Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности"
(подготовлен Роскосмосом 13.09.2017 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (Российская газета, 1993, N 186; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,N 50, ст. 5609; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 10, ст. 834; N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5497; 2009, N 1, ст. 17, 21; 2011, N 48,ст. 6732; 2015, N 29, ст.4342) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) после слов "и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" дополнить словами ", - законодательством Российской Федерации о космической деятельности";
б) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения, аккредитации органов по оценке соответствия, осуществляющих выполнение работ по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения.";
2) пункт 3 статьи 5 дополнить абзацами одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:
"утверждает общие правила проведения оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью,в соответствующих формах;
устанавливает порядок аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
устанавливает порядок аттестации экспертов по аккредитации, привлекаемых для выполнения работ по аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью.";
3) в части 2 статьи 6:
а) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:
"организует оценку соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;";
б) после абзаца шестнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"осуществляет аккредитацию органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
утверждает перечень космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, подлежащих оценке соответствия, и устанавливает форму оценки их соответствия из числа форм, указанных в пункте 1 статьи 11.2 настоящего Закона.";
в) абзац семнадцатый считать абзацем девятнадцатым и после слов "иные функции и полномочия, установленные" дополнить словами "настоящим Законом,";
4) статью 10 признать утратившей силу;
5) абзац пятый пункта 1 статьи 11 исключить;
6) дополнить разделом II.1 следующего содержания:
"Раздел II.1. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ДВОЙНОГО, НАУЧНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Статья 11.1. Основные понятия, используемые при осуществлении оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения
В целях определения правовых и организационных основ оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения используются следующие понятия:
1) оценка соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к космической технике двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космическим технологиям, процессам, работам (услугам), связанным с космической деятельностью;
2) обязательные требования - обязательные для применения и исполнения требования к космической технике двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космическим технологиям, процессам, работам (услугам), связанным с космической деятельностью, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о космической деятельности, решениями государственного заказчика, принятыми в пределах его полномочий, технической документацией, государственным контрактом (договором), применяемые, в том числе, для осуществления оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
3) сертификация космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью - форма оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, обязательным требованиям, осуществляемая органом по сертификации;
4) аккредитация органа по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью - официальное признание уполномоченным органом в области космической деятельности компетентности органа по оценке соответствия выполнять работы в определенной области оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
5) космическая техника двойного, научного и социально-экономического назначения - космические системы и комплексы двойного, научного и социально-экономического назначения, создаваемые, а также входящие в такие космические системы и комплексы составные части, системы, агрегаты (приборы), комплектующие изделия и элементы, материалы;
6) процессы - процессы, связанные с проектированием, изготовлением (производством), строительством, монтажом, наладкой, использованием (эксплуатацией), техническим обслуживанием, ремонтом и сервисным обслуживанием, испытанием, хранением, перевозкой, реализацией, утилизацией космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космические технологии, требования к которым установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о космической деятельности;
7) техническая документация - совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат требования к космической технике двойного, научного и социально-экономического назначения, процессам, работам (услугам), связанным с космической деятельностью (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, программная документация, документы по стандартизации);
8) космические технологии - технологии, обеспечивающие достижение целей (получение результатов) в области космической деятельности;
9) космические материалы - материалы, используемые при производстве и (или) изготовлении космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры);
10) космическая инфраструктура - совокупность объектов, размещенных в специально выделенных и оборудованных районах и обеспечивающих реализацию процессов испытаний, наземной и летной эксплуатации космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения.
Статья 11.2. Формы и порядки оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения
1. Оценка соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, производится в формах:
сертификации;
испытаний;
приемки;
в иных формах, установленных Правительством Российской Федерации.
2. Порядки оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, в формах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и формы документов об оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, устанавливаются уполномоченным органом по космической деятельности.
Статья 11.3. Система оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения
1. Участники работ по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, формы и порядки оценки соответствия и обязательные требования образуют систему оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения.
2. Участниками работ по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью являются:
1) органы по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
2) эксперты по аккредитации, привлекаемые для выполнения работ по аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
3) уполномоченный орган по космической деятельности;
4) организации, участвующие в создании космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, выполнении работ (услуг), связанных с космической деятельностью.
