Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства транспорта РФ "Об установлении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
(подготовлен Минтрансом России 17.11.2017 г.)
Проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации "Об установлении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - проект приказа) разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 октября 2016 г. N 1028 "О сфере деятельности, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральном органе исполнительной власти, устанавливающем такой порядок".
Проектом приказа устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - порядок).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона N 220-ФЗ.
Кроме того, положениями части 21.2 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Такие особенности установлены частями 6 и 7 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ.
Частью 6 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что если в соответствии с документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо в соответствии с государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) плата за проезд пассажиров и провоз багажа подлежит перечислению государственному или муниципальному заказчику, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются без учета указанной платы.
Положениями части 7 указанной статьи Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652) (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Разработанные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 2 октября 2013 г. N 567, не раскрывают специфику финансирования транспортных предприятий. Она заключается в том, что в большинстве случаев источниками такого финансирования являются и выручка от оплаты проезда пассажирами, и бюджет. Поэтому в этом случае цена государственного (муниципального) контракта, предусматривающая бюджетное финансирование, должна определяться как разница между прогнозируемой стоимостью выполнения: установленного заказчиком количества рейсов по конкретному маршруту и прогнозируемой выручкой от оплаты проезда по данному маршруту.
В методических рекомендациях ни в одном из рекомендуемых методов определения начальной цены государственного (муниципального) контракта не содержится разъяснений для таких случаев.
Так, например, описанный в методических рекомендациях метод сопоставимых рыночных цен (он назван в части 6 статьи 22 Федерального закона 44-ФЗ приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта) может быть применен только в части определения стоимости рейса, но рекомендации в части определения объема выручки в расчете на такой один рейс отсутствуют. Вместе с тем объем выручки зависит от множества уникальных для каждого маршрута факторов (например, тарифа, объема перевозок в единицу времени, пассажиропотока).
Следовательно, ни один из установленных частью 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ методов не соответствует в полной мере специфике осуществления закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Вместе с тем, следует отметить, что частью 12 статьи 22 Федерального закона 44-ФЗ заказчику дано право, в случае обоснования невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 статьи 22, применить иные методы.
Таким образом, возрастает риск применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрозненных и даже содержащих коррупциогенную составляющую методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при закупках в сфере регулярных перевозок пассажиров и их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Частью 22 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего Федерального закона.
В основу порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) положены Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утвержденные распоряжением Минтранса России от 18 апреля 2013 г. N НА-37-р.
Указанные Методические рекомендации были разработаны в соответствии с пунктом 8 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 8 июня 2011 г. N ВП-П9-32пр "О проблемах транспортного комплекса Российской Федерации" и в настоящее время могут использоваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и перевозчикам для расчета величин экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа и величины компенсации перевозчикам недополученных доходов от перевозки пассажиров по установленным тарифам.
В целях обсуждения проекта приказа в адрес высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отраслевых ассоциаций и союзов письмом Минтранса России от 14 ноября 2016 г. N 03-03/18659-ИС была направлена информация о размещении проекта приказа на официальном сайте Минтранса России (www.mintrans.ru) в разделе "Министерство/Координационные и совещательные органы/Координационный совет представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта".
В соответствии с поступившими замечаниями и предложениями Минтрансом России проект приказа был доработан и повторно размещен на официальном сайте Министерства.
В целях установления соответствия результатов расчётов, проведённых по разработанным методам, с фактическими результатами работы перевозчиков Минтранс России письмом от 3 февраля 2017 г. N НА-24/1414 обратился в адрес руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой представить расчётную оценку стоимости работы маршрутных транспортных средств, выполненную в соответствии с проектом приказа, в сопоставлении с фактическими данными работы перевозчиков за 2016 год.
С учетом представленной информации проект приказа был повторно доработан.
Принятие проекта приказа не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не обусловлено другими финансовыми затратами, поскольку указанные затраты уже определены законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.