Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 января 2009 г. N КА-А40/9154-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2009 г.
По данному делу см. также:
определение Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 ноября 2008 г. N КА-А40/9154-08;
определение Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2008 г. N КА-А40/9154-08
Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий Банк "Транспортный" (далее- банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 26.12.07 г. N 15-28/3 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2008 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2008 г., заявление удовлетворено.
Законность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Налоговый орган считает, что он вправе истребовать у банка информацию в отношении любой организации, по которой проводятся мероприятия налогового контроля.
При этом налоговый орган указывает, что проведение мероприятий налогового контроля в отношении контрагента проверяемого налогоплательщика предусмотрено ст. 93.1 НК РФ, а порядок истребования выписок по счету такого контрагента предусмотрен ст. 86 НК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции доводы кассационной жалобы поддержал, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в судебных актах.
Отзыв на жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, налоговый орган направил в банк запрос от 17.10.2007 г. N 15-12/9164 о предоставлении в пятидневный срок выписки по операциям на счете ООО "Проектстройэнерго" за период с 01.05.2007 г. по 31.10.2007 г.
Данный запрос мотивирован проведением инспекцией камеральной налоговой проверки в отношении ЗАО ХК "Автобан и Ко" за август 2007 г., а также мероприятий налогового контроля в отношении ООО "Проектстройэнерго".
Банк в письме от 26.10.2007 г. N 03-01-24/1373 сообщил инспекции об отсутствии правовых оснований для представления выписки.
При этом банк, со ссылкой на п. 3 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), п. 2 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденный приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@ , сообщил о необходимости направления письменного поручения об истребовании документов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика , а именно в ИФНС России N 4 по г. Москве.
Непредставление банком выписки по операциям на счете по запросу 17.10.2007 г. N 15-12/9164 квалифицировано налоговым органом как нарушение п. 2 ст. 86 НК РФ, в связи с чем им составлен акт N 3 от 2007 г. и вынесено решение от 26.12.07 г. N 15-28/3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ в виде взыскания 10 000 руб. штрафа.
Не согласившись с принятым решением, банк обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования банка, суды исходили из отсутствия оснований привлечения банка к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 135.1 НК РФ, поскольку налоговым органом не соблюдены правила п. 2 ст. 86 НК РФ при истребовании у банка выписки по счету, из которой следует, что выписка по операциям на счетах может быть истребована налоговым органом только в отношении лица, у которого проводилась проверка.
Вывод судов является правильным.
Федеральным законом РФ от 27.07.2006г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", с 1 января 2007г. внесены изменения в Налоговый кодекс, в том числе в раздел, посвященный мероприятиям налогового контроля.
В соответствии с п. 1 ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в установленном Кодексом порядке.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Данным положениям корреспондирует п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N943-1 "О налоговых органах" налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Одной из форм налогового контроля является информирование налоговых органов банками о налогоплательщиках - клиентах банка, в частности, об операциях по счетам организаций в соответствии со ст. 86 НК РФ.
Согласно п. 2 ст.86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Статьей 26 Федерального закона 02.12.1990г. N395-1 "О банках и банковской деятельности" установлена обязанность кредитных организаций по выдаче справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговым органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
Таким образом, исходя из буквального толкования п. 2 ст. 86 НК РФ следует, что справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций могут быть запрошены у банков, если в отношении указанных обществ инспекцией проводятся мероприятия налогового контроля.
Только в этом случае у банков возникает обязанность предоставить налоговым органам соответствующую информацию.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях Президиума от 13.11.2008г. N 10407/08, N 10846/08.
Кроме того, удовлетворяя требования банка о признании оспариваемого решения недействительным, суды обоснованно указали на возможность истребования в порядке ст 93.1 НК РФ необходимой информации и документов, в том числе выписок по банковскому счету в отношении лиц, не состоящих на налоговом учете в данном налоговом органе.
Истребование документов у контрагентов проверяемого налогоплательщика или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающейся проверяемого налогоплательщика, производится в случаях и в порядке, определенных ст. 93.1 НК РФ.
Порядок, предусмотренный ст. 93.1 НК РФ, отличен от порядка, предусмотренного ст. 86 НК РФ.
Из запроса от 17.10.07 г. следует, что налоговым органом мероприятия налогового контроля в отношении проводились ООО "Проектстройэнерго" в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
При указанных обстоятельствах, банк обоснованно сослался на обязанность налогового органа направить запрос о предоставлении выписки по счету контрагента проверяемого налогоплательщика через ИФНС России N 4 по г. Москве.
В соответствии со ст. 288 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда он содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 марта 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2008 года по делу N А40-7682/08-117-34 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России N 49 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 26 Федерального закона 02.12.1990г. N395-1 "О банках и банковской деятельности" установлена обязанность кредитных организаций по выдаче справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговым органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
Таким образом, исходя из буквального толкования п. 2 ст. 86 НК РФ следует, что справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций могут быть запрошены у банков, если в отношении указанных обществ инспекцией проводятся мероприятия налогового контроля.
Только в этом случае у банков возникает обязанность предоставить налоговым органам соответствующую информацию.
Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях Президиума от 13.11.2008г. N 10407/08, N 10846/08.
Кроме того, удовлетворяя требования банка о признании оспариваемого решения недействительным, суды обоснованно указали на возможность истребования в порядке ст 93.1 НК РФ необходимой информации и документов, в том числе выписок по банковскому счету в отношении лиц, не состоящих на налоговом учете в данном налоговом органе.
Истребование документов у контрагентов проверяемого налогоплательщика или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающейся проверяемого налогоплательщика, производится в случаях и в порядке, определенных ст. 93.1 НК РФ.
Порядок, предусмотренный ст. 93.1 НК РФ, отличен от порядка, предусмотренного ст. 86 НК РФ.
Из запроса от 17.10.07 г. следует, что налоговым органом мероприятия налогового контроля в отношении проводились ... в соответствии со ст. 93.1 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 января 2009 г. N КА-А40/9154-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании