Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О химической безопасности" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минздравом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Президента Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N К921, Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 1 ноября 2013 г. N Пр-2573 (далее - Основы), пункта 1 плана по реализации Основ, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозиным от 19 декабря 2013 г. N РД-П7-9177.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью принятия проекта акта является регулирование отношений, возникающих в области химической безопасности, введение основных понятий, определение основных видов химических угроз, установление основных принципов обеспечения химической безопасности, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в области химической безопасности, установление прав и обязанностей граждан в области химической безопасности, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, организация комплекса мер, направленных на нейтрализацию химических угроз, предупреждение и снижение химических рисков, а также установление инструментов и механизмов обеспечения химической безопасности.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 6 октября 2016 года по 26 октября 2016 года, а также проекта акта и сводного отчета в срок с 12 января 2017 года по 20 марта 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/10-16/00055655).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 20 по 26 сентября 2017 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции АО "Зарубежнефть", ОАО "Корпорация "Росхимзащита", ПАО "НК "Роснефть", Общероссийской общественной организации "Общество врачей России", АО "Тамбовмаш", ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ", Ассоциации "Союз 01", ООО "МИШЛЕН Русская компания по производству шин", ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Комиссии по химической промышленности Российского союза промышленников и предпринимателей, содержащие ряд замечаний и предложений в отношении предлагаемого проектом акта регулирования, учтенных в настоящем заключении, а также содержащие замечания и предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком при доработке проекта акта в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования, на основании которых принятие проекта акта в представленной редакции концептуально не может быть поддержано.
1. В соответствии со статьей 1 проекта акта предметом его регулирования являются отношения, возникающие в области химической безопасности.
Вместе с тем указанные положения проекта акта вступают в противоречие с законодательством в сфере технического регулирования.
Так, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон о техническом регулировании) среди прочего установлено, что минимально необходимые требования, обеспечивающие химическую безопасность с учетом степени риска причинения вреда, устанавливаются техническими регламентами.
При этом в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2016 г. N 1019 утвержден технический регламент о безопасности химической продукции (далее - национальный технический регламент), положениями которого определены требования к безопасности химической продукции.
Указанным техническим регламентом установлены обязательные для применения и исполнения на территории Российской Федерации требования к химической продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, а также правила и формы оценки ее соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
С учетом изложенного требуется обратить внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 7 закона о техническом регулировании не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правилам идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
Дополнительно требуется отметить, что в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2017 г. N 19 утвержден и 2 июня 2021 года вступает в силу технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" (далее соответственно - технический регламент ЕАЭС, Союз). Согласно разделу I технического регламента ЕАЭС указанным регламентом устанавливаются единые обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Союза требования к химической продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза, а также правила и формы оценки ее соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, маркировке и правилам ее нанесения. При этом действие технического регламента ЕАЭС распространяется на всю химическую продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории Союза, за исключением продукции по перечню согласно приложению N 1 к техническому регламенту ЕАЭС.
С учетом изложенного обращаем внимание, что абзацем вторым пункта 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее - Договор), установлено, что государства-члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Таким образом, в настоящее время в рамках законодательства о техническом регулировании уже урегулировано большинство аспектов безопасности выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации химической продукции и установление каких-либо обязательных требований по вопросам обращения указанной продукции вне рамок соответствующих технических регламентов представляется избыточным. Неурегулированные вопросы обеспечения химической безопасности должны быть урегулированы в рамках соответствующих технических регламентов.
2. Статьей 2 проекта акта устанавливается определение ряда понятий. Требуется обратить внимание, что отдельные устанавливаемые понятия в представленном виде фактически не используются в редакции проекта акта.
Так, остается неясной целесообразность определения в рамках проекта акта понятий "несовершенная технология", "химическая авария", "химическая диверсия", "химический терроризм", "химически загрязненная территория", прямо не используемых в редакции проекта акта в указанном виде. Учитывая изложенное, определения указанных понятий подлежат исключению из редакции проекта акта либо редакция проекта акта требует соответствующей доработки.
Дополнительно требуется обратить внимание, что устанавливаемые статьей 2 проекта акта понятия "биоаккумуляция" и "токсичность" не соответствуют аналогичным понятиям, установленным техническим регламентом ЕАЭС и национальным техническим регламентом. Учитывая изложенное, указанные понятия подлежат исключению из редакции проекта акта.
