Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 26.05.05 Судовождение (уровень специалитета)"
(подготовлен Минобрнауки России 25.07.2016 г.)
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от "____"__________2016 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по специальности
26.05.05 СУДОВОЖДЕНИЕ (уровень специалитета)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 26.05.05 Судовождение (далее соответственно - программа специалитета, специальность).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной или заочной форме обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану, не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной форме обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
По данной специальности не допускается реализация программ специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий*(1).
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
3.7. При подготовке специалиста в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее - Конвенция ПДНВ), Международной Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве применяются специальные требования, обязательные при реализации основных образовательных программ*(2).
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
регулируемую Конвенцией ПДНВ эксплуатацию судов морского транспорта, технического флота, судов освоения шельфа и плавучих буровых установок (далее - ПБУ), иных судов, используемых для целей торгового мореплавания, и управление ими как подвижными объектами*(3);
регулируемую Конвенцией ПДНВ и Международной конвенцией о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты 1995 года (ПДНВР) эксплуатацию судов рыбопромыслового флота и управление ими как подвижными объектами;
эксплуатацию судов внутреннего водного транспорта, иных судов, используемых для целей судоходства на внутренних водных путях (далее - ВВП) Российской Федерации и управление ими как подвижными объектами;
эксплуатацию кораблей и судов федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и управление ими как подвижными объектами;
обеспечение и контроль обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения загрязнения окружающей среды, выполнения международного и национального законодательства в области водного транспорта;
организацию и управление движением водного транспорта;
проведение научных исследований и проектной деятельности в области эксплуатации водного транспорта.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
суда морского и внутреннего водного транспорта;
суда рыбопромыслового и технического флотов;
суда освоения шельфа и ПБУ;
иные*(4) суда, используемые для целей торгового мореплавания;
корабли и суда федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
системы навигационного обслуживания и управления движением судов.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
научно-исследовательская;
проектно-конструкторская;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая.
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация N 1 "Судовождение на морских путях";
специализация N 2 "Судовождение на морских и внутренних водных путях";
специализация N 3 "Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании с правом эксплуатации судовых энергетических установок";
специализация N 4 "Промысловое судовождение";
специализация N 5 "Береговая охрана";
специализация N 6 "Эксплуатация объектов морских операций на шельфе".
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
научно-исследовательская деятельность:
анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;
разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности, выполнение информационного поиска и анализа информации по объектам исследований, техническое, организационное обеспечение и реализация исследований;
проектно-конструкторская деятельность:
формирование целей проекта (программы), критериев и показателей степени достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, расстановка приоритетов решения задач, разработка обобщенных вариантов решения проблемы, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений с учетом системы международных и национальных требований, социальных аспектов деятельности;
использование информационных технологий при разработке эксплуатационных требований и эксплуатации новых видов транспортного оборудования;
участие в разработке проектов технических условий и требований, стандартов и технических описаний, нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности;
производственно-технологическая деятельность:
эксплуатация судна, его транспортного и технологического оборудования в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных документов;
проведение испытаний и определение работоспособности навигационного и палубного транспортного и технологического оборудования, наблюдение за его безопасной эксплуатацией;
обеспечение экологической безопасности и безопасных условий труда персонала в соответствии с системой национальных и международных требований;
организация технического контроля при эксплуатации судна и судового оборудования в соответствии с установленными процедурами, внедрение эффективных инженерных решений в практику;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом в штатных, сложных и критических условиях, при чрезвычайных ситуациях, осуществление выбора, обоснования, принятия и реализация управленческих решений в рамках приемлемого риска;
руководство практической подготовкой экипажей на судах, контроль и оценка компетентности обучающихся в соответствии с одобренными программами практик;
в соответствии со специализацией:
специализация N 1 "Судовождение на морских путях":
организация службы командного состава морских судов в соответствии с процедурами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области морского транспорта, транспортного и технологического оборудования судна;
специализация N 2 "Судовождение на морских и внутренних водных путях":
организация службы командного состава морских судов, судов смешанного (река-море) плавания и судов внутреннего плавания в соответствии с процедурами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области водного транспорта, судоходства, транспортного и технологического оборудования судна;
специализация N 3 "Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании с правом эксплуатации судовых энергетических установок":
организация службы командного состава судов внутреннего плавания, в соответствии с процедурами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области водного транспорта, судоходства, транспортного и технологического оборудования судна;
специализация N 4 "Промысловое судовождение":
эксплуатация рыбопоискового, промыслового оборудования в соответствии с требованиями международных и национальных нормативных документов;
организация службы командного состава морских транспортных и рыболовных судов в соответствии с процедурами, установленными федеральными органами исполнительной власти в области транспорта и рыболовства;
участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области промыслового судовождения, морского промысла, транспортного и технологического оборудования судна;
специализация N 5 "Береговая охрана":
профессиональные задачи в соответствии со специализацией определяются квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников, установленными федеральными государственными органами, в ведении которых находится федеральные государственные организации.
