Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 253"
(подготовлен Минтрансом России 23.06.2016 г.)
В соответствии со статьями 9 и 25.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о государственной границе) Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения пределов пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска).
В рамках реализации этих полномочий Правительством Российской Федерации издано постановление от 7 апреля 2008 г. N 253 "Об утверждении Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации" (далее - Постановление N 253).
1. Пунктом 2 Постановления N 253 предусмотрено, что территория (акватория) пункта пропуска, установленного в пределах морского, речного (озерного) порта, железнодорожной станции или аэропорта, может состоять из одного или нескольких отдельных участков. Для смешанных, автомобильных и пешеходных пунктов пропуска возможность их размещения на нескольких участках отсутствует.
Вместе с тем, смешанные пункты пропуска функционируют как автомобильные, а в период навигации как речные.
Соответственно для речного пункта пропуска (который не является смешанным) в пределы могут быть включены отдельные участки, а для смешанного пункта пропуска (функционирующего в период навигации как речной) - нет.
Кроме того, на практике зачастую возникает вопрос необходимости размещения контрольных органов на удалении от мест, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.
Так, например, в автомобильном пункте пропуска Советск (Калининградская область), павильон для размещения пограничного наряда, занимающий площадь около 10 кв. метров, находится на удалении от самого пункта пропуска. Для включения указанного павильона в пределы пункта пропуска Советск необходимо расширить пределы пункта пропуска примерно на 150 метров и включить в них мост "Королевы Луизы", который в свою очередь является памятником архитектуры.
Заключенное в 2015 году Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании канатной дороги через реку Амур (Хэйлунцзян) на участке российско-китайской государственной границы между городами Благовещенск (Российская Федерация) и Хэйхэ (Китайская Народная Республика), предполагает возможность пересечения государственной границы по канатной дороге через реку Амур (Хэйлунцзян).
В случае установления нормы о возможности включения в пределы автомобильного и смешанного пунктов пропуска отдельных участков, место осуществления контроля лиц, пересекающих границу по канатной дороге, можно будет определить участком имеющегося пункта пропуска Благовещенск - Хэйхэ и избежать дополнительных затрат федерального бюджета на строительство нового пункта пропуска либо включения в пределы имеющегося пункта пропуска (Благовещенск - Хэйхэ) территории между ним и канатной дорогой.
На основании изложенного подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 253" (далее - проект постановления) предполагает установление возможности образования отдельных участков для всех категорий пунктов пропуска, что будет способствовать экономии средств федерального бюджета, а также сократит размер территорий пункта пропуска, на которых вводятся режимные ограничения.
Добавление расширенного понятия "(участков)" в первый абзац пункта 2, а также сокращенная формулировка второго абзаца данного пункта коррелируют друг с другом.
2. Исключение пункта 3 обуславливается тем, что, по сути, формулировка данного пункта дублирует положение пункта 2.
В связи с тем, что в пункте 2 указано, какие территории понимаются под пределами пункта пропуска ("_границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала_"), повторять это же положение иначе, другой формулировкой в пункте 3 ("Пределы пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала_") видится нецелесообразным.
3. Необходимость добавления нового абзаца в пункт 4 обуславливается тем, что при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом пограничный, таможенный и иные виды государственного контроля могут осуществляться не в границах (на территории) одной железнодорожной станции (вокзала), а на нескольких участках.
Несмотря на установление железнодорожных пунктов пропуска на железнодорожных станциях (вокзалах) в целях организации государственного контроля, не во всех объектах транспортной инфраструктуры имеется достаточно развитая по количеству и качеству инфраструктура для работы подразделений государственных контрольных органов. Кроме того многие железнодорожные пункты пропуска расположены на достаточно удаленном расстоянии от государственной границы Российской Федерации. Однако после пересечения государственной границы подвижные составы до пунктов пропуска совершают остановки на отдельных станциях, что может послужить предпосылкой к незаконному пересечению государственной границы и въезду в Российскую Федерацию отдельных лиц (путем схода с поезда в период остановок на станциях до пункта пропуска, где осуществляется контроль).
В связи с этим отдельные виды контроля, в частности пограничный контроль, вынужденно осуществляются на указанных промежуточных станциях (путем создания отдельных контрольных пропускных пунктов) во избежание проникновения нарушителей государственной границы на территорию Российской Федерации.
