Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
(подготовлен Минфином России 23.09.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) подготовлен инициативно в рамках реализации Публичной декларации целей и задач Минфина России на 2016 год в части упрощения валютного регулирования и валютного контроля.
Целью законопроекта являются определение "валютного резидентства" физических лиц, устранение отдельных избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц-резидентов при совершении валютных операций с использованием счетов (вкладов) физических лиц-резидентов, открытых ими в банках за пределами территории Российской Федерации, расширение перечня разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, установление особенностей в отношении выполнения физическими лицами-резидентами обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физических лиц-резидентов, если такие физические лица постоянно проживали на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства либо временно пребывали на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства в течение не менее одного года при условии, что периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве прерывались на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания не более одного месяца в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве.
Анализ практики применения вступившей в силу в июне 2012 г. редакции определения "резидент" (подпункт "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 406-ФЗ) показал неоднозначность в понимании термина "резидент" в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве в течение не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве в течение не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Закон относит такую категорию граждан Российской Федерации к нерезидентам для целей осуществления валютных операций.
Такое определение представляет затруднения для российских банков при осуществлении той или иной валютной операции по поручению физического лица с учетом того, что в соответствии со статьей 849 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) операции по списанию средств со счета должны быть осуществлены банком не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Таким образом, банк должен определить, является ли физическое лицо резидентом и правильно применить валютное законодательство в течение не более двух дней с момента представления клиентом платежного документа.
При этом для правоприменения рассматриваемой нормы неясно, какой период времени должен рассматриваться для применения правила о совокупности виз. На практике проживающие за границей граждане Российской Федерации зачастую совершают краткосрочные поездки в Россию в течение одного года. В этой связи в правоприменительной практике возникают следующие вопросы:
1) допустимо ли прерывание годичного срока пребывания гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации по разным обстоятельствам (краткосрочные поездки в Российскую Федерацию и т.д.);
2) виды документов, подтверждающих пребывание гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе с учетом факторов наличия единой таможенной территории стран Таможенного Союза, наличия соглашений с рядом стран о безвизовых поездках и т.д.
Кроме того, формулировка указанной нормы создает проблемы для российских банков с определением статуса граждан Российской Федерации, пребывающих в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации установлен безвизовый режим въезда и пребывания.
В этой связи законопроектом предлагается изложить подпункт "а" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона в новой редакции.
Законопроектом исключается требование об обязательности представления физическим лицом-резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления (исключение абзаца третьего части 4 статьи 12 Закона). Отмена указанного требования обусловлена подписанием Российской Федерацией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (г. Берлин), в рамках которого налоговые органы стран-подписантов указанного Соглашения обмениваются информацией о счетах (вкладах), открытых на их территории резидентами других стран-участниц Соглашения, в автоматическом режиме. Дополнительно предлагаемое законопроектом изменение устранит излишнее административное обременение как для физических лиц-резидентов так и для уполномоченных банков.
Также законопроектом расширяется перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки. К таким разрешенным случаям законопроект относит зачисление денежных средств на счета (вклады) физических лиц-резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, от следующих операций:
продажа нерезиденту принадлежащих физическому лицу-резиденту на праве собственности за пределами территории Российской Федерации транспортных средств;
продажа нерезиденту принадлежащего физическому лицу-резиденту недвижимого имущества, если такое недвижимое имущество зарегистрировано на территории иностранного государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, и такое иностранное государство присоединилось к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (г. Берлин), и при этом счет (вклад) физического лица-резидента открыт в банке, расположенном на территории такого иностранного государства (дополнение части 5.1 статьи 12 Закона).
С целью устранения неопределенности в правоприменении в части осуществления оплаты физическими лицами-резидентами товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации с помощью банковских платежных карт, эмитированных иностранными банками, за счет средств указанных физических лиц-резидентов, зачисленных на их счета (вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, к которым привязаны указанные банковские платежные карты, законопроект вносит соответствующее изменение в части 6 статьи 12 Закона.
Кроме того, законопроектом предлагается освободить граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства либо временно пребывающих на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства не менее одного года при условии, что периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве могут прерываться на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания не более трех месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве, от исполнения установленных статьей 12 Закона требований к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам) (дополнение в части 8 статьи 12 Закона). Предлагаемый законопроектом совокупный срок кратковременного пребывания граждан Российской Федерации в Российской Федерации (не более трех месяцев в течение каждого календарного года) определен с учетом анализа возникающих у разных категорий граждан реальных жизненных ситуаций (приезд в Российскую Федерацию в связи с отпуском, посещением родственников, отдых обучающихся за рубежом студентов во время каникул и т.д.).
После принятия Федерального закона необходимо внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" в части установления порядка представления налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами, постоянно проживающими на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства либо временно пребывающими на законных основаниях в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого иностранного государства в течение не менее одного года, если периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве прерывались на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания более трех месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве, а также при возвращении физического лица-резидента на постоянное пребывание в Российскую Федерацию.
Также потребуется принятие приказа ФНС России об утверждении соответствующей формы уведомления физическими лицами - резидентами об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и/или об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если периоды постоянного проживания в иностранном государстве либо временного пребывания в иностранном государстве прерывались на периоды кратковременного пребывания в Российской Федерации с общим сроком пребывания более трех месяцев в течение каждого календарного года, в котором имели место постоянное проживание в иностранном государстве и/или временное пребывание в иностранном государстве, а также при возвращении физического лица-резидента на постоянное пребывание в Российскую Федерацию.
В связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" установлена обязанность физических лиц - резидентов представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом, законопроектом предлагается установить срок вступления в силу принимаемого Федерального закона - 1 января 2018 года.
Необходимо также обеспечить возможность ознакомления граждан Российской Федерации с принимаемым Федеральным законом и обеспечить возможность исполнения требований Федерального закона гражданами Российской Федерации, не являвшимися резидентами по состоянию на 1 января 2018 года.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.