Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)"
(подготовлен Минобрнауки России 18.07.2017 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014,N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; N 46, ст. 6392; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741; 2017, N 3, ст. 511; N 17, ст. 2567), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230; 2017, N 2, ст. 368), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (далее - стандарт).
2. Установить, что:
образовательная организация высшего образования вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N 1611 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2017 г., регистрационный N 45175), прекращается 31 декабря 2018 года.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 декабря 2017 года.
Министр |
О.Ю. Васильева |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от "____"__________2017 г. N____
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования по специальности
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
(уровень специалитет)
I. Общие положения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее - ФГОС ВО) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (далее - программа специалитета).
1.2. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - Организация).
1.3. Обучение по программе специалитета в Организации может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах.
1.4. Содержание высшего образования по специальности определяется программой специалитета, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. При разработке программы специалитета Организация формирует требования к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников (далее вместе - компетенции).
Организация разрабатывает программу специалитета в соответствии с ФГОС ВО и с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы, включенной в реестр примерных основных образовательных программ (далее соответственно - ПООП, Реестр).
Организация учитывает редакцию ПООП, внесенную в Реестр не менее чем за 6 месяцев до начала реализации программы специалитета, при разработке и ежегодном обновлении программ специалитета для лиц, поступающих на обучение.
1.5. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются и утверждаются на основе требований, предусмотренных указанным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие Организации*(1) и с учетом ПООП.
1.6. При реализации отдельных элементов Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета Организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, за исключением практической подготовки обучающихся.
Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, применяемые при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.7. Реализация программы специалитета осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.8. Программа специалитета реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом Организации*(2).
1.9. Срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):
в очной форме обучения, включая каникулы (каникулярный отпуск), предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 5 лет;
в очно-заочной или заочной формах обучения, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;
при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
1.10. Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану.
Объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з.е. вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану (за исключением ускоренного обучения), а при ускоренном обучении - не более 75 з.е.
1.11. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.9 и 1.10 ФГОС ВО:
срок получения образования по программе специалитета в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану;
объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год.
1.12. Области профессиональной деятельности*(3) и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета, могут осуществлять профессиональную деятельность: в сфере правоохранительной деятельности, обороны и безопасности государства.
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
1.13. В рамках освоения программы специалитета выпускники могут готовиться к выполнению задач профессиональной деятельности следующих типов: социально-педагогические, диагностико-коррекционные, экспертно-консультационные, правоохранительные, правоприменительные, оперативно-служебные, организационно-управленческие.
1.14. Программа специалитета реализуется Организацией в соответствии со специализацией, которую Организация выбирает из следующего перечня:
специализация N 1 "Социально-педагогическое, правовое и психологическое обеспечение работы с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению";
специализация N 2 "Пенитенциарная педагогика";
специализация N 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения".
1.15. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.
II. Требования к структуре программы специалитета
2.1. Структура программы специалитета включает следующие блоки.
Блок 1 "Дисциплины (модули)".
Блок 2 "Практика".
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация".
Структура и объем программы специалитета
Таблица
Структура программы специалитета |
Объем программы специалитета |
|
Блок 1 |
Дисциплины (модули) |
не менее 210 |
Блок 2 |
Практика |
не менее 40 |
Блок 3 |
Государственная итоговая аттестация |
не менее 9 |
Объем программы специалитета |
300 |
2.2. Дисциплины (модули) по философии, иностранному языку, истории (истории России, всеобщей истории), общим основам педагогики, теории и методики воспитания, коррекционной педагогики, социальной педагогики, общей психологии, психологии девиантного поведения, психологии развития и возрастной психологии, психологии семьи, психологии конфликта, безопасности жизнедеятельности, для специализаций N 1 "Социально-педагогическое, правовое и психологическое обеспечение работы с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению" и N 2 "Пенитенциарная педагогика" - так же по уголовному праву, уголовному процессу, криминологии и специальной профессиональной или военно-профессиональной подготовке реализуются в рамках в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)".
В федеральных государственных Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности.
2.3. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:
в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)" в объеме не менее 2 з.е.;
в рамках элективных дисциплин (модулей) в очной форме обучения в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы специалитета.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
В федеральных государственных Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, вместо дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту реализуются дисциплины (модули) по физической подготовке*(4):
в рамках Блока 1 "Дисциплины (модули)" в объеме не менее 11 з.е. (в очной форме).
В Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, в случае реализации программы специалитета в заочной и очно-заочной формах обучения дисциплины по служебно-прикладной физической подготовке могут не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках служебной профессиональной подготовки по месту их службы*(5).
2.4. В Блок 2 "Практика" входят учебная и производственная практика.
В программе специалитета в рамках учебной и производственной практики устанавливаются следующие типы практик:
а) учебная практика:
практика по получению первичных профессиональных умений;
б) производственная практика:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
преддипломная практика.
2.5. ПООП может устанавливать рекомендуемые типы практики в дополнение к указанным в пункте 2.4 ФГОС ВО.
2.6. Организация:
выбирает один или несколько типов производственной практики из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;
может выбрать один или несколько типов учебной практики и (или) производственной практики из установленных ПООП (при наличии);
может установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практики;
устанавливает объемы учебной и производственной практики каждого типа.
2.7. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входят:
подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если Организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации);
защита выпускной квалификационной работы.
2.8. В федеральных государственных Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности организации и продолжительность проведения практик и порядок выполнения выпускной квалификационной работы определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится Организация.
2.9. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) (дисциплин (модулей) по выбору обучающегося) и факультативных дисциплин.
В федеральных государственных Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, возможность освоения элективных дисциплин (модулей) (дисциплин (модулей) по выбору обучающегося) и факультативных дисциплин определяется федеральным государственным органом, в ведении которого находится Организация.
Факультативные дисциплины не включаются в объем программы специалитета.
2.10. В рамках программы специалитета выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
К обязательной части программы специалитета относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование всех универсальных компетенций, всех общепрофессиональных компетенций, а также профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии).
В обязательную часть программы специалитета включаются, в том числе:
дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;
дисциплины (модули) по физической культуре и спорту (по физической подготовке), реализуемые в рамках блока 1 "Дисциплины (модули)".
Объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, должен составлять не менее 40 процентов общего объема программы специалитета.
2.11. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе специалитета, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
2.12. Если при реализации программы специалитета используется научно-техническая информация, подлежащая экспортному контролю, и (или) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа, и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, Организация обеспечивает реализацию программы специалитета (в том числе проведение государственной итоговой аттестации) с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области экспортного контроля.
2.13. Объем контактной работы преподавателей с обучающимися при проведении учебных занятий по программе специалитета должен составлять при очной форме обучения - не менее 50 процентов, при очно-заочной форме обучения - не менее 20 процентов, при заочной форме обучения - не менее 10 процентов общего объема времени, отводимого на реализацию Блока 1.
III. Требования к результатам освоения программы специалитета
3.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, установленные программой специалитета.
3.2. Выпускник, освоивший программу специалитета должен обладать универсальными компетенциями:
Наименование категории (группы) универсальных компетенций |
Код и наименование универсальной компетенции выпускника программы специалитета |
Системное и критическое мышление |
УК-1. Способен осуществлять критический анализ информации, проблемных ситуаций, применять системный подход, вырабатывать стратегию действий |
Разработка и реализация проектов |
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
Командная работа и лидерство |
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие, организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели |
Коммуникация |
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном и иностранном(ых) языке(ах) для академического и профессионального взаимодействия |
Межкультурное взаимодействие |
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах и учитывать в процессе межкультурного взаимодействия |
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) |
УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни |
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности | |
Безопасность жизнедеятельности |
УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций |
Гражданская позиция и патриотизм |
УК-9. Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития Российского государства, его место и роль в контексте всеобщей истории в целях формирования гражданской позиции и патриотизма |
Ценностно-мотивационная ориентация |
УК-10. Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые проблемы |
3.3. Выпускник, освоивший программу специалитета должен обладать общепрофессиональными компетенциями:
Типы профессиональных задач |
Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника программы специалитета |
Нормативные основания профессиональной деятельности |
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики |
Социально-педагогические |
ОПК-2. Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности |
ОПК-3. Способен осуществлять практическую деятельность по социально-педагогической, правовой и психологической поддержке семьи, детей и подростков, защите их прав и законных интересов, восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних, социальному оздоровлению семьи, координации взаимодействия в данной сфере различных учреждений, организаций и служб | |
ОПК-4. Способен взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов, осуществлять коррекцию воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной | |
ОПК-5. Способен использовать средства социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей, нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, рисков асоциального поведения | |
Диагностико-коррекционные |
ОПК-6. Способен выявлять специфику психологического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния личности, оценивать характер поведения индивидов и социальных групп с позиции социокультурной нормы, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию |
ОПК-7. Способен выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях | |
ОПК-8. Способен реализовывать программы психолого-педагогической помощи лицам, склонным к девиантному поведению, ресоциализации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением | |
Экспертно-консультационные |
ОПК-9. Способен осуществлять профилактическую деятельность и психолого-педагогическое консультирование по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков, консультирование детей, их родителей и педагогов по проблемам интерперсональных отношений, обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, профориентации, планирования личностного роста несовершеннолетних |
ОПК-10. Способен осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних | |
ОПК-11. Способен осуществлять просветительскую деятельность по проблемам девиантного поведения несовершеннолетних со всеми субъектами социально-педагогического взаимодействия, воспитательного процесса | |
Организационно-управленческие |
ОПК-12. Способен планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов |
3.4. Профессиональные компетенции, устанавливаемые программой специалитета, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии) (за исключением программ специалитета, указанных в пункте 1.5 ФГОС ВО), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам специальности на рынке труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники в рамках специальности, иных источников (далее - иные требования, предъявляемые к выпускникам).
