического ядра и определение понятийно-терминологического аппарата |
Осень 2014 г.-Весна 2015 г. |
|||||
Формирование референтной группы (вовлечение в разработку и обсуждение компетентных лиц происходит постоянно) |
Осень 2014 г.-Лето 2015 г. |
|||||
Создание "МОДЕЛИ ВПД" на основе практического материала |
Добывание практического материала (полевое исследование) |
Наблюдения |
Осень 2014 г |
|||
Анкетирование | ||||||
Беседы |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
|||||
Опрос | ||||||
Глубинные экспертные интервью | ||||||
Анализ и систематизация практического материала |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
|||||
Сопряжение, обобщение теоретического и практического материала и его систематизация |
Формирование эскиза обобщенной "МОДЕЛИ ВПД" |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
||||
Нивелирование эскиза обобщенной "МОДЕЛИ" | ||||||
Декомпозиция эскиза обобщенной "МОДЕЛИ ВПД" (разборка ВПД на ОТФ, ОТФ на ТФ, ТФ на ТД) |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
|||||
Реконструкция эскиза обобщенной "МОДЕЛИ ВПД" (обратная сборка ТД в ТФ, ТФ в ОТФ, ОТФ в ВПД) | ||||||
Абстрактно-агрегированное преображение обобщенной "МОДЕЛИ ВПД" (отсекание всего что ниже и выше уровня обобщения) |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
|||||
Обогащение трудовых функций необходимыми УМЕНИЯМИ | ||||||
Обогащение трудовых функций необходимыми ЗНАНИЯМИ |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
|||||
Соотнесение ОТФ с утвержденными Уровнями квалификации | ||||||
Уточнение формулировок наименований ВПД, ОТФ, ТФ и основной цели ВПД |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
|||||
Соотнесение ВПД с общероссийским классификаторами ОКВЭД и ОКЗ и установка соответствующих кодов | ||||||
Уточнение возможных наименований должностей |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
|||||
Установка требований к уровню образования и практическому опыту работников | ||||||
Уточнение наличия особых условий допуска к работе и других характеристик |
Осень 2014 г.-Осень 2015 г. |
|||||
Соотнесение ОТФ (каждой в отдельности) с общероссийскими классификаторами ОКЗ, ОКПДТР, ОКСО и квалификационным справочником ЕКС для установки соответствующих кодов | ||||||
Занесение рабочего материала в форму Макета профессионального стандарта |
Осень 2014 г.-Зима 2015 г. |
|||||
4 |
Обсуждение проекта профессионального стандарта |
Опубликование "МОДЕЛИ ВПД" |
Публикация на сайте ООО "ИММУНИТЕТ" http://pravokey.ru/?page_id=50605 |
|||
Электронная рассылка по сети Росгидромет (массовая и индивидуальная) | ||||||
Публикация на сайте Росгидромет http://www.meteorf.ru/documents/10/ http://www.meteorf.ru/documents/12/9045/ |
Февраль, март, август , декабрь 2015 г. |
|||||
Адресное направление в Общероссийский профсоюз авиационных работников (ОПАР) |
Осень 2015 г. |
|||||
Достижение консенсуса в профессиональном сообществе |
Вовлечение компетентных лиц в разработку, экспертизу и обсуждение |
Зима 2015 г. Весна 2015 г. Лето 2015 г. Осень 2015 г. Зима 2015 г. |
||||
Проведение совещаний, круглых столов, интернет-конференций | ||||||
Получение обратной связи, первичная обработка достижения консенсуса в профессиональном сообществе | ||||||
5 |
Доработка профессионального стандарта и подготовка итогового варианта |
Обработка и анализ результатов обсуждения |
Зима 2015 г. Весна 2015 г. Лето 2015 г. Осень 2015 г. Зима 2015 г. |
|||
Внесение изменений учетом рекомендаций и замечаний | ||||||
Балансировка функциональной карты и общая гармонизация композиции | ||||||
Занесение рабочего материала в форму Макета профессионального стандарта (корректура) | ||||||
Оформление пакета для внесения проекта профессионального стандарта на утверждение | ||||||
6 |
Внесение проекта профессионального стандарта на рассмотрение |
2 марта 2015 г. Декабрь 2015 г. Февраль 2016 г. |
||||
7 |
Одобрение и Утверждение профессионального стандарта |
2016 г. |
2.2. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
Весь практический материал добывался на базе структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды учреждений, путем проведения:
Опрос носителей профессии проводился методами:
Анкетирование, "фотография" рабочего периода (наблюдение за процессом), экспертные, в том числе глубинные интервью.
Инструментарий опроса был представлен анкетами, и специально разработанными картами, таблицами, в которые интервьюеры и наблюдатели вносили данные о трудовом процессе
Параллельно с анкетированием проводился опрос в форме очных и телефонных интервью, глубинных интервью, а также в форме обмена информацией в электронном виде, наблюдений за исполнением трудового процесса, методом "фотография" рабочего периода.
