Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации"
(подготовлен МЧС России 17.10.2017 г.)
Проект федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации" подготовлен во исполнение пункта 52 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2017 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 2831-р.
В настоящее время в Российской Федерации проводятся работы по созданию и эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система-112).
Федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223 "О федеральной целевой программе "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (ред. от 05.07.2017) (далее - Программа).
В рамках выполнения мероприятий Программы оказана финансовая поддержка из федерального бюджета 76 субъектам Российской Федерации на создание базовой инфраструктуры Системы-112. В соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета указанные субъекты Российской Федерации обязались завершить создание Системы-112 не позднее 2018 года.
Оставшиеся 9 субъектов Российской Федерации приняли решение создавать систему-112 за счет региональных и местных бюджетов, а также реализации инвестиционных проектов (Республика Бурятия, Краснодарский край, Ленинградская область, г. Москва, Омская область, Оренбургская область, Сахалинская область, Ставропольский край, Томская область).
Система-112 находится в высокой степени готовности в 56 субъектах Российской Федерации, из них в 14 субъектах Российской Федерации прошла государственные испытания и находится в постоянной эксплуатации:
Астраханская область;
Воронежская область;
Калининградская область;
Калужская область;
Курская область;
Московская область;
Новосибирская область;
Республика Коми;
Республика Татарстан;
г. Санкт-Петербург;
Ростовская область;
Тульская область;
Хабаровский край;
Ханты-Мансийский автономный округ.
В 42 субъектах Российской Федерации Система-112 находится в режиме опытной эксплуатации (в 28 из них получено разрешение Минкомсвязи России на опытную эксплуатацию номера "112"). В 2017 году 20 субъектов Российской Федерации - получателей субсидии из федерального бюджета проводят мероприятия по оснащению центров обработки вызовов программно-техническими комплексами и должны ввести систему-112 в опытную эксплуатацию в административном центре.
Вопросы создания Системы-112 определяются следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) "О пожарной безопасности";
Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ (ред. от 17.04.2017 г.) "О связи";
Федеральным законом от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ (ред. от 05.12.2016 г.) "О газоснабжении в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 1240-р "О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований";
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"";
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 г. N 223 "О федеральной целевой программе ""Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы";
постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей".
При этом отсутствует системообразующий законодательный акт о системе-112, что приводит к несогласованности и недостаточной эффективности правового регулирования в данной сфере.
Анализ нормативной правовой базы в сфере создания, эксплуатации и развития Системы-112 показал наличие коллизий и противоречий между этими актами. Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ предусмотрены полномочия по созданию Системы-112 только у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 1632 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 958 предусмотрено возложение на МЧС России полномочий по координации работ по созданию, развитию и организации эксплуатации Системы-112 как между федеральными органами исполнительной власти, так и органами власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Акты Правительства Российской Федерации в данном перечне отсутствуют.
В создании Системы-112 в субъектах Российской Федерации принимают участие не только федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, но и организации, в ведении или во владении которых находятся сети газораспределения и газоснабжения и соответствующие дежурно-диспетчерские службы, а также операторы связи.
В действующих нормативно-правовых актах не нашел своего отражения вопрос развития Системы-112.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство не соответствует современным потребностям по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112 и не позволяет эффективно решать вопросы координации создания, эксплуатации и развития Системы-112.
В целях комплексного регулирования отношений, складывающихся при создании, эксплуатации и развитии Системы-112 в Российской Федерации, наиболее оптимальным представляется разработка проекта федерального закона, регулирующего указанные отношения.
Целями проекта федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской федерации" (далее - законопроект) являются:
снижение размеров ущерба и потерь от происшествий и чрезвычайных ситуаций за счет создания комплекса территориально-распределенных автоматизированных информационных систем, обеспечивающих поступление по различным каналам связи информации, требующей организации реагирования экстренных оперативных служб, оказание психологической и информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
разграничение полномочий в области создания и функционирования Системы-112 между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации Системы-112.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и координации деятельности по созданию, эксплуатации и развитию Системы-112.
Действие проекта федерального закона распространяется на:
государственные органы и органы местного самоуправления,
государственных заказчиков создания и развития Системы-112 (главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств);
организации, участвующие в создании и эксплуатации системы;
организации, участвующие в информационном взаимодействии с системой-112.
Законопроектом уточнены полномочия Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области создания, эксплуатации и развития Системы-112 и федерального органа исполнительной власти в области связи.
Законопроектом уточнены полномочия участников создания Системы-112, в состав которых включены аварийно-диспетчерские службы организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник Единой системы газоснабжения обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль функционирования объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения (ст.13 Главы IV), также организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы, а также создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты (ст.33). В развитие положений указанного Федерального закона приказ Ростехнадзора N 542 от 15.11.2013 г. предусматривает обязательства организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения по созданию аварийно-диспетчерских служб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" определено, что аварийно-диспетчерская служба эксплуатационной организации газораспределительной сети, получившая сообщение о повреждении газораспределительной сети, направляет в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" указанную информацию, а также сведения о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятое сообщение.
Вместе с тем, не урегулирован вопрос направления информации из Системы-112 в аварийно-диспетчерские службы газового хозяйства. Для уточнения полномочий организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения, в ведении (управлении) которых эти службы находятся, законопроектом предусмотрено участие организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения в обеспечения информационного взаимодействия с системой-112.