3. Содержание отдельных понятий, устанавливаемых статьей 2 проекта акта, пересекается с регулированием, предусмотренным в настоящее время законодательством в различных сферах.
Например, понятия:
- "опасный химический фактор", "химический риск", "потенциально опасное химическое вещество" затрагивают вопросы законодательства в сфере технического регулирования, охраны здоровья и труда человека, охраны окружающей среды;
- "химическая угроза" затрагивает вопросы законодательства в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, промышленной безопасности;
- "опасные стойкие химические соединения" затрагивает вопросы в сфере технического регулирования;
- "нормативы химической безопасности", "химически загрязненная территория" затрагивают вопросы законодательства в сфере охраны окружающей среды, охраны труда, санитарно-эпидемиологического законодательства;
- "требования к обеспечению химической безопасности" затрагивает вопросы законодательства в сфере технического регулирования, промышленной безопасности;
- "химическая авария", "потенциально опасный химический объект" затрагивают вопросы законодательства в сфере промышленной безопасности;
- "химическая диверсия", "химический терроризм" затрагивают вопросы законодательства в сфере противодействия терроризму, ;
- "химически опасные отходы" затрагивает вопросы законодательства в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами;
- "источник химической опасности" затрагивает вопросы законодательства в сфере промышленной безопасности, противодействия терроризму;
- "зона химического заражения" затрагивает вопросы законодательства в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, промышленной безопасности.
Изложенное на практике способно привести к ряду рисков, в том числе рисков установления дублирующих и избыточных требований в отношении субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, согласно положениям пункта 10 части 1 статьи 2 проекта акта нормативами химической безопасности являются показатели, устанавливаемые для обеспечения химической безопасности, в том числе предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, вредных веществ в рабочей зоне, химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, водных объектов рыбохозяйственного назначения, химических веществ в почве, химических веществ в пищевых продуктах (ПДК), допустимое количество миграции химических веществ, выделяющихся из готовых изделий, контактирующих с пищевыми продуктами (ДКМ), ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воздухе рабочей зоны (ОБУВ), ориентировочные допустимые уровни химических веществ в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ОДУ), ориентировочно допустимая концентрация химических веществ в почве (ОДК), предельно допустимые уровни загрязнения технологического оборудования строительных конструкций, кожных покровов и средств индивидуальной защиты персонала вредными веществами (ПДУ), а также устанавливаемые для источников загрязнения нормативно допустимый сброс химических веществ в водный объект (НДС) и предельно допустимый выброс химических веществ (ПДВ) в воздух и нормативы образования отходов.
Таким образом, указанное положение проекта акта фактически регулирует нормативы, порядок определения которых предусмотрен законодательством об охране окружающей среды и законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Принимая во внимание, что статьей 6 проекта акта предусматриваются полномочия федеральных органов власти в области химической безопасности по установлению нормативов химической безопасности, высок риск введения дополнительных, не предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения требований к установлению, согласованию нормативов негативного воздействия на окружающую среду и нормативов, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья.
С учетом изложенного и принимая во внимание заявленную цель принятия проекта акта, согласно которой проект акта направлен на систематизацию отдельных норм права, затрагивающих вопросы химической безопасности, содержащихся в актах, относящихся к различным сферам законодательства, исключение дублирования и противоречий требований по обеспечению химической безопасности, установление комплекса мер, инструментов государственного регулирования, необходимых для реализации Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, представляется целесообразным урегулировать существующие проблемы обеспечения химической безопасности путем корректировки и дополнения действующего законодательства об охране окружающей среды, о промышленной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, иного законодательства.
4. Положениями проекта акта предполагается создание условий для реализации мер, направленных на последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия негативных химических факторов на население и окружающую среду.
При этом можно предположить, что приемлемость химического риска, то есть допустимость воздействия, в частности, на окружающую среду, оценивается исходя из сопоставления уровня химического риска с риском, который существует в повседневной жизни. В случае если возможные негативные последствия указанного воздействия менее значительны, чем получаемая выгода от химического фактора, то химический риск оценивается обществом и государством в качестве приемлемого.
Таким образом, предполагается, что будет обеспечиваться химическая безопасность - состояние защищенности населения и окружающей среды от опасных химических факторов, при котором обеспечивается уровень приемлемого химического риска.
