Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий""
(подготовлен МЧС России 01.11.2017 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - проект указа) подготовлен в целях уточнения полномочий, возложенных на МЧС России, а также приведения положений Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Указ) в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В подпункте 1 пункта 8 раздела III Положения о МЧС России исключается абзац двадцать второй и изменяется редакция абзаца двадцать третьего.
Необходимость указанных изменений возникла в связи с внесением Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций" в статью 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" соответствующих изменений, вступивших в силу с 1 июля 2016 г. и приведением положений содержащихся в указанных абзацах с положением статьи Федерального закона.
Подпункт 2 пункта 8 раздела III Положения о МЧС России предлагается дополнить абзацем содержащим положение по предоставлению МЧС России разрабатывать и утверждать документы определяющих порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Планы действий).
Основанием для включения вышеуказанного предложения являются нормы статей 14 и 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в которых установлена обязанность организаций обеспечивать в соответствии с Планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также право граждан Российской Федерации использовать, согласно указанным планам действий, средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Также, организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет МЧС России (пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций").
Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует утвержденный порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, это порождает проблемы в сфере надзора и контроля в области соблюдения и выполнения мер по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, внесение данных предложений в Положение о МЧС России позволит установить единые требования к порядку разработки, утверждения и согласования вышеуказанных Планов действий.
Так же, подпункт 2 пункта 8 раздела III Положения о МЧС России дополняется абзацем предоставляющим право МЧС России разрабатывать и утверждать порядок подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на прогнозы чрезвычайных ситуаций.
Подготовка и представление прогнозов по чрезвычайным ситуациям осуществляется в целях их предупреждения и развития, снижения размеров ущерба и потерь, что соответствует целям статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Основанием для включение вышеуказанного предложения являются нормы статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которой установлено, что информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
координирует работу по сбору и обмену информацией;
осуществляет сбор и обработку информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
представляет в Правительство Российской Федерации информацию о чрезвычайных ситуациях федерального, межрегионального и регионального характера и принимаемых мерах по их ликвидации;
устанавливает критерии информации о чрезвычайных ситуациях по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом".
Вместе с тем, в Положении о МЧС России отсутствуют полномочия по установлению порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на прогнозы чрезвычайных ситуаций.
Реализация указанного полномочия позволит систематизировать деятельность МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по подготовке прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций функциональных и территориальных подсистем единой системы, который позволит минимизировать риск гибели людей и снизить ущерб от чрезвычайных ситуаций, что также отвечает целям упомянутого выше Федерального закона.
В подпункт 2 пункта 8 Положения о МЧС России вносится дополнение предоставляющее полномочия МЧС России определять правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, а также осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях реализации указанных полномочий, а также в соответствии с решением совместного заседания коллегии МЧС России и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе от 19 июня 2002 г. N 13/3 и в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам издан приказ МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (зарегистрирован в Минюсте России 25 марта 2003 г. регистрационный N 4317).
Данный приказ является одним из основополагающих при постановке на учет и снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны, а также при определении требований к их эксплуатации и оценке технического состояния.
Вместе с тем, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует управомочивающая норма по разработке и утверждению МЧС России Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, что является пробелом в законодательстве.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным закрепить за МЧС России функцию по разработке данных Правил.
Подпункт 2 пункта 8 дополняется положением о наделении МЧС России полномочии по разработке и утверждению минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Данное дополнение включено в проект указа в соответствии с положением статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Подпункты 2 и 3 пункта 8 дополнены положением по предоставлению МЧС России полномочий устанавливать предельное количество и категории транспортных средств, оснащенных специальными световыми и звуковыми сигналами при наличии специальных цветографических схем на наружной поверхности транспортных средств профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы и организацией представления в МВД России информации по вышеуказанным категориям транспортных средств посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Данное дополнение включено в проект указа в целях повышения безопасности дорожного движения, упорядочения использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства, исключения случаев неправомерного использования указанных устройств аварийно-спасательными службами (формированиями), не входящими в систему МЧС России, а также наделением МЧС России полномочием по определению предельного количества и категорий транспортных средств, оборудованных спецсигналами, аварийно-спасательных служб (формирований), независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы (подпункт "в" пункта 5 решения коллегии МЧС России от 26 апреля 2017 г. N 10/II).
В этой связи, в целях установления контроля количества при регистрации использующих спецсигналы транспортных средств аварийно-спасательных служб (формирований) и выдачи им соответствующих разрешений необходимо предусмотреть полномочие МЧС России по организации совместно с МВД России межведомственного информационного взаимодействия в целях представления и получения документов и информации в рамках Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Абзац второй подпункта 4 пункта 8 излагается в редакции, соответствующей Федеральному закону от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым разграничиваются сферы ответственности по осуществлению федерального государственного пожарного надзора на объектах специального назначения Минобороны России, МВД России, ФСО России, СВР России, Росгвардии и ГУСПа.
В этой связи, органы надзорной деятельности МЧС России осуществляют федеральный государственный пожарный надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований (за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения).
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. N 538 утверждены Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - Правила).
В соответствии с указанными Правилами необходимость получения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов от МЧС России не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенное, абзац пятнадцатый подпункта 4 пункта 8 раздела III Указа "подготовку в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов" подлежит исключению из Положения о МЧС России.
Во исполнение поручения Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 4 апреля 2016 г. N ДМ-П9-24пр (п. 16), поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 21 апреля 2016 г. N РД-П4-2402 подпункт четыре дополняется положением о наделении МЧС России полномочием по контролю (надзору) за деятельностью профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, осуществляющих горноспасательные работы, (далее - профессиональные горноспасательные службы) в части, касающейся состояния и готовности подразделений профессиональных горноспасательных служб к ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций при выполнении горноспасательных работ на объектах ведения горных работ.
Необходимость внесения, предусмотренных проектом указа Президента Российской Федерации, изменений вызвана исключением, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 817 "О признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации в части полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", из полномочий Ростехнадзора функций надзора и контроля за горноспасательными работами в части, касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горноспасательных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых предприятиях. Соответствующим образом скорректировано Положение о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, проект указа подлежит размещению на официальном сайте regulation.gov.ru.
Реализация проекта указа не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует увеличения финансового обеспечения расходных обязательств, связанных с реализацией проекта указа и будет осуществлена в пределах установленной штатной численности МЧС России и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.