Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-кибернетик"
(подготовлен Минтрудом России 16.02.2017 г.)
ВВЕДЕНИЕ
Пояснительная записка характеризует основное содержание проекта профессионального стандарта специалиста "Врач-кибернетик".
Проект профессионального стандарта "Врач-кибернетик" подготовлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям";
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р "Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов";
- уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов (утверждены Приказом Министра труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н);
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке ПС".
Профессиональный стандарт "Врач-кибернетик" разработан в соответствии с Макетом профессионального стандарта, утверждённого Министерством труда и социальной защиты РФ, и содержит следующие разделы:
Раздел I. Общие сведения;
Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);
Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций;
Раздел IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБОБЩЕННЫХ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ
1.1. Характеристика медицинской кибернетики как области профессиональной деятельности в Российской Федерации
Подготовка специалистов в области медицинской кибернетики началась с 1973 года на медико-биологическом факультете 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова (в настоящее время РНИМУ им. Н.И.Пирогова). В 1985 году отделение медицинской кибернетики открылось также в Томском медицинском институте (ныне СибГМУ). В настоящее время высшее профессиональное образование по этой специальности ведется в 9 вузах России. Обучение по специальности "медицинская кибернетика" осуществляется на стыке медицинских, биологических и технических наук и позволяет подготовить специалистов, способных внедрять в здравоохранение современные информационные технологии и последние достижения науки, разрабатывать новые технологии диагностики и лечения заболеваний, проектировать медицинские информационные системы. Выпускники отделения медицинской кибернетики медико-биологического факультета могут работать как по врачебным специальностям (медицинские статистики и методисты; врачи клинической лабораторной диагностики, инструментальной и лучевой диагностики), так и научными сотрудниками научно-исследовательских институтов медико-биологического профиля, а также специалистами в области разработки и сопровождения медицинских информационных систем (МИС) различного уровня организации здравоохранения. Врачи-кибернетики, закончив обучение в вузе, приобретают опыт научно-исследовательской работы, проектной деятельности, навыки системного анализа. Итогом обучения является защита выпускной квалификационной (дипломной) работы. Обладая междисциплинарными знаниями, врачи-кибернетики, при наличии опыта работы и дополнительного образования, востребованы в качестве преподавателей учреждений медицинского и медико-биологического профессионального образования.
Для работы врачами клинической лабораторной, инструментальной и лучевой диагностики выпускники отделения должны пройти дополнительное профессиональное образование по соответствующему направлению.
Выпускники высших государственных образовательных учреждений по специальности "медицинская кибернетика" могут работать врачами статистиками и методистами сразу после окончания университета и прохождения первичной аккредитации.
С активным развитием и внедрением информационных технологий в здравоохранение и медицину растет спрос на специалистов данного профиля. В связи с этим актуальным становится вопрос о введении новой должности "врач-кибернетик" в штатное расписание медицинских организаций (МО). Направления деятельности врача-кибернетика связаны с созданием систем поддержки принятия врачебных и управленческих решений; разработкой, внедрением и сопровождением МИС разного уровня - от предназначенных для непосредственной работы с пациентами до систем МО в целом; планированием и проведением клинических исследований, последующей обработкой и анализом полученных результатов; разработкой моделей и стандартов информационного взаимодействия на всех уровнях организации здравоохранения; моделированием медицинских и биологических систем и др.
Врачи-кибернетики востребованы во всех медицинских организациях, как государственной, так и негосударственной и частной форм собственности. Конечно, в первую очередь речь идет о крупных медицинских организациях, стационарах, федеральных центрах, профильных институтах, диспансерах. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), представленным в статистическом сборнике "Здравоохранение в России" (2015 г.), в 2014 году в стране насчитывалось 22,7 тыс. медицинских организаций, в том числе 5,6 тыс. больничных и 17,1 тыс. амбулаторно-поликлинических организаций всех форм собственности. Дополнительно в стране действует 1905 санаторно-курортных организаций. В большинстве учреждений установлены персональные компьютеры (в 98,2% из обследованных), имеются локальные вычислительные сети (в 81,6% из обследованных), используется сеть Интернет (в 52,7% из обследованных), реализован электронный документооборот (в 60,7% из обследованных) ("Российский статистический ежегодник", 2015 г.). Этот потенциал будет только наращиваться, а для его грамотного внедрения, использования и обучения медицинских сотрудников работе в новых условиях необходимы специалисты. Как показывает опыт последних десятилетий, именно выпускники отделений медицинской кибернетики наиболее адекватно справляются с такими задачами. Кроме того, следует отметить, что по мере развития Единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ) в дальнейшем в каждой медицинской организации должны появиться специалисты врачи-кибернетики.
Врачи-кибернетики занимаются четырьмя основными видами деятельности: организационно-аналитическая и управленческая деятельность, информационно-технологическая деятельность, научно-исследовательская и научно-методическая деятельность, системно-аналитическая деятельность.
