Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Роспотребнадзором 11.08.2016 г.)
Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) установлены ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, которые осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В настоящее время в мире появилась порошкообразная спиртосодержащая продукция, которое при добавлении воды в определенной пропорции преобразуется в алкогольный напиток.
В Российской Федерации не проводились исследования по безопасности использования в питании населения такого вида продукции. Экспертиза данных зарубежной научной литературы показала, что токсиколого-гигиенические исследования этого вида продукции в мире также не проводились. Даня продукция не имеет разрешения для реализации на территории стран Евросоюза, а также, согласно официальным данным "Бюро по торговле и налогам по алкоголю и табаку (Alcohol Tobacco Tax and Trade Bureau)", в США этот вид продукции разрешен для реализации только в отдельных штатах.
Одним из основных рисков, связанных с появлением порошкообразной спиртосодержащей продукции в продаже населению, является отсутствие однозначности использования её в качестве основы для производства слабоалкогольных коктейлей. Дозировка и способ употребления гранул порошкообразной спиртосодержащей продукции могут быть изменены потребителем вне зависимости от рекомендаций изготовителя, например, возможно употребление её в сухом виде, изменение дозировки при разбавлении водой, вдыхание и другое.
В связи с этим, порошкообразная спиртосодержащая продукция является потенциально опасной для здоровья человека. Его использование может привести к дополнительной алкоголизации населения, так как затрудняется контроль потребления порошкообразной спиртосодержащей продукции, в частности, среди молодежи. Необходимо также принять во внимание, что при осуществлении реализации населению порошкообразной спиртосодержащей продукции существенно затрудняется контроль несанкционированного его проноса и применения в местах, где продукция, содержащая алкоголь, запрещена к потреблению: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта.
Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и проект технического регламента Таможенного Союза "О безопасности алкогольной продукции" не содержат показатели качества и безопасности, идентификационные признаки для порошкообразной спиртосодержащей продукции. В связи с этим проведение оценки соответствия такого вида продукции нормативным требованиям невозможно.
Для решения вопроса о безопасности оборота на территории Российской Федерации порошкообразной спиртосодержащей продукции необходимы разработка и введение гигиенических нормативов безопасности, качества и идентификационных признаков, что возможно только после проведения полного комплекса токсиколого-гигиенических исследований с представлением соответствующего научного обоснования.
Таким образом, розничная продажа порошкообразной спиртосодержащей продукции несет общественную опасность. В связи с этим указанный законопроект вводит запрет на розничную продажу данной продукции, что является обоснованным до проведения официальных независимых исследований данного вещества.
Кроме того, законопроектом предусматривается установление административной ответственности за производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции, в связи с чем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой статьей 14.17.1. Полномочием осуществлять производство по делам об указанных административных правонарушениях предлагается наделить должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, а также органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В целом принятие законопроекта будет способствовать реализации задач, определенных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, и Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденных распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года N 1873-р, связанных с предотвращением угроз здоровью и безопасности людей, в том числе за счет пресечения производства, ввоза и реализации на территории Российской Федерации некачественной и опасной пищевой продукции, предупреждения заболеваний (отравлений), связанных с употреблением такой продукции, защите потребителей, общественной безопасности и другим общественным интересам.
Реализация будущего федерального закона не повлечет за собой увеличение штатной численности федеральных государственных служащих, а также изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В законопроекте положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не содержится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.