С учетом завершения Программы в 2017 году законопроектом уточнены источники финансового обеспечения создания, эксплуатации и развития Системы-112.
Законопроект относится к конституционному законодательству, но в известной мере носит комплексный характер, поскольку содержит также ряд норм административного и финансового права.
Законопроект базируется на статье 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой вопросы обеспечения правопорядка, общественной безопасности, обеспечения экологической безопасности, координации вопросов здравоохранения, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Данный законопроект в соответствии с Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов", относится к разделу "020.000.000 Основы государственного управления" и подразделам "020.010.020 Правительство Российской Федерации", "020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации"; разделу "120.000.000 Информация и информатизация" и подразделу "120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения"; разделу "160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка" и подразделу "160.010.000 Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности"; разделу "080.000.000 Финансы" и подразделам "080.050.030 Расходы федерального бюджета", "080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации".
Поскольку федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ содержит нормы о создании Системы-112, законопроектом предусмотрено исключение дублирования данных норм в федеральном законе от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ.
Принятие законопроекта потребует приведения в соответствие следующих нормативных актов:
Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб";
распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 1240-р "О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований";
постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"";
постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей".
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых средств, так как его реализация будет осуществляться в пределах расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
В настоящий момент финансирование создания Системы-112 осуществляется в рамках Программы, а также в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации. Создание аварийно-диспетчерских служб газового хозяйства предусмотрено действующим законодательством и финансируется организациями - собственниками систем газоснабжения и газораспределения.
В рамках Программы МВД России, ФСБ России полностью завершили закрепленные за ними мероприятия. Минкомсвязи России подготовлены все необходимые нормативные документы, которые позволят субъектам Российской Федерации разрабатывать и вносить необходимые изменения в системные проекты телекоммуникационной подсистемы Системы-112. МЧС России после завершения Программы продолжит оснащение дежурно-диспетчерских служб пожарной охраны в рамках текущей деятельности.
Указанные в законопроекте полномочия уже выполняются федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации. Законопроект имеет низкую степень регулирующего воздействия - проект акта не содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, и (или) положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование законопроекта прилагается.
Законопроект согласован без замечаний Минэкономразвития России (исх. от 08.06.2017 г. N 15764-ЕЕ/Д17и), ФСБ России (исх. от 09.06.2017 г. N 5851-ФВ, Минвостокразвития России (исх. исх. от 19.06.2017 г. N 5148-2.4.19), Минкавказом России (исх. от 06.06.2017 г. N КВ-8-02194). Законопроект поддержан с учетом предложений Минкомсвязи России (исх. от 14.06.2017 г, N ДА-П19-099-13812).
Законопроект поддерживается субъектами Российской Федерации (письма из Республик Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карелия, Коми, Крым, Карачаево-Черкесская, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Пермского, Приморского краев, Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Курской, Липецкой, Магаданской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Томской, Тверской, Тульской, Тюменской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югра, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, городов Санкт-Петербург, Севастополь).
Законопроект не согласован Минфином России (исх. от 29.06.2017 г. N 10-06-07/41320 и от 01.09.2017 г. N 10-06-07/56503), МВД России (исх. от 17.06.2017 г. N 1/7237 и от 18.08.2017 N 1/10122), Минобрнауки России (исх. от 08.06.2017 г. N ИК-1289/12).
Получены замечания и предложения от Республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Амурской, Вологодской, Калининградской, Кировской, Ростовской, Тамбовской, Ярославской областей, Хабаровского края, Ненецкого автономного округа.
Законопроект размещен 30 мая 2017 г. на официальном сайте regulation.gov.ru в сети Интернет (номер ID проекта - 01/05/05-17/00066747), в период с 30 мая по 14 июня 2017 г. проведено общественное обсуждение и в период с 14 по 29 июня 2017 г. независимая антикоррупционная экспертиза. По данному законопроекту заключение от экспертов и замечания по результатам рассмотрения не поступали.
Законопроект размещен 29 октября 2017 года на официальном сайте regulation.gov.ru в сети Интернет (ID проекта 02/04/09-17/00073569) для проведения оценки регулирующего воздействия.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Таблица с анализом поступивших предложений и замечаний прилагается.