В Таблице 1 приведено соотношение направления профессиональной деятельности специалиста врача-кибернетика и вида экономической деятельности организации (в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), где эти специалисты, как правило, работают.
Таблица 1
Организационно-аналитическая и управленческая деятельность |
Информационно-технологическая деятельность |
Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность |
Системно-аналитическая деятельность |
86 Деятельность в области здравоохранения |
62 Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги |
72 Научные исследования и разработки |
63.1 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет |
86.1 Деятельность больничных организаций |
62.0 Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги |
72.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук |
72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие |
86.2 Медицинская и стоматологическая практика |
62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения |
72.11 Научные исследования и разработки в области биотехнологии |
86 Деятельность в области здравоохранения |
86.9 Деятельность в области медицины прочая |
62.02 Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий |
72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие |
86.1 Деятельность больничных организаций |
|
62.03 Деятельность по управлению компьютерным оборудованием |
|
86.2 Медицинская и стоматологическая практика |
|
62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая |
|
86.9 Деятельность в области медицины прочая |
|
63 Деятельность в области информационных технологий |
|
|
|
63.1 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет |
|
|
|
63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность |
|
|
Каждая из трудовых функций специалиста состоит из трудовых действий, требования к выполнению которых определены нормативными правовыми актами. Перечень нормативных правовых актов, включенных в анализ трудовых действий, приведен в Приложении 1.
Главой 9 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены требования к лицам, имеющим право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации:
- наличие медицинского образования в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- наличие свидетельства об аккредитации специалиста (требование вступает в силу с 1 января 2016 года).
В настоящее время вместо свидетельства об аккредитации специалист должен иметь сертификат специалиста.
1.2. Зарубежный опыт
Профессиональным сообществом в области информационных технологий и компьютерных наук в медицине и здравоохранении образована Международная ассоциация медицинской информатики (International Medical Informatics Association - IMIA, http://imia-medinfo.org/wp/), существующая как независимая организация с 1989 года. За рубежом данную область наиболее принято называть- biomedical and health informatics (BMHI). В настоящее время членами IMIA являются 57 стран мира. Одной из главных своих задач IMIA выдвигает разработку образовательных программ, их стандартизацию и сертификацию. Ежегодно проводятся конференции по вопросам образования, прохождение аккредитации обучающих программ по BMHI в IMIA является общепризнанным знаком качества.
Специальной Комиссией по Образованию IMIA были разработаны Рекомендации по обучению в области BMHI (Recommendations of the international medical informatics association (IMIA) on education in biomedical and health informatics Wright G., Mantas J., Ammenwerth E., Demiris G., Hasman A., et al. (2010) Methods of Information in Medicine, 49 (2), pp. 105-120). Поводом для создания данных рекомендаций явилось активное влияние информационных технологий (health information technology - HIT) на различные сферы здравоохранения, а также на развитие биомедицинских исследований. Опубликованные систематические обзоры представляют данные о повсеместном внедрении информационных технологий в области медицины, развитии систем поддержки принятия решений, телемедицины. Также отмечается быстрый рост таких смежных областей, как информатика клинических исследований и биоинформатика. Развитие информационных технологий в здравоохранении привело к пониманию необходимости формирования образовательных программ для обучения специалистов разработке, внедрению и оценке этих систем.
Несмотря на доказанные преимущества внедрения информационных технологий в медицину, специалисты видят проблемы для их использования в клинических условиях, включая несоответствие оборота капиталовложений между теми, кто платит, и теми, кто получает выгоду от внедрения МИС, отсутствие стандартов и интероперабельности, проблемы безопасности и конфиденциальности медицинской информации. Также проблемой является терминология в исследуемой области. Существует множество определений области биомедицинской информатики, отсутствует единое мнение по поводу прилагательного перед словом "информатика" (медицинская, биомедицинская и/или информатика здравоохранения), а также по вопросу, как следует называть специалистов в данной области ("informaticist" или "informatician"). Нет четкой границы между областью науки информационные технологии и информатика. Что должны изучать те, кто внедряет информационные технологии в медицину, использует их при проведении исследований, кто отвечает за проекты, связанные с информационными технологиями в медицинских организациях? Подобные вопросы привели к пониманию того, что биомедицинская информатика и информатика здравоохранения должны быть выделены в отдельную дисциплину, для специалистов которой будет точно определенна сфера деятельности, создан сертификат профессиональной пригодности, описаны профессиональные компетенции, а также этические принципы.
Для получения образования в этой области в мире существует немало возможностей. В некоторых странах разработаны образовательные программы в области BMHI на различных уровнях образования и для различных профессий в здравоохранении. Списки образовательных программ размещены на различных сайтах, наиболее полно европейские образовательные программы отражены на сайте Health Informatics Laboratory Афинского университета http://en.hil.nurs.uoa.gr/wgedu/educational-programs-in-europe.html, директором которой и одним из самых активных участников IMIA является профессор John Mantas. Информацию о программах Северной Америки можно получить на сайте ассоциации IMIA Северной Америки (AMIA) ? https://www.amia.org.