3. Уполномоченный орган по космической деятельности осуществляет формирование и ведение реестров:
органов по оценке соответствия, аккредитованных в определенной области оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
выданных документов об оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
экспертов по аккредитации, привлекаемых для выполнения работ по аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью.
Порядок формирования и ведения реестров, в том числе перечень включаемых в них сведений, устанавливается уполномоченным органом по космической деятельности.
4. Уполномоченный орган по космической деятельности осуществляет методологическое и организационно-техническое обеспечение функционирования системы оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения и обеспечивает размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
сведений о продукции, подлежащей оценке соответствия, включая формы оценки соответствия такой продукции;
перечня продукции, оценка соответствия которой осуществляется в форме сертификации;
реестра выданных сертификатов соответствия продукции.".
Статья 2
Внести в статью 11 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4341; 2017, N 31, ст. 4816) следующие изменения:
1) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9) организует оценку соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;";
2) дополнить пунктами 11 - 16 следующего содержания:
"11) осуществляет аккредитацию органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
12) утверждает перечень космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, подлежащих оценке соответствия,и устанавливает форму оценки их соответствия из числа форм, указанных в пункте 1 статьи 11.2 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О космической деятельности";
13) утверждает порядки оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, в формах, указанных в пункте 1 статьи 11.2 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О космической деятельности";
14) утверждает формы документов об оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, и правила их оформления;
15) утверждает порядок формирования и осуществляет ведение реестров:
органов по оценке соответствия, аккредитованных в определенной области оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
выданных документов об оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
экспертов по аккредитации, привлекаемых для выполнения работ по аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
16) утверждает перечни сведений, включаемых в реестры, указанные в пункте 15 настоящей статьи, и порядок осуществления доступа к этим сведениям.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2005, N 19, ст. 1752; 2007, N 19, ст. 2293; N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2009,N 29, ст. 3626; N 48, ст. 5711; 2010, N 1, ст. 5, ст. 6; N 40, ст. 4969; 2011, N 30, ст. 4603; N 49, ст. 7025; N 50, ст. 7351; 2012, N 31,ст. 4322; N 50, ст. 6959; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4071; N 52, ст. 6961; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 17, ст. 2477; N 27, ст. 3951;N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6724; 2016, N 15, ст. 2066; 2017, N 27,ст. 3938; N 31, ст. 4765) следующие изменения:
1) в пункте 4 статьи 1:
а) слова ", требований к обеспечению безопасности космической деятельности" исключить;
б) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с созданием космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью.";
2) в пункте 3 статьи 4 предложение "Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера." исключить.
Статья 4
Пункт 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2014, N 26, ст. 3366; 2016 N 10, ст. 1323) после слов ", объектов гражданской авиации" дополнить словами ", работ, выполняемых органами по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью)".
Статья 5
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении двенадцати месяцев со дня его официального опубликования, за исключением части 3 настоящей статьи.
2. Организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона работы по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, обязаны в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свою деятельность в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Документы об оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, сохраняют силу в течение двенадцати месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Аттестаты органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по обязательной сертификации космической техники, сертификации экспертов, участвующих в работах по обязательной сертификации, выданные Федеральным космическим агентством до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и срок действия которых не истек, продолжают действовать после окончания срока, на который они были выданы, но не более чем двенадцать месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности" (далее - законопроект) направлен на совершенствование государственного регулирования отношений в сфере оценки соответствия космической техники посредством установления отдельного направления технического регулирования в отношении космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения и определения правовых и организационных основ указанной деятельности.
В силу положений статьи 10 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-1) космическая техника научного и социально-экономического назначения подлежит обязательному подтверждению соответствия (обязательной сертификации).
Полномочие по организации обязательного подтверждения соответствия (обязательной сертификации) космической техники научного и социально-экономического назначения возложено на Госкорпорацию "Роскосмос" в соответствии с абзацем тринадцатым части 2 статьи 6 Закона N 5663-1.
Одновременно в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) к полномочиям Госкорпорации "Роскосмос" относится организация сертификации космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения.
В настоящее время техническое регулирование в отношении космической техники находится в сфере действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), нормами которого предусмотрено, что обязательная сертификация осуществляется на соответствие требованиям технических регламентов. При этом разработка технических регламентов применительно к ракетно-космической технике Единым перечнем продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза (решение Комиссии таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526), не предусмотрена.
