Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 26.09.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в порядке законодательной инициативы.
В настоящее время на инфраструктуре ОАО "РЖД" функционируют 10 789 железнодорожных переездов.
По данным МВД России за нарушение правил дорожного движения через железнодорожные пути Госавтоинспекцией в 2014 году было возбуждено более 94 тыс. дел об административных правонарушениях, а в 2015 году - 99 тыс. дел.
За 2015 год на железнодорожных переездах зарегистрировано 274 дорожно-транспортных происшествий. В результате пострадало 456 человек, из них 89 погибло. При этом на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования допущено 240 столкновений автотранспортных средств с подвижным составом, из них 69 столкновений с пассажирскими и пригородными поездами. В результате пострадало 197 человек (в том числе локомотивная бригада пригородного поезда), 49 из которых погибло, в том числе 1 машинист.
Согласно статистике ОАО "РЖД" в 2015 году в результате дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах допущено 4 крушения, 1 авария и 9 сходов железнодорожного подвижного состава. Ущерб составил 98 606 тыс. рублей. В среднем, по данным ОАО "РЖД", каждое дорожно-транспортное происшествие на железнодорожных переездах влечет за собой ущерб инфраструктуре железнодорожного транспорта в размере 400 тыс. рублей.
Законопроектом предлагается внести в статью 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ) следующие изменения:
а) в части 2 исключаются слова "работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения,";
б) часть 3 излагается в следующей редакции:
"3. Владельцы автомобильных дорог должны оборудовать автомобильные дороги на подъездах к железнодорожным переездам работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, при проезде железнодорожных переездов с учетом категорий железнодорожных переездов и автомобильных дорог, установленных частью 4 настоящей статьи.".
в) дополняется частью 4 следующего содержания:
"4. Категории железнодорожных переездов, на подъездах к которым автомобильные дороги должны быть оборудованы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, а также категории таких автомобильных дорог устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.".
Указанные изменения позволят повысить безопасность дорожного движения на железнодорожных переездах путем оборудования автомобильных дорог на подъездах к железнодорожным переездам (с учетом установленных категорий железнодорожных переездов и автомобильных дорог) работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, при проезде железнодорожных переездов.
Законопроектом также предлагается внести изменения в статью 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми владелец автомобильной дороги, а в отношении автомобильной дороги, переданной в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", - Государственная компания "Российские автомобильные дороги", в целях обеспечения работ по контролю за внесением платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствам, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, при их движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, наделяются полномочиями по:
принятию решения об установке и использовании на автомобильной дороге работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений при движении по автомобильной дороге общего пользования федерального значения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильной дороге общего пользования федерального значения таким транспортным средством;
передаче информации о выявленных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, правонарушениях при движении по автомобильной дороге общего пользования федерального значения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильной дороге общего пользования федерального значения таким транспортным средством, в органы государственного контроля (надзора);
финансировании расходов, связанных с обработкой и рассылкой постановлений органов государственного контроля (надзора) об административных правонарушениях, выявленных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, при движении по автомобильной дороге общего пользования федерального значения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильной дороге общего пользования федерального значения таким транспортным средством.
Кроме того законопроектом предлагается, что в случае если для целей обеспечения работ по контролю за внесением платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствам, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, при их движении по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, заключено концессионное соглашение в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, вышеуказанные функции осуществляет концессионер.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог, которые могут устанавливаться владельцами автомобильных дорог.
Вместе с тем, указанные работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог также могут устанавливаться на автомобильных дорогах иными компетентными органами.
В этой связи, законопроектом предлагается вести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" изменения, в соответствии с которыми полномочия владельцев автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а в отношении автомобильных дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", Государственной компании "Российские автомобильные дороги", органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и владельцев частных автомобильных дорог дополняются положением о согласовании мест установки на автомобильной дороге работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог.
Законопроектом также предлагается дополнить часть 4 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" положением о том, что транспортное средство, принадлежащее иностранному перевозчику, в случае обнаружения в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации транспортных средств нарушения данным средством, в том числе Правил дорожного движения может быть допущено для дальнейшего движения по территории Российской Федерации только после устранения такого нарушения.
В соответствии с пунктом 12 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 21 апреля 2016 г. N ИШ-П9-2426, абзацем вторым подпункта "к" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 14 марта 2016 г. Минтрансу России совместно с МВД России и Минюстом России предписано представить предложения по увеличению срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Однако, нередки случаи, когда административное правонарушение выявляется в течение месяца со дня его совершения, однако на момент составления протокола проходит еще около 2-3 недель, после чего рассматривается в суде и на момент принятия решения срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Таким образом, виновное лицо уходит от ответственности за допущенные нарушения действующего законодательства Российской Федерации, что противоречит принципу неотвратимости наказания.
В этой связи, законопроектом предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.21.1) до шести месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В настоящее время в соответствии с КоАП органы внутренних дел (полиция) обладают полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 "Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" и статьей 12.21.3 "Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" КоАП, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Законопроектом предлагается внести в КоАП изменения, согласно которым федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) наделяется полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.21.1 и 12.21.3 КоАП, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Указанные изменения повысят эффективность реализации задач по обеспечению сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" повлечет необходимость принятия проекта приказа Минтранса России "Об установлении категорий железнодорожных переездов, на подъездах к которым автомобильные дороги должны быть оборудованы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, а также категорий таких автомобильных дорог" (головной исполнитель: Минтранс России, соисполнитель: МВД России).