Анализ предложений и замечаний
по проекту Федерального закона о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации
N |
Замечания и предложения |
Комментарии к замечаниям и предложениям |
Минфин России | ||
1. |
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его принятие не потребует дополнительных расходов из соответствующих бюджетов системы Российской Федерации. По мнению Минфина России, законопроект носит затратный характер, и его реализация потребует дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, связанных с эксплуатацией и развитием системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система-112). |
Не принято. Дополнительных расходов федерального бюджета, связанных с созданием и развертыванием Системы-112, на 2018 и последующие годы не требуется. МВД России и ФСБ России полностью завершили закрепленные за ними мероприятия. Минкомсвязи России подготовлены все необходимые нормативные документы, которые позволят субъектам Российской Федерации разрабатывать и вносить необходимые изменения в системные проекты телекоммуникационной подсистемы Системы-112. МЧС России продолжит оснащение дежурно-диспетчерских служб пожарной охраны в рамках текущей деятельности. Работа дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в рамках текущей деятельности. Дополнительных полномочий по организации эксплуатации Системы-112 на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не возлагается. В соответствии с подпунктом "о" статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ "органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие". Система-112 обеспечивает доведение вызовов до ДДС экстренных оперативных служб. Частью 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: "21) организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; (часть 21 ст. 26.3 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) 31) организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей); 45) организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера;" Таким образом, полномочия по доведению вызова до ДДС с использованием системы-112 уже установлены действующим законодательством. Для реализации указанных полномочий должны быть запланированы необходимые финансовые средства. В рамках выполнения мероприятий федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223, оказана финансовая поддержка из федерального бюджета 76 субъектам Российской Федерации на создание базовой инфраструктуры системы-112. Оставшиеся 9 субъектов Российской Федерации приняли решение создавать систему-112 за счет региональных и местных бюджетов, а также реализации инвестиционных проектов. В соответствии с указанными соглашениями субъекты Российской Федерации приняли на себя обязательства по завершению мероприятий по созданию Системы 112 не позднее 2018 года. |
2. |
Представленный анализ предложений и замечаний по законопроекту также указывает, что рядом субъектов Российской Федерации высказывается мнение о необходимости определения источников финансирования для обеспечения реализации вводимых функций. Источники финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных данным законопроектом после 2017 года, то есть после окончания реализации мероприятий ФЦП, не определены. |
Принято. Законопроект предлагается дополнить статями следующего содержания: Статья 8. Источники финансового обеспечения создания, эксплуатации и развития Системы-112. Источниками финансового обеспечения создания, эксплуатации и развития Системы-112 являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетные, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. Статья 9. О внесении изменения в часть 2 статьи 26.3 главы IV.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Предлагается дополнить часть 2 статьи 26.3 главы IV.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2009, N 29, ст. 3612; 2011, N 29, ст. 4283; 2013, N 43, ст. 5454; 2015, N 29, ст. 4359; 2017 г. N 31 (часть I), ст. 4829) пунктом следующего содержания: "45.1) организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по созданию, эксплуатации и развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; ". |
3. |
В представленной редакции законопроекта не разграничены функции по организации информационного взаимодействия подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с Системой-112, подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 5 пункта 2, подпунктом 3 пункта 3 указанные функции закреплены соответственно за федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы, за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. |
Не принято. В законопроекте речь идет о подведомственных дежурно-диспетчерских службах (ДДС) экстренных оперативных служб (ЭОС). Так ДДС пожарной охраны относятся к МЧС России, ДДС полиции - к МВД России, ДДС скорой медицинской помощи - к ведению субъекта Российской Федерации и т.д. Таким образом, функции по организации информационного взаимодействия подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с системой-112 закреплены за органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся. |
4. |
Также не учтено замечание Минфина России о необходимости разграничения в пункте 2 статьи 7 законопроекта полномочий по участию в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации для органов местного самоуправления отдельных видов муниципальных образований, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Не принято. Система-112 создается субъектом Российской Федерации на всей территории субъекта вне зависимости от отдельных видов муниципальных образований, входящих в его состав. |
5 |
В материалах к законопроекту отсутствуют согласования его заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также субъектами Российской Федерации. |
Принято. В пояснительной записке к законопроекту указано, что законопроект разослан во все субъекты Российской Федерации (исх. от 20.06.2017 N 43-3087-33). Получены ответы от 75 субъектов Российской Федерации, из них замечания и предложения получены от 12 субъектов Российской Федерации, 63 субъекта Российской Федерации согласовали законопроект без замечаний. Законопроект согласован без замечаний Минэкономразвития России (исх. от 08.06.2017 N 15764-ЕЕ/Д17и), ФСБ России (исх. от 09.06.2017 N 5851-ФВ, Минвостокразвития России (исх. исх. от 19.06.2017 N 5148-2.4.19), Минкавказом России (исх. от 06.06.2017 N КВ-8-02194), Минобрнауки России (исх. от 23.08.2017 N ИК-1674/12). Законопроект поддержан с учетом предложений Минкомсвязи России (исх. от 14.06.2017 N ДА-П19-099-13812). Получено экспертное заключение Российской академии наук (исх. от 22.08.2017 N 2-10103-2172/651). Законопроект не согласован Минфином России (исх. от 29.06.2017 N 10-06-07/41320; от 01.09.2017 N 10-06-07/56503), МВД России (исх. от 17.06.2017 N 1/7237, от 18.08.2017 N 1/10122). |
МВД России | ||
6 |
Проектом федерального закона не урегулирован вопрос профессионального обучения и дополнительного профессионального образования сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся экстренные оперативные служб. С учетом изложенного считаем необходимым часть 1 статьи 7 законопроекта дополнить подпунктом 4 следующего содержания: "4. Организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала, обеспечивающего функционирование Системы-112.". |