Установленные статьей 5 Федерального закона N 184-ФЗ особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, применяться к ракетно-космической технике двойного, научного и социально-экономического назначения не могут, так как она создается не только в интересах государственного оборонного заказа,но и в интересах коммерческих заказчиков, в том числе иностранных.
Таким образом, действующие нормы законодательства Российской Федерации не позволяют осуществлять техническое регулирование космической техники научного и социально-экономического назначения.
Во исполнение требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) изменен порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, который также не учитывает особенностей аккредитации органов по сертификации космической техники.
Отсутствие у Госкорпорации "Роскосмос" возможности осуществлять функции по организации сертификации космической техники, включая аккредитацию органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий), может привести к снижению качества и надежности ракетно-космической техники, а также к неустойчивому финансовому положению организаций ракетно-космической промышленности в связи с невозможностью применения ими льготного налогообложения.
В настоящее время отдельные виды высокотехнологичной продукции выведены из-под сферы регулирования Федерального закона о техническом регулировании и Федерального закона об аккредитации в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
В целях обеспечения качества и надежности космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения и приведения доказавшей свою эффективность системы сертификации космической техники в соответствие с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и об аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с Концепцией формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. N 1760-р, законопроектом предусматривается внесение корреспондирующих друг другу изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации:
Федеральный закон N 184-ФЗ и Федеральный закон N 412-ФЗ в части выведения из-под сферы их действия вопросов оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью;
Закон N 5663-1 и Федеральный закон N 215-ФЗ в части установления правовых и организационных основ оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения, космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, аккредитации органов по оценке соответствия, осуществляющих выполнение работ по оценке соответствия указанной космической техники, процессов, работ (услуг) и отнесения к полномочиям Правительства Российской Федерации вопросов по утверждению формы оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью; порядка аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью; порядка аттестации экспертов по аккредитации, привлекаемых для выполнения работ по аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью.
К полномочиям уполномоченного органа в области космической деятельности законопроект относит:
организацию оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения;
утверждение порядков оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, в соответствующих формах оценки соответствия;
осуществление аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного научного и социально-экономического назначения;
утверждение перечня космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, подлежащих оценке соответствия, и форм их оценки соответствия из числа форм, указанных в законопроекте;
утверждение и ведение соответствующих реестров, предусмотренных законопроектом.
В целях обеспечения плавного перехода к реализации заинтересованными лицами положений законопроекта статьей 5 законопроекта предусмотрены переходные периоды вступления в силу положений законопроекта:
документы об оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, выданные до дня вступления в силу законопроекта,а также в соответствии с частью 3 статьи 5 законопроекта, сохраняют силу в течение двенадцати месяцев со дня вступления его в силу;
аттестаты органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по обязательной сертификации космической техники, сертификации экспертов, участвующих в работах по обязательной сертификации, выданные Федеральным космическим агентством до дня вступления в силу законопроекта и срок действия которых не истек, продолжают действовать после окончания срока,на который они были выданы, но не более чем двенадцать месяцев со дня вступления в силу законопроекта.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности" (далее также - законопроект об оценке соответствия) потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: законопроектом об оценке соответствия изменяется порядок проведения оценки соответствия космической техники (включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры) научного и социально-экономического назначения, в том числе определяются иные, помимо сертификации, формы проведения оценки соответствия. Кроме того, подзаконными актами, которые будут изданы во исполнение норм законопроекта, будут определены формы документов, подтверждающих соблюдение обязательных требований к космической технике (включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры) научного и социально-экономического назначения.
В связи с этим в подпункт 5 пункта 1 статьи 164 и подпункт 4 пункта 7 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо внести изменения, позволяющие применять налоговую ставку 0 % при реализации космической техники научного и социально-экономического назначения, подлежащей оценке соответствия согласно законопроекту.
Головной исполнитель по разработке законопроекта: Госкорпорация "Роскосмос", соисполнитель: Минфин России.
Срок подготовки законопроекта: одновременно с подготовкой Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности".