Перечень профессиональных компетенций, формируемых в рамках специализаций NN 1-2, определяется с учетом квалификационных требований к специальной профессиональной (военно-профессиональной) подготовке выпускников, установленных федеральным государственным органом, в ведении которого находится Организация.
Профессиональные компетенции могут быть установлены ПООП в качестве обязательных и (или) рекомендуемых (далее соответственно - обязательные профессиональные компетенции, рекомендуемые профессиональные компетенции).
Профессиональные компетенции для программ специалитета, указанных в п. 1.5 ФГОС ВО, устанавливаются федеральным государственным органом, в ведении которого находится Организация, в соответствии со специализацией программы.
3.5. При определении профессиональных компетенций, устанавливаемых программой специалитета, Организация:
включает в программу специалитета все обязательные профессиональные компетенции (при наличии);
может включить в программу специалитета одну или несколько рекомендуемых профессиональных компетенций (при наличии);
самостоятельно устанавливает одну или несколько профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программы специалитета, на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа иных требований, предъявляемых к выпускникам (Организация может не устанавливать профессиональные компетенции самостоятельно при наличии обязательных профессиональных компетенций, а также в случае включения в программу специалитета рекомендуемых профессиональных компетенций).
Для установления профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов, размещённого в программно-аппаратном комплексе "Профессиональные стандарты" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (profstandart.rosmintrud.ru) (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).
Из каждого выбранного профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщённых трудовых функций (далее - ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профессиональным стандартом для ОТФ уровня квалификации*(6) и требований раздела "Требования к образованию и обучению". ОТФ может быть выделена полностью или частично.
3.6. Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, установленных программой специалитета, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области и (или) сфере профессиональной деятельности, установленной в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности тех типов, которые установлены в соответствии с пунктом 3.3. ФГОС ВО, а также не менее чем одного типа иных профессиональных задач, из числа установленных в соответствии с пунктом 1.13 ФГОС ВО.
3.7. Организация устанавливает в программе специалитета индикаторы достижения компетенций:
универсальных, общепрофессиональных и обязательных профессиональных компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными ПООП;
рекомендуемых профессиональных компетенций и самостоятельно установленных профессиональных компетенций - в соответствии с индикаторами достижения компетенций, установленными самостоятельно.
3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе специалитета индикаторами достижения компетенций.
Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, установленных программой специалитета.
IV. Требования к условиям реализации программы специалитета
4.1. Требования к условиям реализации программы специалитета включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы специалитета, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.
4.2. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (в том числе зданиями, помещениями), оборудованием помещений, обеспечивающими реализацию программы специалитета по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" и Блоку 3 "Государственная итоговая аттестация" в соответствии с учебным планом.
4.2.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории Организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик;
формирование электронного портфолио обучающегося.
В случае реализации программы специалитета с применением дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы специалитета;
проведение всех видов учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(7).
В федеральных государственных Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, функциональные возможности, порядок формирования, использования и эксплуатации электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронной информационно-образовательной среде, а также к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, к компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети "Интернет", определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится Организация.
