Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях применения Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169, для города Севастополя"
(подготовлен Минстроем России 24.03.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях применения Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169, для города Севастополя" (далее - проект постановления) подготовлен на основании обращения Департамента городской среды города Севастополя от 3 марта 2017 г. N 1536/11-11/2-17 о возникших проблемах по реализации заключенного с Минстроем России Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на поддержку региональных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды.
По результатам анализа обращения Департамента городской среды города Севастополя установлено следующее.
В соответствии с положениями статей 14, 16 и 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) организация благоустройства территории поселения, городского округа, внутригородского района относится к вопросам местного значения поселения, городского округа, внутригородского района.
При этом в соответствии со статьей 79 Закона о местном самоуправлении в городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Законом города Севастополя от 30 декабря 2014 г. N 102-ЗС "О местном самоуправлении в городе Севастополе" вопросы организации благоустройства территорий не отнесены к вопросам местного значения, что свидетельствует о сохранении указанных вопросов в числе полномочий субъекта Российской Федерации, т.е. города федерального значения Севастополя.
Вместе с тем, в декабре 2016 года Законом города Севастополя от 29 декабря 2016 г. N 314-ЗС "О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя" установлены положения о передаче органам местного самоуправления в городе Севастополе для осуществления ими государственных полномочий в сфере благоустройства. Финансирование реализации указанных полномочий органами местного самоуправления будет осуществляться в форме субвенций. Указанные нормы вступают в силу с 1 апреля 2017 г.
Вместе с тем, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169 (далее - Правила N 169), субсидии из федерального бюджета предоставляются в 2017 году в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, по реализации государственных программ субъектов Российской Федерации в части софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении в 2017 году органами местного самоуправления муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (далее соответственно - региональная программа, муниципальная программа).
В качестве условий предоставления субсидий Правилами N 169 установлены обязательства по утверждению региональной программы, включающей правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ на 2017 год, а также по утверждению муниципальных программ, в рамках реализации которых должны быть осуществлены мероприятия по благоустройству дворовых территорий и общественных территорий.
Таким образом, государственная поддержка мероприятий по благоустройству осуществляется в форме предоставления субсидии.
Учитывая изложенное, выбранная в городе Севастополе форма реализации полномочий в сфере благоустройства (сохранение их в числе государственных полномочий субъекта Российской Федерации и, по сути, делегирование их органам местного самоуправления) не позволит городу Севастополю выполнить условия Соглашения, заключенного с Минстроем России и за счет средств которого планировалось профинансировать мероприятия в сфере благоустройства, поскольку Соглашение предусматривает предоставление субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления (муниципальным образованиям) субсидии, а не субвенции для осуществления финансирования мероприятий в сфере благоустройства. Иными словами, город Севастополь не сможет за счет средств, полученных от Минстроя России в рамках Соглашения, профинансировать мероприятия в сфере благоустройства, которые будут реализовываться органами местного самоуправления в рамках реализации ими делегированных государственных полномочий.
Таким образом, в настоящее время существует угроза срыва исполнения Соглашения со стороны города Севастополя.
В целях урегулирования указанной ситуации Минстроем России подготовлены изменения в Правила N 169, предусматривающие в отношении города Севастополя исключение требования по утверждению муниципальных программ формирования комфортной городской среды, а также корректировку требований к региональной программе формирования современной городской среды, которые позволят в рамках региональной программы сформировать перечень мероприятий по благоустройству и реализовать их на уровне субъекта Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.