Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минфина России "Об утверждении Порядка отбора и реализации представительных партий необработанных природных алмазов" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в соответствии с положениями пункта 15 Положения о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. N 1137. Проект акта представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 29 июля 2016 г. по 11 августа 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 26 августа 2016 г. по 22 сентября 2016 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=51192.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по уведомлению о подготовке проекта акта не поступали.
Замечания и предложения по проекту акта поступили от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и гражданина О. Шишкина. Данные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о их учете либо о причинах отклонения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в сроки с 1 сентября 2017 г. по 7 сентября 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций были получены замечания и предложения от АК "АЛРОСА" (ПАО) и АО "Архангельскгеолдобыча". Не учтенные в настоящем заключении замечания и предложения к проекту акта приведены в прилагаемой сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России предлагает разработчику рассмотреть данные замечания и предложения и по возможности учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 15 проекта Порядка отбора и реализации представительных партий необработанных природных алмазов (далее - проект Порядка), утверждаемого проектом акта, в случае если на бокс (совокупность боксов) или позицию алмазов (совокупность позиций алмазов) не поступило конкурентных предложений или поступило менее трех конкурентных предложений, а также в случае если конкурентное предложение меньше цены, определенной на день, предшествующий дню рассмотрения поданных конкурентных предложений, экспертным путем на базе прейскурантов цен на алмазы с учетом конъюнктурных колебаний цен мирового рынка, то в отношении соответствующих боксов (совокупности боксов) или позиций алмазов (совокупности позиций алмазов) по истечении 5 рабочих дней с даты подведения итогов сбора предложений проводится повторный сбор предложений по правилам, устанавливаемым пунктами 11-13 проекта Порядка.
Однако проектом Порядка не установлено максимальное число повторных сборов конкурентных предложений субъектами добычи природных алмазов, что может привести к их неограниченному количеству.
Минэкономразвития России поддерживает позицию участников публичных консультаций, что указанное положение проекта акта необоснованно ограничивает права субъектов добычи природных алмазов на распоряжение принадлежащим им имуществом. Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) установлено, что собственники драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные камни в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ и Гражданским кодексом Российской Федерации, а на драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных Федеральным законом N 41-ФЗ. Также пунктом 5 статьи 20 Федерального закона N 41-ФЗ установлено, что драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке покупателям, указанным в пункте 5 статьи 2 и пункте 4 статьи 20 Федерального закона N 41-ФЗ, могут быть реализованы субъектами их добычи в соответствии с законодательством Российской Федерации, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены из Российской Федерации.
Кроме того, необходимо отметить, что целью разработки проекта акта является своевременное внесение изменений в прейскуранты цен на необработанные природные алмазы путем проведения мониторинга цен мирового рынка (пункт 1 проекта Порядка). Однако не ясно, каким образом многократное повторение сбора конкурентных предложений может положительно повлиять на выявление цен мирового рынка и своевременность внесения изменений в прейскуранты цен на необработанные природные алмазы.
С учетом изложенного пункт 15 проекта Порядка нуждается в доработке.
2. Пунктом 11 проекта Порядка устанавливается, что сбор конкурентных предложений считается состоявшимся, если в нем приняли участие не менее 25 участников в отношении боксов и не менее 10 участников в отношении позиций алмазов для алмазов размерно-весовых групп +1,8 карата, 4-6 грейнера, 3 грейнера - -4+3 (за исключением позиций "борт" и "дриллинг" всех размерностей), а также не менее 10 участников в отношении боксов и не менее 5 участников в отношении позиций алмазов для алмазов ситовых классов от -3 до -0,5 и позиций "борт" и "дриллинг" всех размерностей.
При этом количество участников, не принимавших участие в предыдущих подачах конкурентных предложений или вообще не принимавших участие в подаче конкурентных предложений, должно составлять не менее 10% от общего количества участников предстоящего сбора предложений.
По информации, представленной участниками публичных консультаций, количество покупателей необработанных природных алмазов и их состав, учитывая специфику данного рынка, является стабильным и практически не изменяется. Соответственно, положения пункта 11 проекта Порядка для субъектов добычи могут быть невыполнимы на практике.
На основании изложенного пункт 11 проекта порядка подлежит доработке как в части снижения обязательного количества участников сбора конкурентных предложений, так и в части уменьшения количества участников, не принимавших участие в предыдущих подачах конкурентных предложений или вообще не принимавших участие в подаче конкурентных предложений, либо полной отмены указанного обязательного критерия.
3. В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 проекта Порядка представительные партии алмазов отбираются субъектами добычи природных алмазов из алмазов, добытых на территории Российской Федерации (за исключением алмазов специальных размеров массой 10,8 карата и более), прошедших сортировку, первичную классификацию и первичную оценку, в течение текущего квартала. При этом представительная партия алмазов должна отражать ассортимент алмазов текущей добычи.
Однако при осуществлении отбора представительной партии алмазов в течение текущего квартала, а ее реализации по окончании данного квартала субъект добычи может понести финансовые потери, связанные с отсрочкой поступления денежных средств. При отборе же представительной партии от последней отсортированной в квартале возникает риск неполного соответствия ассортименту алмазов квартальной добычи.
В соответствии с изложенным предлагаем разработчику рассмотреть возможность установления отклонений ассортимента представительной партии алмазов от ассортимента квартальной добычи при отборе представительной партии от последней отсортированной за квартал партии алмазов.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Вместе с тем в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.