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти (организаций), подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности" (далее - законопроект) потребует издания следующих нормативных правовых актов:
I. постановлений Правительства Российской Федерации:
1. "Об утверждении форм оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, и общих правил проведения указанной оценки соответствия в соответствующих формах"
Обоснование необходимости подготовки: абзац второй пункта 2 и абзац двадцатый пункта 6 статьи 1 законопроекта, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации:
утверждает общие правила проведения оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью (далее также - объекты оценки соответствия), в соответствующих формах;
устанавливает иные формы оценки соответствия объектов оценки соответствия (далее - формы оценки соответствия), помимо предусмотренных частью 1 проектируемой законопроектом статьи 11.2 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (помимо сертификации, испытаний и приемки).
Принятие указанного постановления Правительства Российской Федерации необходимо в целях установления общих правил проведения оценки соответствия объектов оценки соответствия, а также в случае необходимости - для установления иных форм оценки соответствия объектов оценки соответствия, помимо сертификации, испытаний и приемки.
В части утверждения общих правил проведения оценки соответствия объектов оценки соответствия указанное постановление Правительства Российской Федерации будет содержать, в том числе, положения, регулирующие:
- состав участников оценки соответствия применительно к конкретным формам оценки соответствия;
- общую последовательность действий, необходимых для проведения оценки соответствия применительно к конкретным формам оценки соответствия;
- особенности проведения оценки соответствия применительно в конкретных формах оценки соответствия.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос", соисполнители: Минпромторг России, Минэкономразвития.
2. "Об утверждении порядка аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью"
Обоснование необходимости подготовки: абзац третий пункта 2 статьи 1 законопроекта, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации устанавливает порядок аккредитации органов по оценке соответствия объектов оценки соответствия.
Принятие указанного постановления Правительства Российской Федерации необходимо в целях определения порядка аккредитации органов по оценке соответствия объектов оценки соответствия,в том числе:
- требований к порядку представления заявителем заявления и документов, необходимых для аккредитации, и их приему уполномоченным органом по космической деятельности;
- порядка оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, включая порядок проведения проверки соответствия заявителя критериям аккредитации;
- требований к порядку принятия решения об аккредитации или отказе в аккредитации, в том числе оснований для отказа в аккредитации;
- требований к содержанию и сроку действия аттестата аккредитации;
- порядка выдачи уполномоченным органом по космической деятельности аттестата аккредитации и дубликата аттестата аккредитации;
- внесения изменений в сведения об аккредитованном лице;
- порядка прекращения действия аккредитации, включая основания прекращения действия аккредитации;
- порядка приостановления, возобновления действия аккредитации, порядка сокращения и расширения области аккредитации;
- порядка подтверждения компетентности аккредитованных лиц,в том числе периодичности проведения проверки компетентности аккредитованных лиц.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос", соисполнители: Минэкономразвития России и Минпромторг России.
3. "Об утверждении порядка аттестации экспертов по аккредитации, привлекаемых для выполнения работ по аккредитации органов по оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью"
Обоснование необходимости подготовки: абзац четвертый пункта 2 статьи 1 законопроекта, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации устанавливает порядок аттестации экспертов по аккредитации, привлекаемых для выполнения работ по аккредитации органов по оценке соответствия объектов оценки соответствия (далее - эксперты по аккредитации).
Принятие указанного постановления Правительства Российской Федерации необходимо в целях установления порядка аттестации экспертов по аккредитации.
Указанное постановление Правительства Российской Федерации будет содержать, в том числе, положения, регулирующие:
- порядок подачи заявления на аттестацию в качестве эксперта по аккредитации, включая сведения, которые должны быть указаны в заявлении, и перечень прилагаемых документов;
- требования, предъявляемые к экспертам по аккредитации;
- порядок оценки заявителя на соответствие требованиям, предъявляемым к экспертам по аккредитации;
- требования к порядку принятия решения об аттестации или отказе в аттестации, в том числе основания для отказа;
- порядок приостановления и прекращения действия аттестата эксперта по аккредитации.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос", соисполнители: Минпромторг России, Минэкономразвития России.
II. приказов Госкорпорации "Роскосмос":
1. "Об утверждении перечня космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, подлежащих оценке соответствия, и установлении форм оценки их соответствия"
Обоснование необходимости подготовки: абзац третий подпункта "б" пункта 3 статьи 1 и абзац третий пункта 2 статьи 2 законопроекта, в соответствии с которыми Госкорпорация "Роскосмос" утверждает перечень космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, подлежащих оценке соответствия, и устанавливает форму оценки их соответствия.
