Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(подготовлен Минтрудом России 06.07.2017 г.)
Настоящим проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части внедрения еще одного механизма обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами (далее - ТСР) путем предоставления электронного сертификата (далее - сертификат) на отдельные виды изделий, что позволит сократить сроки их получения инвалидами.
Законодательством о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрено два механизма обеспечения инвалидов ТСР.
Первый - предоставление инвалиду ТСР в натуральной форме, по результатам проведенных конкурентных процедур уполномоченными органами.
Второй - выплата компенсация за самостоятельно приобретенное за собственный счет ТСР.
Оба механизма имеют ряд недостатков, в частности:
длительность сроков предоставления ТСР в виду требований законодательства о закупках (сроки проведения конкурентных процедур до 40 дней);
необходимость привлечения собственных средств для приобретения ТСР на открытом рынке по розничным ценам и получение компенсации в размере не соответствующем фактическим расходам (срок выплаты компенсации до 60 дней, при этом ее размер не превышает стоимость аналогичных изделий, предоставляемых уполномоченным органом по результатам закупок).
Введение еще одного механизма обеспечения инвалидов ТСР с использованием сертификата позволит минимизировать вышеуказанные недостатки и повысить эффективность реабилитации инвалидов.
Предложения по внедрению такого способа обеспечения инвалидов ТСР были поддержаны общественными организациями инвалидов, депутатами Государственной Думы Российской Федерации, представителями Общероссийского Народного Фронта.
Кроме того, "пилотный проект" по предоставлению ТСР с использованием сертификата был реализован в г. Москве в 2015-2016 годах в рамках регионального перечня ТСР и получил положительные отзывы у инвалидов. В 2017 году его реализация продолжена.
В законопроекте предполагается предусмотреть полномочия Минтруда России по определению Правил подачи заявления о выдаче сертификата, включая перечень документов, необходимых для его предоставления и правил выдачи сертификата (его дубликата), а также порядка использования сертификата, включая срок его действия, порядок определения предельного размера возмещаемых расходов при приобретении ТСР с использованием сертификата, и порядка информирования об указанном предельном размере.
В акте Минтруда России планируется отразить срок действия сертификата, порядок его реализации и возмещения расходов организациям, предоставившим ТСР с использованием сертификата.
Также Минтрудом России будут определены требования к поставщикам ТСР, осуществляющим их продажу (предоставление) с использованием сертификата, перечень документов, а также объем, состав и сроки предоставления сведений, необходимых для получения указанными поставщиками средств, предусмотренных сертификатом, в уполномоченный орган.
Законопроектом также предлагается предусмотреть возможность использования средств сертификата в счет погашения кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, в случае приобретения технических средств реабилитации и (или) услуг с использованием кредитных средств (заемных средств).
Полномочие на утверждение порядка направления средств, предусмотренных сертификатом, в счет погашения кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, полученных на приобретение технических средств реабилитации и (или) услуг, предлагается возложить на Минтруд России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, на Правительство Российской Федерации планируется возложить полномочия по определению видов ТСР, на которые будет предоставляться сертификат (первоначально, планируется в этот перечень включить ТСР серийного производства - такие, как: телефоны с текстовым выходом, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, сигнализаторы звука световые и вибрационные, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом, в последующем планируется распространить практику предоставления сертификата и на другие изделия).
Предельный размер возмещаемых расходов при приобретении ТСР с использованием сертификата предлагается определять уполномоченным органом по каждому виду технического средства реабилитации и (или) услуги в размере стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги в организациях, отобранных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Такой порядок обеспечит единую стоимость ТСР и (или) услуг независимо от выбранного инвалидом способа обеспечения (натуральное, компенсация или сертификат).
Проект федерального закона в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.