Минэкономразвития России в соответствии с разделом VI Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в главу II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором, и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные 38 - 41 правил проведения оценки регулирующего воздействия, соблюдены.
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения впервые.
В отношении проекта акта проведены публичные обсуждения в срок с 23 сентября по 20 октября 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена Роспотребнадзором на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/10/09-15/00040320).
В ходе публичного обсуждения замечаний и предложений не поступало. Минэкономразвития России в рамках подготовки настоящего заключения с 3 по 13 ноября 2015 г. провело публичные консультации по проекту акта, по результатам которых замечания и предложения представлены РСПП, Некоммерческой организацией "Ассоциация добытчиков минтая" (справка прилагается).
Проектом акта проектируются следующие изменения в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" (далее - Единые требования):
требование об указании в маркировке мороженой глазированной рыбной продукции информации о массе нетто продукции без массы глазури;
требование об ограничении содержания влаги при обработке филе рыбы с использованием пищевых добавок после снятия глазури объемом не выше 86 процентов массы филе рыбы;
требование об ограничении массы нанесенной глазури: для мороженой рыбной продукции, произведенной из рыбы, - в объеме не выше 5% массы нетто от глазированной мороженой рыбной продукции; для продукции из ракообразных и продуктов их переработки - в объеме не выше 7% массы нетто от глазированной мороженой рыбной продукции; для продукции из прочих (за исключением ракообразных) нерыбных объектов водного промысла (молюсски, беспозвоночные, морские водоросли) земноводных, пресмыкающихся и продуктов их переработки - в объеме не выше 8% массы нетто от глазированной мороженой рыбной продукции.
1. Обращаем внимание, что в 2011 году в ходе обсуждения Дополнений и изменений N 22 к СанПиН 2.3.1078-01 "Гигиенические требования безопасности к пищевой ценности пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 177 (далее - Дополнения), в соответствии с которыми с 1 апреля 2011 г. было введено требование о том, что масса глазури, нанесенной на мороженую рыбную продукцию, произведенную из рыбы, не должна превышать 5% массы нетто; из ракообразных и продуктов их переработки - 7%; из прочих (за исключением ракообразных) нерыбных объектов водного промысла (моллюски, беспозвоночные, морские водоросли) земноводных, пресмыкающихся и продуктов их переработки - 8%, Минэкономразвития России неоднократно высказывало позицию о невозможности их поддержки (Дополнение в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" было зарегистрировано Минюстом России без заключения об оценке регулирующего воздействия).
Действие Дополнений было приостановлено приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. N 1526 "О приостановлении действия Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.04.2010 N 27 "Об утверждении СанПиН 2.3.2.2603-10 "Дополнение N 17 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36" и Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2010 N 177 "Об утверждении СанПиН 2.3.2.2804-10 "Дополнения и изменения N 22 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 N 36".
В рамках обсуждения Дополнений в Минэкономразвития России поступали обращения субъектов предпринимательской деятельности, РСПП, Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", Союза потребителей Российской Федерации, отраслевых научных институтов ФГУП "ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии" и ФГУП "Атлантический НИИ рыбного хозяйства и океанографии" о негативных последствиях для производителей, а также потребителей, возникших в связи с вступлением в силу Дополнений в связи со снижением качества мороженой рыбной продукции из-за введенных ограничений массы глазури, об отсутствии соответствующих научных данных, подтверждающих корректность установленных ограничений.
2. Обращаем внимание, что согласно статье 56 раздела XI Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор, Союз) "Общие принципы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер" санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры применяются на основе принципов, имеющих научное обоснование, и только в той степени, в которой это необходимо для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений.
До настоящего времени в Минэкономразвития России не поступало научного обоснования проектируемых ограничений массы глазури мороженой рыбной продукции.
3. В настоящее время в высокой степени готовности находится проект технического регламента Таможенного союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (далее - проект ТР ТС), положениями которого предусмотрены требования, являющиеся предметом проекта акта.
3.1. Так, согласно подпункту "ж" пункта 73 проекта ТР ТС для глазированной пищевой рыбной продукции маркировка, наносимая на потребительскую упаковку и (или) на листок-вкладыш, должна содержать информацию о массе нетто пищевой рыбной продукции без глазури.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 51 Договора техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в том числе в соответствии со следующими принципами: установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза; применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий. Одновременно статьей 53 Договора определено, что со дня вступления в силу технического регламента Союза на территориях государств-членов соответствующие обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные законодательством государств-членов или актами Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), действуют только в части, определенной переходными положениями, и с даты завершения действия переходных положений, определенных техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии, не применяются для выпуска продукции в обращение, оценки соответствия объектов технического регулирования, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Союза.
