Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в правила утверждения затрат на обращение с облучёнными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов и продуктами их переработки"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 15.09.2016 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила утверждения затрат на обращение с облучёнными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов и продуктами их переработки" разработан Госкорпорацией "Росатом" в инициативном порядке в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2001 N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" (далее - Закон).
1. Изменение предельного объёма затрат на обращение с облучёнными сборками.
В соответствии с пунктом 3 Правил утверждения затрат на обращение с облучёнными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов и продуктами их переработки, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2003 N 587 (далее - Правила), объём затрат на обращение с облучёнными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов (далее - ОТВС), которые ввозятся в Российскую Федерацию, и продуктами их переработки не должен составлять более 70 процентов объёма валютных средств, поступающих от внешнеторговых операций с ОТВС. Остальные не менее 30 процентов валютных средств направляются на финансирование специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязнённых участков территории (далее - СЭП) (пункт 5 статей 4 и 5 Закона).
Такая стоимость делает переработку ОТВС в Российской Федерации экономически не привлекательной в глазах иностранных заказчиков. Это доказывает тот факт, что в настоящее время в Российской Федерации перерабатываются только ОТВС в рамках контрактов по реализации программы ввоза в Российскую Федерацию ядерного топлива исследовательских реакторов, произведённого в Российской Федерации, полностью финансируемой из бюджета США, для которых это является вопросом национальной безопасности, а также ОТВС АЭС Украины и Болгарии по контрактам, заключённым до вступления Правил в силу. Это лишает Российскую Федерацию возможности занять существенную долю на мировом рынке переработки ОТВС, общий объём которого оценивается в 4 млрд. долларов США. Единственный действующий завод в России на ФГУП "ПО "Маяк" имеет проектную производительность 400 тонн ОТВС в год, но сейчас его загрузка не превышает 150 тонн в год. В настоящий момент на мировом рынке переработки ОТВС присутствует только один игрок - французская корпорация AREVA со своим заводом в Ла-Аг. Мощности радиохимического завода в Ла-Аг полностью загружены. В год перерабатывается 850 тонн собственных (французских) ОТВС и 750 тонн зарубежных ОТВС.
Возможность оказания широкого спектра услуг по обращению с отработавшим ядерным топливом по конкурентоспособным ценам крайне важна для российской атомной отрасли, поскольку является одним из ключевых конкурентных преимуществ при рассмотрении вопроса о строительстве АЭС российского дизайна за рубежом. Более того, Российская Федерация в лице Госкорпорации "Росатом" в соответствии с межправительственными соглашениями со странами, в которых эксплуатируются, сооружаются или планируются к сооружению АЭС российского дизайна, зачастую берёт на себя обязательства по приёму всех ОТВС, поставленных из Российской Федерации.
В этой связи предлагается внести изменение в пункт 3 Правил, установив, что затраты на обращение с ОТВС и продуктами их переработки могут составлять 95 процентов объёма поступающих валютных средств. Соответствующее удорожание контракта на обращение с ОТВС за счёт отчислений на СЭП в размере 5 процентов должно быть приемлемым для иностранных заказчиков и позволит получить новые заказы на переработку в России ОТВС, а также перевести в стадию реализации ранее прорабатывавшиеся проекты по ввозу ОТВС.
Уменьшение отчислений на СЭП не приведёт к ухудшению экологической обстановки в местах нахождения организаций, осуществляющих обращение с ОТВС, потому что вся их деятельность ведётся с соблюдением экологических требований, лицензируется и проверяется Ростехнадзором, а законодательство Российской Федерации устанавливает административную и уголовную ответственность за экологические правонарушения. При этом в соответствии с пунктом 4 Правил в затраты на обращение с ОТВС и продуктами их переработки включаются расходы на выполнение включаемых в соответствующий единый проект мероприятий инвестиционных программ развития производственной инфраструктуры организаций, осуществляющих обращение с ОТВС и продуктами их переработки, что также способствуют повышению экологической безопасности процесса обращения с ОТВС. Более того, валютные поступления от переработки ОТВС и от продажи российских АЭС и топлива для них, которые зависят от возможности последующей переработки этого топлива в Российской Федерации, принесут дополнительные налоговые поступления в бюджет, которые могут быть направлены на решение экологических вопросов.
2. Изменение предельной стоимости услуг уполномоченных организаций.
В соответствии с пунктом 7 Правил стоимость услуг организаций, уполномоченных Правительством Российской Федерации заключать внешнеторговые сделки, связанные с ввозом в Российскую Федерацию ОТВС (далее - уполномоченные организации), не должна превышать 1 процент стоимости такой сделки.
Деятельность уполномоченных организаций по заключению внешнеторговых сделок, связанных с ввозом ОТВС, по своей сути является посреднической деятельностью: уполномоченные организации не осуществляют непосредственное обращение с ОТВС, но осуществляют подготовку и сопровождение контракта, необходимого для передачи ОТВС от заказчика (иностранной организации) исполнителю (российской организации атомной отрасли).
В соответствии с существующей на рынке посреднических услуг практикой вознаграждение посредника обычно составляет не менее 5 процентов. Вознаграждение в 1 процент от цены сделки зачастую даже не покрывает затраченные посредником ресурсы на заключение сделки, не говоря уже о минимальной норме прибыльности для посредника от сделки.
В этой связи предлагается изменить пункт 7 Правил, увеличив предельную стоимость услуг уполномоченных организаций до 5 процентов. Такое увеличение не отразится на величине отчислений на финансирование СЭП в соответствии с пунктом 3 Правил, поскольку стоимость услуг уполномоченных организаций вне зависимости от размера включается в затраты на обращение с ОТВС, предельный объём которых устанавливается пунктом 3 Правил.
3. Актуализация наименования федерального органа исполнительной власти.
В тексте Правил упоминается Федеральное агентство по атомной энергии, которое было упразднено Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". В настоящее время его функции осуществляет Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".
В этой связи предлагается актуализировать Правила, заменив по тексту ссылки на Федеральное агентство по атомной энергии ссылками на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".
Принятие предлагаемого решения Правительства Российской Федерации отвечает целям и задачам Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 31.01.2013.
Представленный проект постановления направлен на решение задачи "укрепление инновационного потенциала дальнейшего развития российских ядерных технологий и расширение сферы их использования" государственной программы Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 N 506-12.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация проекта постановления не потребуют выделения дополнительных средств из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
По проекту постановления заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренное пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2004 N 260, не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.