Не принято В соответствии с частью 18 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 31 марта 2015 г. N 385. В случае, если персонал, обеспечивающий функционирование Системы-112, замещает должности государственного гражданского служащего, то в соответствии с частью 4 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определено, что реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться: 1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; 3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, дополнительное регулирование данного вопроса не требуется. |
7 |
В целях обеспечения надлежащего толкования вводимых норм в статье 2 проекта федерального закона следует закрепить определения содержащихся в данном акте терминов - "экстренные оперативные службы" и принцип "одного окна". |
Частично принято. МЧС России даны определения содержащихся в данном акте терминов - "экстренные оперативные службы". Словосочетание "Принцип "одного окна" исключено. Соответствующие статьи изложены в следующей редакции: "Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: 5) экстренные оперативные службы - службы пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.". "Статья 4. Назначение Системы-112 Система-112 предназначена для: 1) организации вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";". |
8 |
Считаем необходимым в пункте 1 части 2 статьи 6 законопроекта определить рамки координации работы по созданию, развитию и организации эксплуатации Системы-112, правом на осуществление которой наделяется уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. |
В пункте 1 части 2 статьи 6 законопроекта указано, что "уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти координирует работы по созданию, организации эксплуатации и развитию системы-112", то есть рамки координации определены границами системы-112 и этапами ее создания и развития. |
9 |
Одновременно информируем о необходимости упорядочить нумерацию статей проекта федерального закона (порядковый номер четыре одновременно присвоен двум статьям) |
Принято. Нумерация статей исправлена. |
Минкомсвязи России | ||
10 |
полагаем необходимым дополнить указанные предложения следующими положениями: - обеспечение синхронизации, технической совместимости и межрегионального взаимодействия систем-112 соседних субъектов Российской Федерации; |
Не принято. В законопроекте указан один из принципов создания системы-112: "4) обеспечение (при необходимости) передачи вызовов (сообщений о происшествиях) из одного субъекта Российской Федерации в другой для организации своевременного реагирования экстренных оперативных служб;", который подразумевает "обеспечение синхронизации, технической совместимости и межрегионального взаимодействия систем-112 соседних субъектов Российской Федерации". |
11 |
- наделение Минкомсвязи России полномочиями по определению порядка и правил создания, развития и функционирования элементов телекоммуникационной подсистемы системы-112 (для определения действия участников создания системы-112 в части организации и обеспечения функционирования телекоммуникационной подсистемы во взаимодействии с другими подсистемами системы-112, включая вопросы доведения вызовов и сообщений в систему-112, создания и эксплуатации узлов и линий (каналов) связи). |
Принято. Часть 3 ст. 6 изложена следующим образом: "3. Федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет следующие полномочия: 1) осуществляет координацию действий операторов связи по подготовке инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы единого номера вызова экстренных оперативных служб "112" во всех субъектах Российской Федерации; 2) организует взаимодействие сети связи общего пользования с Системой-112 в целях обеспечения вызова пользователями услуг связи экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; 3) осуществляет согласование проектной документации по созданию Системы-112, в части касающейся телекоммуникационной составляющей для каждого субъекта Российской Федерации; 4) издает нормативные правовые акты, определяющие порядок и правила построения, эксплуатации и развития Системы-112, в части телекоммуникационной составляющей; 5) участвует в разработке требований к Системе-112 и типовых программно-технических решений для ее создания, эксплуатации и развития; 6) принимает участие в проведении государственных приемочных испытаний Системы-112; 7) издает нормативный правовой акт о начале использования единого номера "112" на территории субъекта Российской Федерации; 8) осуществляет контроль функционирования телекоммуникационной составляющей Системы-112." |
Минтранс России | ||
12 |
Статью 4 следует дополнить пунктом 11, корреспондирующимся с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС", следующего содержания: "11) информационного взаимодействия с государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС"." |
Принято. |
13 |
В соответствии с абзацем третьим части 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1530 "О некоторых вопросах создания и функционирования государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых введена в эксплуатацию система-112, рекомендовано организовать проведение работ по созданию канала связи между государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС" и подсистемой мониторинга системы-112, предназначенной для приема и обработки информации, поступившей от устройств вызова экстренных оперативных служб, установленных на транспортных средствах. Предлагается вышеприведенное положение закрепить в проекте федерального закона, изложив пункт 4 части 2 статьи 7 в следующей редакции: "4) организуют функционирование информационно-телекоммуникационных сетей для информационного взаимодействия Системы-112 с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований, дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, а также с государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС;". |
Принято. |
14 |
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, подавляющее большинство выпускаемых в обращение колесных транспортных средств с 01.01.2017 подлежат оснащению аппаратурой (системой) вызова экстренных оперативных служб. Поскольку плотность взаимодействия оператора государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и операторов системы-112 будет нарастать предлагается дополнить статью 7 проекта федерального закона частью 5 следующего содержания: "5. Оператор государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" осуществляет следующие полномочия: 1) участвует в разработке программно-технических требований и решений по сопряжению Системы-112 и государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС"; 2) организует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование персонала, обеспечивающего функционирование Системы-112, в части информационного взаимодействия с государственной автоматизированной информационной системой "ЭРА-ГЛОНАСС"; 3) принимает участие в проведении государственных приемочных испытаний Системы-112"." |