Таким образом, полагаем нецелесообразным и несвоевременным определение требования пункта 1 проекта акта.
3.2. Нормы допустимого содержания влаги в мышечной ткани мороженой пищевой рыбной продукции из основных видов промысловых рыб и водных беспозвоночных определены в зависимости от вида продукции в приложении N 7 к проекту ТР ТС. В связи с этим представляется несвоевременным по основаниям, указанным в пункте 3.1. настоящего заключения, проектирование показателя "содержания влаги при обработке филе рыбы" "не выше 86% массы филе рыбы". Кроме того, научных обоснований такого уровня содержаний влаги разработчиком не представлено (также как и в случае с проектированием доли глазировки в массе мороженой рыбной продукции).
3.3. Пунктом 33 проекта ТР ТС установлены допустимые уровни массы наносимой глазури на рыбную продукцию.
При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из рыбы масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 5% от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).
При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из разделанных или очищенных ракообразных и продуктов их переработки масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 7% от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).
При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из неразделанных ракообразных масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 14% от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).
При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из прочей пищевой рыбной продукции масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 8% от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).
В соответствии с пунктом 4.1 протокола Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер от 21-22 октября 2015 г. N 4-ВК/КК (далее - Протокол) представителем Роспотребнадзора было предложено ограничить массу глазури, наносимой на рыбную продукцию из неразделанных ракообразных, размером не более 7% от массы глазированной продукции и в абзаце третьем пункта 33 проекта ТР ТС слова "14 процентов" заменить словами "7 процентов".
Вместе с тем обращаем внимание, что указанные предложения Роспотребнадзора не были включены в таблицу предложений по итогам внутригосударственного согласования проекта ТР ТС в Российской Федерации (пункт 5.1 протокола отражает указанную информацию) и не могут быть поддержаны Минэкономразвития России.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в главу II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект постановления решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в главу II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее - проект акта) были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, по результатам которых была представлена следующая позиция Некоммерческой организации "Ассоциация добытчиков минтая".
Проблема, на решение которой направлено проектируемое регулирование, актуальна.
"Единые требования на сегодня не устанавливают каких-либо положений, связанных с нормативами содержания массы глазури на рыбной продукции. Следовательно, на данный момент в Российской Федерации не установлены законодательные требования к ограничению массы глазури нанесенной на рыбную продукцию.
Также данный вывод можно сделать, учитывая судебную практику изготовителей, которые производят и реализуют продукцию с массовой долей глазури, превышающую СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов". Они не привлекаются к административной ответственности в нарушении п. 3.42 СанПиН 2.3.2.1078-01 так как действие документа приостановлено в связи с их несоответствием Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), утвержденным решением Таможенного союза от 28 мая 2010 года N299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе".
Риски вступления в силу проекта акта в представленной редакции присутствуют. Выводы должны быть отредактированы с учетом предложенного варианта новой редакции.
Необходимо отредактировать в соответствии с проектом Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции (ТР ЕАЭС ___/201_)", который планируется принять до 2016 года.
В соответствии с проектом технического регламента Таможенного союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции":
Есть уточнения по нанесению глазури из разделанных или очищенных ракообразных 7%, а для пищевой рыбной продукции из неразделанных ракообразных масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 14 процентов, что не учитывается в проекте изменений Единых санитарно- эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (ЕСТ).
При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из неразделанных ракообразных масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 14 процентов от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).
Кроме этого, мы считает, что указание "содержание влаги в филе после снятия глазури не должно превышать 86 процентов массы филе рыбы" также не вполне актуально. Ранее содержание влаги в рыбе не регламентировалось, производители могли беспрепятственно накачивать рыбу водой и поэтому нормы были внесены в Санитарные правила СанПин 2.3.2.1078-01. В проекте ТР ЕЭС "О безопасности рыбы и рыбной продукции" уже приведены нормы допустимого содержания влаги в мышечной ткани мороженой пищевой рыбной продукции из основных видов промысловых рыб и водных беспозвоночных (приложение 7), например, лосось относится к 1 группе 72% и менее и т.д., следовательно, будут разночтения какие требования нормативных актов будут действовать в зависимости от вступления их в силу и переходных периодов. Предлагаемый вариант новой редакции не вполне соответствует существующим нормам и сложившимся практикам маркирования рыбной продукции на данный момент.
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 года N132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза" есть требования по вынесению на маркировку, кроме массы нетто также массовой доли глазури или защитного покрытия, которая должна быть указана отдельно. На практике сложились примеры применения административной ответственности за несоблюдение требований технического регламента "Требования к безопасности рыбы и рыбной продукции" Республики Казахстан со стороны Россельхознадзора, несмотря на выбор заявителя в пользу другого режима (пункт 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании")".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.