Группа "респондентов-первопроходцев" состоящая из носителей профессиональных компетенций сформировалась из специалистов ФГБУ "Среднесибирское УГМС", в дальнейшем специалисты других управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, вовлекались путем адресного обращения по телефону и по электронной почте, как интервьюерами (представителями разработчика), так и принявшими участие в полевых исследованиях респондентами (представители профессии - специалисты УГМС). А также и по собственной инициативе присоединялись новые респонденты (представители профессии - специалисты УГМС).
Таким образом, в создание проекта Профессионального стандарта были вовлечены представители профессии всех регионов России.
Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении N1
2.3. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта
При выборе экспертов, привлеченных к разработке профессионального стандарта, были определены следующие требования:
- эксперт должен иметь опыт работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях не менее 5-ти лет;
- эксперт должен быть осведомлен о требованиях, предъявляемых к разработке профессиональных стандартов;
- эксперт должен представлять всю цепочку квалификационных уровней по данному виду деятельности и категории работ.
Более 100 специалистов соответствующих вышеупомянутым требованиям были вовлечены в обсуждение, экспертизу и доработку проекта профессионального стандарта.
2.4. Описание использованных методов
При разработке профессионального стандарта были использованы методы:
- для выделения трудовых функций и трудовых действий - метод описания бизнес-процессов, метод структурно-функционального анализа - изучение и построение деятельности, с последующей декомпозицией структуры деятельности и обобщения по целевой и результативной направленности;
- сбор различной информации, связанной с объектом и предметом исследования, и тематический анализ собранной информации;
- для сбора информации о необходимых умениях и знаниях, сведениях о квалификационных требованиях использовались коммуникационные методы: целевого глубинного интервьюирования, опроса, анкетирования, наблюдений, а также экспертного структурированного опроса;
- полученный массив данных был обработан, с помощью специализированной программы SPSS методом иерархического кластерного анализа Варда, при этом мерой расстояния был выбран квадрат Евклидова расстояния, так как эта мера более наглядно разделяет кластеры, после чего был сведен в матрицу данных деятельности.
-полученные результаты были проверены методом математического моделирования процессов, операций, их связей и результатов, что в итоге определило их формальные соотношения с принятыми критериями эффективности;
- собранные в ходе "полевых" и "кабинетных" исследований, данные позволили составить представление об алгоритме профессиональной деятельности Инженеров по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, компетенциях, необходимых для выполнения своих обязанностей на должном уровне, а также о ситуации, сложившейся в отрасли и в среде профессиональной подготовки соответствующих специалистов, для этого применялись методы:
- диалектический позволил проанализировать вид профессиональной деятельности через категории явлений "живой материи" процесса взаимодействия человека с предметом труда в пространстве, времени и взаимосвязях, и увидеть более ярко амплитуду между ответственностью за решение возложенных на отрасль задач и потенциалом кадрового дефицита.
- методы социометрии, контент-анализа, факторного анализа, и прочие, дали возможность подтвердить выдвинутые гипотезы, качественно и количественно изучить процессы, руководящие документы вида профессиональной деятельности и сформулировать рекомендации солидарные векторам государственного развития Российской федерации. В данной работе уместным будет упомянуть лишь актуально-приоритетный, условно обозначим как "айсберг" задач:
В аспекте развития Национальной системы квалификаций России в общем, и квалификационной рамки в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в частности:
- Создать вновь или преобразовав модернизировать существующую структуру в Совет по профессиональным квалификациям гидрометеорологической службы Российской Федерации, наделенный, в установленном порядке Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, образованным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 соответствующими референциями и полномочиями.
- Увеличивать положительную динамику процесса компенсации дефицита количества и качества компетентного персонала, в том числе через развитие неформального, в том числе спонтанного (информального*(1)), непрерывного профессионального обучения, путем популяризации сервисов электронного обучения в общем, а также культивирования, уже сейчас прекрасно функционирующих достоверных информационно-образовательных электронных ресурсов отрасли, готовящих специалистов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Раздел III Обсуждение проекта профессионального стандарта
3.1. Информация о порядке обсуждения, с указанием количества задействованных в разработке профессионального стандарта организаций и экспертов
Процессы разработки, профессионально-общественного обсуждения и экспертизы профессиональных стандартов, проходили в параллельном режиме,
Методами: анкетирование, проведения фокус-групп, экспертных бесед, в том числе глубинных интервью.
Путем проведения: мероприятий, в том числе интернет-конференций, круглых столов, специальных сеансов связи, в том числе видеосвязи, электронной переписки, посредством телекоммуникационной сети "Интернет", телефонных переговоров и других событий.