При использовании указанного подхода возможна ситуация, при которой воздействие опасных химических веществ может превышать нормативы химической безопасности и нанести ущерб, например, окружающей среде.
Таким образом, предлагаемые проектом акта основы регулирования в области обеспечения химической безопасности не соответствуют основам природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, не допускающим превышение нормативов качества окружающей среды (санитарно-гигиенические и экологические нормативы). Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются исходя из непревышения нормативов качества окружающей среды, при котором обеспечивается экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Исходя из совокупности положений понятийного аппарата Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", состояние экологической безопасности не допускает превышения нормативов качества окружающей среды, которые законопроектом относятся к нормативам химической безопасности.
Принципиально не возражая против использования концепции риск-ориентированного подхода, полагаем, что положения проекта акта не должны затрагивать вопросы, урегулированные в настоящее время в рамках законодательства в сфере технического регулирования, промышленной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере противодействия терроризму. Считаем, что иные положения проекта акта должны быть гармонизированы с положениями природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, начиная с концептуального пересмотра понятийного аппарата.
5. Отдельное внимание необходимо обратить на устанавливаемые проектом акта определения понятий "опасный химический фактор", "химическая угроза" и "требования к обеспечению химической безопасности". При взаимосвязанном применении определений указанных понятий для обеспечения химической безопасности на практике должны быть исключены опасные химические факторы, что представляется невозможным, поскольку любое производство и вид деятельности сопровождают события, условия, свойства, процесс или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия опасных химических веществ, которое способно нанести вред здоровью человека и ущерб окружающей среде.
С учетом изложенного и замечания, представленного в пункте 4 настоящего заключения, полагаем, что требования к обеспечению химической безопасности и химическая угроза должны в законодательстве определяться исходя из обеспечения непревышения уровня приемлемого химического риска в рамках требований соответствующего законодательства.
6. Положения проекта акта не учитывают отдельные вопросы природоохранного законодательства в части применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ).
Так, необходимо учитывать, что концепция перехода на НДТ в Российской Федерации, реализуемая с 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 219-ФЗ), предусматривает оценку допустимости воздействия на окружающую среду (а значит и химического воздействия на нее) исходя из внедрения технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемых на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения без учета оценки приемлемости химического риска в контексте разработанного законопроекта.
В соответствии с законом N 219-ФЗ проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, зданий, сооружений, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к областям применения НДТ, должны с 1 января 2019 года осуществляться с учетом технологических показателей НДТ при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения. При этом содержание приемлемости риска для здоровья населения и порядок ее оценки в действующем законодательстве в настоящее время не раскрыты, а проведение оценки экологических рисков при внедрении НДТ также не предусмотрено.
Для объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду - II категории, законом N 219-ФЗ сохранено нормирование, основанное на непревышении нормативов качества окружающей среды. Объекты III-IV категории выведены из системы экологического нормирования, при этом на указанных объектах также могут присутствовать опасные химические факторы.
В связи с изложенным существующие механизмы экологического нормирования и предлагаемая проектом акта система управления химической безопасности не соответствуют друг другу.
7. Частями 1-3, 5-12 статьи 4, частями 3, 5, 8, 12, 13 статьи 5, частью 2 статьи 10, частями 2, 3 статьи 11, статьей 12, статьей 13, статьей 14, пунктами 4-8, 10 части 4 статьи 17 проекта акта предусмотрены положения, регулирующие вопросы, в настоящее время урегулированные в рамках законодательства в сфере технического регулирования, промышленной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере противодействия терроризму. Изложенное приводит к выводу об отсутствии в проекте акта самостоятельного предмета регулирования в указанной части.
Считаем целесообразным доработать представленную редакцию проекта акта в части исключения положений, регулирующих вопросы, отнесенные к сфере регулирования соответствующего законодательства.
8. Проектом акта устанавливается значительное количество положений, имеющих недостаточно определенный характер, приводящих к риску возложения избыточных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской и иной деятельности.
8.1 Пунктом 5 части 2 статьи 10 предусматривается обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по предоставлению органам государственной власти, местного самоуправления и гражданам информации о химических рисках и мероприятиях, направленных на обеспечение химической безопасности, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Из редакции проекта акта остается неясным, в каком порядке, составе и формате должны предоставляться соответствующие сведения.
8.2. Частью 3 статьи 11 проекта акта устанавливаются недостаточно определенные положения, определяющие комплекс дополнительных мер, направленных на нейтрализацию химических угроз, предупреждение и снижение химических рисков, без описания в проекте акта механизмов и инструментов их реализации.
