Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон "Об электронной подписи"
(подготовлен Минкомсвязью России 16.11.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Федеральный закон "Об электронной подписи" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 года N Пр-2525, от 20 июля 2016 г. N Пр-1385 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 октября 2015 г. N 1995-р, предусматривающих проведение комплекса мероприятий по переводу существующих и перспективных государственных информационных систем в систему федеральных и региональных центров обработки данных.
Инфраструктура взаимодействия предполагает, что в ней функционируют, в том числе следующие государственные информационные системы:
- Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861);
- информационная система, обеспечивающая выполнение доверенной третьей стороны, предназначенной для трансграничного обмена электронными документами в случаях, если такой обмен предусмотрен международными договорами Российской Федерации, а также выполнение функций головного удостоверяющего центра, функции которого осуществляет уполномоченный в сфере электронной подписи федеральный орган исполнительной власти (регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418 "О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
- единую систему идентификации и аутентификации (регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";
- Единая система межведомственного электронного взаимодействия (регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия";
- федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг" (регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. N 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг";
- Единая система нормативной справочной информации (регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме", Положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации", утверждённым Приказом Минкомсвязи России от 19 января 2015 г. N 7, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928 "О базовых государственных информационных ресурсах";
- государственную информационную систему, обеспечивающую передачу электронных сообщений от государственных органов или органов местного самоуправления гражданам или представителям организаций через единый портал в целях их информирования в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг или исполнения государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, не требующих от граждан (представителей организаций) обращения с заявлением в органы власти и иные организации (регулируется Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)", частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законопроект разработан в целях обеспечения надлежащего нормативного правового регулирования использования услуг облачных вычислений в деятельности органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, а также иных организаций.
Законопроектом предполагается внесение изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях актуализации понятийного аппарата, регламентации основных механизмов использования услуг облачных вычислений в деятельности органов государственной власти, установления правового статуса системы федеральных и региональных центров обработки данных.
Законопроектом устанавливается определение инфраструктуры облачных вычислений как обособленной и территориально распределенной по территории Российской Федерации совокупности технических средств, программ для электронных вычислительных машин, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих сбалансированную работу при создании, обработки, хранении и предоставлении информации в режиме дистанционного доступа к более чем одной информационной системе.
Законопроектом предусматривается, что функционирование информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений, унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний или хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и (или) взаимодействие между ними в электронной форме осуществляется в том числе с использованием инфраструктуры электронного правительства, а также регламентируется порядок использования указанной инфраструктуры и определяется ее состав.
Дается определение поставщика услуг инфраструктуры, закрепляются его обязанности, в том числе поставщик услуг должен обеспечить:
доступность информации, переданной поставщику услуг инфраструктуры и (или) созданной в инфраструктуре облачных вычислений поставщика услуг инфраструктуры, для пользователей услуг инфраструктуры облачных вычислений;
возможность обработки пользователями услуг инфраструктуры облачных вычислений, в соответствии с их полномочиями, информации, переданной поставщику услуг инфраструктуры и (или) созданной в инфраструктуре облачных вычислений поставщика услуг инфраструктуры, включая возможность полного удаления такой информации указанными пользователями услуг инфраструктуры облачных вычислений.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления использования при оказании государственных и муниципальных услуг единой информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.
Кроме того, законопроект предлагает внесение изменений в Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" в целях установления единых требований к электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Так, для подписания электронных документов органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. При взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления посредством обмена электронными документами используются усиленная квалифицированная электронная подпись или простая электронная подпись, порядок и условия использования которых, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает Правительство Российской Федерации.
Наряду с этим законопроектом предполагается закрепить за Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в том числе полномочия по проведению единой технологической политики, включая формирование технических и организационных требований к сетям связи, импортозамещение оборудования и программного обеспечения, исключение многократного создания функционально схожих элементов инфраструктуры.
Актуальность предлагаемых изменений обусловлена следующими обстоятельствами.
В целях создания экономически обоснованных условий для сосредоточения вычислительных ресурсов, а также хранения и обработки персональных данных граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации систему центров обработки данных целесообразно создавать в виде сети федеральных и региональных центров обработки данных, связанных резервированными магистральными каналами связи высокой пропускной способности в единый катастрофоустойчивый кластер. Защита от компьютерных атак должна быть реализована с использованием надежных программно-аппаратных средств и соблюдением принципа невыхода трафика указанного кластера за пределы Российской Федерации. Подобная структура системы центров обработки данных позволит с наименьшими затратами обеспечивать информационно-телекоммуникационными услугами территориально распределенных пользователей за счет приближения ресурсов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры непосредственно к пользователям.
Использование для реализации такой схемы облачных технологий имеет большой ряд преимуществ. В частности, использование облачных технологий обеспечивает:
- повышение эффективности использования вычислительных ресурсов организации;
- сокращение расходов организации на приобретение ИТ-оборудования, его техническое обслуживание и ремонт, программное обеспечение, оплату труда обслуживающего персонала, а также расходов на электроэнергию;
- повышение управляемости ИТ-инфраструктуры организации, гибкости и скорости реагирования системы;
- обеспечение бесперебойной работы организации благодаря системе резервного копирования и миграции виртуальных сред.
В этой связи переход на использование облачных технологий является весьма перспективным.
Надлежащее нормативное правовое регулирование вопросов использования услуг облачных вычислений является ключевым фактором для широкого перехода на их использование в деятельности органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, а также иных организаций.
Реализация положений законопроекта потребует значительных технических и организационных изменений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, в связи с чем потребуется применение специального порядка срока вступления в силу законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.