Принято. |
Амурская область | ||
29 |
статью 3 проекта федерального закона после слов "нормативными правовыми актами Российской Федерации" дополнить словами "нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" |
Принято. |
30 |
часть 1 статьи 7 проекта федерального закона дополнить подпунктом, предусматривающим возложение на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительного полномочия по принятию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с созданием, эксплуатацией и развитием системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федераций. |
Принято. |
Республика Башкортостан | ||
31 |
В настоящее время в дежурно-диспетчерских службах экстренных оперативных служб (далее - "ДДС ЭОС") для обработки информации, поступившей по спецлиниям "01", "02", "03", "04", используются ведомственные автоматизированные рабочие места и информационно- аналитические системы. Проект не предусматривает интеграцию информационно-аналитических систем ведомств с информационно-аналитической системой, создаваемой системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру (далее - "Система-112"). В связи с чем, потребуется установка в "ДДС ЭОС" дополнительных автоматизированных рабочих мест "Системы-112" (далее - "АРМ"), тем самым будет осложнена работа соответствующих операторов. |
Принято к сведению. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в состав системы-112 не входит информационно-аналитическая система, создаваемой системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Вопрос интеграции информационно-аналитических систем ведомств с информационно-аналитической системой, создаваемой системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру не является предметом регулирования законопроекта. |
32 |
В рамках создания "Системы-112" в Республике Башкортостан за счет средств федерального бюджета для "ДДС ЭОС" "02" закуплено 74 "АРМ", для "ДДС ЭОС" "01" закуплено 4 "АРМ". На дооборудование (приобретение оборудования информационной безопасности, оконечных устройств сети передачи данных) автоматизированных рабочих мест "ДДС ЭОС" "01" и "02" потребуется дополнительное финансирование из федерального бюджета. |
Принято к сведению. Данное решение может быть исключительно временной мерой. Закупка "АРМ", включая средства защиты информации для ДДС федеральных органов исполнительной власти осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Субъект Российской Федерации осуществляет только "подключение" (обеспечение линии связи) данных "АРМ" к системе-112. Финансирование эксплуатации указанных "АРМ" также должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти. |
33 |
Также, республиканскому оператору "Системы-112" из бюджета Республики Башкортостан потребуется ежегодное выделение финансовых средств на содержание, техническое обслуживание и ремонт "Системы-112", которые на текущий момент в бюджете республики не предусмотрены. |
Принято к сведению. В соответствии с соглашением между МЧС России и Республикой Башкортостан о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 17.08.2015 г. N 1/112 Республикой Башкортостан в 2015 году создан центр обработки вызовов системы-112. Республикой Башкортостан получено разрешение Минкомсвязи России на использование номера "112" в режиме опытной эксплуатации от 23.06.2017 N ДА-П19-062-14826. В соответствии с требованиями статьи 11 действующего в настоящее время федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, субъекты Российской Федерации "осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие". Таким образом, Республика Башкортостан должна предусматривать ежегодное выделение финансовых средств на содержание, техническое обслуживание и ремонт "Системы-112". |
34 |
Правительство Республики Башкортостан предлагает внести в данный проект нормы, учитывающие интеграцию информационно-аналитических систем ведомств, участвующих в информационном взаимодействии с Системой-112. Кроме того, определить механизм организации интеграции информационно-аналитических систем, ответственных за проведение интеграции и соответствующий бюджет на организацию данного вида работ. |
Не принято. (см. п.31) Вопрос интеграции информационно-аналитических систем ведомств с информационно-аналитической системой, создаваемой системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру не является предметом регулирования законопроекта. |
Вологодская область | ||
35 |
Согласно представленному проекту система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации (далее - Система), представляет собой комплекс информационных систем, средств защиты, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих прием вызовов (сообщений о происшествиях), получение сведений (данных), необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии), обработку поступившей информации. При этом, в представленной редакции не содержится норм, устанавливающих порядок и условия использования организацией, учрежденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающей эксплуатацию и развитие Системы (оператор Системы) сетей операторов связи и встраивания этих сетей в Систему. |
Не принято. Нормы, устанавливающие порядок и условия "встраивания" сетей операторов связи в систему-112, определены федеральным законом "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ и подзаконными актами, изданными Минкомсвязи России. |
36 |
Проектом на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается ряд полномочий, в том числе по созданию Системы, осуществлению правомочия собственника Системы и содержащейся в ней информации, организации и осуществлению материально-технического обеспечения функционирования информационно-телекоммуникационных сетей для информационного взаимодействия Системы, определение организации, выполняющей функции оператора Системы. При этом регулирующие полномочия, определяющие объем расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возложены на федеральные органы (определение требований к Системе, элементам инфраструктуры связи, перечня организаций, с которыми необходимо обеспечить информационное взаимодействие и т. п.). Вопросы финансового обеспечения рассматриваемым проектом федерального закона не регулируются. Согласно пояснительной записке финансирование создания Системы осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы", а также в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации. Между тем, согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 статьи 26.3 указанного закона или в порядке передачи отдельных государственных полномочий. Однако, данных изменений проектом не предусмотрено. |
Не принято. (см. п. 6) |
37 |
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов субъектов Российской Федерации, при этом оценка объема возлагаемых расходных обязательств отсутствует. |
Не принято. (см. п.6) |
38 |
Согласно пункту 1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Исходя из вышеизложенного, полагаю возможным осуществить возложение новых полномочий на органы государственной власти субъектов Российской Федерации при условии рассмотрения вопроса о необходимости закрепления дополнительных доходных источников бюджетов субъектов Российской Федерации. |