специализация N 6 "Эксплуатация объектов морских операций на шельфе":
организация службы командного состава морских судов обеспечения морских операций на шельфе в соответствии с процедурами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области морских операций на шельфе, транспортного и технологического оборудования судна.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-3);
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);
способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
способностью самостоятельно приобретать знания в области судоходства, понимать научно-технические, правовые и экономические проблемы водного транспорта (ОПК-3);
знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией, умением работать с традиционными носителями информации и пакетами прикладных программ, способностью работать с информацией в глобальных информационных сетях (ОПК-4);
владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий (ОПК-5);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-6).
способностью идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать риск и управлять риском, поддерживать должный уровень владения ситуацией (ОПК-7).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
научно-исследовательская деятельность:
способностью осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, участвовать в планировании и проведении научных исследований, выполнении технических разработок (ПК-1);
способностью выявлять новые области исследований, новые проблемы в сфере использования объектов профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью проводить техническое и организационное обеспечение исследований, анализ результатов и разработку предложений по их реализации (ПК-3);
проектно-конструкторская деятельность:
способностью сформировать цели проекта (программы), решения задач, критерии и показатели степени достижения целей, построить структуру их взаимосвязей, прогнозировать последствия, выявить приоритеты решения задач с учетом системы национальных и международных требований, нравственных аспектов деятельности (ПК-4);
способностью и готовностью принимать участие в разработке проектов технических условий и требований, стандартов и технических описаний, нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности (ПК-5);
способностью и готовностью проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и услуг, участвовать в проведении испытаний и определении работоспособности навигационного и палубного транспортного оборудования, осуществлять наблюдение за его безопасной эксплуатацией (ПК-6);
производственно-технологическая деятельность:
способностью безопасно нести ходовую навигационную и стояночную вахту на судне, глубоко понимая основные принципы и процедуры несения вахты, Международные правила предупреждения столкновений судов в море, эффективно управляя личным составом на мостике (ПК-7);
умением использовать радиолокатор и средства автоматической радиолокационной прокладки, расшифровывать и анализировать полученную информацию для обеспечения безопасности плавания (ПК-8);
владением основами маневрирования и управления судном, включая знание учета влияния водоизмещения, осадки и дифферента, скорости и запаса воды под килем на диаметр циркуляции и тормозной путь, влияния ветра и течения, мелководья, проседания на управление судном, знание маневров и процедур при спасании человека за бортом (ПК-9);
способностью обеспечить использование и техническую эксплуатацию корпуса судна, палубного оборудования, технических средств судовождения, судовых систем связи, судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов (ПК-10);
владением теоретическими основами и практическими навыками определения места судна с оценкой точности обсерваций, осознанным применением навигационных карт и средств их отображения, обеспечением навигационной безопасности плавания в условиях ограниченной видимости (ПК-11);
способностью действовать при авариях (в аварийных и чрезвычайных ситуациях) в соответствии с международными и национальными требованиями (ПК-12);
способностью производить необходимую оценку рисков судовых операций (ПК-13);
готовностью обеспечить поддержание судна в мореходном состоянии, умением производить необходимые рабочие расчеты с помощью информации об остойчивости судна, знать и применять информацию о посадке и напряжениях судна; пониманием основных действий, предпринимаемых при частичной потере плавучести в неповрежденном состоянии, пониманием основ водонепроницаемости, знанием основных конструктивных элементов судна (ПК-14);
организационно-управленческая деятельность:
способностью применять базовые знания фундаментальных и профессиональных дисциплин, проводить технико-экономический анализ, обосновывать принимаемые решения по использованию судового оборудования, умением решать на их основе практические задачи профессиональной деятельности (ПК-15);
готовностью обеспечивать наблюдение за соблюдением требований законодательства в профессиональной деятельности (ПК-16);
умением применять навыки руководителя и умением работать в команде, демонстрируя рабочее знание вопросов управления персоналом на судне и его подготовки (ПК-17);
владением английским языком в объеме, необходимом для выполнения своих функциональных обязанностей (ПК-18);
способностью и готовностью обеспечить экологическую безопасность эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта и сервиса транспортного оборудования, безопасные условия труда персонала в соответствии с системой национальных и международных требований (ПК-19);
способностью и готовностью осуществлять организацию и технический контроль эксплуатации транспортного оборудования в соответствии с установленными процедурами, обеспечивающими безопасность операций (ПК-20);
умением организовать работу по повышению научно-технических знаний работников (техническое обучение на судне), проведению учебных судовых тревог, внедрению использования передового опыта (ПК-21).