Кроме того, дополнительные меры содержат решения, реализация которых требует внесения изменений в иные нормативные правовые акты. Так, пунктом 4 статьи 13 проекта акта в числе механизмов стимулирования деятельности промышленных предприятий по обеспечению химической безопасности предусмотрено увеличение административной ответственности за сверхнормативные выбросы и сбросы, что представляется необоснованным в рамках представленного проекта акта.
8.3. Пунктом 4 части 2 статьи 11 проекта акта в качестве базовой меры определена необходимость обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с пестицидами и агрохимикатами. Предлагаемое регулирование не позволяет ответить на вопрос, каким образом будет соотноситься указанное положение проекта акта с положениями разрабатываемого в настоящее время проекта технического регламента Союза о безопасности пестицидов.
8.4. Пунктом 3 статьи 13 проекта акта предусматривается дополнительная мера по созданию региональных баз о надежности функционирования опасных химических объектов в рамках государственной информационной системы обеспечения химической безопасности. Из редакции предлагаемого регулирования остается неясным, исходя из каких критериев, в каком порядке и на основании какой методики будет определяться надежность функционирования указанных объектов.
8.5. Подпункт "в" пункта 6 статьи 13 оперирует неопределенными понятиями "уменьшить объем", "менее опасные вещества", "менее опасное состояние". Остаются неясными критерии, на основании которых может быть сделан вывод об уменьшении объема используемых химических веществ, меньшей опасности и меньшей опасности состояния используемых химических веществ.
8.6. Статьей 19 проекта акта регулируются вопросы формирования государственной информационной системы в области обеспечения химической безопасности. Остается неясным, каким образом предлагаемое регулирование соотносится с вопросами ведения и функционирования реестра химических веществ и смесей Союза, предусмотренными положениями технического регламента ЕАЭС и национального технического регламента.
Также остается неясным, каким образом государственная информационная система в области обеспечения химической безопасности будет соотноситься с имеющейся системой государственной регистрации химических, биологических веществ и продукции, осуществляемой в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Учитывая изложенное, представленная редакция проекта акта требует существенной доработки в целях конкретизации предлагаемого регулирования и исключения положений, урегулированных в рамках действующего законодательства.
9. Положениями пункта 6 статьи 6, пункта 5 статьи 7 и статьи 20 проекта акта регулируются вопросы осуществления государственного контроля (надзора) в области химической безопасности.
С учетом представленных в пунктах 1-8 настоящего заключения замечаний полагаем, что государственный контроль (надзор) в области химической безопасности на практике фактически будет проводиться на предмет соблюдения установленных требований законодательства в сфере технического регулирования, промышленной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере противодействия терроризму.
Таким образом, принятие проекта акта в представленной редакции может привести к возникновению избыточных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в области химической безопасности, за соблюдением требований законодательства в сфере технического регулирования, промышленной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере противодействия терроризму, которые проверяются иными уполномоченными органами государственного контроля (надзора) в рамках соответствующего законодательства.
Изложенное противоречит части 5 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Считаем целесообразным доработать редакцию проекта акта в части исключения положений, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) в области химической безопасности, в целях исключения указанного риска.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Решение проблемы предложенным способом регулирования не обосновано.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
|
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О химической безопасности" |
Сводная таблица требующих рассмотрения разработчиком в целях учета при доработке проекта акта замечаний и предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций
NN ПП |
Нормативное требование в редакции проекта акта |
Замечания и предложения |
||||||||||||||||
1. |
Подпункт 3 пункта 1 статьи 2 |
Необходимо уточнить определение понятия "опасный химический фактор" с целью обеспечения единой терминологии между рассматриваемым проектом федерального закона и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 78. Указанный технический регламент определяет понятия "вредный фактор" и "опасный фактор". |
||||||||||||||||
2. |
Статья 4 |
Считаем, что в проект акта должен регулировать отношения, касающиеся химических угроз, формирующихся при пожарах. В соответствии с информацией, приведённой в сводном отчете, проект должен связывать общей правовой платформой регулирование отношений в области химической безопасности. Степень такой связи, на наш взгляд, является недостаточно полной, в связи с тем, что в проекте не учтен один из наиболее распространенных источников химической опасности - продукты горения при пожарах. По данным МЧС России причиной гибели и травмирования людей на пожарах более чем в 70% случаев, является отравление продуктами горения, т.е. воздействие химического фактора. Подтверждение - статистические данные МЧС России за период 2013-2016 гг.
