Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня видов медицинской деятельности, осуществление которой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не препятствует осуществлению розничной продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минздравом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан во исполнение абзаца четвертого подпункта 10 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
По данным разработчика, перечень видов медицинской деятельности, осуществление которой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не препятствует осуществлению розничной продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, был сформирован исходя из необходимости исключения возможности посещения указанных учреждений несовершеннолетними, лицами, находящимися в группе риска потребления алкогольной продукции, а также лицами, которым она противопоказана по состоянию здоровья.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru/ (ID проекта акта 02/07/02-17/00061747).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 2 февраля по 3 марта 2017 года.
Замечания и предложения, полученные на этапе обсуждения проекта акта и сводного отчета, были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 15 по 21 марта 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования (справка о результатах проведения публичных консультаций прилагается). Союз российских пивоваров, Х5 Retail Group, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", ЗАО "Д Дистрибьюшен", ООО "Артель", ООО "Пивоваренная компания "Балтика", Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае, Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Министерство здравоохранения Чувашской республики, Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края, Министерство здравоохранения Архангельской области направили свои предложения и замечания. Владимирское областное отделение "ОПОРА РОССИИ", Министерство экономического развития Калужской области, Министерство здравоохранения Калининградской области, Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа сообщили об отсутствии предложений и замечаний. Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике, Министерство здравоохранения Кировской области, Администрация Киришского муниципального района, Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области, Департамент здравоохранения Тюменской области, Комитет промышленности, транспорта, связи и энергетики Республики Ингушетия поддержали принятие проекта акта.
Проектом акта предлагается утвердить перечень видов медицинской деятельности, осуществление которой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не препятствует осуществлению розничной продажи алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Перечень).
Необходимо отметить, что целью разработки Перечня является отмена избыточных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, расположенных вблизи зданий, строений, сооружений, помещений организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного или дополнительного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность.
Однако по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта были определены следующие риски.
1. В соответствии с примечанием к Перечню розничная продажа алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, возможна за исключением указанных видов медицинской деятельности, которые оказываются в стационарах, а также несовершеннолетним.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в редакции Закона розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания несовершеннолетним не допускаются, а в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя.
Обращаем внимание, что пунктом 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.
Кроме того, согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании), постановлению Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. N 826 "Об утверждении типовой формы лицензии" и приказу Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1341н "Об утверждении Порядка ведения единого реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности" в лицензии, выдаваемой медицинской организации, не указывается информация об оказании медицинских услуг несовершеннолетним.
Таким образом, остается неясным, каким образом организация, осуществляющая розничную продажу алкогольной продукции на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, указанным в Перечне, будет получать актуальную информацию о деятельности медицинских организаций, в связи с принятием на работу специалистов, которые оказывают медицинскую помощь или услуги несовершеннолетним.
В целях невведения избыточных запретов и ограничений считаем целесообразным исключить из проекта акта слова "а также несовершеннолетним".
2. Согласно сводному отчету при формировании Перечня разработчик руководствовался такими критериями, как отсутствие возможности посещения указанных в Перечне организаций несовершеннолетними лицами, находящимися в группе риска потребления алкогольной продукции, а также лицами, которым противопоказано по состоянию здоровья употребление алкоголя.
Вместе с тем в Перечень не включены такие работы (услуги), как медицинская статистика, судебно-медицинская экспертиза, сексология, лабораторные исследования, транспортировка, энтомология и другие.
Считаем целесообразным дополнительно проработать Перечень с целью установления исчерпывающего перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, но не связанную с оказанием медицинской помощи гражданам или связанную, но не создающую риски увеличения уровня потребления алкогольной продукции.
3. Обращаем внимание, что Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Положением о лицензировании, не содержит такой вид медицинской деятельности, как "стоматология (за исключением стоматологической поликлиники)". В целях исключения неоднозначного толкования данной нормы считаем целесообразным привести указанное положение в соответствие с Положением о лицензировании.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 13 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.