Не принято. (см. п.6) |
Калининградская область | ||
39 |
Определение системы не отражает основное назначение - обеспечение вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", с учетом уже созданных систем-112 в регионах. |
Не принято. Определение системы, данное в законопроекте, не может ссылаться на уже созданные системы. |
40 |
Не определены правовые и организационные основы взаимодействия системы-112 субъектов Российской Федерации с системой-112 приграничных государств. Не определена организация обработки звонков от иностранных граждан, поступивших в систему-112 субъекта Российской Федерации с территории приграничных государств. Не определен порядок передачи указанных звонков, требующих принятия решения в систему-112 приграничного государства. |
Не принято. Вопросы международного сотрудничества в части системы-112 не являются предметом регулирования данного законопроекта. |
41 |
Отсутствуют полномочия федерального органа исполнительной власти в области создания, эксплуатации и развития системы в организации процесса профессионального обучения персонала, обеспечивающего функционирование системы (учебные заведения, программы, методические материалы). |
Не принято. В полномочия федерального органа исполнительной власти в области создания, эксплуатации и развития системы включены полномочия по разработке методической документацию по созданию и использованию системы-112. Конкретизация данного полномочия в части разработки методических материалов по обучению предполагается в постановлении Правительства. |
42 |
В подпункте 6 статьи 7 в полномочиях органа исполнительной власти субъектов по обучению персонала системы предлагаю слово "профессиональное" исключить. |
Не может быть учтено. Данные положения по предложению Минфина России исключены. |
Кировская область | ||
43 |
В соответствии со статьей 7 проекта закона на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия по созданию системы обеспечения экстренных оперативных служб по единому номеру (далее - система), ее эксплуатации, развитию, материально- техническому обеспечению функционирования информационно- телекоммуникационных сетей, созданию организации, выполняющей функции оператора системы. Наделение субъекта Российской Федерации указанными полномочиями потребует значительных дополнительных финансовых затрат из бюджета субъекта. Вместе с тем в проекте закона отсутствуют нормы, определяющие порядок и источники финансирования мероприятий по созданию системы, правила разграничения полномочий в указанной сфере между федеральными, региональными и муниципальными органами власти, что прямо противоречит статье 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, устанавливающей требование содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов па новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при принятии закона либо другого нормативного правовою акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием. |
Не принято. (см. п. 6) |
Республика Марий Эл | ||
44 |
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г, N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления "участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112". Целесообразно подпункт 1 пункта 2 статьи 7 привести в соответствие с положениями Федерального закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, изложив его в следующей редакции: "1) участвуют в создании, эксплуатации и развитии Системы на своей территории;". |
Принято. Исправлено. |
45 |
Федеральной целевой программой "Создание системы обеспечения вызова, экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации; на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г, N 223, одним, из программных мероприятий, финансируемых из федерального бюджета, является интеграция дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной с системой-112 (создание инфраструктуры дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти в рамках системы- 112). Поэтому в полномочия федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы, (пункт 3 статьи 7) полномочия организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения (пункт 4 статьи 7) необходимо добавить подпункт следующего содержания: "организуют и осуществляют создание инфраструктуры дежурно-диспетчерских служб в рамках Системы, обеспечивают ее интеграцию, эксплуатацию и развитие;" |
Не принято. Организации - собственники систем газоснабжения и газораспределения обязаны создавать инфраструктуру своих дежурно-диспетчерских служб в соответствии с федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Законопроектом установлена их обязанность обеспечить информационное взаимодействие с системой-112. |
Республика Мордовия | ||
46 |
в проекте федерального закона необходимо установить понятия ЕДДС, ДДС экстренных оперативных служб, а также привлекаемых при реагировании на происшествия органов управления и служб, таких как: - диспетчерские и аварийные службы РЖД, лесного хозяйства, транспортных предприятий, предприятий энергетики, коммунальных сетей, предприятий ЖКХ, подразделения санитарных служб, военные части; - силы и средства территориальных подсистем РСЧС и экстренных оперативных служб соседних субъектов Российской Федерации; |
Принято в части ЕДДС, ДДС экстренных оперативных служб. Определения ЕДДС, ДДС приведены в законопроекте. Не принято в части диспетчерских и аварийных служб РЖД, лесного хозяйства, транспортных предприятий, предприятий энергетики, коммунальных сетей, предприятий ЖКХ, подразделений санитарных служб, воинских частей, поскольку они не включены в перечень экстренных оперативных служб, определенных Правительством Российской Федерации. Не принято в части сил и средств территориальных подсистем РСЧС, поскольку регулирование РСЧС осуществляется федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ. Не принято в части экстренных оперативных служб соседних субъектов Российской Федерации, поскольку для них не требуется отдельное определение. |
47 |
отсутствует описание правовых норм, полномочий и ответственности указанных участников информационного взаимодействия с применением Системы, не даны правовые нормы, обеспечивающие поддержку такого взаимодействия Системой; |
Не принято. Действующим законодательством в достаточной мере определены различные виды ответственности за ненадлежащую организацию реагирования на вызовы (сообщения) о происшествии. Правовая норма, обеспечивающая поддержку информационного взаимодействия дана в статье 4 законопроекта. |
48 |
в статье 3 проекта федерального закона не определено правовое регулирование отношений, полномочия и зоны ответственности участников информационно-технического взаимодействия, возникающих в связи с созданием и функционированием Системы (не содержатся ссылки на конкретные документы и нормативно-правовые акты Российской Федерации); |
Не принято. Регулирование отношений, полномочия и зоны ответственности участников информационно-технического взаимодействия осуществляется подзаконными актами (постановление Правительства Российской Федерации, приказами Минкомсвязи России). |
49 |
|
|
Ненецкий автономный округ | ||
50 |
