Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с реализацией Концепции развития сети служб медиации до 2017 года в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 07.08.2017 г.)
Проекты федеральных законов разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Стратегия), Концепции развития сети служб медиации до 2017 года в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р), и межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 8 мая 2015 г. N ОГ-П4-ЗЮ6 (далее - План).
Одной из основных задач, определенных в Стратегии, является создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, внесение соответствующих изменений в систему правосудия и систему исполнения наказаний. В целях решения указанной задачи в Стратегии предопределен комплекс мер, направленных на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, а также на создание дружественного к ребенку правосудия.
Основополагающими принципами и элементами дружественного
к ребенку правосудия являются, в частности, общедоступность, соответствие возрасту и развитию ребенка, незамедлительное принятие решений, уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни, активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке, усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку, приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия, специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних, наличие системы специализированных вспомогательных служб, в том числе службы примирения.
Для решения указанных задач Стратегией предусматривается:
законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления; создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением; развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
Стратегией предусмотрено реформирование законодательства, регламентирующего деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) путем уточнения роли таких комиссий в системе органов профилактики, внедрения механизмов реализации правозащитной, координирующей и профилактической деятельности в целях обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации, наделения комиссий правом ведения персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних, детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
При этом высокое значение придается внедрению восстановительного подхода, реализации примирительных программ и применению механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведению социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
В развитие указанных положений Стратегии распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р утверждена Концепция развития сети служб медиации до 2017 года в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее - Концепция).
Основными целями Концепции являются: создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды) для полноценного развития и социализации детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях, детей с девиантным поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы, и других трудных детей; формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Пункт 6 раздела II Плана предусматривает подготовку Министерством юстиции Российской Федерации проектов нормативных правовых актов по вопросам восстановительного правосудия в отношении детей и эффективной интеграции сети служб медиации в систему защиты прав и интересов детей.
При этом соответствующий раздел Плана предполагает внесение изменений в уголовно-процессуальное, административное, семейное законодательство, законодательство о судебной системе, об образовании, в законы о медиации, об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об адвокатуре и адвокатской деятельности и др.
Таким образом, проекты федеральных законов разработаны в целях:
- создания служб медиации на платформе существующих профильных государственных организаций регионального уровня с использованием имеющегося потенциала и опыта органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
проведения организационно-правовых мероприятий для создания и дальнейшего развития сети служб медиации и применения восстановительного подхода;
- сохранения полномочий действующих органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- использования существующих процессуальных конструкций и норм материального права для целей реализации Концепции с учетом принципов понятийной определенности и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей;
- добровольности применения процедур примирения.
Проектируемые положения федеральных законов не затрагивают предмет регулирования Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон о медиации) в части использования терминологии и инструментов медиации как неприменимых по отношению к содержанию правоотношений между государством, в лице органов следствия и дознания, и несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, которые возникают при совершении ими общественно опасных деяний.
Для приведения Концепции в условиях заданных ограничений для введения терминологического аппарата и определения места служб примирения в структуре органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за основу взят Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон о профилактике).
Предлагается внести соответствующие изменения в Закон о профилактике, в частности, ввести понятия "примиритель", "служба примирения", "восстановительный подход", "процедура примирения", уточнить понятия индивидуальной профилактической работы с указанием на ее проведение с применением восстановительного подхода и процедур примирения, определить место службы примирения в составе комиссий, осуществляющих координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, предупреждению безнадзорности, беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, их социально-педагогической реабилитации, пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Одновременно, с учетом сложившейся практики работы служб примирения используется три основных вида программ - восстановительная медиация, семейная восстановительная конференция и круг сообщества. Таким образом, в проекте федерального закона предусматривается введение не только процедуры медиации, но и понятия "восстановительной программы"
Кроме того, предлагается установить порядок создания комиссий и служб примирения, осуществления ими деятельности с учетом положений Закона о профилактике.
Предлагаемые изменения сохраняют существующую структуру органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, одновременно дополняя ее нормами, позволяющими реализовать задачи Концепции.
Одновременно проектом федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией Концепции развития сети служб медиации до 2017 года предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и Семейный кодекс Российской Федерации в целях создания возможности привлечения специалиста-примирителя при разрешении конфликтов, участниками которых являются несовершеннолетние (или затрагиваются их интересы).
Проектом федерального закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с реализацией Концепции развития сети служб медиации до 2017 года предусматривается введение примирителя в досудебное и судебное производство с наделением его необходимым объемом полномочий. Этим проектом закладываются основы для использования института примирения, предусмотренного статьей 76 УК РФ и статьей 25 УПК РФ, с приданием ему особого значения при рассмотрении дел по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
При этом предлагается внести следующие изменения в УПК РФ:
- определить нового участника судопроизводства - примирителя в качестве лица, обладающего специальными знаниями, и допускаемого к участию наряду с законными представителями в производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними по решению следователя, дознавателя;
- указать объем процессуальных прав примирителя, который должен быть ограничен целями проведения работы, направленной на примирение несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с потерпевшим;
- создать новую форму процессуальной работы - организацию встречи несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с потерпевшим (при наличии согласия последнего), проводимой по определенным правилам с целью примирения сторон;
- установить правило, в соответствии с которым суд учитывает действия несовершеннолетнего, направленные на примирение с потерпевшим и заглаживание причиненного потерпевшему вреда, при постановлении приговора в отношении него (в случае если формально примирение не состоялось).
Предлагаемые изменения направлены на минимизацию последствий общественно опасного деяния, совершенного несовершеннолетним, и исключение наказания, способного негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, а также на активное вовлечение всех сторон, чьи интересы были затронуты общественно опасным деянием, в процесс заглаживания вины в целях восстановления прав потерпевших.
Принятие федеральных законов не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из средств федерального и региональных бюджетов и будет осуществляться за счет и в пределах выделенного финансирования.
Проекты федеральных законов не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие федеральных законов не потребует внесения изменений в действующие государственные программы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.