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета.
При реализации специализаций N 1, 2, 3 в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ обязательным к освоению является Стандарт компетентности, изложенный в Разделе А-II/1 "Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимости 500 или более" Главы II "Стандарты в отношении капитана и палубной команды" Кодекса ПДНВ.
Специализация N 1 "Судовождение на морских путях"
способностью планировать и осуществлять переход, определять местоположение судна и поправки навигационных приборов с использованием наземных и береговых ориентиров, вести счисление пути судна, использовать радионавигационные системы определения места с учетом международных и национальных требований (ПСК-1.1);
знанием и умением использовать морские навигационные карты и пособия, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения и информацию о путях движения судов; знанием ограничений растровых морских навигационных карт (ПСК-1.2);
умением использовать небесные светила для определения места судна и поправок курсоуказателей (ПСК-1.3);
знанием и пониманием работы гиро- и магнитных компасов, эхолотов, систем управления рулем, их эксплуатационных процедур (ПСК-1.4)
умением использовать электронные картографические навигационные информационные системы (далее - ЭКНИС) для обеспечения безопасности плавания судна (ПСК-1.5);
знанием характеристик различных систем погоды, умением получать, расшифровывать, анализировать и использовать информацию от судовых метеорологических приборов, синоптические и ледовые карты, другую гидрометеорологическую информацию (ПСК-1.6);
владением навыками действий при получении сигнала бедствия на море, с учетом содержания Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (далее - РМАМПС) (ПСК-1.7);
умением использовать Стандартный морской разговорник Международной морской организации и использовать английский язык в письменной и устной форме для выполнения своих обязанностей на судне (ПСК-1.8);
способностью использовать Международный свод сигналов, передавать и принимать световые сигналы бедствия с помощью азбуки Морзе. (ПСК -1.9)
способностью учитывать особенности движения судна на мелководье и в узкости, способностью участвовать в постановке на якорь, швартовке, буксировке, плавании судна в ледовых условиях, снятии с мели, осуществлять маневры при спасании человека за бортом (ПСК-1.10);
умением правильно и своевременно действовать при обнаружении опасных явлений (слемминга, брочинга, резонансной качки и т.д.) (ПСК-1.11);
умением обеспечить наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, а также за обращение с грузами во время рейса, зная влияние груза на мореходность остойчивость судна (ПСК-1.12);
умением установить и поддерживать эффективную связь во время погрузки и выгрузки, обеспечить безопасную обработку, размещение и крепление груза, включая навалочные, опасные и вредные грузы, и знать их влияние на безопасность человеческой жизни и судна (ПСК-1.13);
умением проверять и сообщать о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках (ПСК-1.14);
умением обеспечивать выполнение требований по предотвращению загрязнения морской среды и принимать меры по борьбе с загрязнением (ПСК-1.15);
умением обеспечивать противопожарную безопасность и знанием средств пожаротушения (ПСК-1.16);
умением использовать спасательные средства (ПСК-1.17);
умением применять средства первой медицинской помощи на судах (ПСК-1.18);
владением способами личного выживания, предотвращения пожара, приемами элементарной первой помощи, личной безопасности и общественных обязанностей в чрезвычайных ситуациях и умением бороться с огнем и тушить пожары (ПСК-1.19);
владением основами коммерческой эксплуатации судна (ПСК-1.20);
умением передавать и принимать информацию, используя подсистемы и оборудование глобальной морской системы связи при спасании и бедствии (далее - ГМССБ), а также умением выполнять функциональные требования ГМССБ (ПСК-1.21);
умением обеспечить радиосвязь при авариях (ПСК-1.22);
знанием требований международного Кодекса управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ), готовностью выполнять стандарты управления безопасной эксплуатации судов (ПСК-1.23);
знанием требований транспортной безопасности, международного Кодекса по охране судов и портовых средств, способностью выполнять планы охраны судна (ПСК-1.24);
знанием требований Конвенции Международной организации труда 2006 года о труде в морском судоходстве (ПСК-1.25).