Более 1000 специалистов имеющих знания и навыки в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, из более 30 организаций гидрометеорологического профиля и научных учреждений Росгидромета, были задействованы в создании профессионального стандарта. Вместе с непосредственными носителями профессии, специалистами структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных Росгидромету учреждений, в обсуждении участвовали эксперты Общероссийского профсоюза авиационных работников, образовательных, научных и других организаций, обладающих опытом разработки профессиональных стандартов. Данный подход позволил оперативно проводить сравнительный анализ замечаний, перманентно осуществляя корректировку проекта профессионального стандарта, обеспечив сбалансированное слияние мнений в консенсус профессионального сообщества.
В ходе профессионально-общественного обсуждения и экспертизы рассматривались:
а) полнота выделения и формулировки обобщенных трудовых функций и трудовых функций в профессиональном стандарте;
б) отнесение трудовых функций к уровням квалификации, требования к образованию и опыту профессиональной деятельности, другие параметры проекта профессионального стандарта;
в) обоснованность и достаточность необходимых умений и знаний для выполнения работником соответствующих трудовых функций и трудовых действий;
г) обоснованность требований к уровню образования и практическому опыту работников;
д) корректность отнесения вида профессиональной деятельности и отдельных обобщенных трудовых функций к группам занятий, профессиям, должностям и специальностям общероссийских классификаторов (ОКЗ, ОКВЭД, ОКПДТР, ОКСО);
е) соответствие профессионального стандарта нормативным правовым актам в данной сфере деятельности.
В ходе профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проекта профессионального стандарта оценивалась возможность его применения работодателями, а также при разработке или уточнении федеральных образовательных стандартов, основных профессиональных образовательных программ, основных и дополнительных программ профессионального обучения, сертификации, квалификаций.
Профессионально-общественное обсуждение и экспертизу проекта профессионального стандарта разработчики проводили, в соответствии с Методическим рекомендациями выбранным путем:
- размещения проекта профессионального стандарта и сопроводительных материалов в телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах ответственного разработчика ООО "ИММУНИТЕТ", на специальном сайте Минтруда России ПАК "Профессиональные стандарты", в режиме актуализации, с развертыванием инструментария для обратной связи, с осени 2014 г. На сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с весны 2015 г. в рубрике "Проекты нормативно-правовых актов" размещены первоначальные проекты профессиональных стандартов". С августа 2015 г. проект профессионального стандарта с учетом предложений и замечаний неоднократно, в режиме актуализации публиковался на сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рубрике "Нормативно-правовые акты службы и подведомственных органов" и на указанных выше информационных ресурсах.
- проведения специальных сеансов связи, в том числе видеосвязи, электронной переписки, посредством телекоммуникационной сети "Интернет" и телефонных переговоров;
- проведения мероприятий, в том числе интернет-конференций, круглых столов и других событий;
В ходе профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проекта профессионального стандарта был получен ряд замечаний и рекомендаций, которые были изучены специалистами ООО "ИММУНИТЕТ" и специалистами Росгидромета. По результатам совместного обсуждения замечаний были приняты решения о внесении необходимых корректировок. Проект профессионального стандарта с учетом предложений и замечаний неоднократно, в режиме актуализации размещался на сайтах ответственного разработчика ООО "ИММУНИТЕТ", на специальном сайте Минтруда России ПАК "Профессиональные стандарты", сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Вместе с этим рассылалась информация на электронные адреса, проводился обзвон, в целях доведения до сведения участников профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проекта профессионального стандарта о его ходе и итогах.
Генеральный директор ООО "ИММУНИТЕТ", являясь ответственным разработчиком направил официальное письмо Руководителю Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александру Васильевичу Фролову, сообщающее о представлении для ознакомления и оценки проектов профессиональных стандартов "Инженер, техник по проведению лавинных работ", "Аэролог, техник-аэролог", "Инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем", созданных совместно специалистами ООО "ИММУНИТЕТ" и специалистами структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды учреждений.
Во исполнение поручения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 05-13-44/5604 от 12.03.2015 в Росгидромете распоряжением от 27. 04.2015 была создана рабочая группа по проектам профессиональных стандартов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (далее - Рабочая группа). 18 февраля сего года в ходе очередного заседания , рассмотрены и обсуждены результаты разработки, профессионально-общественного обсуждения и экспертизы, созданных совместно специалистами ООО "ИММУНИТЕТ" и специалистами структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных учреждений Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды профессиональных стандартов: "Инженер, техник по проведению лавинных работ", "Аэролог, техник-аэролог", "Инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем". Детально рассмотрены и обсуждены положения представленных проектов, обоснований выбора и другие результаты:
- Возможные наименования должностей, профессий
- Особые условия допуска к работе, другие и дополнительные характеристики
-
- Обоснованность требований к уровню образования и практическому опыту специалистов
- Корректность отнесения обобщенных трудовых функций к общероссийским классификаторам:
- Общероссийский классификатор занятий ОКЗ
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД
- Единый квалификационный справочник ЕКС
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных ОКПДТР
- Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО
- Возможность использования проектов профессиональных стандартов при разработке профессиональной образовательной программы
- Обоснованность выделения конкретных обобщенных трудовых функций в проектах профессиональных стандартов
- Обоснованность отнесения выделенных обобщенных трудовых функций и трудовых функций к конкретным уровням квалификации
- Полнота и обоснованность выделения конкретных трудовых функций в составе обобщенных
- Соответствие составов необходимых умений и знаний содержанию трудовых функций
- Соответствие проекта профессионального стандарта нормативной правовой базе в данной области
- Возможность использования проекта профессионального стандарта для:
- формирования должностных инструкций
- проведения аттестации, оценки квалификаций
- тарификации должностей
- Возможность использования проекта профессионального стандарта для разработки оценочных средств.