Образовательные программы по BMHI в разных странах могут отличаться. Несмотря на разнообразие, в Рекомендациях обозначены базовые принципы, определены стандартизированные компоненты BMHI-программ, которые следует рассматривать в качестве основы для национальных инициатив в IMIA образовании и для составления международных программ и обмена студентами и преподавателями в этой области. В последние годы такие инициативы активно продвигаются.
Главные направления образования при подготовке специалистов по BMHI сосредоточиваются на направлении компьютерной обработки данных, информации и знаний в здравоохранении и медицине. Акцент делается как на продвинутые знания и навыки в BMHI по рабочим процессам, людям и организационным аспектам, так и математике, теоретической, практической и технической информатике, особенно семантической интероперабельности, основанному на онтологиях программированию, эффективной и безопасной обработке и представлению данных, информации и знаний. Проблемы здравоохранения при этом можно рассматривать совместно с врачами и другими специалистами в области здравоохранения. В таком подходе к образованию BMHI знание и навыки по информатике преобладают, но даются и твердые знания процессов в здравоохранении.
Курсы повышения квалификации рекомендуется делать на базе университетов, национальных ассоциаций медицинской информатики, с привлечением квалифицированных специалистов.
Работа в области BMHI или с использованием информационно-коммуникационных технологий требует постоянного (продолженного - Life-long Learning) обучения. Поэтому для BMHI специалистов и ИТ-пользователей различных медицинских специальностей должна быть возможность для продолжения образования ("learning to learn").
Курсы и программы по BMHI должны быть высокого уровня. Преподаватели должны иметь адекватную и специальную квалификацию в этой области. Соответственно, должна существовать возможность получения такой квалификации.
Обучение студентов BMHI, которое выходит за пределы вводного курса по использованию информационных и коммуникационных технологий, имеет смысл, если предусмотрены или создаются должности для таких выпускников. Квалификация BMHI выпускников должна быть признана, International Medical Informatics Association (IMIA) рекомендует всем национальным организациям здравоохранения осознать необходимость создания такой должности, как "специалист BMHI". В ряде зарубежных стран, таких как Австрия, Дания, США, широко известно понятие "медицинский инженер" или "биомедицинский инженер".
Работа в области BMHI зависит от технической или клинической направленности обучения. При анализе большинства программ обучения возможны следующие направления работы (табл.2)
Таблица 2.
Основные направления деятельности специалиста BMHI
Уровень практических навыков |
Вид работы |
Пример должности |
Академический |
Для выбравших исследовательское направление или/и преподавание в образовательных центрах |
Профессор Ученый или исследователь |
Прикладной |
Для тех, кто работает с медицинскими информационными системами большую часть рабочего времени |
Руководитель информационной службы (Chief Clinical Information Officer) Главный врач или главная медсестра Информационный работник (clinical informaticians) Менеджер проектов в сферах, где лечебный процесс пересекается с информационными технологиями (project managers) (МИС и телемедицина) Разработчик (application experts, system developers) требований (запросов клиентов) (requirements analysts) Инструктор (Trainer) Клинический системный аналитик Специалист по медико-техническим консультациям в отношении приобретения нового оборудования. Специалист по управлению медицинскими данными |
Таким образом, как по целевому назначению специальности, возможным направлениям работы специалистов в здравоохранении, так и по наполнению и продолжительности программ обучения, специальность "врач-кибернетик", принятая в России, соответствует имеющимся в зарубежных странах специальностям "специалист по BMHI" и "магистр по BMHI".
1.3. Описание обобщенных трудовых функций в проекте профессионального стандарта
Профессиональный стандарт "Врач-кибернетик" разработан в соответствии с макетом профессионального стандарта и методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утвержденными Минтрудом России.
Уровни квалификаций специалистов в области медицинской кибернетики разработаны в соответствии с "Уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов", утвержденными Минтрудом России и соответствуют 7 уровню квалификации по лимитирующему признаку "Основные пути достижения уровня квалификации" - Образовательные программы высшего образования - программы специалитета.
В настоящем профессиональном стандарте были выделены четыре обобщенные трудовые функции:
1. Организационно-аналитическая и управленческая деятельность.
2. Информационно-технологическая деятельность.
3. Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность.
4. Системно-аналитическая деятельность.
Выполнение обобщенной функции "Организационно-аналитическая и управленческая деятельность" определяется реализацией трудовых функций:
- "Ведение медицинской документации";
- "Организационно-методическая деятельность";
- "Оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме".
Выполнение обобщенной функции "Информационно-технологическая деятельность" определяется реализацией трудовых функций:
- "Анализ, создание, внедрение и эксплуатация медицинских информационных систем и информационных технологий в медицине и здравоохранении";
- "Разработка моделей и стандартов информационного взаимодействия";
- "Поддержка деятельности медицинских специалистов, принятия клинических и управленческих решений на основе использования информационных технологий".
