Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является План деятельности ФАС России на период 2016-2021 гг., утвержденный ФАС России 25 мая 2016 г. и разработанный во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1449 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации". Проект акта соответствует одному из главных стратегических ориентиров государственной энергетической политики Российской Федерации, в части совершенствования государственного ценового (тарифного) регулирования в сфере естественных монополий, закрепленному в пункте 2 раздела V Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является снижение излишних административных барьеров, установленных действующим законодательством, совершенствование государственного тарифного регулирования, законодательное отражение в сфере регулирования услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам положений, соответствующих складывающейся конъектуре рынков нефти (нефтепродуктов) и существующей практике применения государственного регулирования тарифов в указанной сфере.
Проектом акта предусмотрено утверждение Правил государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (далее - Правила регулирования тарифов), которые определяют порядок формирования и государственного регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в случае применения федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) метода ценового регулирования на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам. Проектируемым регулированием предлагается:
1) установить соответствующие понятия, в том числе и услуг, оказываемых субъектами естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) привести исчерпывающий перечень видов тарифов, устанавливаемых на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам, в отношении которых осуществляется государственное регулирование;
3) закрепить установление тарифов только в рублях;
4) закрепить порядок обращения субъекта естественной монополии за установлением (изменением, отмене) тарифов и вдвое сократить сроки рассмотрения регулирующим органом вопроса об установлении тарифов;
5) ввести новый принцип сопоставимости цен и методов сопоставимых рынков при установлении тарифов;
6) определить, что государственное регулирование тарифов осуществляется регулирующим органом исключительно для расчётов потребителей с оператором.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 22 июня 2016 г. по 6 июля 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 6 июля 2016 г. по 6 сентября 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/06-16/00049995).
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 13 октября 2016 г. по 21 октября 2016 г.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Транснефть", АО НК "РуссНефть", АО ННК, филиала ПАО АНК "Башнефть "Башнефть-Уфанефтехим"", ОАО "ТАИФ НК", Афипского нефтеперерабатывающего завода, АО "Зарубежнефть", содержащие ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагаются), подлежащих рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
1. В соответствии с подпунктом "н" пункта 11 проекта акта при рассмотрении вопроса об установлении тарифов по инициативе субъекта естественной монополии последний должен представить в регулирующий орган информацию о доходах и расходах по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности за два года, предшествующих очередному периоду регулирования, и на очередной период регулирования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации субъекты естественных монополий обязаны осуществлять раздельный учёт доходов и расходов по каждому виду регулируемых услуг и в целом по иной деятельности.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить требование о представлении информации по нерегулируемым видам деятельности из проекта акта, как противоречащее Закону N 147-ФЗ.
2. В соответствии с пунктом 11.1 проекта акта субъект естественной монополии должен представлять данные по статьям расходов по перевозке нефти (нефтепродуктов) железнодорожным транспортом, а также по перевалке нефти (нефтепродуктов) в транспортных терминалах и морских (речных) портах, включая расходы по оплате услуг различных участников перевозочного процесса, возникающие в процессе перевозки нефти (нефтепродуктов) по железнодорожным путям общего и необщего пользования.
Вместе с тем контрагентами по предоставлению услуг по перевозке нефти (нефтепродуктов) субъекту естественной монополии не представляются постатейные данные расходов, произведенные в процессе перевозки.
Таким образом, субъект естественной монополии не может представить в регулирующий орган данные, которыми он сам не обладает.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить пункт 11.1 из редакции проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.