Проект Федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации"
(подготовлен МЧС России 17.10.2017 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, эксплуатацией и развитием системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система-112) - государственная информационная система, развернутая на территории субъекта Российской Федерации, представляющая собой комплекс информационных систем, средств защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей и персонала;
2) происшествие - событие, которое повлекло или может повлечь материальные потери и(или) угрожающее безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации и(или) создающее угрозу жизни и здоровью людей;
3) чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
4) вызов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (сообщение о происшествии или чрезвычайной ситуации) - поступление в Систему-112 информации, требующей организации реагирования экстренных оперативных служб и (или) оказания психологической и (или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности, предотвращения угроз жизни и здоровью, материального ущерба;
5) информационное взаимодействие - обмен информацией (данными) о происшествии или чрезвычайной ситуации в автоматизированном режиме с использованием современных средств идентификации и аутентификации, в результате применения которых однозначно определяются (идентифицируются) участники информационного взаимодействия, их правомочность, дата и время осуществления такого взаимодействия, а также гарантируются идентичность информации, отправленной одним участником информационного взаимодействия и полученной другим;
6) единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования - орган повседневного управления подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, предназначенный для координации действий экстренных оперативных служб, действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и(или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
7) экстренные оперативные службы - службы, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, имеющие силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на происшествия или чрезвычайные ситуации.
Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием, эксплуатацией и развитием Системы-112
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием, эксплуатацией и развитием Системы-112, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий.
Статья 4. Назначение Системы-112
Система-112 предназначена для:
1) организации комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях или чрезвычайных ситуациях);
2) приема вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (сообщения о происшествиях или чрезвычайной ситуации), получения сведений (данных), необходимых для обеспечения реагирования на вызов (сообщение о происшествии или чрезвычайной ситуации);
3) получения от операторов связи сведений о месте нахождения пользовательского оборудования (оконечного оборудования), с которого были осуществлены вызов или передача сообщения о происшествии или чрезвычайной ситуации по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112", и предоставления объема информации, необходимой для обеспечения реагирования по вызову или сообщению о происшествии или чрезвычайной ситуации по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112";
4) обработки поступающей информации, направления информации о происшествиях или чрезвычайных ситуациях в определенные соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления подразделения (дежурно-диспетчерские службы) экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации реагирования;
5) обеспечения информационного взаимодействия органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) обеспечения дистанционной психологической и(или) информационно-справочной поддержки лицам, обратившимся по единому номеру "112";
7) автоматизированного восстановления соединения с пользовательским (оконечным) оборудованием лица, обратившегося по единому номеру "112", в случае внезапного прерывания установленного соединения;
8) регистрации всех входящих и исходящих вызовов (сообщений о происшествиях или чрезвычайных ситуациях) по единому номеру "112";
9) ведения базы данных об основных характеристиках происшествий или чрезвычайных ситуаций, о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования на полученные вызовы (сообщения о происшествиях или чрезвычайных ситуациях);
10) возможности приема вызовов (сообщений о происшествиях или чрезвычайных ситуациях) на иностранных языках;
11) информационного взаимодействия с государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС".
Статья 5. Принципы создания, эксплуатации и развития Системы-112
Создание, эксплуатация и развитие Системы-112 осуществляются на основании следующих принципов:
1) общедоступность, бесплатность и круглосуточность приема вызовов (сообщений о происшествиях или чрезвычайных ситуациях) по единому номеру "112". Бесплатный вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации номеров вызовов соответствующих экстренных оперативных служб;
2) обязательность реагирования экстренных оперативных служб на вызовы (сообщения о происшествиях или чрезвычайных ситуациях), поступившие из Системы-112, а также размещения ими в Системе-112 сведений о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования, в том числе на вызовы (сообщения о происшествиях или чрезвычайных ситуациях), поступившие на номера вызовов соответствующих экстренных оперативных служб;
3) обеспечение полноты, достоверности обрабатываемой, своевременности, некорректируемости передаваемой с помощью Системы-112 информации;
4) обеспечение возможности передачи вызовов (сообщений о происшествиях или чрезвычайных ситуациях) из субъекта Российской Федерации, в котором вызов принят, в субъект Российской Федерации, где требуется организация реагирования экстренных оперативных служб;
5) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных;
6) обеспечение защиты информации ограниченного доступа от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области создания, эксплуатации и развития Системы-112 и федерального органа исполнительной власти в области связи
1. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области создания, эксплуатации и развития Системы-112, а именно:
1) определяет структуру Системы-112, порядок ее создания, эксплуатации и развития;
2) устанавливает перечень экстренных оперативных служб, вызов которых должен быть обеспечен по единому номеру "112";
3) устанавливает типовой порядок приема, обработки и передачи вызовов (сообщений о происшествиях или чрезвычайных ситуациях), типовые программы обучения персонала Системы-112.