Рассмотрев проект федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации" (далее - Проект) сообщаем, что принятие указанного закона без внесения соответствующих изменений в Федеральные законы от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" приведет к возникновению противоречий при его применении, т.к. отдельные нормы, изложенные в Проекте не соответствуют нормам, которые установлены указанными законами. Согласно статьи 3 Проекта правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием, эксплуатацией и развитием системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актам Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется указанным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий МОГУТ принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Учитывая, что именно Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ устанавливаются обязанности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в области создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб, то отсутствие полномочий в области нормативного регулирования указанных отношений повлечет за собой невыполнение указанных обязанностей. В целом Проект не решает поставленных задач, направленных на выработку единых условий создания и функционирования Системы. Предлагаем решить указанную проблему посредством совершенствования действующих законов и иных нормативных правовых актов в указанной сфере деятельности, а именно внести в Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ следующие изменения: 1) дополнить статью 1 абзацем следующего содержания: "Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" - территориально-распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, создаваемая в границах субъекта Российской Федерации, предназначенная для приема и обработки, поступающей информации о происшествиях по единому номеру "112" для организации реагирования на неё экстренных оперативных служб, а также обеспечивающая взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; 2) дополнить статью 10 подпунктом следующего содержания: "т) определяет структуру системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", порядок ее создания, эксплуатации и развития.". Далее внести соответствующие изменения в Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N958. |
Принято. Законопроект дополнен статьей "Признание утратившими силу отдельных положений законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона", а именно из федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ исключены положения, регулирующие создание системы-112. Статья 7 пункт 3 дополнен положением, позволяющим органам муниципального самоуправления принимать нормативные акты: "2) принимают в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием, эксплуатацией и развитием Системы-112 на своей территории;" В связи с принятие законопроекта планируется внести соответствующие изменения в Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N958. |
Ростовская область | ||
51 |
По результатам рассмотрения информирую, что в соответствии с проектом федерального закона создание системы-112 возложено только на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 7), при участии органов местного самоуправления (пп. 1 п. 2 ст. 7). При этом, в соответствии с п. 3, 4 ст. 7 проекта федерального закона федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы, и организации-собственники систем газоснабжения и газораспределения в проведении работ по созданию системы-112 участия не принимают. В свою очередь, федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" вопрос участия федеральных органов исполнительной власти и организаций в создании системы-112 также не урегулирован. Всё это создает проблемы при организации совместной работы в рамках создания системы-112 в субъектах Российской Федерации. В связи с вышеизложенным, предлагается дополнить в проекте федерального закона полномочия федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы, и организаций-собственников систем газоснабжения и газораспределения: п. 3 ст. 7 дополнить подпунктом 3: "3) участвуют в проведении работ по созданию Системы, в части интеграции подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб;"; п. 4 ст. 7 дополнить подпунктом 3: "3) участвуют в проведении работ по созданию Системы, в части интеграции аварийно-диспетчерских служб, находящихся в ведении (управлении).". |
Не принято. Система-112 создается субъектами Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 законопроекта федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы, и организации-собственники систем газоснабжения и газораспределения должны обеспечить информационное взаимодействие с системой-112. Понятие информационного взаимодействия также приведено в законопроекте. |
52 |
Кроме того, предлагаемый проект федерального закона не содержит положений о порядке финансирования мероприятий по созданию и обеспечению функционирования системы-112 за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов муниципальных образований. На сегодняшний день нет четкого понимания в вопросе финансирования мероприятий по интеграции дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти с системой-112. В настоящее время при решении этого вопроса МЧС России делается ссылка на п. 26 раздела V постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112": "расходы, связанные с эксплуатацией и развитием системы-112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов в соответствии с их полномочиями, установленными настоящим Положением, и законами (решениями) о бюджетах, а также за счет средств организаций". Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации: "Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами". Федеральными законами в отношении системы-112, в том числе предлагаемым проектом федерального закона, такое исключение не установлено. При этом, в соответствии с п. 21 раздела 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112": "Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб: а) организуют взаимодействие подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с операторским персоналом системы-112; г) организуют взаимодействие автоматизированных систем, используемых операторским персоналом подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, с системой-112, а также модернизацию соответствующих систем для обеспечения указанного взаимодействия". Таким образом, организация интеграции указанных дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти с системой-112 должна осуществляться за счет финансовых средств федерального бюджета (согласно п. 26 Перечня мероприятий Федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы"). В настоящее время этот вопрос является проблемным только в отношении подведомственной МЧС России службы пожарной охраны, по всем остальным службам федеральных органов исполнительной власти сложностей по финансированию интеграции за счет федерального бюджета не возникает. С учетом вышеизложенного, предлагается дополнить проект федерального закона разделом "Порядок финансирования мероприятий по созданию и обеспечению функционирования Системы", в котором четко определить источники финансирования при создании системы-112 и обеспечении ее функционирования. В указанном разделе четко определить, что интеграция дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб с системой-112, а также обеспечение их функционирования в составе системы-112 осуществляется за счет финансовых средств федерального бюджета, выделяемых для обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся. |
