Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по работе с семьей"
(подготовлен Минтрудом России 11.07.2017 г.)
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей".
Министр |
М.А. Топилин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от "__" ______201_ г. N___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист по работе с семьей
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Деятельность по оказанию социальной помощи семьям, социальному сопровождению семей с детьми |
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Повышение коммуникативного потенциала членов семей, содействие решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений, создание условий для социализации, развития и социальной адаптации членов семей (детей, подростков и взрослых) |
Группа занятий:
1120 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
1344 |
Руководители служб в сфере социальной защиты и социального обеспечения |
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
2634 |
Психологи |
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.20 |
Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым |
87.30 |
Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
87.90 |
Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88.10 |
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
88.99 |
Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Деятельность по оказанию социальной помощи (услуг) семьям, социальному сопровождению семей с детьми |
6 |
Оказание социальной поддержки и адресных услуг семьям, социальное сопровождение семей с детьми |
A/01.6 |
6 |
Планирование и операционно-аналитическое сопровождение деятельности оказания социальных услуг семьям, социального сопровождения семей с детьми |
A/02.6 |
6 |
|||
Осуществление активизации потенциала семей и социально-психологической реабилитации ее членов |
A/03.6 |
6 |
|||
B |
Организация и управление деятельностью предоставления социальных услуг и оказания социальной помощи и поддержки разным категориям семей, в том числе семьям с детьми |
7 |
Организация оказания семьям социальных услуг и социальной поддержки |
B/01.7 |
7 |
Организация и управление деятельностью социального сопровождения семей с детьми на основе межведомственного взаимодействия |
B/02.7 |
7 |
|||
Организация программ развития семейных традиций |
B/03.7 |
7 |
|||
Организация представительства интересов несовершеннолетних организациях в целях защиты их прав |
B/04.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Деятельность по оказанию социальной помощи (услуг) семьям, социальному сопровождению семей с детьми |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист по работе с семьей Консультант по вопросам семьи и брака Семейный консультант Работник семейной службы Работник кризисного центра |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации*(3) |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2635 |
Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
2634 |
Психологи |
|
ОКПДТР*(4) |
26527 |
Социальный работник |
26588 |
Специалист по социальной работе |
|
ОКСО*(5) |
5.37.03.01 |
Психология |
5.37.03.02 |
Конфликтология |
|
5.39.03.02 |
Социальная работа |
|
5.39.03.03 |
Организация работы с молодежью |
|
6.44.03.02 |
Психолого-педагогическое образование |
|
6.44.03.03 |
Специальное (дефектологическое) образование |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Оказание социальной поддержки и адресных услуг семьям, социальное сопровождение семей с детьми |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение бесед с семьей с целью оценки сложившейся ситуации, проблем (в том числе семейного неблагополучия), и их причин, потенциала семьи и выяснения, в какого рода социальных услугах есть необходимость |
Проведение анализа семейных проблем и рисков, социально-психологических ресурсов семьи, их систематизация | |
Выявление семей и семей с детьми, нуждающихся в оказании социальной помощи и поддержки | |
Проведение диагностики семейного неблагополучия, наличия внутрисемейного конфликта (в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами); фактов наличия насилия в семье; трудностей социальной адаптации детей | |
Определение необходимых мер оказания социальных услуг семьям, реабилитации, социального сопровождения семей с детьми | |
Составление заключений по результатам изучения социально-бытовых, психолого-педагогических условий жизни семей и воспитания детей в семьях (в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей, - далее замещающих семьях) | |
Проведение психологических консультаций по вопросам внутрисемейных отношений, взаимоотношений с детьми социальными институтами общества | |
Оказание социально-педагогических услуг, в том числе проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса, организации досуга и формированию позитивных интересов | |
Проведение просветительской и коррекционной работы с неблагополучными семьями и семьями, находящимися в социально опасном положении, в целях оставления ребенка/ детей в кровной семье | |
Проведение работы в качестве куратора случая с кровной семьей и ребенком с целью восстановления внутрисемейных связей и детско-родительских отношений | |
Разработка совместно с другими специалистами, оказывающими социальные, психологические, педагогические, медицинские и иные услуги и помощь семье, рекомендаций и указаний для семьи, отдельных лиц (членов семей) в ответ на социальные и личные проблемы | |
Разработка планов и проведение социально-психологических и социально-педагогических мероприятий с семьями, членами которых являются правонарушители (во время и после исполнения наказания), по проблемам интеграции в сообщество и недопущения нарушений в дальнейшем | |
Проведение профилактической работы по созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в замещающей семье | |