4.2.3. При реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
4.2.4. При реализации программы специалитета или части (частей) программы специалитета на созданных Организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
4.3.1. Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий всех видов, предусмотренных программой специалитета, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) с учетом ПООП, в том числе криминалистической и специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной профессиональной или военно-профессиональной подготовки обучающихся (для Организаций, реализующих специализации NN 1, 2).
Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя:
Лаборатории и полигоны:
лаборатория психолого-педагогического практикума;
центр (класс) деловых игр;
тиры (для стрельбы из табельного оружия) (для Организаций, реализующих специализации NN 1, 2);
спортивный зал.
Кабинеты:
специальной техники (для Организаций, реализующих специализации NN 1, 2);
информатики (компьютерные классы);
первой помощи;
иностранных языков.
Библиотеки:
общая библиотека,
специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа) - если программа специалитета связана с освоением учебного материала, содержащего сведения ограниченного доступа.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду Организации. Количество и перечень таких помещений устанавливается Организацией.
4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей)).
4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.
4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется федеральным государственным органом, в ведении которого находится Организация.
4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Специальная библиотека вуза должна иметь фонд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность служб федерального государственного органа, для которого осуществляется подготовка кадров (для Организаций, реализующих специализации NN 1, 2).
4.4. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
4.4.1. Реализация программы специалитета обеспечивается педагогическими работниками Организации, лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора, а также сотрудниками и работниками федеральных государственных органов, имеющими опыт работы в данной сфере.
4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии).
В федеральных государственных Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным требованиям, установленным в нормативных правовых актах федерального государственного органа, в ведении которого находится Организация.
4.4.3. Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую деятельность, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
4.4.4. Не менее 1 процента численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), а так же из числа сотрудников и работников федеральных государственных органов, должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники программы специалитета (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).
4.4.5*(8). Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на условиях гражданско-правового договора (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).
В Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, к педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели специальных профессиональных и военно-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт службы в правоохранительных органах (военной службы) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже "майор" ("майор полиции", "майор внутренней службы", "майор юстиции", "капитан 3 ранга" и другие равнозначные специальные звания), а также имеющие боевой опыт или государственные (ведомственные) награды, или государственные (отраслевые, почетные) звания, или государственные премии.
В числе педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели специальных профессиональных и военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные (ведомственные) награды, или государственные (отраслевые, почетные) звания, или государственные премии.
4.4.6. В федеральных государственных Организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, требования, указанные в пунктах 4.4.3 - 4.4.5 ФГОС ВО, устанавливаются федеральным государственным органом, в ведении которого находится Организация.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).
В Организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органом исполнительной власти.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.
4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования программы специалитета Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.
В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе специалитета обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе специалитета в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе специалитета требованиям ФГОС ВО с учетом соответствующей ПООП.
4.6.4. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, профессионально-общественными организациями, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших программу специалитета, отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии), требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
Приложение
к федеральному государственному образовательному
стандарту высшего образования по специальности
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
Перечень профессиональных стандартов,
соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
N п/п |
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
Профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, отсутствуют в реестре профессиональных стандартов, размещённом в программно-аппаратном комплексе "Профессиональные стандарты" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (profstandart.rosmintrud.ru). |
-------------------------------------------
*(1) Часть 4 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
*(2) См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
*(3) См. Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
*(4) Для отдельного перечня ФГОС, реализуемого организациями, подведомственными Минобороны, включается формулировка с указанием общего объема дисциплин (модулей) по физической подготовке 11 з.е.
*(5) См. части 1, 17 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020, 2012, N 50 (ч. 4), ст. 6954, 2013, N 19, ст. 2329, 2013, N 27, ст. 3477, 2013, N 48, ст. 6165, 08.12.2014, N 49 (часть VI), ст. 6928, 2014, N 52 (часть I), ст. 7542, 2015, N 7, ст. 1022, 2015, N 29 (часть I), ст. 4356, 2015, N 41 (часть II), ст. 5639, 2016, N 27 (Часть I), ст. 4160, 2016, N 27 (Часть I), ст. 4233, 2016, N 27 (часть II), ст. 4238, 2014, N 13, ст. 1528, 2014, N 47, ст. 6633).
*(6) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный N 28534).
*(7) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
*(8) Допускается дополнение п. 4.4.5 информацией о приравнивании различных почетных званий и т.п. к ученым степеням в зависимости от специфики направления подготовки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.