специализация N 2 "Судовождение на морских и внутренних водных путях"
способностью планировать и осуществлять переход, определять местоположение судна и поправки навигационных приборов с использованием наземных и береговых ориентиров, вести счисление пути судна, использовать радионавигационные системы определения места с учетом международных и национальных требований (ПСК-2.1);
знанием и умением использовать морские навигационные карты и пособия, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения и информацию о путях движения судов; знанием ограничений растровых морских навигационных карт (ПСК-2.2);
умением использовать небесные светила для определения места судна и поправок курсоуказателей (ПСК-2.3);
знанием и пониманием работы гиро- и магнитных компасов, эхолотов, систем управления рулем, их эксплуатационных процедур (ПСК-2.4)
умением использовать ЭКНИС для обеспечения безопасности плавания судна (ПСК-2.5);
знанием характеристик различных систем погоды, умением получать, расшифровывать, анализировать и использовать информацию от судовых метеорологических приборов, синоптические и ледовые карты, другую гидрометеорологическую информацию (ПСК-2.6);
владением навыками действий при получении сигнала бедствия на море, с учетом содержания РМАМПС (ПСК-2.7);
умением использовать Стандартный морской разговорник Международной морской организации и использовать английский язык в письменной и устной форме для выполнения своих обязанностей на судне (ПСК-2.8);
способностью использовать Международный свод сигналов, передавать и принимать световые сигналы бедствия с помощью азбуки Морзе. (ПСК -2.9)
способностью учитывать особенности движения судна на мелководье и в узкости, способностью участвовать в постановке на якорь, швартовке, буксировке, плавании судна в ледовых условиях, снятии с мели, осуществлять маневры при спасании человека за бортом (ПСК-2.10);
умением правильно и своевременно действовать при обнаружении опасных явлений (слемминга, брочинга, резонансной качки) (ПСК-2.11);
умением обеспечить наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, а также за обращение с грузами во время рейса, зная влияние груза на мореходность остойчивость судна (ПСК-2.12);
умением установить и поддерживать эффективную связь во время погрузки и выгрузки, обеспечить безопасную обработку, размещение и крепление груза, включая навалочные, опасные и вредные грузы, и знать их влияние на безопасность человеческой жизни и судна (ПСК-2.13);
умением проверять и сообщать о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках (ПСК-2.14);
умением обеспечивать выполнение требований по предотвращению загрязнения морской среды и принимать меры по борьбе с загрязнением (ПСК-2.15);
умением обеспечивать противопожарную безопасность и знанием средств пожаротушения (ПСК-2.16);
умением использовать спасательные средства (ПСК-2.17);
умением применять средства первой медицинской помощи на судах (ПСК-2.18);
владением способами личного выживания, предотвращения пожара, приемами элементарной первой помощи, личной безопасности и общественных обязанностей в чрезвычайных ситуациях и умением бороться с огнем и тушить пожары (ПСК-2.19);
владением основами коммерческой эксплуатации судна (ПСК-2.20);
умением передавать и принимать информацию, используя подсистемы и оборудование ГМССБ, а также умением выполнять функциональные требования ГМССБ (ПСК-2.21);
умением обеспечить радиосвязь при авариях (ПСК-2.22);
знанием требований МКУБ, готовностью выполнять стандарты управления безопасной эксплуатации судов (ПСК-2.23);
знанием требований транспортной безопасности, международного Кодекса по охране судов и портовых средств, способностью выполнять планы охраны судна (ПСК-2.24);
знанием требований Конвенции Международной организации труда 2006 года о труде в морском судоходстве (ПСК-2.25).
знанием правил плавания на ВВП (ПСК-2.26);
умением использовать средства навигационного оборудования на ВВП, речные карты и лоции (ПСК-2.27);
умением использовать визуальные и слуховые сигналы, осуществлять радиосвязь на внутренних водных путях, знанием правил связи на ВВП (ПСК-2.28);
знанием специальной лоции района плавания и особенностей движения судов по ВВП (ПСК-2.29).