Разработка и реализация планов работы по профилактике вторичного социального сиротства, формированию устойчивых семейных отношений в принимающей семье | |
Выявление случаев злоупотребления или небрежения и разработка рекомендаций по принятию мер для защиты детей и других лиц, подверженных риску | |
Поддержка связи с другими органами социального обеспечения, образовательными организациями и медицинскими работниками, правоохранительными органами и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и иными специалистами, имеющими отношение к семьям, в целях помощи семье | |
Оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье | |
Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления | |
Необходимые умения |
Устанавливать и поддерживать социальные контакты с разными типами семей и их социальным окружением |
Подбирать методы и способы проведения изучения факторов риска в различных типах семей, а также условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих) | |
Определять методы для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учётом национально-культурных особенностей и социального положения ребёнка | |
Систематизировать и анализировать семейные проблемы | |
Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности сопровождения семей с детьми, в том числе в составе межведомственной команды | |
Выявлять факты злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите | |
Выявлять случаи и использовать технологию работы со случаем, обосновывать и осуществлять закрытие случая при положительном результате работы с разными типами семей с детьми, осуществлять передачу случая другим службам при необходимости продолжения работы с семьей и детьми | |
Использовать методы психологического консультирования | |
Определять эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми, а также семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации | |
Проводить социально-педагогическую и психологическую коррекцию, диагностику и консультирование | |
Взаимодействовать с межведомственной командой специалистов в решении проблем семей | |
Проводить социально-психологическую и социально-педагогическую профилактику и коррекцию девиаций и аддикций поведения, программы коррекции и предупреждения асоциального поведения | |
Использовать современные технологии работы с информацией базами данных и иными информационными системами | |
Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты, регламентирующие государственную семейную политику и права ребенка |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций | |
Нормативные правовые акты в области оказания психологической и психосоциальной помощи несовершеннолетним | |
Психология семьи, семейное консультирование | |
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации | |
Типологии семей и семей с детьми | |
Методы и технологии диагностики семейного неблагополучия, трудностей адаптации | |
Критерии определения потребности в социальном обслуживании и социальной реабилитации | |
Современные методики и технологии социальной реабилитации | |
Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска | |
Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений | |
Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия | |
Методы и основы социальной психологии, социальной педагогики, психологии личности, социологии | |
Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды | |
Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации | |
Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Планирование и операционно-аналитическое сопровождение деятельности оказания социальных услуг семьям, социального сопровождения семей с детьми |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Ведение учета и отчетности в сфере оказания социальной поддержки и помощи разным типам семей и семьям с детьми |
Подбор и применение инструментария выявления семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми | |
Подбор и применение инструментария оценивания фактов внутрисемейного насилия | |
Выбор и применение технологии оказания социальной поддержки и помощи разным типам семей и семьям с детьми | |
Разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми | |
Разработка и предоставление рекомендаций начальникам тюрем и комиссиям по условному заключению и досрочному освобождению | |
Разработка предложений к маршруту социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей | |
Разработка предложений по изменению условий жизни и воспитания детей в различных типах семей | |
Подготовка договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем | |
Подготовка заключений или отчетов для передачи в суд или для осуществления других процессуальных действий | |
Учет оказания социальных услуг членам семей, социального сопровождения семей с детьми (признанных находящимися в кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии) | |
Необходимые умения |
Вести переговоры, осуществлять деловую переписку |
Составлять и заполнять необходимую профессиональную документацию (акт, протокол, заключение, характеристика, рекомендации, отчет, картотека) | |
Оформлять запрос необходимых сведений, информации, документации в другие организации | |
Вести отчетную документацию по утвержденной форме | |
Анализировать документы, свидетельствующие о потребностях граждан - членов различных типов семей в социальном обслуживании | |
Разрабатывать программы профилактики девиантного поведения детей и подростков | |
Обобщать информацию, определяющую потребность в социальном обслуживании, и методы ее преодоления | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии и средства связи | |
Необходимые знания |
Методы сбора и первичной обработки информации |
Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена информацией | |
Современный российский и зарубежный опыт по оказанию помощи семьям и детям, признанным нуждающимися в социальном обслуживании | |
