Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Земельный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 18.05.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях устранения существующих в законодательстве Российской Федерации о приватизации внутренних противоречий, затрудняющих приватизацию объектов культурного наследия (далее - ОКН).
1. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), ОКН могут приватизироваться путем продажи исключительно на конкурсе.
В силу статьи 28 Закона о приватизации приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
Согласно статье 20 Закона о приватизации на конкурсе могут продаваться только акции акционерного общества либо доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, либо объект культурного наследия.
Таким образом, в силу прямого толкования указанных норм Закона о приватизации приватизация объекта культурного наследия невозможна, поскольку он может отчуждаться только путем продажи на конкурсе и только вместе с занимаемым им земельным участком, который, в свою очередь, не может отчуждаться путем продажи на конкурсе.
В целях увеличения инвестиционного спроса, сокращения сроков приватизационных мероприятий (подготовка конкурсных условий) законопроектом предлагается приватизировать путем продажи на аукционе такие ОКН, состояние которых признано удовлетворительным в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вместе с занимаемыми ими земельными участками.
Законопроектом предлагается приватизировать путем продажи на конкурсе только такие ОКН, состояние которых признано неудовлетворительным в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ОКН, находящиеся в неудовлетворительном состоянии).
2. Пунктом 5.4 уточняются обязательные условия конкурса, в том числе условия конкурса должны предусматривать перечень основных работ по сохранению объекта культурного наследия. При этом конкурсные условия должны дублироваться в договоре купли-продажи указанного имущества.
Также в условия конкурса предлагается включить обязательство покупателя получить независимую гарантию исполнения обязанности проведения работы по сохранению объекта культурного наследия. Данный механизм направлен на подтверждение платежеспособности нового собственника.
3. Действующими нормами Закона о приватизации (пункт 5 статьи 20) установлено, что для участия в конкурсе претендент вносит задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Таким образом, при установлении начальной цены торгов при продаже на конкурсе ОКН, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в размере одного рубля, размер задатка для участия в торгах составит 20 копеек. Размер задатка в таком случае не может выступать в качестве надлежащего обеспечения исполнения победителем конкурса обязанности заключить договор купли-продажи.
Пунктами 5.6 статьи 1 Законопроекта предлагается предусмотреть для указанных случаев задаток в размере 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия, являющийся отдельно стоящим зданием и сооружением. В случае если объектом приватизации является помещение, составляющее объект культурного наследия, включенный в реестр объектов культурного наследия и находящийся в неудовлетворительном состоянии, размер задатка составляет 20 процентов от кадастровой стоимости помещения, но не менее ста пятидесятикратного размера оплаты труда на дату принятия решения об условиях приватизации.
При этом размер такого задатка может оказаться выше цены продажи объекта по итогам конкурса.
Проектом постановления предлагается в таком случае вернуть победителю конкурса разницу между внесенным им задатком и итоговой ценой объекта. Устанавливается срок возвращения денежных средств - 5 календарных дней.
4. Действующими нормами Земельного кодекса Российской Федерации (пунктом 4 статьи 35) установлено, что отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком за исключением следующих случаев:
1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.
Статьей 2 Законопроекта предлагается дополнить список исключений случаем продажи ОКН, находящегося в неудовлетворительном состоянии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о приватизации приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Данная норма является отсылочной к Земельному кодексу. В случае принятия предлагаемой поправки в Земельный кодекс станет возможна продажа ОКН, находящегося в неудовлетворительном состоянии, на конкурсе без одновременного отчуждения земельного участка под ним.
5. Пунктом 5.7 статьи 1 Законопроекта устанавливается обязанность органа, осуществившего приватизацию ОКН, находящегося в неудовлетворительном состоянии, заключить с новым собственником договор аренды земельного участка на льготных условиях на период исполнения им условий конкурса. Арендная плата в таком случае устанавливается равной одному рублю ежегодно.
После выполнения всех условий конкурса новый собственник получит возможность выкупа земельного участка под ОКН в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пп. 6 п. 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Правила определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2015 г. N 279.
В соответствии с п. 3 указанных правил цена земельного участка определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже земельного участка, предоставленного юридическому лицу - собственнику здания или сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения и расположенных на приобретаемом земельном участке.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация настоящего законопроекта не окажет влияния на доходы или расходы федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.