Оценка рисков, складывающаяся из двух составляющих "вероятность возникновения неблагоприятного события" и "тяжесть последствий", приводит к необходимости регулирования в области опасных химических факторов пожара. В тексте проекта акта не учитываются эти отношения, хотя проект акта мог бы помочь исправить ситуацию, например, с применением токсичных строительных материалов, которые в силу своей высокой токсичности, практически лишают человека возможности покинуть горящее помещение. Предлагается разработчику выделить в статье 4 проекта акта химические пожарные угрозы в качестве самостоятельной группы: пожары - источник образования токсичных продуктов горения. |
||||||||||||||||
3. |
Статья 4 |
Необходимо дополнить подпунктом: "14) Возникновение технических аварий в результате разгерметизации технологического оборудования и трубопроводов при возникновении пожаров на химически опасных объектах, а также образование продуктов горения при пожарах". |
||||||||||||||||
4. |
Подпункт 2 статьи 7 |
Изложить в следующей редакции: "2) организация оказания гражданам медицинской помощи и выдачи средств индивидуальной защиты для обеспечения химической безопасности населения;". |
||||||||||||||||
5. |
Подпункт 3 пункта 2 статьи 11 |
Изложить в редакции: "3) обеспечения безопасной эксплуатации химически опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной и пожарной безопасности;". |
||||||||||||||||
6. |
Пункт 2 статьи 11 |
Дополнить подпунктом: "8) обеспечения снижения риска поражения людей продуктами горения при пожарах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности.". |
||||||||||||||||
7. |
Подпункт 5 статьи 13 |
Изложить в редакции: "развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и защиты, в том числе социальной защиты, специалистов в области химической безопасности, контактирующих с потенциально опасными химическими веществами, работников организаций, а также лиц, проживающих в зонах, подверженных воздействию опасных химических производств, и лиц, пострадавших в результате аварий на них;". |
||||||||||||||||
8. |
Подпункт 3 пункта 4 статьи 17 |
Изложить в редакции: "3) развитие производственных мощностей по выпуску средств индивидуальной защиты, профилактических и лекарственных препаратов, _. (далее по тексту проекта)". |
||||||||||||||||
9. |
Пункт 3 части 1 статьи 21 |
Предлагается из редакции исключить термин "прекурсоры" или детализировать. Например, прекурсоры Ацетон, Ацетонитрил, ТГФ достаточно распространенные растворители, и они входят в список прекурсоров только с точки зрения Российской Федерации. |
||||||||||||||||
10. |
В целом по проекту акта |
Вступление в силу проекта акта должно носить постепенный характер, что благоприятно отразиться на его выполнении и не будет резко бить по "кошельку" бизнесменов и государства в целом. Окончательное решение и его утверждение не должно превышать более 3 лет. |
||||||||||||||||
11. |
В целом по проекту акта |
Существует риск двойного регулирования между техническим регламентом Союза и данным проектом акта по вопросам формирования и ведения реестров, получения уведомлений и разрешений, в вопросах мониторинга, импорта и экспорта и т.д. Статья 4 проекта акта может принести риски для развития исследований и работ по дальнейшему развитию материалов в рамках НИОКР. Ряд положений в силу отсутствия конкретных процедур могут оказаться неисполнимыми. |
||||||||||||||||
12. |
В целом по проекту акта |
Реализация риск-ориентированного подхода. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" понятие риска определяется как вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Внедрение и применение Согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС), необходимость которых закреплена в Основах государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, предусматривает классификацию любых химических веществ с отнесением их к соответствующему классу опасности. Опасность химического вещества - присущее химическому веществу свойство наносить вред, существующее независимо от условий воздействия. Вместе с тем риск фактического или потенциального воздействия химического вещества, в отличие от опасности зависит от уровня воздействия и специфики конкретных условий воздействия. Поэтому использование терминов "опасные", "потенциально опасные", "наиболее значимые потенциально опасные" химические вещества вне контекста оценки химических рисков применительно к конкретным условиям воздействия указанных веществ в рамках реализации риск-ориентированного подхода ведет к возможному появлению избыточных ограничений и обязанностей субъектов предпринимательской деятельности. |
||||||||||||||||
13. |
В целом по проекту акта |
Практические шаги по снижению возможных расходов субъектов деятельности в сфере промышленности, которые дополнительно могут возникнуть в связи с принятием законопроекта.