Правовые основы оказания адресной помощи семье | |
Методики и технологии социальной работы | |
Основы профилактики нарушений социализации семей и детей, основы профилактики асоциальных явлений в обществе | |
Формы, методы, технологии работы по профилактике детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции | |
Источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области оказания социальных услуг и социального сопровождения | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе, в электронном виде, правил их хранения | |
Другие характеристики |
Аналитические способности |
Соблюдение профессиональной этики |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление активизации потенциала семей и социально-психологической реабилитации ее членов |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение оценки эффективности мер по разрешению проблем семей с учетом типа семьи и специфики жизненной ситуации |
Выявление потенциала и ресурса членов семей, нуждающихся в социальном обслуживании либо реабилитации | |
Консультирование членов семей по вопросам оказания социальной помощи и поддержки семьям с наличием лиц с наркотической или алкогольной зависимостью; лиц, имеющих пристрастие к азартным играм; лиц, страдающих психическими расстройствами; с наличием насилия в семье в отношении к различным членам семьи | |
Консультирование членов семей по вопросам оказания помощи и поддержки семьям с наличием инвалидов, в том числе детей-инвалидов, тяжело больных людей | |
Консультирование членов семей по вопросам оказания помощи и поддержки семьям с наличием детей, испытывающих трудности в социальной адаптации | |
Консультирование членов семей по вопросам оказания помощи и поддержки семьям с наличием безработных членов семьи | |
Консультирование членов семей по вопросам социального обслуживания либо реабилитации | |
Разработка программ, направленных на активизацию потенциала членов разных типов семей, в том числе семей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании либо реабилитации | |
Координация деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач поддержки и помощи, оказываемых семьям, в том числе семьям с детьми либо комплексной реабилитации членов семей | |
Проведение психолого-педагогических, социально-психологических и социально-педагогических мероприятий по активизации собственных ресурсов членов разных типов семей, в том числе семей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании/ реабилитации | |
Проведение (в том числе, с участием иных специалистов) профилактической работы по предупреждению появления обстоятельств, обусловливающих потребность гражданина в социальном обслуживании, трудной жизненной ситуации семей с детьми | |
Организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства с привлечением ближайшего окружения семей с детьми | |
Проведение мероприятий с целью содействия в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем семьи | |
Необходимые умения |
Проводить оценку качества и эффективности работы |
Составлять план и стратегию работы с семьей и ребенком, разрабатывать рекомендации | |
Проводить мониторинговые исследования | |
Использовать современные технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи | |
Использовать методы индивидуального и группового консультирования | |
Использовать методы преодоления социальной эксклюзии | |
Выявлять потенциал и ресурсы членов семей, нуждающихся в социальном обслуживании либо реабилитации | |
Мотивировать семью на использование собственного потенциала и ресурса для выхода из трудной жизненной ситуации, обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании | |
Взаимодействовать с различными ведомствами в вопросах оказания социальных услуг семьям, признанным нуждающимися в социальном обслуживании либо реабилитации | |
Координировать команду специалистов и работать в команде | |
Проявлять профессиональную позицию, оптимизм, коммуникабельность, доброжелательность по отношению к разным типам семей и социальным группам | |
Способствовать восстановлению внутрисемейных связей | |
Использовать методы профилактики появления обстоятельств, обусловливающих потребность гражданина в социальном обслуживании, трудной жизненной ситуации семей с детьми | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в области защиты семьи и детей, основные направления государственной семейной политики |
Российский и зарубежный опыт практической работы с семьями и детьми группы риска | |
Технологии разрешения семейных конфликтов | |
Методы и технологии управления современными рисками социальной среды | |
Технологии оказания социально-психологической помощи семьям и детям групп социального риска | |
Основы семейного консультирования, методы индивидуального и группового консультирования | |
Сферы профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника) | |
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне | |
Технологии командообразования | |
Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения семей с детьми | |
Типы семей и их характеристики, необходимые для проведения социально-психологического сопровождения | |
Основы социальной реабилитации | |
Психология семьи, психология малых групп | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организация и управление деятельностью предоставления социальных услуг и оказания социальной помощи и поддержки разным категориям семей, в том числе семьям с детьми |
Код |
B |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Начальник отдела Руководитель центра Руководитель службы |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет или магистратура |
Требования к опыту практической работы |
Не менее трех лет по профилю деятельности |
Особые условия допуска к работе |
К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1344 |
Руководители служб в сфере социального обеспечения |
ОКПДТР |
26166 |
