Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 05.07.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" разработан Минстроем России в целях совершенствования механизмов реализации федеральных целевых программ "Жилище" на 2015-2020 годы и "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы" (далее - проект постановления, ФЦП "Жилище", ФЦП "Сейсмика").
ФЦП "Сейсмика" включена в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Госпрограмма), ответственным исполнителем которой определен Минстрой России.
Значительная часть территории Российской Федерации (около 25 %), на которой расположены 27 субъектов Российской Федерации с населением около 20 миллионов человек, находится в сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию разрушительных землетрясений.
Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
По экспертным оценкам имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять источник опасности при сейсмических воздействиях до 50 % объектов жилого, общественного назначения и коммунальной сферы.
С учетом итогов решений заседания в Минэкономразвития России рабочей группы N 2 "Развитие инфраструктуры" по анализу предложений государственного заказчика-координатора Минстроя России по формированию бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на реализацию ФЦП "Сейсмика" (далее - Рабочая группа, протокол от 3 апреля 2017 г. N 54-Д17) проект постановления предусматривает перенос мероприятий ФЦП "Сейсмика" с 2018 года в ФЦП "Жилище" в виде отдельного мероприятия "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации" подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан (далее - Мероприятие).
Объемы финансирования Мероприятия за счет средств федерального бюджета в 2018, в 2019 и 2020 годах составляет 7 799,67 млн. рублей ежегодно (уровень программного назначения на 2018 год, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 365, соответствующий сумме поддержанного и включенного в лист ожидания объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 год в соответствии с протоколом от 3 апреля 2017 г. N 54-Д17и).
Объемы финансирования Мероприятия за счет средств субъектов Российской Федерации в 2018, в 2019 и 2020 годах составляет 1 063,59 млн. рублей ежегодно с учетом среднего уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии в размере 88%, определенного как среднее арифметическое предельных уровней финансирования расходных обязательств (изложенных в письме Минфина России от 6 июня 2017 г. N 06-06-05/3/35163) субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях сейсмических районов Российской Федерации (перечисленных в приложении N 1 к ФЦП "Сейсмика").
Учитывая изложенное, проектом постановления также предусмотрено включение в ФЦП "Жилище" правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по сейсмоусилению объектов в форме приложения N 10 к подпрограмме "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан".
Поскольку направление реализации подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" ФЦП "Жилище", которым является содействие обеспечению крупных проектов жилищного строительства инфраструктурой, соответствует направлению реализации программы "Жилье для российской семьи", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404, а также учитывая проявившуюся неэффективность механизма реализации программы "Жилье для российской семьи", создающую основания для прекращения ее реализации, в целях обеспечения преемственности мер государственной политики в области поддержки массового строительства доступного жилья предлагается изменить наименование подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" на подпрограмму "Жилье для российской семьи" с одновременным исключением из ФЦП "Жилище" ссылок на одноименную программу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404.
Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" в части изменения срока формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году с 1 сентября года, предшествующего планируемому, на 1 июня этого года.
Указанное изменение необходимо в связи с тем, что пунктом 9 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья предусмотрено, что распределение указанных субсидий утверждается приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
В целях повышения контроля за соответствием приобретаемых в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" жилых помещений и условий их приобретения требованиям подпрограммы проектом постановления предусмотрено внесение изменений в правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в части приложения к заявке на перечисление средств социальной выплаты, направляемой банком в орган местного самоуправления, копий документов на приобретение (строительство) жилья, представленных молодой семьей в банк.
В соответствии с пунктом 5 Правил распределение Субсидий осуществляется исходя из их объемов, запрошенных субъектами Российской Федерации в заявках на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" в планируемом году, при составлении которых субъектам Российской Федерации необходимо исходить из списков молодых семей-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Учитывая, что в целях формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разработка проекта распределения межбюджетных трансфертов, подлежащего утверждению приложением к закону о бюджете, осуществляется в августе года, предшествующего планируемому, а также исходя из сроков, необходимых субъектам Российской Федерации на обработку сведений от муниципальных образований и подготовку заявок, необходимо установить сроки формирования органами местного самоуправления списков молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому.
В целях уточнения полномочий государственного заказчика подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей" и "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" ФЦП "Жилище" проектом постановления предусмотрено дополнение перечня его полномочий, приведенного в описании механизмов реализации указанных подпрограмм, утверждением порядка представления заявок субъектов Российской Федерации на участие в этих подпрограммах.
Проектом постановления предусмотрено уточнение формулировки пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, устанавливающего методику распределения субсидий, в части наименования показателей, используемых при расчете предельного размера субсидии, запрашиваемого субъектом Российской Федерации в заявке на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище".
Поскольку на момент представления субъектом Российской Федерации указанной заявки закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год еще не утвержден, использование понятия "объем расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий подпрограммы" является некорректным.
В связи с этим указанная формулировка заменяется на объем средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, предполагаемый к направлению на реализацию мероприятий подпрограммы в соответствии с представленной заявкой на участие в ней.
Проектом постановления предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на управление реализацией ФЦП "Жилище" в 2018 и 2019 годах до уровня, предусмотренного Программой в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889, составляющего 135,25 млн. рублей и 142,01 млн. рублей соответственно.
Указанное изменение обусловлено осуществлением работ по внедрению автоматизированной системы мониторинга выпуска и реализации свидетельств о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (по аналогии с действующей автоматизированной системой мониторинга выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), а также увеличением объема мероприятий ФЦП "Жилище" в связи с переносом в нее мероприятия из ФЦП "Сейсмика" и соответствует рекомендации Минэкономразвития России об обеспечении финансирования мероприятий ФЦП "Жилище" в объеме не ниже предусмотренного вышеуказанным постановлением согласно пункту 5.5 протокола заседания рабочей группы N 2 "Развитие инфраструктуры" от 3 апреля 2017 г. N 54-Д17и.
Проект постановления предусматривает приведение параметров ФЦП "Сейсмика" в 2016 и 2017 годах в соответствии с Федеральными законами от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 годи на плановый период 2018 и 2019 годов", а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 г. N 1068-р о внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2017 год.
Проектом постановления предусмотрено исключение показателя эффективности "Повышение уровня участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", утвержденного приложение N 2 к ФЦП "Сейсмика" (далее - Показатель), значение которого взаимоувязано с функционированием единой информационной системы "Сейсмобезопасность России" (далее - ЕИС).
АО "Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве" в рамках государственного контракта от 30 августа 2009 г. N 121, заключенного с предыдущим государственным заказчиком - координатором ФЦП "Сейсмика" - Министерством регионального развития Российской Федерации, выполняло работы по созданию и обеспечению функционирования в тестовом режиме интернет-портала ЕИС.
Права пользования ЕИС Минрегионом России в Минстрой России в установленном порядке не передавались, Минрегион России ликвидирован, в связи с чем функционирование ЕИС не осуществлялось.
В связи с тем, что Показатель не является счетным и влияния на эффективность реализации программных мероприятий субъектами Российской Федерации не оказывает, целесообразно исключить его из ФЦП "Сейсмика".
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.