4) устанавливает перечень обязательных к использованию в Системе-112 иностранных языков;
5) определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области создания, эксплуатации и развития Системы-112.
2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по координации работ по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112 осуществляет следующие полномочия:
1) координирует проводимые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112;
2) разрабатывает методическую документацию по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112, типовые технические требования к Системе-112;
3) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку типовых программно-технических требований и решений по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112;
4) согласовывает технические задания и проектно-техническую документацию на создание и развитие Системы-112, а также эксплуатационную документацию, за исключением разделов, определяющих реализацию оперативно-розыскных мероприятий;
5) принимает участие в проведении государственных приемочных испытаний Системы-112;
6) устанавливает состав, форму и сроки предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской информации о создании, эксплуатации и развитии Системы-112;
3. Федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет следующие полномочия:
1) осуществляет координацию действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы единого номера вызова экстренных оперативных служб "112" во всех субъектах Российской Федерации;
2) организует взаимодействие сети связи общего пользования с Системой-112 в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
3) осуществляет согласование проектной документации по созданию и развитию Системы-112, в части разделов определяющих создание и развитие телекоммуникационной составляющей, обеспечивающей прохождение вызовов (сообщений о происшествиях или чрезвычайных ситуациях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения, от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи или персональной подвижной спутниковой связи в Систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии или чрезвычайной ситуации) от Системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб для каждого субъекта Российской Федерации;
4) издает нормативные правовые акты, определяющие порядок и правила построения, эксплуатации и развития Системы-112, в части телекоммуникационной составляющей для субъектов Российской Федерации;
5) участвует в разработке требований к Системе-112 и типовых программно-технических решений для ее создания, эксплуатации и развития;
6) принимает участие в проведении государственных приемочных испытаний Системы-112;
7) издает нормативный правовой акт о начале использования единого номера "112" на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
8) осуществляет контроль функционирования телекоммуникационной составляющей Системы-112.
Статья 7. Полномочия участников создания, эксплуатации и развития Системы-112
1. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы, вызов которых осуществляется по единому номеру "112", осуществляют следующие полномочия:
1) организуют информационное взаимодействие подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с Системой-112;
2) участвуют в разработке типовых программно-технических требований и решений по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112;
3) принимают участие в проведении государственных приемочных испытаний Системы-112;
4) организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
1) организуют разработку проектной и эксплуатационной документации по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112 и согласовывают ее с Уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по координации работ по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112, а также с федеральным органом исполнительной власти в области связи в части касающейся телекоммуникационной составляющей;
2) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
3) организуют информационное взаимодействие подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с Системой-112;
4) организуют функционирование информационно-телекоммуникационных сетей для информационного взаимодействия Системы-112 с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований, дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, а также с государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС";
5) исходя из местных условий, определяют организации, осуществляющие свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, которым наряду с подразделениями (дежурно-диспетчерскими службами) экстренных оперативных служб, необходимо обеспечить информационное взаимодействие с Системой-112;
6) утверждают перечень муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо обеспечить прием вызовов (сообщений о происшествиях или чрезвычайных ситуациях) на государственном языке субъекта Российской Федерации, входящего в состав Российской Федерации, и (или) иных языках народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также на иностранных языках, определенных дополнительно к перечню, установленному Правительством Российской Федерации;
7) организуют проведение государственных приемочных испытаний Системы-112;
8) осуществляют контроль за созданием, эксплуатацией и развитием Системы-112 на своей территории;
9) осуществляют контроль за размещением экстренными оперативными службами сведений о начале, завершении и об основных результатах экстренного реагирования в Системе-112;
10) представляют в Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по координации работ по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112 информацию о создании, эксплуатации и развитии Системы-112 в составе, по форме и в сроки, которые устанавливаются этим федеральным органом;
11) осуществляют правомочия собственника Системы-112 и обладателя размещенной в ней информации в пределах своих полномочий;
12) в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с созданием, эксплуатацией и развитием Системы-112;
13) организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала, обеспечивающего функционирование Системы-112.
3. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия:
1) участвуют в создании, эксплуатации и развитии Системы-112 на своей территории;
2) принимают в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием, эксплуатацией и развитием Системы-112 на своей территории;
3) организуют информационное взаимодействие подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и единых дежурно-диспетчерских служб с Системой-112;
4) принимают участие в проведении государственных приемочных испытаний Системы-112;
5) организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала подведомственных единых дежурно-диспетчерских служб и подразделений (дежурно-диспетчерских служб) экстренных оперативных служб, находящихся в их ведении (управлении).
4. Организации, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, газораспределения, а также газотранспортные организации, создающие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации аварийно-диспетчерские службы, осуществляют следующие полномочия:
1) организуют информационное взаимодействие находящихся в их ведении (управлении) аварийно-диспетчерских служб с Системой-112;
2) организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала, обеспечивающего информационное взаимодействие с Системой-112;
3) принимают участие в проведении государственных приемочных испытаний Системы-112.
5. Оператор государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" осуществляет следующие полномочия:
1) участвует в разработке программно-технических требований и решений по сопряжению Системы-112 и государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС";
2) организует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала, обеспечивающего функционирование Системы-112, в части информационного взаимодействия с государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС";
3) принимает участие в проведении государственных приемочных испытаний Системы-112.
Статья 8. Источники финансового обеспечения создания, эксплуатации и развития Системы-112
1. Источниками финансового обеспечения создания, эксплуатации и развития Системы-112 являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетные, и другие не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
2. Расходы, связанные с созданием, эксплуатацией и развитием дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере.
3. Расходы, связанные с эксплуатацией и развитием Системы-112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов в соответствии с их полномочиями и законами (решениями) о бюджетах, а также за счет других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
4. Расходы, связанные с созданием, эксплуатацией и развитием подразделений (дежурно-диспетчерских служб) экстренных оперативных служб, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов в соответствии с их полномочиями, а также за счет других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
5. Расходы, связанные с проектированием, строительством (модернизацией) и эксплуатацией сетей связи, обусловленные созданием, эксплуатацией и развитием системы-112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов в соответствии с их полномочиями, а также за счет других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
6. Расходы, связанные с организацией информационного взаимодействия аварийно-диспетчерских служб организаций, в ведении которых находятся объекты системы газоснабжения, газораспределения, а также газотранспортных организаций с Системой-112 осуществляются за счет средств этих организаций.
Статья 9. О внесении изменения в часть 2 статьи 26.3 главы IV.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Дополнить часть 2 статьи 26.3 главы IV.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 84-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2009, N 29, ст. 3612; 2011, N 29, ст. 4283; 2013, N 43, ст. 5454; 2015, N 29, ст. 4359; 2017 г. N 31 (часть I), ст. 4829) пунктом следующего содержания:
"45.1) организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по созданию, эксплуатации и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";".
Статья 10. Признание утратившими силу отдельных положений статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
1) подпункт "о" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2010, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408; 2016, N 7, ст. 919);
2) подпункт "л" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; 2010, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408; 2016, N 7, ст. 919).
Статья 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.