Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части совершенствования механизма ротации государственных гражданских служащих)"
(подготовлен Минтрудом России 23.03.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части совершенствования механизма ротации государственных гражданских служащих)" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), регламентирующих порядок проведения ротации государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие).
При подготовке законопроекта учтены результаты мониторинга организации процесса ротации федеральных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, проведенного Минтрудом России в 2015 г. во исполнение отдельных положений подпункта "и" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014 - 2015 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 226.
Законопроектом предлагается внести комплексные изменения в Федеральный закон N 79-ФЗ, направленные на расширение практики использования механизма ротации как эффективного инструмента по противодействию коррупции, устранение существующих организационных барьеров, препятствующих проведению ротации гражданских служащих, рост мотивации гражданских служащих, подлежащих ротации, к назначению на иные должности государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) в порядке ротации, а также повышение ее эффективности в целом.
Учитывая, что ротация является, в первую очередь, кадровой технологией, направленной на противодействие коррупции, законопроектом предлагается предусмотреть проведение обязательной ротации по отдельным должностям гражданской службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих не только функции по контролю и надзору, но и функции по оказанию государственных услуг, а также управлению государственным имуществом.
Принимая во внимание коррупционные риски, связанные с замещением отдельных должностей гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 2 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ в части уточнения категорий гражданских служащих в указанных органах, которые подлежат обязательной ротации.
Так, в соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией части 2 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ обязательной ротации подлежат гражданские служащие, замещающие должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. При этом предусматривается возможность проведения ротации в отношении иных гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, по решению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Предлагаемые законопроектом изменения в части пересмотра должностей гражданской службы, по которым предусматривается обязательная ротация, с одной стороны, позволит расширить применение ротации в отношении тех должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а с другой стороны, сократить трудозатраты федеральных органов исполнительной власти на организацию и проведение ротации в связи с исключением нормы об обязательной ротации в отношении наиболее многочисленной категории гражданских служащих - начальников и заместителей начальников структурных подразделений территориальных органов. В этой связи следует также отметить, что предусмотренный законопроектом подход не потребует дополнительных финансовых ресурсов на обеспечение установленных статьей 52 Федерального закона N 79-ФЗ государственных гарантий, связанных с ротацией.
Законопроектом также предусмотрены изменения в статью 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ, направленные на решение проблемы, связанной с существенной продолжительностью процедуры согласования планов проведения ротации федеральных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, подведомственных федеральным министерствам, при внесении изменений в них с соответствующим федеральным министром.
Так, с учетом положений части 3 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ в настоящее время федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении федеральных министерств, обязаны утверждать план проведения ротации гражданских служащих по согласованию с федеральным министром. Принципиальным моментом в согласовании данного плана с вышестоящим органом является кадровая политика, связанная, в том числе с утверждением конкретной кандидатуры на должность руководителя территориального органа в определенном субъекте Российской Федерации непосредственно федеральным министром.
Однако, на практике, большинство изменений, требуемых к внесению в утвержденный план, связаны именно с необходимостью корректировки сроков проведения ротации. Кроме того, в план включаются также гражданские служащие, замещающие нижестоящие должности категории "руководители" в территориальных органах.
С учетом изложенного, в целях оптимизации временных ресурсов, необходимых для уточнения положений утвержденного плана проведения ротации, законопроектом предлагается дополнить статью 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ частью 3.1, направленной на исключение необходимости согласования федеральным органом исполнительной власти, находящемся в ведении федерального министерства, изменений в план проведения ротации, не связанных с изменением кандидатур, планируемых к назначению на должности федеральной гражданской службы в порядке ротации, с федеральным министром.
В целях повышения мотивации гражданских служащих к замещению ротационных должностей и использования механизма ротации как кадровой технологии, направленной на повышение эффективности гражданской службы в целом, законопроектом предлагается внести изменения в часть 5 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ, предусмотрев возможность проведения ротации гражданских служащих в порядке должностного роста путем назначения на должности гражданской службы более высокой группы при условии соответствия указанных лиц квалификационным требованиям к данным должностям.
Для стимулирования гражданских служащих, подлежащих ротации, к назначению на иные должности гражданской службы в порядке ротации законопроектом также предусматривается внесение изменений в статью 52 Федерального закона N 79-ФЗ, дополняющих ее государственными гарантиями, предоставляемыми членам семей гражданских служащих, назначенных на должности гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности. Предлагаемые к включению в Федеральный закон N 79-ФЗ государственные гарантии аналогичны тем, которые предусмотрены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в отношении членов семей военнослужащих при изменении места прохождения ими военной службы.
Помимо вышеизложенного, законопроектом предлагается пересмотреть подход к сроку замещения должности гражданской службы в порядке ротации.
В настоящее время ротационная должность гражданской службы замещается на конкретный срок продолжительностью от 3-х до 5-ти лет, определенный в календарном исчислении и ограниченный конкретной датой, которая указывается в срочном служебном контракте или дополнительном соглашении к служебному контракту.
Вместе с тем, на практике, регулярная оптимизация численности кадрового состава государственных органов и иные обстоятельства, влекущие внеплановое увольнение лиц с ротационных должностей и назначение на них новых гражданских служащих, приводят к необходимости внесения изменений не только в план проведения ротации, но и в служебный контракт с гражданским служащим, который должен ротироваться на данную должность, в части изменения срока его действия.
В целях устранения вышеназванной проблемы предлагается ограничить срок действия служебного контракта, заключаемого в связи с назначением на должность гражданской службы, по которой предусматривается ротация, не конкретным временным интервалом, ограниченным календарной датой, а событием - назначением гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации, предусмотрев при этом императивную норму о необходимости ротации гражданских служащих по истечении не менее 2-х и не более 4-х лет с даты назначения его на ротационную должность.
В рамках предлагаемого законопроектом подхода конкретные плановые сроки ротации гражданских служащих будут устанавливаться в плане проведения ротации, который может регулярно обновляться в связи с происходящими изменениями. При этом изменение указанных сроков в пределах допустимого интервала (от 2-х до 4-х лет) не потребует внесения изменений в служебные контракты с гражданскими служащими.
С учетом данных изменений, законопроектом также предусматривается уточнение оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы в случае отказа гражданского служащего от предлагаемой к замещению должности гражданской службы по уважительным причинам, установленным частью 8 статьи 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ, и при их отсутствии.
Законопроектом предлагается дополнить статью 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ новой частью, устанавливающей запрет для гражданского служащего, замещавшего ротационную должность гражданской службы и уволенного с гражданской службы по причине отказа от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации без уважительной причины, на повторное замещение той же должности гражданской службы, а также иных должностей гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением установленных функций, в государственном органе, из которого гражданских служащий был уволен, в течение 3-х лет с даты увольнения.
Предлагаемая законопроектом норма направлена на решение проблемы, связанной с переназначением гражданских служащих, подлежащих ротации, на те же самые должности гражданской службы, с которых они должны ротироваться, путем увольнения с данных должностей и повторного назначения на них.
Законопроектом также предусмотрена переходная норма, направленная на предотвращение переноса сроков ротации отдельных категорий гражданских служащих в связи с вступлением его в силу.
Принятие законопроекта позволит усовершенствовать правовое регулирование механизма ротации гражданских служащих и повысить мотивацию как федеральных государственных органов, так и гражданских служащих к ее проведению.
Законопроект не затрагивает положений Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положений иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.