специализация N 3 "Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании с правом эксплуатации судовых энергетических установок"
способностью планировать и осуществлять переход судна (ПСК-3.1);
умением использовать Атласы внутренних водных путей Российской Федерации, морские навигационные карты, системы отображения электронной навигационной картографической информации; знанием ограничений растровых навигационных карт (ПСК-3.2);
знанием характеристик различных систем погоды, умением получать, расшифровывать, анализировать и использовать информацию от судовых метеорологических приборов, синоптические и ледовые карты, другую гидрометеорологическую информацию (ПСК-3.3);
умением правильно и своевременно действовать при обнаружении опасных явлений (слемминга, брочинга, резонансной качки) (ПСК-3.4);
владением процедурами безопасной обработки, размещения и крепления груза, включая навалочные, опасные, вредные и ядовитые грузы, и их влияния на безопасность человеческой жизни на судне, способностью установить и поддерживать эффективное общение во время погрузки и выгрузки (ПСК-3.5);
умением искать и сообщать о повреждениях и дефектах, наиболее часто возникающих при погрузке и выгрузке, вследствие коррозии и тяжелых погодных условий, способностью определить критические для безопасности судна элементы конструкции, указать причину коррозии и способы ее обнаружения и предотвращения (ПСК-3.6);
владением основами коммерческой эксплуатации судна при перевозках на ВВП, умением вести грузовые и иные коммерческие документы на судне (ПСК-3.7);
умением использовать оборудование ГМССБ районов А1, А2 для передачи и получения информации, обеспечивать радиосвязь при чрезвычайных ситуациях (ПСК-3.8);
умением использовать визуальные и слуховые сигналы, осуществлять радиосвязь на ВВП, знанием правил связи на ВВП (ПСК-3.9);
знанием требований системы управления безопасностью на ВВП, готовностью выполнять стандарты управления безопасной эксплуатации судов (ПСК-3.10);
знанием требований российского законодательства о транспортной безопасности, способностью выполнять планы обеспечения транспортной безопасности (ПСК-3.11);
знанием правил плавания на ВВП (ПСК-3.12);
умением использовать средства навигационного ограждения на ВВП, речные карты и лоции (ПСК-3.13);
владением методами лоцманской проводки судна (ПСК-3.14);
знанием специальной лоции района плавания и особенностей движения судов по ВВП (ПСК-3.15);
умением использовать общесудовые системы и судовые вспомогательные механизмы (ПСК-3.16);
знанием устройства и правил технической эксплуатации судовых энергетических установок (ПСК-3.17);
способностью эксплуатировать судовое электрооборудование и автоматизированные системы управления (ПСК-3.18);
знанием законов гидравлики, термодинамики и теплопередачи (ПСК-3.19);
владением организацией выполнения судоремонтных работ (ПСК-3.20);
умением использовать спасательные средства (ПСК-3.21);
способностью обеспечить безопасную погрузку, перевозку и высадку пассажиров и багажа (ПСК 3-22).
специализация N 4 "Промысловое судовождение"
способностью планировать и осуществлять переход, определять местоположение судна и поправки навигационных приборов с использованием наземных и береговых ориентиров, вести счисление пути судна, использовать радионавигационные системы определения места с учетом международных и национальных требований (ПСК-4.1);
знанием и умением использовать морские навигационные карты и пособия, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения и информацию о путях движения судов; знанием ограничений растровых морских навигационных карт (ПСК-4.2);
умением использовать небесные светила для определения места судна и поправок курсоуказателей (ПСК-4.3);
знанием и пониманием работы гиро- и магнитных компасов, эхолотов, систем управления рулем, их эксплуатационных процедур (ПСК-4.4)
умением использовать ЭКНИС для обеспечения безопасности плавания судна (ПСК-4.5);
знанием характеристик различных систем погоды, умением получать, расшифровывать, анализировать и использовать информацию от судовых метеорологических приборов, синоптические и ледовые карты, другую гидрометеорологическую информацию (ПСК-4.6);
владением навыками действий при получении сигнала бедствия на море, с учетом содержания РМАМПС (ПСК-4.7);
умением использовать Стандартный морской разговорник Международной морской организации и использовать английский язык в письменной и устной форме для выполнения своих обязанностей на судне (ПСК-4.8);
способностью использовать Международный свод сигналов, передавать и принимать световые сигналы бедствия с помощью азбуки Морзе. (ПСК-4.9)
способностью учитывать особенности движения судна на мелководье и в узкости, способностью участвовать в постановке на якорь, швартовке, буксировке, плавании судна в ледовых условиях, снятии с мели, осуществлять маневры при спасании человека за бортом (ПСК-4.10);
умением правильно и своевременно действовать при обнаружении опасных явлений (слемминга, брочинга, резонансной качки и т.д.) (ПСК-4.11);
умением обеспечить наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, а также за обращение с грузами во время рейса, зная влияние груза на мореходность остойчивость судна (ПСК-4.12);
умением установить и поддерживать эффективную связь во время погрузки и выгрузки, обеспечить безопасную обработку, размещение и крепление груза, включая навалочные, опасные и вредные грузы, и знать их влияние на безопасность человеческой жизни и судна (ПСК-4.13);