Так, например, описанная ситуация сложилась в железнодорожном пункте пропуска (далее - ЖДПП) Дербент (Республика Дагестан). Поезда, после пересечения государственной границы, совершают остановку на станции Самур, где силами КПП Самур осуществляется пограничный контроль поездов международного сообщения, въезжающих в Российскую Федерацию. После чего состав следует непосредственно в ЖДПП Дербент. При этом расстояние между ЖДПП Дербент и КПП Самур составляет 38 км по путям.
С учетом требований пункта 2 Постановления N 253 пределы железнодорожного пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной станции (вокзала). В данном случае - за пределы станции Дербент, на территории которой установлен и функционирует соответствующий железнодорожный пункт пропуска.
Таким образом включение КПП Самур в состав ЖДПП Дербент повлечет необходимость ограждения всего участка от станции Дербент до контрольного пункта Самур. Ориентировочная стоимость по приведению инфраструктуры к требованиям государственных контрольных органов и обеспечению транспортной безопасности составляет не менее 2,0 млрд. рублей без учета затрат на переустройство инженерных сетей, попадающих в зону строительства.
В связи с чем, в целях обеспечения возможности включения КПП Самур в пределы железнодорожного пункта пропуска Дербент как отдельного участка, в проекте постановления предложено дополнить пункт 3 вторым абзацем отмеченного содержания.
Обоснованием предложенного к дополнению абзаца также служит положение части восьмой статьи 11 Закона о Государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1, где допускается возможность осуществления государственного контроля вне пунктов пропуска при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом. А также пункты 5.5(24), 5.5(27).7, 5.11(7) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, которые отражают функции и полномочия Минтранса России в части обеспечения функционирования (эксплуатации) зданий, помещений, сооружений, единообразного применения требований к их проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению - в том числе вне пунктов пропуска при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом.
Добавление данного абзаца в пункт 4 позволит избежать значительных расходов из средств федерального бюджета на обустройство и содержание участков железнодорожных путей между станциями, и обеспечит возможность включать в пределы таких железнодорожных пунктов пропуска отдельные участки, на территории которых осуществляются отдельные виды государственного контроля, с вводом на этих участках соответствующих правил режима согласно действующему законодательству.
4. Также проектом постановления предусмотрено наделение подведомственной Министерству транспорта Российской Федерации организации федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" полномочиями по участию в комиссиях по определению пределов пунктов пропуска.
Наличие данного положения в проекте постановления коррелирует с пунктом 4 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395.
Необходимость участия представителей ФГКУ Росгранстрой обуславливается тем, что Дирекция по поручениям Минтранса России реализует мероприятия по выбору и контролю за работой подрядных организаций в части выполнения геодезических измерений с целью определения географических координат пределов железнодорожных, воздушных, морских, смешанных, речных, озерных, пешеходных пунктов пропуска, и составления по результатам соответствующих технических отчетов, на основании которых в последствии проводятся комиссии по определению пределов пунктов пропуска.
Кроме того ФГКУ Росгранстрой на начальных этапах осуществляет комплекс мероприятий по согласованию с заинтересованными государственными контрольными органами, а также собственниками объектов транспортной инфраструктуры, проектных линий пределов пунктов пропуска.
Таким образом ФГКУ Росгранстрой на всех этапах принимает активное участие в работе по определению географических координат пределов пунктов пропуска во взаимодействии с государственными контрольными органами и субъектами транспортной инфраструктуры.
Участие представителей ФГКУ Росгранстрой в комиссиях по определению пределов пунктов пропуска на правах полноправных членов комиссий позволит оперативно разрешать возникающие у членов комиссий вопросы с учетом полученного в рамках подготовительной работы опыта, владения вопросом и компетенции представителей Дирекции.
5. Кроме того, в проекте постановления в целях единообразия и унификации предлагается определить конкретные размеры знаков, обозначающих пределы пункта пропуска и требования к информационной надписи на таких знаках.
Представленные предложения не противоречат актам Таможенного Союза, соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предложений проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не потребует внесения изменений в иные акты Правительства Российской Федерации, будет осуществляться Министерством транспорта Российской Федерации в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Минтранса России, а также ассигнований, предусмотренных Минтрансу России в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.