Указанные практические шаги предусматривают реализацию федеральными органами исполнительной власти последовательных действий, начиная с инвентаризации химических веществ и смесей на предприятиях промышленности, создания и регулярной актуализации перечня химических веществ и смесей, обращающихся в промышленности Российской Федерации, прогнозных оценок появления на рынке и в обращении новых химических веществ, а также принятие и выполнение специальной программы проведения их исследований и испытаний. Предложенные меры дадут возможность государственным регуляторам получить отраслевой постоянно обновляемый информационный контент, обеспечивающий надежные исходные данные для принятия решений на стратегическую перспективу, а промышленности -получить необходимую помощь для снижения организационной и финансовой нагрузки, исключения дублирующих мероприятий в ходе подготовки и проведения государственной регистрации химической продукции. |
||||||||||||||||
14. |
В целом по проекту акта |
Оказание государственной поддержки в интересах использования промышленностью современных технологий в области обеспечения химической безопасности.
Предлагаемые меры государственной поддержки направлены на стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности к обеспечению химической безопасности путём внедрения современных экологически безопасных технологий (в том числе наилучших доступных технологий), обеспечивающих приемлемые уровни рисков негативного воздействия опасных химических факторов технологических процессов, промышленной продукции и отходов производства, а также применения эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, обеззараживания и контроля качества окружающей среды.
Учитывая изложенное предлагается следующее: |
||||||||||||||||
15. |
Статья 2 |
Основные понятия изложить в редакции: обеспечение химической безопасности Российской Федерации - готовность государства и общества к предотвращению химических угроз, в том числе путем создания на территории Российской Федерации условий для защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений (далее - защиты здоровья граждан и окружающей среды) от опасных химических факторов, а также содействия созданию таких условий на территории сопредельных государств;
химическая безопасность - состояние защищенности здоровья граждан и окружающей среды от опасных химических факторов, при котором обеспечивается уровень приемлемого химического риска;
опасный химический фактор - событие, условие, свойство, процесс или их комбинация, являющиеся причиной возможного воздействия химических веществ, которое способно нанести вред здоровью граждан и окружающей среде;
оценка химического риска - процесс определения вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья граждан и окружающей среды, связанных с воздействием опасных химических факторов;
приемлемый химический риск - уровень химического риска, не превышающий риск, при котором обеспечиваются условия для защиты здоровья граждан и окружающей среды от опасных химических факторов;
нормативы химической безопасности - уровни приемлемых химических рисков и соответствующие им показатели, устанавливаемые для обеспечения химической безопасности, в том числе ... (далее - по тексту законопроекта);
химическая авария - разрушение зданий, сооружений и (или) технических устройств, применяемых на потенциально опасном химическом объекте, внезапное нарушение регламентированного технологического процесса в производственно-промышленных условиях или требований транспортировки грузов, сопровождающиеся неконтролируемой утечкой или выбросом химических веществ из техногического оборудования или поврежденной тары, способных причинить вред здоровью граждан и окружающей среде;
химическая диверсия - применение химических веществ диверсионными способами для дезорганизации управления, дискредитации организаций или государства в целом, а также нанесения экономического ущерба, осуществляемое вооруженными силами противоборствующего государства или организованными группами лиц, имеющими поддержку такого государства;
химический терроризм - совокупность намерений и действий отдельных лиц, либо группы лиц по созданию источника химической опасности, его получению (синтезу), приобретению, применению или угрозе применения химических веществ с превышением приемлемых химических рисков нанесения вреда здоровью граждан и окружающей среде, в том числе разрушению или угрозе разрушения потенциально опасных химических объектов для достижения декларируемых или политических, социальных, экономических и иных целей;
источник химической опасности - антропогенный, природно-антропогенный объект и (или) компонент природной среды, характеризующийся превышением нормативов химической безопасности, включая потенциально опасные химические объекты, в том числе созданные в результате противоправного использования химических технологий двойного назначения, химически загрязнённая территория, зона химического заражения;