Выполнение обобщенной функции "Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность" определяется реализацией трудовых функций:
- "Моделирование медицинских и биологических систем. Разработка и внедрение новых моделей и методов в клиническую практику и управление здравоохранением";
- "Научные исследования в области фундаментальных медико-биологических дисциплин на основе математических методов и вычислительных средств";
- "Планирование клинического исследования, внедрение результатов в практику с использованием методов математической статистики и доказательной медицины";
- "Анализ научной, клинической, нормативно-справочной информации, учебной литературы и других источников для определения перспективных направлений научных исследований и построения информационных моделей".
Выполнение обобщенной функции "Системно-аналитическая деятельность" определяется реализацией трудовых функций:
- "Системный анализ объектов исследования в медицине и здравоохранении";
- "Разработка систем информационной поддержки управления знаниями в медицине и биологии".
Все перечисленное в совокупности направлено на выполнение основной цели профессиональной деятельности врача: "Сохранение и укрепление здоровья населения".
Основанием для такого подхода к структурированию документа стало то, что данные трудовые функции подробно отражают компетенции, сформированные в процессе выполнения федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика (специалитет). В данном документе содержатся требования только к общему объему часов обучения (табл. 4).
Таблица 4.
Распределение часов обучения по специальности "медицинская кибернетика" в соответствии с ФГОС с 2017 г.
Структура программы специалитета |
Объем (в ЗЕ) |
|
Блок 1 |
Дисциплины (модули) |
303-306 |
Базовая часть |
267-273 |
|
Вариативная часть |
33-36 |
|
Блок 2 |
Практики, в том числе НИР |
45-51 |
Базовая часть |
45-51 |
|
Блок 3 |
Государственная итоговая аттестация |
6-9 |
Базовая часть |
6-9 |
|
Объем программы специалитета |
360 |
На примере рабочих программ обучения по специальности "медицинская кибернетика" в РНИМУ им. Н.И. Пирогова видны основные направления подготовки специалиста, включающие, помимо гуманитарного, социального и экономического цикла, математический и естественно-научный цикл (дифференциальное и интегральное исчисление ? 7 ЗЕ, математическая статистика ? 10 ЗЕ, информатика, медицинская информатика ? 12 ЗЕ, механика ? 8 ЗЕ, квантовая физика ? 5 ЗЕ, неорганическая и органическая химия, физическая химия ? 13 ЗЕ, биология ? 11 ЗЕ, морфология, анатомия человека, гистология, цитология ? 13 ЗЕ, физиология ? 9 ЗЕ, микробиология, вирусология ? 7 ЗЕ, фармакология ? 8 ЗЕ, общая патология, патологическая анатомия, патофизиология ? 12 ЗЕ, общая биофизика ? 8 ЗЕ, иммунология ? 5 ЗЕ, генетика ? 5 ЗЕ, биохимия ? 8 ЗЕ); клинические дисциплины (внутренние болезни - 12 ЗЕ, клиническая и экспериментальная хирургия ? 9 ЗЕ, неврология и психиатрия ? 8 ЗЕ, безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф - 8 ЗЕ, педиатрия ? 2 ЗЕ, лучевая диагностика и терапия ? 5 ЗЕ, клиническая кибернетика ? 6 ЗЕ); медико-кибернетические дисциплины (физиологическая кибернетика ? 9 ЗЕ, медицинская биофизика общая и медицинская радиобиология ? 6 ЗЕ, медицинская электроника ? 5 ЗЕ, теоретические основы кибернетики ? 9 ЗЕ, системный анализ и организация здравоохранения ? 9 ЗЕ, клиническая лабораторная диагностика ? 8 ЗЕ, информационные медицинские системы ? 6 ЗЕ, функциональная диагностика ? 5 ЗЕ). Дополнительный объем профильных знаний студенты получают также в рамках вариативной части обучения ? статистический анализ биомедицинских данных ? 4 ЗЕ, методы объектно-ориентированного программирования ? 3 ЗЕ, основы проектирования баз данных ? 3 ЗЕ, методы интеллектуального анализа данных и обработки изображений ? 2 ЗЕ, биоинформатика ? 2 ЗЕ.
2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
Необходимость введения в штатное расписание медицинских организаций должности врач-кибернетик обсуждалась неоднократно, начиная с 90-х годов XX века. Особенно остро потребность в таких специалистах проявилась с началом массовой информатизации российского здравоохранения. Регулярно этот вопрос поднимался на методических и научных конференциях, посвященных вопросам использования информационных технологий в медицине.
Последовательность разработки профессионального стандарта Врач-кибернетик обусловлена Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации N170-н от 29.04.2013). В соответствии с указанными документами были установлены и осуществлены следующие этапы:
а) подготовка проекта профессионального стандарта, включающая:
формирование рабочей группы;
проведение анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;
проведение анализа нормативной, методической, учебной, технологической документации по виду профессиональной деятельности и по отдельным трудовым функциям в этой области;
подготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основной обобщенной трудовой функции, трудовых действий, необходимых знаний и умений.
