Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 15(1) Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 14.06.2017 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 151 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 марта 2016 г. N Пр-5 и повторно доработан с учетом замечаний структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, поступивших из Аппарата Правительства Российской Федерации (письмо от 16 мая 2017 г. N П8-25509)*(1).
Законопроектом предлагается внести изменения:
в статью 151 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) - в части урегулирования правоотношений, связанных с правовым положением иностранных граждан и лиц без гражданства по обеспечению их права на получение сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации (далее - сертификат);
в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - в части регламентации организации и порядка проведения для иностранных граждан и лиц без гражданства экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (далее - комплексный экзамен), осуществления контроля и надзора за проведением комплексного экзамена.
Статьей 151 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что с 1 января 2015 года иностранные граждане при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязаны подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, в том числе сертификатом установленного образца.
Законопроектом предлагается установить различные требования к уровню владения русским языком как иностранным, знаний истории России и основ законодательства Российской Федерации в зависимости от цели иностранного гражданина (трудовая деятельность, временное или постоянное проживание). При этом требования для категории иностранных граждан, претендующих на получение разрешения на работу или патента, будут более низкими по сравнению с требованиями, предъявляемыми к уровню знаний иностранных граждан, претендующих на получение разрешения на временное проживание или вида на жительство.
Также в соответствии с методологическими обоснованиями Российской академии образования, основанными на учете уровня сложности комплексного экзамена, устанавливаются различные сроки действия сертификата, выданного по итогам сдачи комплексного экзамена, соответствующие уровням сдачи экзамена и срокам получаемых разрешений.
В соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями проведение комплексного экзамена признается услугой в сфере образования, оказываемой образовательными организациями высшего образования в части организации проведения комплексного экзамена на территории Российской Федерации и за её пределами.
В целях обеспечения единой процедуры проведения комплексного экзамена за Министерством образования и науки Российской Федерации закрепляются полномочия по установлению порядка проведения комплексного экзамена, обеспечивающего единые подходы к процедуре проведения комплексного экзамена на всей территории Российской Федерации, утверждению требований к уровню знаний русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранными гражданами в соответствии с целями получения разрешения, разработке контрольных измерительных материалов для проведения комплексного экзамена, утверждению порядка и критериев включения образовательных организаций высшего образования в перечень образовательных организаций высшего образования, проводящих комплексный экзамен, и их исключения из указанного перечня, формы и порядка выдачи сертификата, внесения изменений в сведения, содержащиеся в сертификате, формы справки о прохождении комплексного экзамена, выдаваемой иностранным гражданам, сдававшим, но не сдавшим указанный экзамен.
Размер платы за проведение комплексного экзамена устанавливается образовательной организацией, проводящей указанный экзамен, на основе методики расчета стоимости услуги по проведению комплексного экзамена, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.
Осуществление контроля и надзора за проведением комплексного экзамена и ведение единой государственной информационной системы учета результатов комплексного экзамена, включая сведения о выданных сертификатах, на базе федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" будет осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
В целях наиболее последовательного обеспечения единой процедуры проведения комплексного экзамена, а также осуществления контроля и надзора за его проведением и выдачей сертификатов в законопроекте исключены полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению перечня образовательных организаций, проводящих комплексный экзамен для иностранных граждан, претендующих на получение разрешения на работу или патента, на территории субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в законопроект включена норма о наделении уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по выявлению потребности субъекта Российской Федерации в образовательных организациях высшего образования, проводящих комплексный экзамен, и предоставлению соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для учета при определении перечня указанных образовательных организаций.
Предлагаемое изменение позволит обеспечить эффективное осуществление Рособрнадзором функций по контролю и надзору за деятельностью образовательных организаций при проведении комплексного экзамена в рамках существующих полномочий; повысить качество проведения экзамена и исключить риски возможной фальсификации сертификатов; привлечь дополнительные финансовые средства в развитие системы высшего образования.
Также в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N ОГ-П8-3194 в законопроект включены изменения, предложенные ранее МВД России в проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 151 и 371 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Эти изменения обусловлены первыми итогами правоприменительной практики Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Так, действующий ранее механизм подтверждения владения русским языком исключал необходимость такого подтверждения для граждан иностранных государств, в которых русский язык является государственным. С 1 января 2015 года граждане таких государств утратили указанное право, что создает для них дополнительные административные барьеры, в случае обращения последних за получением документов, дающих право на проживание в Российской Федерации.
В этой связи законопроектом предлагается освободить от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком. При этом законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня соответствующих государств.
С учетом замечания Экспертного управления Президента Российской Федерации о недостаточной проработанности вопроса из законопроекта исключена предложенная ранее норма об освобождении от сдачи комплексного экзамена иностранных граждан - инвалидов 1 группы.
С учетом особенностей развития современной системы образования и сети образовательных организаций законопроектом предлагается перечень документов, подтверждающих владение русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации, дополнить документами об образовании и (или) квалификации, выданными российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, или образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации, или осуществляющими образовательную деятельность дипломатическим представительством и консульским учреждением Российской Федерации, представительством Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации.
Законопроектом предусматривается положение, в соответствии с которым иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации и обращающиеся за получением разрешения на временное проживание, представляют документы, подтверждающие владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, в течение срока рассмотрения заявления о выдаче указанного разрешения.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Заместитель |
В.Ш. Каганов |
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 69-ФЗ, внесшим изменения в Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", из ранее разработанного проекта федерального закона выделен в отдельный проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.