Данным приказом Госкорпорации "Роскосмос" будет установлен перечень космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, подлежащих оценке соответствия, конкретная форма оценки соответствия и документ об оценке соответствия применительно к каждой позиции перечня.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос", соисполнители: Минпромторг России, Минобороны России, Росстандарт.
2. "Об утверждении порядка оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, в соответствующей форме"
Обоснование необходимости подготовки: абзац двадцать первый пункта 6 статьи 1 и абзац четвертый пункта 2 статьи 2 законопроекта,в соответствии с которыми Госкорпорация "Роскосмос" утверждает порядки оценки соответствия объектов оценки соответствия в соответствующих формах оценки соответствия, установленных в соответствии с положениями законопроекта.
Указанный приказ Госкорпорации "Роскосмос" (либо несколько приказов Госкорпорации "Роскосмос" применительно к каждой форме оценки соответствия) будет содержать положения, определяющие состав, последовательность и сроки выполнения процедур (действий), необходимых для проведения оценки соответствия, требования к порядку их выполнения всеми участниками оценки соответствия.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос", соисполнитель: Росстандарт.
3. "Об утверждении форм документов об оценке соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью, и правил их оформления"
Обоснование необходимости подготовки: абзац двадцать первый пункта 6 статьи 1 и абзац пятый пункта 2 статьи 2 законопроекта,в соответствии с которыми Госкорпорация "Роскосмос" утверждает формы документов об оценке соответствия объектов оценки соответствия, и правила их оформления.
Принятие указанного приказа Госкорпорации "Роскосмос" необходимо в целях определения:
- требований к бланкам документов об оценке соответствия;
- состава сведений, включаемых в документы об оценке соответствия;
- правил оформления указанных документов.
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос".
4. "Об утверждении порядка формирования и ведения реестров в сфере оценки соответствия космической техники двойного, научного и социально-экономического назначения (включая космические объекты, объекты космической инфраструктуры), космических технологий, процессов, работ (услуг), связанных с космической деятельностью,а также перечня сведений, включаемых в данные реестры"
Обоснование необходимости подготовки: абзац тридцать третий пункта 6 статьи 1 и абзацы шестой - десятый пункта 2 статьи 2 законопроекта, в соответствии с которыми Госкорпорация "Роскосмос" утверждает порядок формирования и ведения следующих реестров (в том числе перечень включаемых в них сведений):
реестр органов по оценке соответствия, аккредитованных в определенной области оценки соответствия;
реестр выданных документов об оценке соответствия;
реестр экспертов по аккредитации, привлекаемых для выполнения работ по аккредитации органов по оценке соответствия.
Принятие указанного приказа Госкорпорации "Роскосмос" (либо нескольких приказов Госкорпорации "Роскосмос" применительно к каждому поименованному выше реестру) необходимо в целях установления порядка формирования и ведения реестров, включающих сведения о выданных документах об оценке соответствия, об экспертах по аккредитации, об органах по оценке соответствия, в том числе определения:
- состава сведений, включаемых в реестр;
- порядка включения сведений в реестр, их исключения и внесения изменений в сведения, включенные в реестр;
- порядка предоставления сведений из реестра;
- порядка размещения сведений из реестра, при необходимости, на официальном сайте уполномоченного органа по космической деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Головной исполнитель по разработке проекта: Госкорпорация "Роскосмос", соисполнители: Минэкономразвития России, Росстандарт.
Сроки подготовки и внесения в Правительство Российской Федерации указанных проектов постановлений Правительства Российской будут определены Правительством Российской Федерации после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания во втором чтении (пункты 911 и 912 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260).
Срок издания указанных приказов Госкорпорации "Роскосмос" -в течение двенадцати месяцев (с учетом необходимости государственной регистрации в Минюсте России) после принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания в третьем чтении.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам космической деятельности" не повлияет на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предусмотренные положениями указанного Федерального закона полномочия Госкорпорации "Роскосмос" будут реализовываться в рамках имеющейся предельной численности работников Госкорпорации "Роскосмос" и бюджетных ассигнований, предусмотренных ей на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.