Руководитель подразделения |
24692 |
Начальник отдела |
|
ОКСО |
5.37.04.01 |
Психология |
5.37.04.02 |
Конфликтология |
|
5.38.04.02 |
Менеджмент |
|
5.38.04.03 |
Управление персоналом |
|
5.39.04.02 |
Социальная работа |
|
5.39.04.03 |
Организация работы с молодежью |
|
5.40.04.01 |
Юриспруденция |
|
6.44.04.02 |
Психолого-педагогическое образование |
|
6.44.04.03 |
Специальное (дефектологическое) образование |
|
5.37.05.01 |
Клиническая психология |
|
6.44.05.01 |
Педагогика и психология девиантного поведения |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация оказания семьям социальных услуг и социальной поддержки |
Код |
B/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Планирование, организация и контроль за предоставлением различных видов социальной помощи членам семей/ семьям с детьми |
Организация мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также осуществляющих уход за нетрудоспособными совершеннолетними членами семьи, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и занятости | |
Координация деятельности межведомственной команды по оказанию различных видов помощи семьям и социальному сопровождению | |
Координация действий поставщиков социальных услуг по разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения семей с детьми | |
Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям | |
Организация комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи | |
Организация и контроль за проведением комплексной работы с семьями групп социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении | |
Организация и контроль за проведением профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также семьями, нуждающимися в проведении в отношении них профилактической работы | |
Организация социальной реабилитации членов семей, нуждающихся в социальном обслуживании либо реабилитации | |
Организация и контроль за проведением программ по выявлению и работе с лицами, подвергающимися психологическому или физическому насилию членов своей семьи | |
Организация программ социальной помощи семье, включая вмешательство в кризисные ситуации и направление к агентствам, оказывающим финансовое содействие, юридическую помощь, предоставляющим жилье, медицинскую помощь и другие услуги | |
Необходимые умения |
Определять потребность в помощи разных типов семьи и детей и виды помощи, направленные на решение проблем семьи и детей |
Устанавливать контакт с разными типами семей и детьми разных возрастов | |
Устанавливать виды нарушений социализации семьи, динамику их изменений, в том числе динамику преодоления неблагополучия в семье | |
Разрабатывать, организовывать и контролировать реализацию индивидуальных программ предоставления социальных услуг для членов разных типов семей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании либо реабилитации | |
Определять и контролировать реализацию технологий комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи | |
Создавать межведомственную команду по оказанию социальной помощи членам семьи с детьми | |
Организовывать взаимодействие членов семьей с детьми, признанных нуждающимися в социальном обслуживании либо реабилитации, с поставщиками социальных услуг | |
Обеспечивать координацию деятельности разных ведомств для решения проблем членов семей с детьми | |
Использовать современные технологии поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье | |
Выбирать наиболее эффективные технологии работы с семьей в преодолении трудной жизненной ситуации, семейного неблагополучия | |
Внедрять технологии профилактики социального сиротства, сохранения семьи для ребенка, повышения мотивации семей к преодолению неблагополучия | |
Оформлять документы, необходимые для оказания разных видов помощи семьям и детям | |
Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями | |
Применять современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (компьютерные программы, информационно-поисковые системы) | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты, регламентирующие государственную политику в области защиты прав детей и оказания помощи семьям с детьми |
Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов помощи семьям и детям | |
Виды социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми | |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Технологии разрешения семейных конфликтов | |
Технологии работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации | |
Технологии профилактики асоциального поведения, социального сиротства | |
Меры социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами | |
Социальные риски и кризисные состояния | |
Цели, принципы и основы посредничества между семьями с детьми и различными институтами социализации | |
Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника) | |
Методы диагностики обстоятельств, обуславливающих потребность в социальном обслуживании, нарушений социализации, реабилитации | |
Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне | |
Особенности применения технологий оказания помощи семьям и детям в России и за рубежом | |
Теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования | |
Основы семейного консультирования | |
Система социальных служб на территории, инфраструктура социальной защиты детства | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Организация и управление деятельностью социального сопровождения семей с детьми на основе межведомственного взаимодействия |
Код |
B/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация раннего выявления нарушений прав детей и оказания профилактической помощи |
Организация мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей с детьми | |
Организация работы по реализации региональных программ в сфере защиты и поддержки семьи и детства | |