Обсуждаемые вопросы вызвали большой интерес у присутствующих. Члены Рабочей группы сошлись во мнении, что разработчиками была проведена большая работа и отмечено, что в соответствии с установленным порядком разработки, профессионально-общественного обсуждения и экспертизы профессиональных стандартов разработчиками организовано и многократно в реверсивном режиме реализовано:
Проведение анализа:
- российских и международных профессиональных стандартов и иных организационно-распорядительных документов по схожим видам профессиональной деятельности;
- состояния и перспектив развития соответствующих видов экономической деятельности, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт;
- квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
- нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности.
. В ходе создания профессиональных стандартов, для достижения консенсуса в профессиональном сообществе многократно прорабатывались вопросы:
- Соотнесение вида профессиональной деятельности и отдельных обобщенных трудовых функций к группам занятий, профессиям, должностям и специальностям общероссийских классификаторов (ОКЗ, ОКВЭД, ОКПДТР, ОКСО);
- Выделение в профессиональной деятельности обобщенных трудовых функций и трудовых функций;
- Соотнесение трудовых функций и трудовых действий к уровням квалификации;
- Полнота, достаточность, уровень обобщения, корректность и обоснованность включения трудовых действий в профессиональные стандарты;
- Обоснованность и достаточность необходимых умений и знаний для выполнения работником соответствующих трудовых функций и трудовых действий;
- Корректность и обоснованность требований к уровню образования и практическому опыту работников;
- Соответствие профессиональных стандартов нормативным правовым актам в данной сфере деятельности;
- Корректность выделения, полнота, формулировок обобщенных трудовых функций, трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний;
- Возможность применения при разработке или уточнении федеральных образовательных стандартов, основных профессиональных образовательных программ, основных и дополнительных программ профессионального обучения, сертификации квалификаций, а также возможность применения работодателями и другие параметры проекта профессиональных стандартов
-
Наряду с другими мероприятиями, разработчиками осуществлено:
- подбор организаций для участия в исследовании вида профессиональной деятельности;
- подбор группы экспертов, являющихся высококвалифицированными специалистами в исследуемой области
- проведение мероприятий, в том числе интернет-конференции, круглые столы и ряд других событий, в том числе посредством специальных сеансов связи и видеосвязи;
Посредством телекоммуникационной сети "Интернет" были опубликованы и доступны в режиме актуализации проекты профессиональных стандартов и сопроводительные материалы, а также развернут инструментарий для обратной связи. На сайте ответственного разработчика ООО "ИММУНИТЕТ", на специальном сайте Минтруда РФ ПАК "Профессиональные стандарты", в режиме актуализации с осени 2014 г. На сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с весны 2015 г. в рубрике "Проекты нормативно-правовых актов" размещены первоначальные проекты профессиональных стандартов". С августа 2015 г. проект профессионального стандарта с учетом предложений и замечаний неоднократно, в режиме актуализации размещался на сайте Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рубрике "Нормативно-правовые акты службы и подведомственных органов" и на указанных выше информационных ресурсах. Вместе с этим разработчиками рассылались информация на электронные адреса, проводился обзвон в целях доведения до сведения участников обсуждения о ходе и итогах обсуждения проектов профессиональных стандартов.
Процессы разработки, профессионально-общественного обсуждения и экспертизы профессиональных стандартов, проходили в параллельном режиме. Более 1000 специалистов имеющих знания и навыки в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, из более 30 организаций гидрометеорологического профиля и научных учреждений Росгидромета, были задействованы в создании профессионального стандарта. Вместе с непосредственными носителями профессии, специалистами структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных Росгидромету учреждений, в обсуждении участвовали эксперты Общероссийского профсоюза авиационных работников, образовательных, научных и других организаций, обладающих опытом разработки профессиональных стандартов. Данный подход позволил оперативно проводить сравнительный анализ замечаний, перманентно осуществляя корректировку проекта профессионального стандарта, обеспечив сбалансированное слияние мнений в консенсус профессионального сообщества.
По результатам проведенного заседания Рабой группой ЕДИНОГЛАСНО принято решение одобрить представленные ООО "ИММУНИТЕТ" проекты профессиональных стандартов "Инженер, техник по проведению лавинных работ, "Аэролог, техник-аэролог", "Инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем" и рекомендовать внести их на рассмотрение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
В приложения приводятся:
Приложение N 1 Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта, в части
Приложение N 2 Сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, в части
Приложение N 3 Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта, в части
Приложение N 4 Подтверждающая информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций, в части
Генеральный директор
ООО "ИММУНИТЕТ" И.Г. Валиулина
М.П.