б) обсуждение проекта профессионального стандарта.
Проект стандарта прошел несколько циклов обсуждения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием общероссийских объединений работодателей и общероссийских объединений профсоюзов.
Первоначальные (исходные) проекты профессиональных стандартов в области медицинской кибернетики (врача-кибернетика) были разработаны в 2015 году, ответственным исполнителем была Национальная ассоциация медицинской информатики.
3. Экспертиза и профессионально - общественное обсуждение проекта профессионального стандарта
Проведено широкое обсуждение актуального варианта профессионального стандарта "Врач-кибернетик" в региональных советах НАМИ, профессиональных медицинских сообществах, учреждениях высшего медицинского образования.
Информация о профессионально-общественном обсуждении проекта профессионального стандарта приведена в Приложении 2.
В Приложении 3 содержатся сведения о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Врач-кибернетик".
Сведения об организациях, привлеченных к разработке профессионального стандарта "Врач-кибернетик" приведены в Приложении 4.
4. СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Согласование проекта профессионального стандарта проводилось с Департаментом медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации, директор - Т.В. Семенова.
Также проект профессионального стандарта был согласован с Союзом медицинских сообществ "Национальная медицинская палата", президент - Л.М. Рошаль.
Ответственный исполнитель: |
Т.В. Зарубина |
Приложение 1
Перечень нормативных правовых актов, использованных для описания трудовых функций врача-кибернетика
1. |
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в редакции от 01.05.2016 года) |
2. |
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции от 26.04.2016 года) |
3. |
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 02.03.2016 года) |
4. |
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" |
5. |
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2016 г. N 1168 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика (уровень специалитета)" |
6. |
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (в редакции от 01.08.2014 года) |
7. |
Приказ Минздрава России от 08.10.2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"" |
8. |
Приказ Минздрава России от 23.04.2013 N 240н "О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории" |
9. |
Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста" (в редакции от 10.02.2016 года) |
10. |
Приказ Минздрава России от 25.02.2016 N 127н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" |
Приложение 2
Список учебно-методических конференций по преподаванию медицинской информатики в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, на которых обсуждался вопрос о необходимости введения должности "Врач-кибернетик"
Название |
Место и время проведения |
Кол-во участников |
I Всероссийская учебно-методическая конференция |
Москва, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, 31 октября - 04 ноября 2005 года |
74 |
II Всероссийская учебно-методическая конференция |
Москва, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, 18-20 ноября 2009 года |
77 |
III Всероссийская учебно-методическая конференция |
Томск, СибГМУ, 06-07 ноября 2014 г. |
120 |
Список конференций 2015-2016 гг., на которых обсуждались необходимость введения должности "врач-кибернетик" и проект профессионального стандарта "Врач-кибернетик"
N п/п |
Название конференции |
Место и время проведения |
Организаторы |
1. |
XIV Международная научно-практическая конференция "Технологии инновационного здравоохранения" |
Казань (4 - 5 июня 2015 г.) |
ООО "Корпоративные информационные рутины (КИР)" |
2. |
I Межрегиональный информационный форум отрасли здравоохранения Владимирской области "Информатизация здравоохранения Владимирской области: задачи и пути решения - 2015 |
Владимир (10-11 сентября 2015 г.) |
МИАЦ Владимирской области |
3. |
XVI Ежегодная специализированная конференция и выставка "Информационные технологии в медицине" |
Москва (8-9 октября 2015 г.) |
"Консэф", ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России При участии Минздрава, Минобрнауки РФ, ФМБА, Росздравнадзора, ФФОМС, РАН, профильных федеральных министерств и ведомств, органов управления здравоохранением субъектов РФ |
4. |
Конференция для профессионалов в ИТ и здравоохранении "IT & Med`2015" |
Москва (20 ноября 2015 г.) |
ИКС-медиа, при участии МИАЦ Департамента здравоохранения города Москвы |
5. |
II Всероссийский Форум "Приоритеты 2015: Информатизация образования и здравоохранения в России" |
Москва (3 декабря 2015 г.) |
При поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Минздрава России и Департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы |
6. |
Межрегиональная конференция "Практическая польза региональных информационных систем в сфере здравоохранения" |
Санкт-Петербург (21-22 апреля 2016 г.) |
Санкт-Петербургский МИАЦ |
7. |
Всероссийская научно-практическая конференция "Информационные технологии в практическом здравоохранении - 2016" |
Ростов-на-Дону (21 - 22 сентября 2016 г.) |
ФГБОУ здравоохранения "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" |
8. |
Конференция БИОТЕХМЕД |
Геленджик (26 - 27 сентября 2016 г.) |
Минпромторг России, МЗ РФ, Ростех |
9. |
Международный конгресс "Информационные технологии в медицине" |
Москва (13-14 октября 2016 г.) |
"Консэф", ФГБУ "ЦНИИОИЗ" Минздрава России |
10. |
Конференция для профессионалов в ИТ и здравоохранении "IT & Med`2016" |
Москва (23 ноября 2016 г.) |
ИКС-медиа, при участии МИАЦ Департамента здравоохранения города Москвы |
Список участников всероссийских круглых столов в 2015-2016 гг., на которых обсуждался проект профессионального стандарта "Врач-кибернетик"
ФИО участника |
Организация |
Населенный пункт |
Стародубов Владимир Иванович, директор, академик РАМН |
ЦНИИОИЗ Минздрава России |
г. Москва |
Бойко Елена Львовна, директор Департамента информационных технологий и связи |
Минздрав РФ |
г. Москва |
Иванова Наталья Владимировна, проректор по воспитательной и социальной работе, д.м.н., профессор |
Псковский государственный университет |
г. Псков |
Кудрина Валентина Григорьевна, зав. кафедрой медицинской статистики и информатики, д.м.н., профессор |
ФГБОУ ДПО РМАПО |
г. Москва |
Зарубина Татьяна Васильевна, зав. кафедрой медицинской кибернетики и информатики, д.м.н., профессор |
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России |
г. Москва |
Карась Сергей Иосифович, профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики с курсом медицинской информатики, д.м.н. |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
г. Томск |
Кобринский Борис Аркадьевич, зав. лаб. систем поддержки принятия клинических решений, д.м.н., профессор |
ФИЦ "Информатика и управление" РАН |
г. Москва |
Геращенко Сергей Иванович, зав. каф. "Мед. кибернетика и информатика", д.т.н., профессор |
ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет" |
г. Пенза |
Федоров Виктор Федорович, профессор кафедры медицинской информатики |
Российский университет дружбы народов |
г. Москва |
Кузнецов Петр Павлович, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения, д.м.н., профессор |
НИУ Высшая школа экономики |
г. Москва |
Санников Алексей Германович зав. кафедрой мед. и биол. физики с курсом медицинской информатики, доцент, д.м.н. |
ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России |
г. Тюмень |
Сидоров Кирилл Владимирович, директор |
Национальная ассоциация медицинской информатики |
г. Москва |
Шифрин Михаил Абрамович, руководитель медико-математической лаборатории, к.ф.-м.н. |
НИИ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко |
г. Москва |
Дегтярева Мария Ивановна, директор |
Медицинский информационно-аналитический центр Владимирской области |
г. Владимир |
Бессольцев Михаил Анатольевич, начальник отдела автоматизированных систем управления, информационных и компьютерных технологий |
ФГБУЗ "Южный oкружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" |
г. Ростов-на-Дону |
Гасников Владимир Константинович, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения |
Ижевская государственная медицинская академия |
г. Ижевск |
Гулиев Ядулла Иман-оглы, директор Исследовательского центра медицинской информатики, к.т.н. |
Институт Программных Систем имени А.К. Айламазяна РАН |
г. Переславль-Залесский |
Комаров Сергей Иванович, с.н.с. Исследовательского центра медицинской информатики, к.т.н. |
Институт Программных Систем имени А.К. Айламазяна РАН |
г. Переславль-Залесский |
Соколов Михаил Эдуардович, заведующий кафедрой управления в сфере здравоохранения факультета государственного управления, профессор, д.м.н. |
МГУ им. М.В. Ломоносова |
г. Москва |
Сагайдак Владимир Всеволодович, генеральный директор |
ООО "Комплексные решения" |
г. Москва |
Список участников регионального круглого стола, на котором обсуждался проект профессионального стандарта "Врач-кибернетик" (2016 г.)
