Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом"
(подготовлен Минтрудом России 15.11.2017 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом" (далее соответственно - проект постановления, Правила) во исполнение:
- абзацев 1 и 2 пункта 6 раздела I протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 28 марта 2017 г. N 16;
- абзаца 1 пункта 3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 14 апреля 2017 г. N ОГ-П12-99пр;
- пункта 1.4 Плана мероприятий ("Дорожная карта") по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы на период до 2020 года, утвержденного Министром труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилиным от 20 мая 2017 г. предусмотрено закрепление следующих положений:
1) о возможности разработки или корректировки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) без пересмотра группы инвалидности (категории "ребенок-инвалид") и срока, на который она установлена;
2) о возможности установления инвалидности детям, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующим проведения сложных многоэтапных реабилитационных мероприятий, длительного либо постоянного систематического приема лекарственных средств и соблюдения строгой диеты, сроком на 5 лет и до достижения возраста 14 лет в зависимости от степени выраженности нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности.
3) по совершенствованию порядка установления инвалидности (категории "ребенок-инвалид") без указания срока переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет) при первичном освидетельствовании;
4) о перечне заболеваний, травм, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых инвалидность может быть установлена при заочном освидетельствовании.
Необходимость внесения указанных изменений обусловлена следующим.
1. В соответствии с пунктом 24 Правил медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина.
Согласно подпункту "е" пункта 29 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 г. N 59н, в заявлении о предоставлении услуги по медико-социальной экспертизы гражданином указываются цели ее проведения.
С учетом сложившейся правоприменительной практики, граждане обращаются в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы как в целях проведения медико-социальной экспертизы, включающей решение всех вопросов: установление инвалидности, ее причин, сроков, разработку индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего, выдачу заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), так и в целях решения отдельных вопросов из вышеперечисленных составляющих освидетельствования по медико-социальной экспертизе.
Наиболее частыми обращениями в учреждения медико-социальной экспертизы кроме общего освидетельствования, являются обращения за разработкой индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
При обращении в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы только для какой-то одной цели, указанной в заявлении, у граждан возникает опасение, что одновременно будут рассматриваться и другие вопросы, такие как изменение группы или срока инвалидности, которые были установлены ранее, зачастую много лет назад с использованием других нормативных правовых документов.
Вместе с тем, вопрос о проведении медико-социальной экспертизы только в тех целях, о которых заявил гражданин в своем заявлении, Правилами не урегулирован.
Отсутствие нормативного правового регулирования в данной сфере приводит к различной правоприменительной практике в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы.
В связи с этим проектом постановления предлагается внести изменение в Правила, предусматривающее, что в заявлении на проведение медико-социальной экспертизы указываются цели ее проведения.
И тогда в случае обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы исключительно для разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, ее разработка осуществляется без рассмотрения вопроса об установленной ранее группе инвалидности (категории "ребенок-инвалид"), срока, на который она была установлена и ее причине.
Принятие проекта постановления позволит снизить социальную напряженность при обращении граждан в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы и позволит избежать опасения инвалидов о рассмотрении иных вопросов в случае подачи ими заявления с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
2. Особенности течения заболевания и клинический прогноз учитываются при осуществлении медико-социальной экспертизы в рамках определения реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.
Например, онкогематологические заболевания (лейкозы) занимают особое место среди всех видов заболеваний, формирующих инвалидность у детей, характеризующиеся, несмотря на их малочисленность в общей структуре инвалидности (не более 0,04%), агрессивностью течения, неблагоприятным клиническим и реабилитационным прогнозом, требующими длительного комбинированного химио- и лучевого лечения и оперативных вмешательств.
В онкологической практике, подтвержденной многочисленными научными исследованиями, одним из показателей эффективности проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий является показатель 5-летней выживаемости, по прошествии которого опасность рецидивов заболевания и метастазирования значительно снижается, что является благоприятным фактором в оценке реабилитационного потенциала при онкологических заболеваниях.
На основании всех прогностических факторов и научных данных о 5-летней выживаемости при онкогематологических заболеваниях выносят суждение о клинико-реабилитационном прогнозе: благоприятном, сомнительном, отягощенном, неблагоприятном.
Выздоровление регистрируется при длительной полной клинико-гематологической ремиссии в течение 5 лет и более. При возобновлении клинико-гематологической картины заболевания после достижения ремиссии диагностируется рецидив, который может быть как костно-мозговым, так и экстрамедуллярным и требующим наблюдения еще в течение 5 лет.
Причины смерти детей при лейкозах, в том числе лимфобластном, - это сепсис, кровоизлияния в мозг, интоксикация.
При всех видах лейкозов проводится интенсивная терапия, включающая химио- и лучевую терапию, поддерживающую терапию, реабилитацию. Для оценки эффективности терапии необходимо наблюдение в течение 5 лет - после достижения первой полной ремиссии.
На основании приведенных данных, проектом постановления предусматривается возможность установления детям, страдающим различными формами лейкозов, инвалидности именно сроком на 5 лет.
Дети-инвалиды с тяжелыми врожденными дефектами, в период, когда проводятся сложные многоэтапные реабилитационные мероприятия, а также при наличии заболеваний, требующих длительного либо постоянного систематического применения заместительной терапии, в том числе в инъекциях, соблюдения строгой диеты (инсулинзависимый сахарный диабет, фенилкетонурия) в возрасте, когда еще не сформировано осознанное отношение к болезни, не обретены навыки контроля за течением болезни, расчета доз лекарственных препаратов и диетических продуктов, то есть имеются ограничения жизнедеятельности по категории "самообслуживание", проходят переосвидетельствование для подтверждения инвалидности, как и все инвалиды, каждый год.