Основание: подпункт "в" пункта 1 статьи 1 законопроекта.
Ориентировочный срок подготовки: 6 месяцев с даты вступления в силу Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Примерный расчет необходимого увеличения численности должностных лиц Ространснадзора в целях администрирования правонарушений по статье 12.21.1 КоАП приведен ниже.
По аналогии с центром автоматической фиксации административных правонарушений, созданном на базе МВД по Республике Татарстан, численность сотрудников, занятых на работе с постановлениями можно определить, основываясь на усредненных данных от ФКУ "Росдормониторинг", ЦАФАП по Республике Татарстан. В республике Татарстан должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, за одну рабочую смену осуществляет обработку порядка 500 постановлений или около 60 постановлений в час. По информации Росавтодора, среднее количество нарушений в сутки на один пункт автоматического весогабаритного контроля составляет 459 нарушений. Учитывая согласованный и утвержденный план развития 384 пунктов автоматического весогабаритного контроля данных пунктов, среднее количество постановлений в сутки составит 384 х 459 = 176256 постановлений в сутки или 7344 постановления в час. Таким образом, потребная численность сотрудников составит 7344 / 60 = 122,4 человека. С учетом коэффициента замещения, равного 1,25, необходимая штатная численность составит 122,4 х 1,25 = 153 штатные единицы.
Принимая, что расчет фонда заработной платы, осуществляется исходя из заработной платы ведущего специалиста-эксперта, которая составляет 17354 рублей в месяц, увеличение фонда заработной платы, при увеличении численности составит 17354 х 153 =2 655 162 рублей в месяц или 31 861 944 рубля в год, без учета дополнительных выплат.
Стоимость одного комплекта форменной одежды составляет 60900 руб., расходы на форменную одежду составят 60900 х 153 = 9 317 700 рублей.
Примерный расчет необходимого увеличения численности должностных лиц Ространснадзора в целях администрирования правонарушений по статье 12.21.3 КоАП приведен ниже.
По аналогии с центром автоматической фиксации административных правонарушений, созданном на базе МВД по Республике Татарстан, численность сотрудников, занятых на работе с постановлениями можно определить, основываясь на усредненных данных от ООО "РТИТС", ЦАФАП по Республике Татарстан. Учитывая, что в республике Татарстан должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, за одну рабочую смену осуществляет обработку порядка 500 постановлений или около 60 постановлений в час. Основываясь на предварительной информации ООО "РТИТС", среднее число постановлений за сутки на 18 "рамках", оснащенных оборудованием, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, составляет 2000 постановлений, или 112 постановлений на одну "рамку". Учитывая возможную перспективу оснащения сети автомобильных дорог федерального значения 400 "рамками", получим, приблизительно, 44800 постановлений в сутки, что эквивалентно 1870 постановлениям в час.
Таким образом, потребная численность сотрудников составляет 1870+60=31 сотрудник. С учетом коэффициента замещения, равного 1,25 необходимая численность составит 38,75 сотрудника, округляя, получаем 39 человек.
Принимая, что расчет фонда заработной платы, осуществляется исходя из заработной платы ведущего специалиста-эксперта, которая составляет 17354 рублей в месяц, увеличение фонда заработной платы, при увеличении численности управления госавтодорнадзора составит 39 х 17354 = 676 806 рублей в месяц и соответственно 8 121 672 рубля в год. Данная сумма увеличения фонда оплаты труда не учитывает иные начисления и стимулирующие выплаты.
Стоимость одного комплекта форменной одежды составляет 60900 руб., расходы на форменную одежду составят 39 х 60900 = 2 375 100 рублей.
В итоге, общее увеличение численности сотрудников Ространснадзора составит 153 + 39 = 192 штатные единицы.
Сумма увеличения финансирования, без учета дополнительных выплат и районных коэффициентов, составит 31 861 944 + 8 121 672 = 39 983 616 рублей.
С учетом выплаты материального стимулирования, которое по итогам 2016 г. составит 8000 рублей в месяц на 1 человека, увеличение фонда заработной платы составит 18 432 000 рублей.
Всего увеличение фонда заработной платы составит 58 415 616 рублей.
Также необходимо учесть взносы по обязательному социальному страхованию на выплату денежного содержания (30,2%), которые составят 17 641 516 рублей в год.
Затраты на приобретение форменной одежды составят 9 317 700 + 2 375 100 = 11 692 800 рублей.
Затраты на рассылку почтовых отправлений, по предварительной оценке, составят не менее 900 млн. руб. в год.
Стоимости аренды 1 кв. метра нежилого помещения в г. Москве в 10 тыс. руб. в год и потребной площади для размещения центра по осуществлению функций по администрированию штрафов в 500 кв. метров, ориентировочная стоимость аренды может составить около 5 млн. руб. в год.
Итого дополнительные затраты на администрирование правонарушений, предусмотренных статьями 12.21.1 и 12.21.3 КоАП в случае фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, составят 58 415 616 + 17 641 516 + 11 692 800 + 900 000 000 + 5 000 000 992 749 932 рубля.
Кроме того, потребуется выделение дополнительных средств на создание системы информационного обмена с ГИБДД. Размер дополнительного финансирования на эти цели рассчитать не представляется возможным в связи с отсутствием необходимых данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.