ФИО участника |
Организация |
Населенный пункт |
Куликов Евгений Сергеевич |
Томская региональная общественная организация "Академия доказательной медицины", президент |
г. Томск |
Кириллова Наталья Александровна |
Томская региональная общественная организация "Академия доказательной медицины", член правления |
г. Томск |
Деев Иван Анатольевич |
Томская региональная общественная организация "Академия доказательной медицины", член правления |
г. Томск |
Старовойтова Елена Александровна |
Томская региональная общественная организация "Академия доказательной медицины", член правления |
г. Томск |
Горева Жанна Толкуновна |
Томская региональная общественная организация "Академия доказательной медицины", член правления |
г. Томск |
Грахов Виталий Николаевич |
Некоммерческое партнерство "Медицинская Палата Томской области", председатель правления |
г. Томск |
Степанова Инна Эрнестовна |
ОГАУЗ "Областная клиническая больница", заведующая отделом медицинской статистики |
г. Томск |
Холопов Александр Владимирович |
Департамент здравоохранения Томской области, начальник |
г. Томск |
Бойков Вадим Андреевич |
Департамент здравоохранения Томской области, заместитель начальника департамента по развитию отрасли |
г. Томск |
Иванникова Ольга Алексеевна |
Департамент здравоохранения Томской области, заместитель начальника департамента по медицинским вопросам |
г. Томск |
Список членов профсоюза сотрудников ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, принявших участие в обсуждении проекта профессионального стандарта "Врач-кибернетик" в 2016 году
ФИО |
Должность |
Организация |
Пеккер Яков Семенович |
Профессор |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Фокин Василий Александрович |
Профессор |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Бразовский Константин Станиславович |
и.о. заведующего кафедрой |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Часовских Наталия Юрьевна |
Профессор |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Воробейчикова Ольга Владимировна |
Доцент |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Новикова Тамара Владимировна |
Доцент |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Толмачев Иван Владиславович |
Доцент |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Светлик Михаил Васильевич |
доцент |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
НуриахметовРамильРафильевич |
ст. преподаватель |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Каверина Ирина Сергеевна |
ст. преподаватель |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Лавров Алексей Геннадьевич |
Доцент |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Список участников заседания комиссии Общественной палаты Томской области по вопросам социальной поддержки населения, здравоохранения и культуры в 2016 году, на котором представлен проект профессионального стандарта "Врач-кибернетик"
ФИО |
Должность |
Организация |
Сайбединов Шайдула Геляджейтинович |
Директор |
ОГОУ "Губернаторский Светленский лицей" |
Грахов Виталий Николаевич |
Главный врач |
ОГАУЗ "Межвузовская больница" |
Барабанщикова Нина Михайловна |
Директор |
ОГАУК "Томская областная универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина" |
Гречихина Наталья Борисовна |
Президент |
Региональная общественная организация "Федерация подводного спорта Томской области" |
Киреев Александр Сергеевич |
Председатель |
Томская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" |
Кобелев Николай Васильевич |
Председатель |
Томский областной Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов |
Мишагина Лидия Михайловна |
Пенсионер |
ЗАТО Северск |
Непомнящая Наталья Ниловна |
Пенсионер |
г. Стрежевой |
Список ВУЗов и НИИ, участвующих в обсуждении проекта профессионального стандарта "Врач-кибернетик"
Название |
Подразделение |
Город |
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова |
Кафедра медицинской кибернетики и информатики |
г. Москва |
ФГБОУ ВО МГУ им. М.В.Ломоносова |
Кафедра управления в сфере здравоохранения факультета государственного управления |
г. Москва |
ФГБОУ ВО СибГМУ |
Кафедра медицинской и биологической кибернетики с курсом медицинской информатики |
г. Томск |
ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ |
Кафедра мед. и биол. физики с курсом медицинской информатики |
г. Тюмень |
ФГАУ НИИ Нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко |
Медико-математическая лаборатория |
г. Москва |
ФГБОУ ДПО РМАПО |
Кафедра медицинской статистики и информатики |
г. Москва |
ИПС имени А.К. Айламазяна РАН |
Исследовательский центр медицинской информатики |
г. Переславль-Залесский |
Список членов Федерального учебно-методического объединения Фундаментальная медицина 30.00.00 область образования "Здравоохранение и медицинские науки", принявших участие в обсуждении профессионального стандарта "Врач-кибернетик" в 2016 году
ФИО |
Должность |
Организация |
Ткачук Всеволод Арсеньевич |
декан факультета фундаментальной медицины, заведующий кафедрой биохимии и молекулярной медицины, председатель ФУМО |
МГУ им. М.В. Ломоносова |
Сазонов Алексей Эдуардович |
заместитель проректора, заместитель председателя ФУМО |
МГУ им. М.В. Ломоносова |
Щербакова Лия Ниязовна |
доцент кафедры акушерства и гинекологии факультета фундаментальной медицины, ученый секретарь ФУМО |
МГУ им. М.В. Ломоносова |
Арчаков Александр Иванович |
научный руководитель |
НИИ биомедицинской химии им. В.Н. Ореховича |
Владимиров Юрий Андреевич |
заведующий кафедрой медицинской биофизики факультета фундаментальной медицины |
МГУ им. М.В. Ломоносова |
Галямова Мария Рашитовна |
директор кластера биомедицины и биотехнологий |
Технопарк Новосибирского Академгородка |
Долгов Владимир Владимирович |
заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики |
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России |
Киясов Андрей Павлович |
директор Института фундаментальной медицины и биологии |
ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" |
Патрушев Максим Владимирович |
директор |
БФУ им. И. Канта, Химико-Биологический институт |
Середенин Сергей Борисович |
директор |