умением проверять и сообщать о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках (ПСК-4.14);
умением обеспечивать выполнение требований по предотвращению загрязнения морской среды и принимать меры по борьбе с загрязнением (ПСК-4.15);
умением обеспечивать противопожарную безопасность и знанием средств пожаротушения (ПСК-4.16);
умением использовать спасательные средства (ПСК-4.17);
умением применять средства первой медицинской помощи на судах (ПСК-4.18);
владением способами личного выживания, предотвращения пожара, приемами элементарной первой помощи, личной безопасности и общественных обязанностей в чрезвычайных ситуациях и умением бороться с огнем и тушить пожары (ПСК-4.19);
владением основами коммерческой эксплуатации судна (ПСК-4.20);
умением передавать и принимать информацию, используя подсистемы и оборудование ГМССБ, а также умением выполнять функциональные требования ГМССБ (ПСК-4.21);
умением обеспечить радиосвязь при авариях (ПСК-4.22);
знанием требований МКУБ, готовностью выполнять стандарты управления безопасной эксплуатации судов (ПСК-4.23);
знанием требований транспортной безопасности, международного Кодекса по охране судов и портовых средств, способностью выполнять планы охраны судна (ПСК-4.24);
знанием биологии моря и сырьевой базы рыбной промышленности (ПСК-4.26);
знанием конструкции и характеристик орудий лова, умением применять орудия лова, знанием промысловых механизмов и устройств и умение их использовать (ПСК-4.27);
умением применять технологии различных видов лова, способностью продемонстрировать компетентность на специализированном тренажере (ПСК-4.28);
умением пользоваться услугами спутникового мониторинга промысла, умением анализировать промысловую информацию и делать краткосрочные промысловые прогнозы (ПСК-4.29);
владением принципами работы рыболокационных средств и средств контроля орудий лова, умением читать выдаваемую ими информацию, умением эксплуатировать эти средства для слежения за объектами промысла и прицельного лова, способностью продемонстрировать компетентность на специализированном тренажере (ПСК-4.30);
владением основами теории поиска объектов и умением применять их к планированию и ведению гидроакустического поиска объектов промысла (ПСК-4.31);
владение особенностями судовождения на промысле, пониманием влияния орудий лова на траекторию движения судна, учитывая траектории движения орудия лова при расхождении судов на промысле, знанием правил совместного плавания и ведения промысла (ПСК-4.32);
знанием географии океана и морских судоходных путей (ПСК-4.33);
представлением о технологии переработки улова, знанием правил транспортировки различных видов рыбопродукции (ПСК-4.34);
знанием теории и устройства рыболовных судов, пониманием влияния орудий лова на мореходные качества судна и умением учитывать это влияние при лове рыбы (ПСК-4.35);
знанием международного морского права, знанием документов, требуемых для морских судов и сроков их действия, знанием обязанностей, вытекающих из международных конвенций по охране человеческой жизни на море, предотвращению моря от загрязнений, знанием морских санитарных правил, знанием национального законодательства по выполнении международных соглашений (ПСК-4.36);
знанием международного рыболовного права, национальных документов по рыболовству, международных соглашений (ПСК-4.37).
специализация N 5 "Береговая охрана"
умением использовать небесные светила для определения места и поправки курсоуказателей (ПСК-5.1);
знанием особенности государственной (военной) службы, готовностью к выполнению ограничений, связанных с ней; осознанием и готовностью осуществлять профессиональную деятельность в условиях риска (ПСК-5.2);
знанием основных требований нормативных правовых актов, регламентирующих пограничную деятельность, другие виды деятельности органов федеральной службы безопасности (ПСК-5.3);
знанием порядка и правил остановки и осмотра судна в различных видах морских пространств, способностью организовать осмотр судна с соблюдением норм международного и национального законодательства (ПСК-5.4);
способностью осуществлять контрольно-проверочные мероприятия при выполнении задач пограничной деятельности и государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, включая оформление соответствующей документации о результатах контрольно-проверочных мероприятий (ПСК-5.5);
способностью выявлять нарушения требований международного и национального законодательства, квалифицировать действия физических и юридических лиц, применять меры административного принуждения, оформлять административно-процессуальные и служебные документы (ПСК-5.6);
знанием международного морского права, знанием документов, требуемых для морских судов и сроков их действия, знанием обязанностей вытекающих из международных конвенций по охране человеческой жизни на море, предотвращению моря от загрязнений, знанием национального законодательства в области торгового мореплавания, знанием морских санитарных правил (ПСК-5.7);
знанием международного рыболовного права, национального законодательства по рыболовству, международных соглашений по использованию биологических и иных природных ресурсов в морских пространствах, на которые распространяется суверенитет, суверенные права или юрисдикция Российской Федерации (ПСК-5.8);
владением основами промысловой ихтиологии, организации и техники рыболовства, технологии переработки уловов и их транспортировки (ПСК-5.9);
владением специальными компетентностями, перечень которых определяется квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные организации (ПСК-5.10).
