Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства)"
(подготовлен Минэкономразвития России 24.05.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства)" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 33 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Законопроект направлен на решение следующих основных задач:
- введение бессрочного права выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества;
- распространение указанного права на федеральное имущество;
- создание возможности для вовлечения земельных участков в механизм оказания имущественной поддержки субъектам МСП.
В настоящий момент в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) субъекты МСП, арендующие государственное или муниципальное имущество, могут воспользоваться в срок до 1 июля 2018 года преимущественным правом его выкупа. При этом предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ условия выкупа привязаны к сроку нахождения имущества в аренде.
Наделение субъектов МСП преимущественным правом выкупа имеет целью создание условий для вовлечения в полноценный хозяйственный оборот государственного или муниципального имущества, не используемого для реализации установленных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
По данным Росреестра, общее количество договоров, заключенных в рамках Федерального закона N 159-ФЗ, по состоянию на конец 2016 г. составило 50 304 единицы.
Законопроект предусматривает введение бессрочного действия преимущественного права на выкуп арендуемого имущества. Данное предложение было поддержано большинством субъектов Российской Федерации и объединениями предпринимателей (Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ") в рамках мониторинга практики применения Федерального закона N 159-ФЗ в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (пункт 12 перечня поручений от 25 сентября 2015 г. N ИШ-П13-6560) в 2015-2016 годах.
При этом в соответствии с законопроектом отменяется привязка к дате, по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта малого или среднего предпринимательства в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества для реализации преимущественного права выкупа.
В то же время в настоящий момент на недвижимое имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, Федеральный закон N 159-ФЗ не распространяется.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизации не подлежит имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Отсутствие механизма выкупа арендуемого федерального имущества ставит арендаторов такого имущества - субъектов МСП в неравное положение с арендаторами муниципальной или региональной собственности.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 статьи 154) предусмотрено, что в федеральной собственности может находиться ограниченный (закрытый) перечень видов имущества, в первую очередь, предназначенного для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства,а также для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и исполнения ими возложенных на них публичных полномочий.
Однако на практике недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и не используемое для вышеуказанных целей, сдается в аренду, в том числе субъектам МСП.
Предоставление субъектам МСП преимущественного права выкупа недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, по аналогии с уже имеющимся у них преимущественным правом выкупа недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, представляется оправданным в целях уравнивания в правах арендаторов федерального имущества и арендаторов имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества.
Необходимость создания нормативных оснований для вовлечения земельных участков в механизм имущественной поддержки субъектам МСП и установления особого порядка предоставления земельных участков субъектам МСП обусловлена следующим.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, не используются при оказании имущественной поддержки субъектам МСП: они не включаются в Перечень федерального имущества для предоставления субъектам МСП, утверждаемый Росимуществом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества".
В соответствующих перечнях имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества доля земельных участков составляет менее 2%.
В судебной практике имеются случаи оспаривания законности процедур предоставления земельных участков в случае ограничения состава участников торгов субъектами МСП.
Земельное законодательство Российской Федерации не позволяет в полной мере использовать земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для оказания имущественной поддержки субъектам МСП в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Так, статья 18 Закона N 209-ФЗ включает земельные участки в состав государственного и муниципального имущества, предоставляемого субъектам МСП в целях имущественной поддержки. Имущество, предназначенное для оказания имущественной поддержки субъектам МСП, включается в перечни государственного и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ (далее - перечни). Вместе с тем Земельный кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) не содержат механизмов предоставления земельных участков, позволяющих исключить других участников (помимо субъектов МСП) из числа претендентов на приобретение соответствующих прав на земельный участок. В этой связи включение государственных и муниципальных земельных участков в перечни без корреспондирующего предоставления субъектам МСП преимуществ по отношению к иным участникам земельного рынка, обладающим большей рыночной силой, не представляется целесообразным.
Имущественная поддержка субъектов МСП с использованием земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, особенно актуальна для развития сельскохозяйственного производства и кооперации. Поддержка сельскохозяйственной кооперации выделена в отдельный приоритет в целевой модели улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации по направлению "Поддержка малого и среднего предпринимательства", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р, и в паспорте приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести следующие изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Закон N 101-ФЗ:
1) Круг получателей прав на земельные участки, включенные в перечни, ограничивается исключительно субъектами МСП, имеющими право на получение государственной поддержки.
2) Субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения при включении таких участков в перечни для цели оказания поддержки субъектам МСП. В отношении земельных участков иных категорий, включаемых в перечни, предельные размеры определяются градостроительными регламентами в общем порядке.
3) Устанавливается возможность заключать без проведения торгов договор аренды земельного участка, включенного в перечень, с субъектами МСП. При этом в случае поступления нескольких заявлений на один участок право аренды выставляется на аукцион, участниками которого могут быть только субъекты МСП.
4) Запрещается передача в субаренду земельных участков, включенных в перечни, а также иного имущества, что ограничивает возможность использования предоставленных субъектам МСП льгот для извлечения прибыли от субаренды имущества.
5) Закрепляется основание передачи субъектам МСП без проведения торгов земельных участков, включенных в перечни, в рамках государственных или муниципальных преференций, предоставляемых в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами).
6) В целях защиты земельных участков, предназначенных для оказания имущественной поддержки, от перепрофилирования предусматривается, что земельные участки, включенные в перечни, не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации до момента их предоставления субъектам МСП.
7) Допускается отчуждение земельных участков в частную собственность в случаях, установленных земельным законодательством Российской Федерации.
Предоставление дополнительных возможностей по участию субъектов МСП в процедурах выкупа государственного или муниципального имущества, по приобретению в аренду земельных участков выступит действенной мерой, направленной на укрепление имущественной основы ведения предпринимательской деятельности.
Реализация законопроекта не повлияет на расходные статьи федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.