НИИ фармакологии РАМН им. В.В. Закусова |
Стародубов Владимир Иванович |
Директор |
Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России |
Тюрин Игорь Евгеньевич |
заведующий кафедрой лучевой диагностики, лучевой терапии и медицинской физики |
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России |
Чехонин Владимир Павлович |
руководитель отдела фундаментальной и прикладной нейробиологии |
Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского |
Шимановский Николай Львович |
заведующий кафедрой молекулярной фармакологии и радиобиологии им. академика РАМН П.В. Сергеева |
ФГБОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России |
Афанасьев Андрей Анатольевич |
генеральный директор ООО "Бином" |
МФТИ, Лаборатория функциональной аннотации генома |
Баранов Андрей Анатольевич |
проректор по научно-исследовательской работе, профессор, зав.кафедрой поликлинической терапии и клинической лабораторной диагностики с курсом общей врачебной практики ИПДО |
ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Мин здрава России |
Воронцова Инесса Михайловна |
доцент кафедры поликлинической терапии и клинической лабораторной диагностики с курсом общей врачебной практики ИПДО, зам.декана лечебного факультета по специальности "Медицинская биохимия" |
ФГБОУ ВО "Ярославский государственный медицинский университет" Мин здрава России |
Ганковская Людмила Викторовна |
заведующая кафедрой иммунологии |
ФГБОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России |
Гумерова Аниса Азатовна |
заместитель директора Института фундаментальной медицины и биологии по образовательной деятельности в области медицины |
ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" |
Зарубина Татьяна Васильевна |
заведующая кафедрой медицинской кибернетики и информатики |
ФГБОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России |
Еремин Илья Игоревич |
начальник |
Центр биомедицинских технологий ФГБУ "ЦКБ с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации |
Кумейко Вадим Владимирович |
заместитель директора по развитию |
ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет", Школа биомедицины |
Кушакова Анна Сергеевна |
руководитель биоаналитической лаборатории |
ЗАО "БИОКАД" |
Мошковский Сергей Александрович |
заведующий кафедрой биохимии |
ФГБОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России |
Наделяева Ирина Ивановна |
заместитель главного врача по качеству оказания медицинской помощи и инновациям |
ФГБУ "ЦКБ с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации |
Осипов Анатолий Николаевич |
заведующий кафедрой общей и медицинской биофизики |
ФГБОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России |
Панов Вадим Олегович |
врач-рентгенолог высшей категории, доцент кафедры лучевой диагностики, лучевой терапии и медицинской физики |
ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России |
Полевщиков Александр Витальевич |
заведующий кафедрой фундаментальной медицины |
ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет", Школа биомедицины |
Померанцева Екатерина Алексеевна |
заведующая лабораторией Genetico |
Институт стволовых клеток человека |
Пулин Андрей Алексеевич |
заведующий лабораторией клеточных технологий |
ФГБУ "ЦКБ с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, Центр биомедицинских технологий |
Сиротина Ольга Борисовна |
профессор кафедры современных методов диагностики и медицинских технологий |
ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет", Школа биомедицины |
Суменкова Дина Валерьевна |
заведующая кафедрой медицинской химии |
ГБОУ ВПО "Новосибирский государственный медицинский университет" Минздрава России |
Щелканов Михаил Юрьевич |
профессор кафедры современных методов диагностики и медицинских технологий |
ФГАОУ ВО "Дальневосточный федеральный университет", Школа биомедицины |
Щербо Сергей Николаевич |
заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики |
ФГБОУ ВО "РНИМУ им. Н.И. Пирогова" Минздрава России |
Яковлев Павел Андреевич |
директор департамента вычислительной биологии |
ЗАО "БИОКАД" |
Приложение 3
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Врач-кибернетик"
N |
ФИО эксперта |
Организация, должность (дата и номер письма) |
Структурный элемент (раздел, пункт) проекта |
Замечание, предложение |
Результат рассмотрения разработчиком |
Обоснование разработчика |
|
Карась С.И. |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики с курсом медицинской информатики, д-р мед. наук |
П.1.1, абзац 1 |
Добавить в перечень врачебных специальностей лучевую диагностику. Убрать слова "различных профильных" из определения научно-исследовательских институтов медико-биологического профиля. Добавить прилагательное "медицинского" в определение учреждений профессионального образования. |
|
Данный вид деятельности возможен только после дополнительного профессионального образования |
|
Карась С.И. |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики с курсом медицинской информатики, д-р мед. наук |
П.1.1, абзац 2 |
Добавить в перечень врачебных специальностей "врачами клинической лабораторной, инструментальной и лучевой диагностики" |
|
Данный вид деятельности возможен только после дополнительного профессионального образования |
|
Карась С.И. |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, профессор кафедры медицинской и биологической кибернетики с курсом медицинской информатики, д-р мед. наук |
П.1.3 |
Убрать описание ФГОС ВПО, вставить описание ФГОС ВО для специальности "мед.кибернетика" |
|
Исправлено |
Приложение 4
Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта "Врач-кибернетик"
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
1. |
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России |
Ректор, д-р биол. наук, академик РАН |
Лукьянов Сергей Анатольевич |
|
2. |
ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России |
Ректор, д-р мед. наук, профессор |
Кобякова Ольга Сергеевна |
|
3. |
ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России |
Директор, д-р мед. наук, академик РАН |
Стародубов Владимир Иванович |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.