специализация N 6 "Эксплуатация объектов морских операций на шельфе"
способностью планировать и осуществлять переход, определять местоположение судна и поправки навигационных приборов с использованием наземных и береговых ориентиров, вести счисление пути судна, использовать радионавигационные системы определения места с учетом международных и национальных требований (ПСК-6.1);
знанием и умением использовать морские навигационные карты и пособия, извещения мореплавателям, навигационные предупреждения и информацию о путях движения судов; знанием ограничений растровых морских навигационных карт (ПСК-6.2);
умением использовать небесные светила для определения места судна и поправок курсоуказателей (ПСК-6.3);
знанием и пониманием работы гиро- и магнитных компасов, эхолотов, систем управления рулем, их эксплуатационных процедур (ПСК-6.4)
умением использовать ЭКНИС для обеспечения безопасности плавания судна (ПСК-6.5);
знанием характеристик различных систем погоды, умением получать, расшифровывать, анализировать и использовать информацию от судовых метеорологических приборов, синоптические и ледовые карты, другую гидрометеорологическую информацию (ПСК-6.6);
владением навыками действий при получении сигнала бедствия на море, с учетом содержания РМАМПС (ПСК-6.7);
умением использовать Стандартный морской разговорник Международной морской организации и использовать английский язык в письменной и устной форме для выполнения своих обязанностей на судне (ПСК-6.8);
способностью использовать Международный свод сигналов, передавать и принимать световые сигналы бедствия с помощью азбуки Морзе. (ПСК -6.9)
способностью учитывать особенности движения судна на мелководье и в узкости, способностью участвовать в постановке на якорь, швартовке, буксировке, плавании судна в ледовых условиях, снятии с мели, осуществлять маневры при спасании человека за бортом (ПСК-6.10);
умением правильно и своевременно действовать при обнаружении опасных явлений (слемминга, брочинга, резонансной качки) (ПСК-6.11);
умением обеспечить наблюдение за погрузкой, размещением, креплением и выгрузкой грузов, а также за обращение с грузами во время рейса, зная влияние груза на мореходность остойчивость судна (ПСК-6.12);
умением установить и поддерживать эффективную связь во время погрузки и выгрузки, обеспечить безопасную обработку, размещение и крепление груза, включая навалочные, опасные и вредные грузы, и знать их влияние на безопасность человеческой жизни и судна (ПСК-6.13);
умением проверять и сообщать о дефектах и повреждениях в грузовых помещениях, на крышках люков и в балластных танках (ПСК-6.14);
умением обеспечивать выполнение требований по предотвращению загрязнения морской среды и принимать меры по борьбе с загрязнением (ПСК-6.15);
умением обеспечивать противопожарную безопасность и знанием средств пожаротушения (ПСК-6.16);
умением использовать спасательные средства (ПСК-6.17);
умением применять средства первой медицинской помощи на судах (ПСК-6.18);
владением способами личного выживания, предотвращения пожара, приемами элементарной первой помощи, личной безопасности и общественных обязанностей в чрезвычайных ситуациях и умением бороться с огнем и тушить пожары (ПСК-6.19);
владением основами коммерческой эксплуатации судна (ПСК-6.20);
умением передавать и принимать информацию, используя подсистемы и оборудование ГМССБ, а также умением выполнять функциональные требования ГМССБ (ПСК-6.21);
умением обеспечить радиосвязь при авариях (ПСК-6.22);
знанием требований МКУБ, готовностью выполнять стандарты управления безопасной эксплуатации судов (ПСК-6.23);
знанием требований транспортной безопасности, международного Кодекса по охране судов и портовых средств, способностью выполнять планы охраны судна (ПСК-6.24);
знанием требований Конвенции Международной организации труда 2006 года о труде в морском судоходстве (ПСК-6.25).