потенциально опасный химический объект - объект, используемый для хранения, переработки, использования или траспортировки (перевозки) химических веществ, при повреждении или разрушении которого, в том числе в случае аварии, может произойти заражение людей, животных, растений, либо загрязнение окружающей среды химическими веществами с превышением нормативов химической безопасности;
зона химического заражения - территория или акватория, в пределах которой распространены или привнесены химические вещества с превышением нормативов химической безопасности вследствие природных и техногенных катастроф, применения химического оружия, осуществления террористического акта, а также иных природных явлений или антропогенного воздействия. |
||||||||||||||||
16. |
Пункты 6 и 7 части 1 статьи 2 |
Предлагается исключить. |
||||||||||||||||
17. |
Пункт 1 статьи 8 |
Изложить в следующей редакции: "1) участие в реализации мероприятий по оказанию мер поддержки и стимулированию субъектов деятельности в сфере промышленности к обеспечению химической безопасности, охране здоровья граждан, имущества и окружающей среды от опасных химических факторов на территориях муниципальных образований;". |
||||||||||||||||
18. |
Пункт 7 части 2 статьи 11 |
Изложить в следующей редакции: "7) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности в целях внедрения современных экологически безопасных технологий, в том числе наилучших доступных технологий (далее - НДТ) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной политики". |
||||||||||||||||
19. |
Пункты 1-3 части 3 статьи 11 |
Изложить с учетом предлагаемых далее названий статей 12-14. |
||||||||||||||||
20. |
Статья 12 |
Изложить в следующей редакции: "Статья 12. Последовательное снижение химических рисков, связанных с обращением химических веществ и смесей Дополнительные меры по последовательному снижению химических рисков, связанных с обращением химических веществ и смесей, включают регулирование обращения химических веществ и смесей и предусматривают инвентаризацию и изучение обращающихся на территории Российской Федерации химических веществ и их смесей, прежде всего на предприятиях промышленности, прогнозные оценки появления новых химических веществ и смесей, оценки их физико-химических свойств, токсикологических характеристик, степени воздействия на окружающую среду, а также стимулирование промышленных предприятий к обеспечению химической безопасности, созданию благоприятных условий, включая меры финансовой поддержки, в том числе: 1) внедрение и применение Согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химической продукции (СГС); 2) инвентаризацию химических веществ и смесей, находящихся в обращении в виде промышленной продукции, а также в составе промышленной продукции, создание и регулярную актуализацию перечня химических веществ и смесей, обращающихся в промышленности Российской Федерации; 3) прогноз отраслевого развития на стратегическую перспективу, создание и регулярную актуализацию перечня новых химических веществ, предлагаемых к нотификации в Российской Федерации; 4) государственную регистрацию химических веществ и смесей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем формирование и ведение реестра химических веществ и смесей, а также нотификацию новых химических веществ; 5) разработку и принятие Правительством Российской Федерации программы проведения исследований и испытаний химических веществ и смесей, входящих в перечни химических веществ и смесей по пунктам 2-3 настоящей статьи, их оценки и установления нормативов химической безопасности, включая: - разработку и внедрение современных методов индикации химических веществ в компонентах окружающей среды и биологических средах; - разработку современных методов идентификации новых химических веществ и смесей для их последующей классификации и маркировки; - отнесение химических веществ и смесей к ограниченным в применении, запрещенным к применению, а также замещение их на более безопасные аналоги в случае наличия научного обоснования в порядке, установленном в рамках экономического сотрудничества и интеграции; - создание государственных стандартных образцов и формирование банка данных стойких химических загрязнителей, в том числе стойких органических загрязнителей; 6) стимулирование субъектов деятельности в сфере промышленности к обеспечению химической безопасности путём внедрения современных экологически безопасных технологий (в том числе НДТ), обеспечивающих приемлемые уровни рисков негативного воздействия опасных химических факторов технологических процессов, промышленной продукции и отходов производства, а также применения эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, обеззараживания и контроля качества окружающей среды, систем жизнеобеспечения, разрабатываемых и поставляемых предприятиями полного жизненного цикла продукции. Перечень субъектов деятельности в сфере промышленности, в отношении которых применяются меры стимулирования их деятельности в области обеспечения химической безопасности, утверждается Правительством Российской Федерации; 7) предоставление субъектами деятельности в сфере промышленности федеральным органам исполнительной власти информации, связанной с обращением химических веществ и смесей (в том числе в составе продукции), за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.". |