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи, направленного на нормализацию детско-родительских отношений, повышение родительской компетентности в вопросах организации ухода и заботы о детях, их воспитания и создания условий для успешной социализации детей в образовательном пространстве | |
Организация комплексной работы с семьями группы риска | |
Организация помощи родителю, ограниченному в родительских правах или лишенному родительских прав, в целях восстановления его в родительских правах и возвращения ребенка в кровную семью | |
Организация оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи семьям, взявшим на воспитание ребенка (детей) | |
Разработка предложений по развитию мер поддержки, направленных на профилактику отказов от новорожденных детей | |
Формирование, координация и методическое сопровождение работы группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей | |
Разработка индивидуальных программ сопровождения различных видов семей с детьми | |
Необходимые умения |
Организовывать командную работу, взаимодействовать с другими специалистами в рамках работы межведомственных групп |
Оценивать возможность восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей | |
Устанавливать контакты с ребенком и семьей, организовывать взаимодействие ребенка с семьей | |
Подбирать и применять современный диагностический инструментарий, учитывающий презумпцию добросовестности родителей при осуществлении родительских прав, для оценки безопасности ребенка, уровня риска нанесения вреда его жизни и здоровью, совершения правонарушений в отношении ребенка | |
Организовывать и оценивать работу по восстановлению связей семьи и ребенка, определять характер помощи родителям, ориентированным на восстановление родительских функций | |
Устанавливать возможности кровной семьи выполнять родительские обязанности и создавать условия для удовлетворения потребностей ребенка в кровной семье | |
Оценивать ресурсы и риски при устройстве детей в семьи граждан | |
Оценивать качество работы специалистов с семьей и ребенком, не нарушая этических норм | |
Разрабатывать программы социального сопровождения различных видов семей с детьми, в том числе с целью преодоления риска социального неравенства | |
Планировать, организовывать и контролировать работу по сопровождению разных типов семей с детьми | |
Проводить профессиональное консультирование | |
Разрабатывать индивидуальные программы устройства детей в замещающие семьи | |
Необходимые знания |
Нормативные правовые акты, регламентирующие государственную семейную политики и права ребенка |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций | |
Психология семьи, семейное консультирование | |
Психология зависимости, аддикций, девиантологии | |
Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации | |
Типологии семей и семей с детей | |
Теория воспитания трудных детей и подростков | |
Методики работы с семьей группы риска | |
Инфраструктура социальных служб на муниципальном уровне | |
Современные технологии работы с разными типами семей | |
Социальная психология, проблемы социализации | |
Методы и технология оценки способности родителей выполнять родительские функции | |
Порядок и проблемы восстановления родителей в родительских правах | |
Виды замещающих семей и законодательные основы передачи в них детей, условий их создания | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Организация программ развития семейных традиций |
Код |
B/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение семейных праздников, фестивалей, конкурсов, выставочных и иных мероприятий, направленных на развитие семейных традиций; укрепление семейной идентичности и сплоченности, сохранение и поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье |
Организация и проведение мероприятий в целях пропаганды ответственности отцовства и материнства и формирования позитивного образа матери и отца | |
Разработка и реализация механизма предоставления консультативной помощи юриста, психолога, педагога и других специалистов для получения молодыми родителями знаний, необходимых для воспитания детей, организация и проведение консультаций и занятий с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей | |
Разработка и реализация программы социальной помощи , направленной на включение в культурную жизнь и творческую деятельность членов семей со сниженными жизненными ресурсами | |
Проведение консультаций, организация информационно-просветительских мероприятий по разъяснению ситуации развития в регионе системы ранней помощи и сопровождения семьи, повышающей доступность мероприятий по абилитации и реабилитации детей и взрослых с инвалидностью | |
Разработка и организация программ социального сопровождения для членов семей с возможностью их посещения совместно с детьми | |
Создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании | |
Организация просветительских программ среди молодежи по профилактике насилия в семье, о ресурсах, возможностях и об услугах, доступных пострадавшим от насилия, а также по противодействию совершению правонарушений в отношении детей | |
Участие в семинарах, обобщение опыта, разработка методических рекомендаций по реализации межведомственных моделей оказания социальных и иных услуг семьям | |
Привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми | |
Необходимые умения |
Разрабатывать планы организации и проведения общественных мероприятий и других социальных проектов, проводить оценку качества проведенных мероприятий |
Разрабатывать программы общественных мероприятий и иных социальных проектов и организовывать их с привлечением специалистов на межведомственной основе | |
Разрабатывать и обеспечивать распространение информационно-разъяснительных материалов по вопросам развития семейных традиций | |
Вести профессиональную документацию, в том числе отчетность по организации программ развития семейных традиций | |
Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов, участвующих в проведении общественных мероприятий и других социальных проектов | |
Проводить переговоры с представителями общественных организаций | |
Осуществлять консультирование по оказанию разных видов социальной помощи и поддержки семьям и семьям с детьми | |
Оказывать помощь начинающим специалистам по работе с семьей | |
Привлекать группы родителей, оценивать их ресурс, видеть возможности для оказания взаимопомощи | |
Организовывать взаимодействие общественных организаций с разными типами семей | |
Проводить оценку качества работы специалистов, не нарушая этических норм | |
Применять современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (компьютерные программы, информационно-поисковые системы) | |
Необходимые знания |
Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народные традиции |
Основы и принципы развития институтов современного гражданского общества | |
Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования | |
Технологии проведения мониторинга социальных проектов | |
Социокультурные и социально-психологические основы межличностного взаимодействия семей и детей в социокультурном окружении | |
Методы и технологии управления социальными рисками | |
Социальная психология, методы социальной психологии | |
Проблемы социализации, социальная педагогика | |
Особенности адаптации детей в разных социальных условиях | |
Формы защиты прав детей на федеральном и региональном уровнях | |
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия | |
Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия | |
Инструментарий для проведения мониторинга социокультурного окружения | |
Типологии проблем семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Организация представительства интересов несовершеннолетних в организациях в целях защиты их прав |
Код |
B/04.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка и реализация мер по привлечению общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних |
Обеспечение представительства в целях устранения препятствий для общения ребенка с близкими родственниками | |
Разработка планов, программ организации мероприятий по повышению правовой грамотности несовершеннолетних, и их реализация | |
Разработка и реализация мер по закреплению приоритета интересов детей в защите их прав и законных интересов, в том числе в получении образовании | |
Обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей | |
Организация и обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в различных организациях | |
Организация сопровождения несовершеннолетних в различные организации в целях защиты их прав | |
Оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях | |
Ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями | |
Необходимые умения |
Оформлять документацию, деловые бумаги, запросы, в том числе в электронном виде, сохранять их в соответствии с требованиями |
Создавать и сплачивать команду взаимопомощи и защиты несовершеннолетних | |
Разрабатывать программу оказания социальных услуг на основе межведомственного взаимодействия | |
Взаимодействовать с общественными и иными организациями, с гражданами, государственными и муниципальными органами, со средствами массовой информации по вопросам социализации разных типов семей, выявления нарушений прав несовершеннолетних, а также оказания помощи по защите прав несовершеннолетних | |
Применять современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (компьютерные программы, информационно-поисковые системы) | |
Отстаивать интересы несовершеннолетних в разных инстанциях | |
Необходимые знания |
Основы законодательства Российской Федерации в области защиты прав человека |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения | |
Специфика работы социозащитных организаций по защите прав несовершеннолетних | |
Основы реабилитационной работы (подходы, виды, организация) | |
Методы работы с семьей | |
Психология малых групп, делового общения | |
Другие характеристики |
Соблюдение профессиональной этики |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), город Москва | ||||||
|
Ректор |
|
Рубцов Виталий Владимирович |
|||
|
|
|
|
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" |
2 |
Негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Столичная финансово-гуманитарная академия" |
3 |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
4 |
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области "Московский государственный областной университет" |
5 |
Администрация г. Ступино, Московская область |
6 |
Негосударственное образовательное учреждение высшего образования "Московский психолого-социальный университет" города Москвы |
7 |
Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области |
8 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы |
9 |
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования "Институт социального образования, город Воронеж |
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор занятий
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
*(3) Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).
*(4) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(5) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен проект профстандарта "Специалист по работе с семьей".
В нем определяются трудовые функции, прописываются требования к уровню образования, опыту работы, знаниям и умениям.
Основная цель данного вида профессиональной деятельности - повышение коммуникативного потенциала членов семей, содействие решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений, создание условий для социализации, развития и социальной адаптации членов семей (детей, подростков и взрослых).
Напомним, профстандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, подготовке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Их также используют при разработке профессиональных образовательных программ.