Пояснительная записка к проекту Распоряжения Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р о плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти"
(подготовлен Минюстом России 23.05.2016 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон) государственной услугой является деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Законом установлены требования к предоставляемым государственным услугам, в том числе стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих.
В целях реализации пункта 70 плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1555-р, приказом Минюста России от 28.04.2014 N 92 утвержден Административный регламент Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги по рассмотрению заявлений в рамках исполнительного производства об исправлении допущенных в постановлении судебного пристава описок или явных арифметических ошибок, о продлении сроков в исполнительном производстве, об отложении исполнительных действий и об отложении применения мер принудительного исполнения, о приостановлении или прекращении исполнительного производства, об отмене постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства, о проведении проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (далее - Административный регламент).
В соответствии со статьей 12 Закона предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Вместе с тем условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в том числе права и обязанности сторон исполнительного производства, порядок совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения, рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц ФССП России установлены Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), а также регламентированы Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (раздел VII) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (раздел VII).
Так, статьей 48 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются взыскатель и должник, а также лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, и иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).
Между тем согласно положениям Закона и Административного регламента заявителями на получение государственной услуги являются физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги.
В целях правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации в соответствии с положениями Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения (глава 7).
При этом ряд исполнительных действий может совершаться как по инициативе судебного пристава-исполнителя, так и по заявлениям лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Так, по собственной инициативе или по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебным приставом-исполнителем производится исправление допущенных в постановлении описок или явных арифметических ошибок (часть 3 статьи 14), а также продлеваются сроки в исполнительном производстве по заявлению лица, участвующего в исполнительном производстве (статья 20).
По собственной инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель откладывает исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения (статья 38), приостанавливает исполнительное производство (статьи 40, 43, 45), объявляет розыск должника, его имущества или розыск ребенка (статья 65), устанавливает временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации (статья 67).
Кроме того, согласно статье 48 Закона об исполнительном производстве в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
По своему содержанию Административный регламент направлен на регулирование тех же вопросов, что предусмотрены Законом об исполнительном производстве (к примеру, статья 64.1, устанавливающая порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, по своему содержанию дублируется в аналогичных положениях Административного регламента; глава 18, касающаяся сроков и порядка обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов).
Таким образом, одни и те же процессуальные полномочия сторон исполнительного производства регламентированы как Административным регламентом, предусматривающим лишь несколько видов процессуальных действий, применяемых при исполнительном производстве, так и Законом об исполнительном производстве, регламентирующим все вопросы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, что приводит к правовой неопределенности при рассмотрении заявлений граждан.
Кроме того, в положениях Закона об исполнительном производстве и Административного регламента не в полной мере совпадают сроки подготовки и направления заявителю результатов рассмотрения соответствующих заявлений (к примеру, сроки досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, а также их должностных лиц Административного регламента предусмотрены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее должностных лиц" и не в полной мере согласуются со сроками рассмотрения жалоб в порядке подчиненности согласно статье 126 Закона об исполнительном производстве в части установления сроков подготовки и направления заявителю результатов рассмотрения соответствующих заявлений).
Принимая во внимание, что государственная услуга, предоставляемая ФССП России в соответствии с Административным регламентом, не отвечает признакам государственной услуги, установленным статьей 2 Закона, а является по своему содержанию процессуальным действием в рамках реализации функции ФССП России по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, Министерством юстиции Российской Федерации разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающий исключение государственной услуги по рассмотрению заявлений в рамках исполнительного производства об исправлении допущенных в постановлении судебного пристава описок или явных арифметических ошибок, продлению сроков в исполнительном производстве, отложению исполнительных действий и отложению применения мер принудительного исполнения, приостановлению или прекращению исполнительного производства, отмене постановления судебного пристава об окончании исполнительного производства, проведению проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, розыску должника, его имущества или розыска ребенка и временному ограничению на выезд должника из Российской Федерации из плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р (далее - проект распоряжения).
Проект распоряжения не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта распоряжения не повлечет расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Принятие проекта распоряжения не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.