Вместе с тем педиатрическая практика, подтвержденная научными исследованиями, показывает, что осознанное отношение к болезни, формирование навыков контроля за течением болезни, расчета доз препаратов и продуктов формируются у ребенка только к 14 годам.
На основании изложенного, проектом постановления предлагается дополнить Правила перечнем показаний и условий для установления категории "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет и до достижения возраста 14 лет.
Дополнение Правил перечнем показаний и условий для установления категории "ребенок-инвалид" сроком на 5 лет и до достижения возраста 14 лет не предусматривает расширение круга лиц, которым может быть установлена инвалидность, поскольку в указанный перечень включены заболевания и патологические состояния, которые по степени выраженности в безусловном порядке приводят к ограничениям жизнедеятельности и дают основания для признания лица инвалидом в определенный период времени.
В связи с этим для реализации проекта постановления не потребуется дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Правилами и в настоящее время предусмотрено установление инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) при первичном признании гражданина инвалидом в случаях, когда в направлении на медико-социальную экспертизу лечащими врачами указано, что реабилитационные мероприятия, проведенные до направления на медико-социальную экспертизу положительных результатов не дали. В целях единого подхода к практике применения данной нормы и повышения прозрачности при установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования при первичном обращении, проектом постановления предлагается ввести Перечень заболеваний, при которых специалисты учреждений медико-социальной экспертизы при очевидно имеющихся у инвалида ("ребенка-инвалида") нарушениях здоровья, заболеваниях, морфологических состояниях и дефектах, которые в безусловном порядке приводят к ограничениям жизнедеятельности уже при первичном освидетельствовании устанавливали инвалидность (категорию "ребенок-инвалид") без указания срока переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет).
Кроме того, по данным Федерального бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России, в деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы выявляются случаи установления инвалидности сроком на 1 год при очевидно имеющихся у детей таких тяжелых заболеваний, как кофакторная форма фенилкетонурии и полная трисомия 21 (синдромом Дауна).
В связи с неоправданностью прохождения ежегодных процедур переосвидетельствования для подтверждения инвалидности гражданами с такими нарушениями здоровья, которые в безусловном порядке приводят к ограничениям жизнедеятельности и, соответственно, при которых специалисты учреждений медико-социальной экспертизы также в безусловном порядке выносят решение о наличии оснований для установления инвалидности, проектом постановления предусмотрено установление инвалидности при первичном освидетельствовании без указания срока переосвидетельствования (категории "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет) в зависимости от характера, формы заболеваний, степени выраженности нарушенных функций организма и вида освидетельствования (первичное или повторное).
Введение указанной нормы позволит урегулировать вопрос неоправданных ежегодных переосвидетельствований тем гражданам, у которых положительный эффект проведенных реабилитационных мероприятий не очевиден.
Введение норм, предлагаемых к принятию проектом постановления, позволит привести нормативное регулирование указанного вопроса к единообразному право применению.
Проектом постановления не предусмотрено новых подходов к установлению инвалидности, он предусматривает только закрепление очевидных сроков установления инвалидности.
Решение о наличии или отсутствии оснований для установления инвалидности (категории "ребенок-инвалид") также как и до введения проектируемых норм выносится специалистами учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 17 декабря 2015 г. N 1024н.
Введение норм, определяющих срок установления инвалидности (категории "ребенок-инвалид"), не повлечет изменения численности инвалидов и, как следствие, не приведет к дополнительному расходованию средств федерального бюджета, направленных на социальное обеспечение данной категории граждан.
4. В настоящее время в соответствии с пунктом 23 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 имеется возможность, проведения медико-социальной экспертизы заочно по решению соответствующего бюро медико-социальной экспертизы.
На основании сложившейся практики заочная экспертиза проводится при наличии тяжелой патологии с выраженными или значительно выраженными нарушениями функций организма.
Проектом постановления предлагается ввести норму, согласно которой заочное освидетельствование будет проводиться при наличии стойких необратимых морфологических изменений, дефектов или нарушений функций органов и систем организма при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий при следующих условиях:
а) с учетом географических особенностей территорий: отдаленных и труднодоступных районов обслуживания, со сложной транспортной схемой или отсутствием регулярного транспортного сообщения и /или в случае тяжелого общего состояния гражданина, препятствующего его транспортировке;
б) в случае стойких значительно выраженных нарушений функций организма человека при отсутствии положительных результатов проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу реабилитационных или абилитационных мероприятий при повторном освидетельствовании.
При этом учитывается, что вопрос о рекомендациях о нуждаемости в обеспечении техническими средствами реабилитации при разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида при заочном освидетельствовании рассмотрен специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) быть не может.
Это связано с тем, что в направительных документах медицинских учреждений как правило недостаточно информации для решения специалистами медико-социальной экспертизы вопросов по рекомендуемым в индивидуальной программе реабилитации или абилитации реабилитационным мероприятиям, в том числе техническим средствам реабилитации, что приводит к большой доле неправильных решений и ущемлению прав граждан в этой части.
Принятие проекта постановления позволит эффективнее организовать работу специалистов федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по предоставлению гражданам услуги по проведению медико-социальной экспертизы.
Проект постановления в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы, соблюдения процедуры общественного обсуждения 16 октября 2017 г. размещен на сайте Единого портала раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru, ID проекта 01/01/10-17/00074130.
Заключений независимых экспертов на проект постановления о выявлении в нем коррупционных факторов не поступало.
Нормы проекта постановления соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.