Приложение N 1 Сведения организаций, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта, в части
Таблица
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
1 |
ФГБУ "Среднесибирское УГМС" |
Заместитель начальника отдела |
Брашкова Анна Александровна |
2 |
ФГБУ "Среднесибирское УГМС" |
Начальник отдела |
Шленская Наталья Сергеевна |
3 |
ФГБУ "Башкирское УГМС", |
Начальник АСПД |
Сорокин Эдуард Михайлович |
4 |
ФГБУ "Башкирское УГМС" |
Начальник СИ |
Аюпова Лидия Михайловна |
5 |
ФГБУ "Среднесибирское УГМС" |
Инженер |
Кирилл Латынин |
6 |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) |
Заместитель начальника отдела |
Комиссарова Наталья Анатольевна |
7 |
ООО "ИММУНИТЕТ" |
Генеральный директор |
Валиулина Инна Галимулловна |
9 |
ФГУП "СИБНИИ ВОДГЕО" |
Директор |
Аветисян Гагик Гришович |
10 |
Региональная служба средств измерений ФГБУ "Центральное УГМС" |
И.о. начальника |
Фурцев Николай Анатольевич |
11 |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) |
Заместитель начальника управления - начальник отдела |
Васин Сергей Дмитриевич |
Приложение N 2 Сведений об организациях и экспертах, привлеченных к формированию , экспертному обсуждению проекта профессионального стандарта, в части
Мероприятие
|
Дата проведения |
Организации |
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Обсуждение, экспертиза профессионального стандарта, в режиме электронной переписки посредством телекоммуникационной сети "Интернет" и телефонных переговоров |
Август -октябрь 2015 г. |
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ АВИАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ |
Председатель |
Селитринников Валерий Иванович |
Руководитель отдела охраны труда и правовой защиты |
Шарков Анатолий Ильич |
|||
Опрос методами: анкетирование, "фотография" рабочего периода (наблюдение за процессом), экспертные, в том числе глубинные интервью. Обсуждение, экспертиза профессионального стандарта, методами: анкетирование, проведения фокус-групп, экспертные, в том числе глубинные интервью. Путем проведения: мероприятий, в том числе интернет-конференций, круглых столов, специальных сеансов связи, в том числе видеосвязи, электронной переписки, посредством телекоммуникационной сети "Интернет", телефонных переговоров и других событий |
1. Октябрь - декабрь 2014 г. 2. Февраль - март 2015 г. 3. Август -ноябрь 2015 г. |
ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" |
Начальник |
Третьяков Владимир Николаевич |
ФГБУ "Приволжское УГМС" |
Начальник ЦСИМ |
Макашов Евгений Александрович |
||
ФГБУ "Забайкальское УГМС" |
Ио начальника |
Ляшко Ольга Леонтьевна |
||
ФГБУ "Среднесибирское УГМС" |
Заместитель начальника |
Сережкин Сергей Николаевич |
||
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) |
Главный специалист-эксперт |
Лунькова Юлия Александровна |
||
ООО "ИММУНИТЕТ" |
Генеральный директор |
Валиулина Инна Галимулловна |
||
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) |
Заместитель начальника управления - начальник отдела |
Васин Сергей Дмитриевич |
||
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) |
Заместитель начальника отдела |
Комиссарова Наталья Анатольевна |
||
ФГБУ "Среднесибирское УГМС" |
Начальник Учреждения |
Еремин Владимир Викторович |
||
Заместитель начальника Учреждения |
Бакова Людмила Александровна |
|||
Начальник отдела |
Березин Евгений Михайлович |
|||
Инженер |
Евгений Сергеевич Степаненко |
|||
Инженер |
Евгения Игоревна Савина |
|||
|
|
|||
Региональная служба средств измерений ФГБУ "Центральное УГМС" |
И.о начальника |
Фурцев Николай Анатольевич |
||
Начальник отдела |
Левина Людмила Васильевна |
|||
ФГБУ "Башкирское УГМС" |
Начальник АСПД |
Сорокин Эдуард Михайлович |
||
Начальник СИ |
Аюпова Лидия Михайловна |
Список организаций привлеченных к разработке, обсуждению и экспертизе профессионального стандарта в режиме электронной переписки, телефонных переговоров, в том числе посредством специальных сеансов связи и видеосвязи:
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), в составе:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Чукотское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды "Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан"
Приложение N 3 Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта, в части
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1 |
Ананин Владимир Евгеньевич |
ФГБУ "Колымское УГМС" Начальник ССИ |
В ОТФ 3, ТФ 3.1, ТФ 3.2 Слово "проверке" заменить на "поверке" |
Принято |
2 |
Губаревич Ярослав Николаевич |
ФГБУ "Колымское УГМС" Начальник МРО ССИ |
Стр. 6 Трудовые действия, Стр 11 п.3.2.2. трудовая функция, Стр. 14 п. 3.3.1. трудовые действия код С/01/7 Стр. 15 п. 3.3.2. трудовая функция Код С/02.7 Слово "проверке" заменить на "поверке" |
Принято |
3 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
По всему тексту ПС слова "эксплуатация" заменить на слова "техническое обслуживание и ремонт" |
Принято. |
4 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
В названии вида профессиональной деятельности (ВПД) слова "Обеспечение комплектации и эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем" заменить на слова "Техническое обслуживание и ремонт гидрометеорологических приборов, оборудования и систем" |
Принято. |
5 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