||||||||||||||||
21. |
Пункты 1 - 5 статьи 13 |
Изложить в следующей редакции: "Статья 13. Последовательное снижение рисков, исходящих от источников химической опасности Дополнительные меры по снижению химических рисков, исходящих от источников химической опасности, включают взаимосвязанные мероприятия по управлению химическими рисками и предусматривают предотвращение возникновения аварий и (или) диверсий на потенциально опасных химических объектах, ликвидацию неиспользуемых источников химической опасности или их обезвреживание, разработку и внедрение современных технологий обеспечения химической безопасности (в том числе НДТ), эффективных технических решений касающихся обезвреживания и (или) утилизации химически опасных отходов производства и потребления, а также рекультивации загрязнённых земель, в том числе: 1) категорирование и классификацию потенциально опасных химических объектов и загрязнённых территорий промышленного назначения, с учётом данных о свойствах химических веществ, о заболеваемости и смертности населения, об уровне и динамике зависимых от состояния окружающей среды болезней, уровне рассчитываемых интегральных показателей здоровья, о состоянии среды обитания человека и качестве компонентой природной среды (в том числе атмосферного воздуха, питьевой воды, поверхностных и подземных водных источников, степени загрязнения почв), а также степени ущерба, нанесенного имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации; 2) обследование потенциально опасных химических объектов и загрязненных территорий, в том числе проведение инвентаризации выведенных из эксплуатации предприятий, характеризующихся превышением нормативов химической безопасности, а также территорий, загрязненных в результате прошлой экономической и иной деятельности, подготовку медико-санитарных паспортов территорий, на которых расположены потенциально опасные химические объекты и разработку мероприятий по их ликвидации (обезвреживанию) и (или) снижению уровня химического риска; 3) создание региональных баз данных о надежности функционирования потенциально опасных химических объектов в рамках государственной информационной системы обеспечения химической безопасности; 4) внедрение механизмов стимулирования деятельности промышленных предприятий к последовательному снижению химических рисков, связанных с воздействием источников химической опасности и направленных на разработку современных экологически безопасных технологий, в том числе НДТ, в интересах предотвращения возникновения аварий и (или) диверсий на потенциально опасных химических объектах, ликвидации неиспользуемых источников химической опасности и (или) их обезвреживания, а также обезвреживания и (или) утилизации химически опасных отходов производства и потребления, рекультивации загрязненных земель; 5) развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты специалистов, контактирующих с химическими веществами, характеризующимися химическими рисками, превышающими нормативы химической безопасности, работников организаций, а также лиц, проживающих в зонах, подверженных воздействию потенциально опасных химических производств, и лиц, пострадавших в результате аварий на них;". |
||||||||||||||||
22. |
Подпункт "г" пункта 6 статьи 13 |
Изложить в следующей редакции: "г) развитие технологий предотвращения несанкционированного доступа к химическим веществам, характеризующихся химическими рисками с превышением нормативов химической безопасности;". |
||||||||||||||||
23. |
Подпункт "ж" пункта 6 статьи 13 |
Предлагается исключить. |
||||||||||||||||
24. |
Пункт 7 статьи 13 |
Изложить в следующей редакции: "7) развитие и внедрение современных экологически безопасных технологий, в том числе НДТ, в сфере обращения с химически опасными отходами;". |
||||||||||||||||
25. |
Пункт 10 статьи 13 |
Изложить в следующей редакции: "10) ликвидация источников химической опасности ранее выведенных из эксплуатации объектов промышленной инфраструктуры, рекультивация и возвращение в хозяйственный оборот загрязненных земель;". |
||||||||||||||||
26. |
Пункт 11 статьи 13 |
Предлагается исключить. |
||||||||||||||||
27. |
Статья 14 |
Наименование статьи изложить в следующей редакции: "Статья 14. Пресечение преднамеренных химических угроз" |
||||||||||||||||
28. |
Пункт 2 статьи 14 |
Изложить в следующей редакции: "2. Дополнительные меры по нейтрализации преднамеренных химических угроз предусматривают оценку возможных последствий применения против Российской Федерации химического оружия, разработку мер по их предупреждению, а также разработку и внедрение мер по предотвращению актов химического терроризма, повышение защищенности критически важных объектов промышленности, мест массового скопления людей, наземных и подземных коммуникаций, развитие научного и промышленного потенциала по созданию эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе с использованием возможностей оборонно-промышленного комплекса страны.". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.