Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, а также о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэнерго России 28.07.2016 г.)
Основанием для разработки законопроекта является необходимость системного правового регулирования деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов магистральным трубопроводным транспортом, которая обусловлена, прежде всего, масштабами решаемых при ее осуществлении специфических задач, не уступающих по своему инфраструктурному значению для экономики страны задачам, стоящим перед газовой, железнодорожной, энергетической, автодорожной и иными отраслями, правовое регулирование которых осуществляется отдельными законодательными актами.
Отраслевой закон, устанавливающий по аналогии с действующим Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" порядок государственного управления нефтетранспортной системой, в том числе, в части определения направлений стратегического развития отрасли и распределения имеющихся ресурсов, а также особенностей проектирования, строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов, которые не могут быть в полной мере отражены в специальном (гражданском, антимонопольном, градостроительном, земельном) законодательстве, позволил бы урегулировать такие существенные вопросы как:
- отсутствие единого понятийного аппарата, применяемого в отрасли,
- неопределенность принципов и методов государственного управления деятельностью предприятий трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, в том числе принципов тарифного регулирования, включая долгосрочное регулирование, а также механизма применения так называемых "инвестиционных" тарифов, учитывающих плановые расходы на финансирование развития отдельных трубопроводных систем, и принципов формирования соответствующей программы развития предприятий,
- пробелы в правовой регламентации конкретных функций и полномочий профильных федеральных органов исполнительной власти и иных публичных регуляторов в части текущего правового и организационно-методического обеспечения нефтетранспортной отрасли,
- недостаточная регламентация правового статуса системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также организации, осуществляющей управление этой системой (оператора системы),
- неопределенность правовой природы договора об оказании услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов магистральным трубопроводным транспортом,
- противоречивость порядка взаимодействия организации-оператора системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов с нефтяными компаниями-грузоотправителями (в том числе, в части реализации принципа "качай или плати"), операторами нефтеперерабатывающих мощностей, субъектами электроэнергетики, местными государственными и муниципальными органами,
- неурегулированность вопросов правового оформления земельных и имущественных отношений собственников трубопроводов с правообладателями занимаемых ими земельных участков (в том числе, в части отсутствия установленного порядка расчета и определения размеров платежей по договорам аренды, соглашениям об установлении сервитута, соглашениям о временном занятии земельных участков),
- отсутствие у собственников нефтетранспортной инфраструктуры права осуществлять демонтаж объектов, незаконно возведенных в опасной близости к магистральным трубопроводам,
- недостаточная регламентация вопросов собственности на магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, а также на находящуюся в них продукцию,
- отсутствие комплексного регулирования взаимоотношений нефтетранспортных предприятий с государственными и муниципальными органами, а также правообладателями земельных участков, на которых расположены объекты магистрального трубопроводного транспорта, в области предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти (нефтепродуктов), определения размера и компенсации причиненных ими убытков.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит систематизировать и развить действующие правовые нормы в указанной области, разрозненность которых в настоящее время вызывает существенные противоречия в правоприменительной практике, создает почву для злоупотреблений, влекущих к увеличению затрат на строительство и обслуживание нефтетранспортной инфраструктуры, а также повышению себестоимости оказываемых потребителям услуг.
Кроме того, в целях обеспечения централизованного управления системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и установления правовых гарантий ее единства указанный законопроект закрепляет право собственности на объекты магистрального нефтепровода (нефтепродуктопровода) за Российской Федерацией и контролируемыми ей субъектами естественной монополии, эксплуатирующими объекты нефтетранспортной отрасли.
Предполагаемый эффект от принятия законопроекта будет заключаться в обеспечении прозрачности функционирования отрасли, упорядочивании общественных отношений в области транспортировки нефти и нефтепродуктов, повышении эффективности деятельности нефтетранспортных предприятий, снижении стоимости и сроков реализации запланированных инфраструктурных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.