В поле цель ВПД слово "режима" исключить, в новой редакции слова "Обеспечение бесперебойного режима эксплуатации" заменить на слова "Обеспечение бесперебойной эксплуатации" |
Принято. |
6 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
В ТФ1.3, ТФ2.3 слова "Принятие мер по выполнению ремонта" заменить на слова "Выполнение технического обслуживания и ремонта" |
Принято. |
7 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
В упоминаниях кодов ОКЗ слова "2152 Инженеры по телекоммуникациям" заменить на слова "2152 Инженеры-электроники" и слова "2153 Инженеры-электроники" заменить на слова "2153 Инженеры по телекоммуникациям" |
Принято. |
8 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
В наименованиях должностей слова "по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем" заменить на слова "по техническому обслуживанию и ремонту гидрометеорологических приборов, оборудования и систем" |
Не принято |
10 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
В 3.1.1. Трудовая функция "Участие в приеме и освоении вновь вводимых в эксплуатацию гидрометеорологических приборов, оборудования и систем под контролем специалиста более высокой категории" изъять слова " в организации " |
Принято частично. В новой редакции изложено: "Организация и проведение работ по монтажу, установке гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой квалификации" |
11 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
из перечня "Необходимых знаний" исключить "Взаимосвязь процессов и явлений, происходящих в природе" |
Принято. |
12 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
Требования к образованию и обучению изложить в следующей редакции: "Высшее профессиональное образование по специальности " Гидрометеорология", "Прикладная гидрометеорология" или высшее профессиональное образование в области математических и естественных наук, в области инженерного дела, технологии и технических наук после профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности" |
Принято частично. В новой редакции изложено, в соответствии с Методическими рекомендациями: По 5 УК "Среднее профессиональное образование - программы подготовки квалифицированных служащих Профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки служащих, программы переподготовки служащих, программы повышения квалификации служащих Дополнительные профессиональные программы" По 6 УК "Высшее образование - бакалавриат Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки" По 7 УК "Высшее образование - специалитет, магистратура Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации в области; программы профессиональной переподготовки" |
13 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
Требования к опыту практической работы изложить в редакции: По 5 УК слова "Опыт практической работы в должности инженера по техническому обслуживанию и ремонту гидрометеорологических приборов, оборудования и систем II категории не менее 1 года" По 6 УК Высшее профессиональное образование по специальности " Гидрометеорология", "Прикладная гидрометеорология" или высшее профессиональное образование в области математических и естественных наук, в области инженерного дела, технологии и технических наук после профессиональной переподготовки по направлению профессиональной деятельности. По 7 УК |
Принято частично. По 5 УК В соответствии с Методическими рекомендациями в графе "Требования к опыту практической работы" - характер и продолжительность такого опыта. При отсутствии требований ставится прочерк; По 6 УК "Опыт выполнения работ по обеспечению внедрения и технической эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, под контролем специалиста более высокой категории, не менее 3 лет" По 7 УК Опыт выполнения работ по обеспечению внедрения и технической эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем, не менее 3 лет |
14 |
Макашов Е.А. |
ФГБУ "Сибирское УГМС" Начальник Центра средств измерений и метрологии |
По всему ПС, при описании Характеристик в полях "Дополнительные характеристики" вставить текст "В порядке исключения, по решению работодателя, принятого на основании рекомендации коллегиального квалификационного органа лица, обладающие необходимыми умениями и знаниями для качественного выполнения полного объема должностных обязанностей, но не имеющие образования и(или) опыта практической работы, соответствующих установленным в разделах "Требования к образованию и обучению" и "Требования к опыту практической работы", могут быть назначены на должности с установленными требованиями так же, как и лица, имеющие необходимое образование и необходимый опыт практической работы" |
Принято частично. В новой редакции изложено: "В порядке исключения, по решению работодателя, принимаемого в том числе на основании рекомендации квалификационного органа, лица, обладающие необходимыми умениями, знаниями, выполняющие качественно и в полном объеме трудовые функции, но не соответствующие установленным требованиям к образованию и обучению, и (или) требованиям к опыту практической работы могут быть допущены к настоящей профессиональной деятельности равно, как и лица, имеющие соответствующее установленным требованиям образование и обучение, и (или) необходимый опыт практической работы" |
15 |
Сорокин Эдуард Михайлович |
ФГБУ "Башкирское УГМС", начальник АСПД |