Не принято. (см. п.6) |
Республика Татарстан | ||
53 |
Статья 1. Определить единым номером вызова экстренных оперативных служб номер "112". |
Не может быть принято. В соответствии с замечанием Минфина России номер "112" внесен в название законопроекта, и, таким образом определен единым номером вызова экстренных оперативных служб. |
54 |
Статья 2. п. 1) Данный пункт определяет систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации как комплекс информационных систем, средств защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей, исключая при этом участие в процессе приема и обработки вызовов, а также в информационном взаимодействии органов повседневного управления единой государственной информационной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций операторского персонала системы и диспетчерского персонала экстренных оперативных служб. |
Не принято. В определении указано: "1) система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации (далее - Система-112) - комплекс информационных систем, средств защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей и персонала, обеспечивающий прием вызовов (сообщений о происшествиях), получение сведений (данных), необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии), обработку поступающей информации, направление информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации реагирования, а также информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;". Таким образом, участие в процессе приема и обработки вызовов, а также в информационном взаимодействии органов повседневного управления единой государственной информационной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций операторского персонала системы и диспетчерского персонала экстренных оперативных служб не исключается. |
55 |
Статья 2. п. 2) Определение "вызов (сообщение о происшествии)", данное в этом пункте, не учитывает обращения от заявителей, требующие организации реагирования не только экстренных оперативных служб, но и оказание психологической и информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. |
Принято. Определение дополнено. |
Хабаровский Край | ||
56 |
Наименование представленного проекта в части отсутствия обозначения единого номера "112" не соответствует положениям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" и других нормативных правовых актов Российской Федерации. Соответствующее изменение необходимо внести и в подпункт 1 статьи 2 проекта. |
Принято. Наименование законопроекта исправлено. |
57 |
Положения статьи 3 проекта не соотносятся с положениями пунктов 5, 7 части 1 статьи 7 проекта. Предлагаем статью 3 дополнить словами "законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий". |
Принято. Статья 3 дополнена указанными положениями. |
58 |
Также предлагаем пункт 3 статьи 6 проекта дополнить словами "согласовывает технические задания и проектно-техническую документацию на создание, эксплуатацию и развитие Системы в части телекоммуникационной составляющей". |
Принято. Статья 6 дополнена указанными положениями. |
59 |
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 7 проекта определены полномочия органов местного самоуправления по созданию и функционированию системы-112, которые не соответствуют полномочиям, определенным Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (подпункт "л" пункта 2 статьи 11), в части отсутствия слов "эксплуатации и развития Системы". |
Принято. Соответствующие исправления внесены. |
60 |
Также предлагаем подпункт 1 пункта 3 и подпункт 1 пункта 4 статьи 7 дополнить словами "а также обеспечивают их развитие и эксплуатацию". |
Не принято. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают создание развитие и эксплуатацию своих дежурно-диспетчерских служб в рамках своих полномочий. Организации - собственники систем газоснабжения и газораспределения обязаны создавать инфраструктуру своих дежурно-диспетчерских служб в соответствии с федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". |
61 |
Кроме того, следует отметить, что в проекте не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, являющихся участниками создания, эксплуатации и развития системы-112. На основании вышеизложенного считаем необходимым учесть замечания Правительства Хабаровского края, а также дополнить проект статьями: - определяющими состав участников системы-112; - регулирующими вопросы организации межведомственного взаимодействия участников системы-112; - касающимися финансового обеспечения мероприятий по созданию, эксплуатации, развитию системы-112. |
Не принято. Состав участников создания системы определяет Правительство Российской Федерации. Вопросы организации межведомственного взаимодействия определяются соглашениями, заключаемыми субъектом Российской Федерации в рамках действующего законодательства. Финансовое обеспечение мероприятий - см. п.6 |
Ярославская область | ||
62 |
учитывая практику внедрения Системы, связанную с отсутствием собственных информационных систем в дежурно-диспетчерских службах экстренных оперативных служб и единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований, предлагаю полномочия государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в создании и эксплуатации Системы, дополнить полномочием по ее оснащению специализированным программным обеспечением. |
Не принято. В соответствии с законопроектом дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб должны обеспечить информационное взаимодействие с системой-112. При этом способы такого информационного взаимодействия (доработка существующего программного обеспечения, закупка лицензий и т.п.) определяются в техническом проекте, а не в федеральном законе. |
2 |
Также положения законопроекта предлагаю дополнить полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по определению регламентов функционирования Системы. на территории региона и осуществлению материально-технического обеспечения функционирования информационно-телекоммуникационных сетей для организации взаимодействия между субъектами Российской Федерации. |
Не принято. Статьей 7 предусмотрены полномочия субъектов Российской федерации по изданию нормативных правовых актов на своей территории, включая регламенты. |
3 |
Кроме того, учитывая имеющийся опыт внедрения Системы в субъектах Российской Федерации, обращаю внимание, что реализация предлагаемых изменений может повлечь необходимость дополнительного финансирования модернизации сетей связи операторов фиксированной связи в целях обеспечения набора номера в формате 1UV, осуществления мероприятий по внедрению и содержанию Системы, а также увеличения штатной численности персонала, обрабатывающего вызовы по единому номеру. |
Принято к сведению. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.