Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками"
(подготовлен Минвостокразвития России 10.08.2017 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками" (далее - проект постановления, Правила) разработан во исполнение решения подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона (протокол от 16 февраля 2017 г. N 1, раздел I, пункт 2).
В настоящее время привлечение частных инвестиций в создание крупных хозяйств морской аквакультуры (марикультуры) сдерживается несовершенным порядком и правилами формирования и предоставления в пользование рыбоводных участков.
Также фактором, сдерживающим развитие марикультуры, является отсутствие специализированной инфраструктуры и технологий, в том числе по выращиванию молоди гидробионтов, переработки объектов морской аквакультуры, что обусловлено низким спросом на них.
Для хозяйств марикультуры характерен среднесрочный инвестиционный цикл (4 - 5 лет) с высокими рисками потери урожая, поэтому большинство из них не может самостоятельно инвестировать в разработку и совершенствование технологических процессов и привлечь необходимое финансирование.
Концепция проекта постановления направлена на совершенствование действующей модели формирования и распределения рыбоводных участков для осуществления морской аквакультуры в рамках исполнения указания Президента Российской Федерации В.В.Путина от 20 января 2017 г. N Пр-132.
Целью проекта постановления является создание нормативных основ по формированию открытой базы данных о морской акватории Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, доступной для осуществления морской аквакультуры, а также обеспечение прозрачности и конкурентноспособности процедур определения границ рыбоводных участков.
Проектом постановления вводится особая процедура определения границ рыбоводных участков в морской акватории Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, и предусматривает следующее.
Формирование базы открытых данных, доступных на безвозмездной основе неопределенному кругу лиц, позволяющая визуализировать участки акватории морей Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, на которые не распространяются ограничения на ведение хозяйственной деятельности.
Учтено, что определение границ рыбоводных участков в морях Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна осуществляется с использованием государственных морских навигационных карт в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Для целей создания такой базы открытых данных 12-мильная зона Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна делится на равные участки акватории площадью 100 га каждый, формируя перечень условных участков (в формате Excel).
Каждому участку присваивается условный идентификационный номер и указываются географические координаты 4 (четырех) точек углов этого участка, а также статусы "разрешено" или "запрещено" для каждого такого участка.
Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти прибрежных дальневосточных субъектов Российской Федерации, обладая всей полнотой информации о введенных запретах и ограничениях на осуществление хозяйственной деятельности в соответствующих акваториях, сопоставляют географические границы установленных запретных зон, как правило, выраженных через описание набора географических координат, с географическими координатами пронумерованных участков из указанного перечня условных участков.
При определении наложения, пересечения, поглощения границ запретных зон и условных участков, напротив соответствующих пронумерованных участков в перечне указывается статус "запрещено".
Статус "разрешено" для пронумерованных участков в перечне определяется по остаточному принципу по итогам завершения работы сопоставления координат запретных зон с координатами, входящими в пронумерованный участок.
Подготовка перечня условных участков, на которые распространяются ограничения, установленные для осуществления аквакультуры (рыбоводства) в морях Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, и перечня условных участков без ограничений, а также информационно-аналитических материалов к указанным перечням, отнесено к полномочиям Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
В части перечня участков с ограничениями Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока организует дополнительную проработку указанного перечня на предмет принятия возможных мер по снятию с условных участков ограничений для осуществления аквакультуры (рыбоводства), и подготовку доклада в Правительство Российской Федерации.
Перечень условных участков без ограничений подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в сети "Интернет" и направлению в установленном порядке в Росрыболовство
Проектом постановления устанавливается, что подача инвесторами заявок на формирование рыбоводного участка в морях Дальневосточного региона возможна на следующий день после официального опубликования перечня условных участков без ограничений.
Проектом постановления устанавливается возможность подачи заявления в Росрыболовство как в бумажной форме, так и в электронном виде (с использование электронной цифровой подписи).
Согласно законодательству Российской Федерации, цифровую подпись могут использовать исключительно резиденты Российской Федерации.
Проектом устанавливаются требования к участку, который по площади должен быть в пределах от 100 до 5000 гектар. Размеры площадей обусловлены экономическими и технологическими требованиями ведения рыбоводства, аналогичным действующим при сельскохозяйственных работах.
Кроме того, проектом устанавливается, что для целей обеспечения биологической и экологической безопасности рыбоводные участки не могут находиться на расстоянии ближе 500 метров друг от друга.
Принимая во внимание, что подача заявки возможна только в пределах акваторий, на которые не распространяются введенные ограничения и запреты, то есть в пределах совокупности условных участков из перечня без ограничений, Росрыболовство в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого заявления должно в установленном порядке принять ведомственный акт об определении границ и о проведении электронного аукциона на право заключения договора пользования таким рыбоводным участком.
Необходимо отметить, что второй особенностью марикультуры в Дальневосточном федеральном округе, наряду с предварительным создание базы открытых данных доступных акваторий, проектом постановления устанавливается предоставление прав пользования рыбоводными участками только по результатам аукциона в электронной форме, что позволит исключить из процесса ряд негативных факторов, присущих конкурсам или очным аукционам (сговоры участников, уклонения от заключения договора и т.д.).
Принятие проекта постановления позволит устранить избыточные административные барьеры для инвесторов в сфере марикультуры путем введения принципа предоставления инвесторам изначально свободных от каких-либо ограничений участков для ведения хозяйственной деятельности. Проект постановления даст дополнительный импульс развитию малого и среднего предпринимательства в регионе, поскольку крупных игроков в этой еще несформированной отрасли насчитываются единицы.
Также, по инициативе Минсельхоза России и Росрыболовства, в действующих Правилах предлагается исключить разделение рыбоводных участков, расположенных в водных объектах, прилегающих и не прилегающих к территориям муниципальных образований.
Вышеуказанное положение включено в проект постановления на основании правоприменения действия нормативных правовых актов, регулирующих отношения по формированию и предоставлению в пользование хозяйствующим субъектам рыбоводных участков за 2016 год.
В настоящее время, при одновременном формировании границ рыбоводного участка с координатами, имеющими взаимное наложение территориальным органом Росрыболовства в морях, прилегающих к территориям муниципальных образований и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в морях, не прилегающих к территориям муниципальных образований, возникает правовой пробел в законодательстве Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 9 Правил при определении границ рыбоводного участка не допускается полное или частичное наложение границ одного рыбоводного участка на границы другого рыбоводного участка, пересечение границами одного рыбоводного участка границ другого рыбоводного участка либо нахождение границ одного рыбоводного участка в пределах границ другого рыбоводного участка.
Таким образом, в случае определения границ рыбоводных участков с координатами, имеющими взаимное наложение, будут противоречить действующим Правилам.
Также стоит отметить, что в соответствии с нормами статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица.
Подпунктом "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации.
Таким образом, определение границ рыбоводных участков возможно только в отношении водных объектов и (или) их частей, находящихся в федеральной собственности, в связи с чем органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут наделяться полномочиями по определению границ рыбоводных участков, формируемых во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации.
Учитывая изложенное, указанные выше полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации передаются территориальным управлениям Росрыболовства.
Принятие проекта постановления не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, сокращению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Данный проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.