Добавить код ОКВЭД 95.12 Ремонт коммуникационного оборудования. Так как Группа занятий 2153 "Инженеры по телекоммуникациям" не обеспечена видами экономической деятельности |
Принято частично. Добавлен код ОКВЭД, имеющий в составе 95.1 Ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования: ОКВЭД 95.11 Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования Код ОКВЭД 95.12 Ремонт коммуникационного оборудования |
16 |
Сорокин Эдуард Михайлович |
ФГБУ "Башкирское УГМС", начальник АСПД |
Желательно что-бы Группа занятий 2125 "Инженеры-электроники" имели возможность ремонтировать вычислительную технику поскольку современные системы подразумевают её наличие, в этой связи добавить код ОКВЭД 95.11 Ремонт компьютеров и периферийного оборудования |
Принято частично. Добавлен код ОКВЭД, имеющий в составе 95.1 Ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования: ОКВЭД 95.11 Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования Код ОКВЭД 95.12 Ремонт коммуникационного оборудования В ОКЗ не имеем возможности внести изменения |
17 |
Сорокин Эдуард Михайлович |
ФГБУ "Башкирское УГМС", начальник АСПД |
В упоминаниях кодов ОКЗ слова "2152 Инженеры по телекоммуникациям" заменить на слова "2152 Инженеры-электроники" и слова "2153 Инженеры-электроники" заменить на слова "2153 Инженеры по телекоммуникациям" |
Принято. |
18 |
Сорокин Эдуард Михайлович |
ФГБУ "Башкирское УГМС", начальник АСПД |
По всему ПС "Необходимые знания" слово "_радиоэлектронной" заменить на слова "_электронной, радиоэлектронной" |
Принято. |
19 |
Сорокин Эдуард Михайлович |
ФГБУ "Башкирское УГМС", начальник АСПД |
По всему ПС в "Необходимые знания" слово "функционал" заменить на слово "функциональность", так как считаем, что термин "функционал" относится к области математики |
Принято. |
20 |
Аюпова Лидия Михайловна |
ФГБУ "Башкирское УГМС", начальник СИ |
Замечаний нет |
Принято. |
21 |
О.Л.Ляшко И.о. начальника |
ФГБУ "Забайкальское УГМС" |
Большинство специалистов считают предложенные к ознакомлению профессиональные стандарты понятными и приемлемыми. Как замечание предлагаю учесть, что ПС как по инженерным, так и по техническим должностям не предусматривают наличие этих должностей без категории, в то время как существующие реалии таковы, что преобладающее большинство работников управления не имеют профильного (гидрометеорологического) образования. На протяжении многих лет молодые специалисты, как с высшим, так и со средним профессиональным образованием после окончания учебных заведений гидрометеорологического профиля по распределению не приезжают по причине отсутствия жилья и низкой заработной платы. На практике обучение работников специальностям на технические должности осуществляется путем ученичества на рабочих местах и, переводить работника после приобретения минимальных навыков и опыта работы, имеющих образование не выше общего среднего или не профильное образование, на должности с категорией представляется преждевременным. На инженерные должности в большинстве случаев переводятся работники технического со става, имеющие значительный стаж и опыт работы. |
Принято. |
22 |
В.Н. Третьяков |
ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" |
на стр. 5 в разделе "необходимые умения" вероятно пропущено слово "состояния" |
Принято. |
23 |
В.Н. Третьяков |
ФГБУ "Верхне-Волжское УГМС" |
на стр 58 в разделе "Необходимые знания" требуют пояснения термины в требуемых знаниях "Взаимосвязь процессов и явлений, происходящих в природе", "достоверные информационные ресурсы". В этом же разделе не понятно что подразумевается по термином "функционал оборудования" |
Принято. Взаимосвязь процессов и явлений, происходящих в природе исключено из необходимых знаний, термин "функционал" заменен на термин "функциональность" |
24 |
С.Н. Сережкин |
ФГБУ "Среднесибирское УГМС" |
Авторами проектов в целом учтены все трудовые функции профессиональной деятельности, необходимые знания и умения, требования к образованию и опыту практической деятельности |
Принято. |
25 |
|
Эксперты Минтруда |
Раздел I проекта профессионального стандарта: Убрать пустые ячейки при перечислении кодов ОКЗ |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
26 |
|
Эксперты Минтруда |
Раздел II проекта профессионального стандарта: Рекомендуется не использовать несколько отглагольных существительных как однородных членов; при выявлении в наименовании обобщенной трудовой функции (ОТФ) "цепочки" однородных отглагольных существительных рекомендуется оставить последнее, а остальные "записать" как трудовые функции (ТФ). Следует использовать однозначные и определенные термины - слова с минимально агрегированным значением (максимально агрегированные/неопределенные термины: "обеспечение", "осуществление", "участие", и др.). Необходимо указывать, что делает, когда "обеспечивает", "участвует". |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
27 |
|
Эксперты Минтруда |
Раздел III проекта профессионального стандарта: Добавить графу "Другие характеристики" после графы "Особые условия допуска к работе" во всех обобщенных трудовых функциях (ОТФ). |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
28 |
|
Эксперты Минтруда |
