Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и об утверждении Положения об организации и порядке проведения продажи лома и отходов черных и цветных металлов на аукционе, Положения об организации и порядке проведения продажи лома и отходов черных и цветных металлов посредством публичного предложения, Положения об организации и порядке проведения продажи лома и отходов черных или цветных металлов, проводимой в электронной форме"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.10.2016 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Проект) вносятся изменения в Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", в Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", а также в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
На сегодняшний день в большинстве компаний с государственным участием, министерств и ведомств отсутствует системный подход к сбору и реализации вторичных ресурсов и, в том числе, лома и отходов черных и цветных металлов. Как правило, вопросы реализации металлолома, образовавшегося в результате хозяйственной деятельности и списания основных средств, рассматриваются на уровне административно-хозяйственных служб местных предприятий и линейных подразделений. Подобные процедуры реализации проводятся по усмотрению местных руководителей по собственным критериям. Методики определения отпускных цен закрыты для внешней оценки и на региональном уровне не всегда соотносятся с уровнем рыночных цен. Кроме того, классификация отгружаемого лома также может отличаться от законодательно установленной. Фактически, цена на сопоставимые по качеству и условиям отгрузки партии металлолома зависит от его "ведомственной принадлежности".
Таким образом, в федеральном масштабе отсутствие единого методического и процедурного подхода не позволяют получить максимально возможный доход от реализации металлолома, в связи с чем государство не дополучает миллиарды рублей ежегодно. Масштабы экономии денежных средств для бюджета Российской Федерации подтверждаются следующими данным: годовой оборот рынка лома оценивается в 1 трлн. руб., минимальная оценка ломофонда на предприятиях с гос. участием - 1/10 часть от общего ломофонда, образование лома и отходов черных металлов на предприятиях с гос. участием - от 3 млн. тонн в год, оборот - минимум 32 млрд. руб. в год, образование цветного лома на предприятиях с гос. участием - от 500 тыс. тонн в год, оборот - 35 млрд. руб. в год. При средней рыночной стоимости 1 тонны лома (отходов) черных металлов 10 000 руб. и годовом обороте "ведомственного" лома и отходов черных и цветных металлов порядка 6 млн. тонн (20% от рынка), государство ежегодно теряет миллиарды рублей.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо создать межведомственный инструмент выбора контрагентов, определить способы продажи лома и отходов черных и цветных металлов. Реализуемые в рамках этого инструмента партии лома должны быть максимально стандартизированы и обезличены в рамках действующей нормативно-правовой базы в сфере обращения лома и отходов цветных и черных металлов.
Таким инструментом может стать привлечение к процессам профессиональных организаторов торгов, имеющих опыт продажи имущества, продавцов - непосредственно ломообразующих предприятий, и покупателей - лицензированных ломопереработчиков и потребителей лома. Для реализации лома предлагается использовать две процедуры: аукцион и продажу посредством публичного предложения (голландский аукцион).
К преимуществам данного подхода относится полная прозрачность процесса продажи и сопоставимость ценовых результатов продаж, что гарантирует получение максимально возможного рыночного дохода от реализации металлолома.
В случае, если компании с государственным участием будут обязаны реализовывать образующийся у них лом, используя предложенные механизмы продажи, можно говорить как о положительном структурирующем влиянии на рынок металлолома, так и металлургическую отрасль в целом.
Организаторы продаж лома и отходов, привлекаемые государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятия, а также хозяйственными товариществами и обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации и/или субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, должны соответствовать самым высоким требованиям, предъявляемым государством к организаторам торгов, обладать профессиональной и технической базой, а также деловой репутацией надежного игрока и лидера торгов с опытом продажи государственного имущества. В этой связи предлагается проводить отбор таких организаций, руководствуясь критериями, аналогичными тем, которые закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165 "О реализации высвобождаемого движимого военного имущества".
Индустрия ломопереработки является высокотехнологичной, профессиональные стандарты могут формироваться и эффективно контролироваться только при участии компетентных органов и участников отраслевых профессиональных объединений (СРО в области ломопереработки, создание которых предусмотрено Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 2776-р, а также в рамках поручений Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 г. N Пр-1168, Правительства Российской Федерации от 29 января 2015 г., протокол N 3 (раздел I, пункт 2 абзац третий) и от 5 июня 2014 г. N ИШ-П16-4172 (пункт 2), предусматривающих разработку и принятия законопроекта в области саморегулируемых организаций). Деятельность в области обращения с ломом требует соблюдения жестких стандартов промышленной и экологической безопасности, во избежание нанесения вреда здоровью и жизни человека, возникновению техногенных и экологических катастроф, так как связана с контролем уровня радиации, работой с металлическими отходами и элементами, содержащими отравляющие и взрывчатые вещества.
Во избежание допуска к покупке лома у государственных предприятий перекупщиков и спекулянтов, т.е. лиц, не имеющих ни оборудования, позволяющего производить его качественную переработку, ни соответствия требованиям профессионального сообщества переработчиков (саморегулируемой организации), предлагается предусмотреть некоторые требования к таким покупателям. Это позволит сделать рынок обращения лома безопасным.
Аналогичный подход к требованиям соответствия профессиональным качествам участника процесса предусмотрен такими федеральными законами, как Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Непосредственно процедура продажи лома осуществляется двумя способами: продажа на аукционах и продажа посредством публичного предложения, проводимых в очной и электронной формах. Положения, закрепляющие правила организации и проведения указанных процедур предлагается утвердить проектом Постановления.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация Проекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.