умением использовать интегрированные навигационные системы для безопасности судовождения, знанием принципов их работы, возможностей и ограничений (ПСК-6.26);
умением использовать огни и знаки, выставляемые участниками специальных операций в районах разработки месторождений полезных ископаемых в море (ПСК-6.27);
владением принципами работы, классификацией функций оборудования, динамического позиционирования (далее - ДП), типами движителей; умением использовать систему ДП для управления судном в различных режимах (ПСК-6.28);
владением принципами работы гидроакустических систем, умением использовать их информацию (ПСК-6.29);
владением принципами работы подъемного бурового оборудования для определения места судна и его положения, а также умением использовать информацию о положении и форме подъемного бурового оборудования, времени аварийного отсоединения (ПСК-6.30);
умением руководить операциями на судах, занятых в морских операциях на шельфе, и ПБУ в соответствии с требованиями системы качества и контроля безопасности при основных видах работ (ПСК-6.31);
умением обеспечивать безопасность при операциях по посадке и отправке вертолета, способностью действовать при аварийных ситуациях с вертолетом (ПСК-6.32);
владением основными этапами бурения, специфичными задачами, решаемыми различными типами судов, занятых в морских операциях на шельфе, и ПБУ, пониманием возможных опасностей, порядка плавания ПБУ при смене места бурения (ПСК-6.33);
способностью участвовать в обеспечении спасательных работ и поисково-спасательных операций в районах нефтяных и газовых месторождений в море, участвовать в спасении людей, плавающих на воде и аварийных объектов, находящихся на плаву, знанием порядка эвакуации с ПБУ и судов, занятых в морских операциях на шельфе (ПСК-6.34);
умением планировать и выполнять мероприятия по обеспечению экологической безопасности на судах, занятых в морских операциях на шельфе и ПБУ, в районах нефтяных и газовых месторождений в море, способностью руководить персоналом при ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и аварий (ПСК-6.35);
владением принципами расчета и контроля остойчивости при проведении грузо-балластных операций на ПБУ и судах, занятых в морских операциях на шельфе (ПСК-6.36);
владением общими принципами водолазных работ, использования дистанционно-управляемых беспилотных судов и соответствующих мер безопасности (ПСК-6.37);
знанием применимого международного законодательства по вопросам добычи полезных ископаемых в море, обеспечения страхования, знанием правовых требований к судам, занятым в морских операциях на шельфе, и ПБУ (ПСК-6.38).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пункте 5.6. настоящего ФГОС, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одной специализации программы специалитета.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы;
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утверждённом Министерством образования и науки Российской Федерации*(5).
Структура программы специалитета
Таблица
Структура программы специалитета |
Объем программы специалитета в зачетных единицах |
|
Блок 1 |
Дисциплины (модули) |
219-234 |
Базовая часть |
130-160 |
|
Вариативная часть, в том числе тренажерная подготовка |
59-104 |
|
Блок 2 |
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) |
84-102 |
Базовая часть |
84-102 |
|
Блок 3 |
Государственная итоговая аттестация |
9-12 |
Базовая часть |
9-12 |
|
Объем программы специалитета |
330 |
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы специалитета, включая дисциплины (модули) специализации, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
Требования к особенностям реализации программы специалитета, форме отчетности, структуре тренажерной подготовки и системам оценивания результатов обучения для специализаций, предусматривающих подготовку в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ, дополнительно определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта*(6), с учетом требований настоящего ФГОС ВО.
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют в том числе специализацию программы специалитета.
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;
технологическая практика.
Типы производственной практики:
конструкторская практика;
технологическая практика;
судоремонтная практика.
Способы проведения учебной и производственной практики:
стационарная;
выездная;
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
Для специализаций, предусматривающих подготовку в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ, специальные условия инвалидам и лицам, с ограниченными возможностями здоровья определяются положениями Конвенции ПДНВ и Конвенции о труде в морском судоходстве*(7).
6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. Требования к условиям реализации программЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет", как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно- коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(8).
7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 60 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.
К научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие профильное высшее образование, опыт службы на судах в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, профессиональный диплом не ниже старшего помощника капитана, а также имеющие государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 5 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от соответствующей степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах с учетом требований Конвенции ПДНВ*(9).
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).
-------------------------------------------
*(1) Статья III Конвенции ПДНВ. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года. Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года", опубликовано в постановлениях Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, стр. 64.
*(2) Статья IV Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года. Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года", опубликовано в постановлениях Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, стр. 64; Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2799); Правило 1.3 Международной конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве. Федеральный закон N 56 от 05.06.2014 г. "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве". Принят Государственной Думой 15.05.2012 г. Одобрен Советом Федерации 30.05.2012 г.
*(3) Статья 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52,ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30,ст. 4590, ст. 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N31, ст. 4 3 2 1); Ст. III Конвенции ПДНВ. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года. Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года", опубликовано в постановлениях Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, стр. 64;
*(4) Ст. 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1),ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 , ст. 4590, ст. 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4 3 2 1);
*(5) Перечень специальностей высшего образования - специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).
*(6) Статья 85 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст.2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290).
*(7) Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, Правило I/9. Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 , Постановления Совета Министров СССР", 1979, сентябрь, стр. 64; Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве, 56-ФЗ от 5 июня 2012 г. Правило 1.2. Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство "Юридическая литература", 11 июня 2012, N 24, ст. 3073.
*(8) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
*(9) Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, Правило I/12, Разделы A-I/12, В-I/12. Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 , Постановления Совета Министров СССР", 1979, сентябрь, стр. 64.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.