Требования к образованию: для всех ОТФ указать в соответствии с законодательством Российской Федерации и Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (приказ Минтруда России от 29 апреля N 170н) и Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н), для 5 квалификационного уровня в ОТФ А требования завышены (требуется ВПО). Направление подготовки в данной графе указывается только в случае, если нет соответствующих направлений в классификаторе ОКСО ВПО и ОКСО СПО - данное условие недействительно для проекта профессионального стандарта, так как классификаторы ОКСО содержат направления подготовки, соответствующие уровням квалификации работников для данного ВПД. |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
29 |
|
Эксперты Минтруда |
Требования к опыту работы: не рекомендуется указывать должности, в которых работник получал опыт, рекомендуется указывать область (сферу )получения опыта. При наличии нескольких образовательных траекторий требования к опыту работы указать для каждой траектории. В таблице "Дополнительные характеристики" указать код профессии по ОКПДТР для всех ОТФ. Указать коды ОКСО по требуемым направлениям образования |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
30 |
|
Эксперты Минтруда |
Трудовые действия: в наименовании ТД должен быть обозначен "предмет труда", "процесс" и должна быть понятна задача, которая достигается или решается в ходе процесса. Формулировки ТД не соответствуют этому условию, так как ТД сформулированы общими словами и не дают представлений о предмете труда и решаемой задаче, например, ТФ А/01.5 - ТД "Участие в организации проведении подготовительных, монтажных, установочных работ гидрометеорологических приборов, оборудования и систем под контролем специалиста более высокой категории"; ТФ В/01.6 - ТД "Ознакомление с документацией по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем". Замечание действительно для всех ТД в ОТФ А, ОТФ В, ОТФ С. ОТФ А, ОТФ В, ОТФ С: формулировки ТД общие и максимально агрегированные (участие, изучение, проведение, осуществление и прочее), что не соответствует требованиям Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта (приказ Минтруда России от 29 апреля N 170н). Необходимо указать, что именно делает работник, когда "участвует/проводит/изучает" |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
31 |
|
Эксперты Минтруда |
Необходимые умения: перечень не может полностью и дословно дублировать перечень трудовых действий (как в ТФ А/02.5). Умения должны соотноситься, например, так, действие "управление автомобилем" - умение "владеть педалями", умение "использовать механическую трансмиссию", умение "ориентироваться в дорожной обстановке". Перечень умений должен формироваться с учетом необходимости и достаточности для выполнения всех трудовых действий в данной конкретной трудовой функции |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
32 |
|
Эксперты Минтруда |
Необходимые знания: перечень знаний должен формироваться с учетом полноты и необходимости для выполнения перечня трудовых действий и полностью соотноситься с последним. Перечень знаний не может включать перечисления, каждое знание указать в отдельной графе, например, в ТФ А/01.5, знания (дублируется в других ТФ): Взаимосвязь процессов и явлений, происходящих в природе; Достоверные информационные ресурсы (в том числе служебные), места их размещения, способы получения к ним доступа и методы их эффективного использования в части и объеме необходимых для выполнения профессиональных задач; Возможности и функционал оборудования, программного (в том числе специального служебного) обеспечения и Интернет, в части и объеме необходимых для выполнения профессиональных задач; Правила техники безопасности, оказания первой (доврачебной) медицинской помощи и требования охраны труда, в части и объеме необходимых для выполнения профессиональных задач; Требования, предъявляемые к качеству выполняемых профессиональных задач, к рациональной организации труда, в части и объеме необходимых для выполнения профессиональных задач; Указанные формулировки не дают представления о профессиональной и отраслевой принадлежности знаний, а также для выполнения каких ОТФ/ТФ/ТД эти знания необходимы. Не рекомендуется использовать слова "основы", "основные", формулировки должны быть точными и полными (принципы, методы и прочее в требуемой области) |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
33 |
|
Эксперты Минтруда |
Сведения об организации-разработчике (разработчиках) должны содержать организационно-правовую форму, выраженную аббревиатурой, полное наименование, местонахождение. Родовые слова в местонахождении должны быть записаны без сокращений (город, область, край и т. п.) |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
34 |
Групповое предложение основного состава разработчиков |
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) |
В профессиональный стандарт не должен быть "дублером" регламентирующих, наставляющих, инструктирующих служебных материалов, он должен к ним отсылать, что бы исполнители профессии больше и чаще обращались к действующей регламентирующей, наставляющей, инструктирующей и справочной документации |
Принято. В новой редакции изложено в соответствии с Методическими рекомендациями |
-------------------------------------------
*(1) словарно-справочное пособие: Разработка и применение профессиональных стандартов 2014
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.