Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства финансов РФ "Об оценке надежности поручительства и порядке проведения анализа финансового состояния юридического лица, предоставляющего поручительство в обеспечение исполнения денежных обязательств перед Российской Федерацией"
(подготовлен Минфином России 14.08.2017 г.)
Проект приказа Минфина России "Об оценке надежности поручительства и порядке проведения анализа финансового состояния юридического лица, предоставляющего поручительство в обеспечение исполнения денежных обязательств перед Российской Федерацией" (далее соответственно - Приказ, поручитель, поручительство) разработан в целях реализации бюджетных полномочий Минфина России, установленных абзацем 5 пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих осуществление Минфином России в установленном им порядке оценки надежности поручительства юридического лица, предоставляемого в качестве обеспечения исполнения денежных обязательств перед Российской Федерацией.
Осуществление указанной оценки обусловлено необходимостью минимизации рисков принятия Российской Федерацией поручительств юридических лиц, заведомо неспособных исполнять как уже принятые на себя обязательства,так и обязательства, в обеспечение исполнения которых выдается поручительство.
Приказом утверждаются условия признания поручительства надежным и Методика анализа финансового состояния юридического лица, предоставляющего поручительство в обеспечение исполнения денежных обязательств перед Российской Федерацией (далее - Методика).
В соответствии с Приказом поручительство признается надежным при выполнении следующих условий:
а) удовлетворительное финансовое состояние поручителя;
б) у поручителя отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
в) поручитель не находится в процессе реорганизации или ликвидации,и в отношении поручителя не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
г) с даты создания или последней реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) поручителя прошло не менее 3 лет.
В основе Методики лежат подходы, используемые при проведении анализа финансового состояния принципалов при предоставлении "инвестиционных" государственных гарантий (постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1017). В соответствии с данными подходами для оценки финансового состояния поручителя используются показатели:
- величина чистых активов (показывает стоимость имущества организации, уменьшенную на сумму ее обязательств);
- "Норма чистой прибыли" (характеризует общую эффективность деятельности организации);
- "Рентабельность продаж" (характеризует степень эффективности основной деятельности организации);
- "Коэффициент текущей ликвидности" (показывает достаточность оборотных средств организации для погашения своих текущих обязательств) и "Коэффициент покрытия основных средств собственными средствами" (показывает, за счет каких средств (собственных или собственных и заемных) сформированы основные средства, и, соответственно, отсутствие или наличие необходимости в продаже организацией своих основных средств в случае осуществления полного расчета со всеми кредиторами);
- "Отношение суммы заемных средств, поручительства и обеспечения обязательств и платежей, выданного поручителем, к собственным средствам" (определяет кредитоспособность организации и ее финансовую устойчивость с учетом принятых на себя условных обязательств, имеющегося обременения имущества и выдаваемого поручительства).
Особенностями Методики, утверждаемой Приказом, по сравнению с методикой, используемой при анализе финансового состояния принципалов при предоставлении "инвестиционных" государственных гарантий, являются:
1) наличие требования о превышении стоимости чистых активов поручителя суммы поручительства не менее чем в 3 раза, вытекающего из положений пункта 3 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) установление большего количества периодов, за который проводится анализ (4, а не 3), что продиктовано более жесткими требованиями к оценке финансового состояния поручителя;
3) незначительное повышение пороговых значений ряда показателей, обусловленное более высокими требованиями к финансовому состоянию поручителей в связи с необходимостью исполнения последними как прямых, так и условных обязательств;
4) отсутствие показателя "Отношение срока (периода) окупаемости всех заемных средств, привлекаемых в целях реализации инвестиционного проекта,к сроку кредита" в связи с отсутствием необходимости оценивать финансовое состояние поручителя в увязке с реализацией инвестиционных проектов.
Финансовое состояние поручителя признается удовлетворительным при нахождении полученных в результате расчета значений рассматриваемых показателей в установленном Методикой допустимом диапазоне.
В целом, Методика содержит минимально необходимое количество показателей, пороговые значения которых установлены на минимально возможном уровне с точки зрения способности поручителя исполнять принятые на себя обязательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.