Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О государственном регулировании оборота никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака"
(подготовлен Минпромторгом России 29.01.2018 г.)
Проект федерального закона "О государственном регулировании оборота никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака" (далее - законопроект) направлен на формирование законодательства в сфере регулирования и создания единых норм оборота никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака.
Законопроект определяет основные ограничения оборота данной продукции и устройств с целью ограничения их использования среди населения и запрета доступа к ним несовершеннолетних.
Разработка проекта обусловлена ростом популярности так называемых "инновационных никотиносодержащих продуктов", являющихся альтернативой курению табака. При этом необходимо отметить, что никотин вызывает сильную зависимость, токсичен для несовершеннолетних и вызывает пороки развития плода у беременных. Помимо этого, на рынке присутствует продукция неизвестного происхождения и качества, которая может быть потенциально опасной для потребителей.
Законопроект предлагает комплексный подход к установлению государственного регулирования в отношении всех видов инновационных устройств доставки никотина, как уже имеющихся на рынке (электронных систем доставки никотина и систем нагревания табака), так и способных появиться в ближайшем будущем.
Законопроектом предлагается создание первичной нормативной правовой базы, которая может быть расширена в дальнейшем, в том числе техническим регулированием данных продуктов. Дополнительные ограничения производства и оборота данной продукции целесообразно устанавливать только после проведения независимых научных исследований для получения объективных данных о степени вреда для здоровья от использования инновационных продуктов в сравнении с традиционными табачными изделиями, в том числе исследование компонентов, входящих в их состав, изучение воздействия такой продукции на здоровье ее потребителей и окружающих лиц, анализ данных по долгосрочным последствиям для здоровья от их использования, а также тенденций распространения данной продукции среди курящего и некурящего населения.
Совокупность имеющихся на сегодняшний день научных исследований о воздействии инновационных никотиносодержащих продуктов на здоровье человека свидетельствует о том, что данные изделия, хотя и не являются абсолютно безопасными, в целом представляют существенно меньший риск для здоровья потребителя, чем курение сигарет*(1). Доклад ВОЗ "Электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином (ЭСДН/ЭСДПН)", опубликованный 11 августа 2016 года перед седьмой сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака отмечает, что отдельные ЭСДН/ЭСДПН могут быть менее опасными для здоровья, чем курительные табачные изделия: "Число и уровень известных токсичных веществ, выделяемых в ходе обычного использования немодифицированных продуктов ЭСДН/ЭСДПН, в среднем ниже или намного ниже, чем в сигаретном дыме".
Таким образом, распространение данной продукции среди курильщиков с целью замещения курения табака менее вредными формами удовлетворения никотиновой зависимости может быть признано положительным фактором с точки зрения охраны здоровья населения. В то же время, оборот никотиносодержащей продукции должен быть ограничен, чтобы некурящие и несовершеннолетние не вовлекались в ее потребление, приводя к росту числа никотинозависимых лиц.
Одна из основных целей, которую ставит перед собой проект Федерального закона - оградить несовершеннолетних от использования никотиносодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака. В связи с тем, что на данный момент отсутствует регулирование данной категории, к ней имеют доступ несовершеннолетние, поэтому законопроект устанавливает запрет и ответственность за продажу никотиносодержащей продукции и устройств для ее потребления несовершеннолетним, а также за их вовлечение в процесс использования этой продукции.
В целях формирования единой нормативной правовой базы, законопроект вводит такие понятия, как "устройства, предназначенные для потребления никотина способами, отличными от курения табака", "электронные системы доставки никотина", "табак нагреваемый" и другие, устанавливает требования к правилам розничной продажи данных устройств.
В связи с тем, что по данным научных исследований*(2),*(3) использование электронных систем доставки никотина и систем нагревания табака не приводит к нарушению гигиенических нормативов качества воздуха и таким образом, не представляет рисков для здоровья окружающих, законопроектом устанавливаются ограничения их использования в помещениях и объектах, отличные от ограничений курения табачных изделий и направленные в первую очередь на защиту несовершеннолетних от вовлечения в использование данной продукции.
Законопроект также содержит положения, направленные на предотвращение нелегального производства и оборота никотинсодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака.
Отсутствие регулирования никотинсодержащей продукции и устройств, предназначенных для потребления никотина способами, отличными от курения табака, приводит к противоречивой правоприменительной практике в отношении данной категории продуктов и может способствовать возникновению коррупционных рисков.
Принятие данного законопроекта позволит заложить основы государственного регулирования инновационной и динамично развивающейся категории, оградит несовершеннолетних и сократит количество недобросовестных производителей, импортеров и продавцов, продвигающих данные продукты на российский рынок.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) J. Drope et al., Key Issues Surrounding the Health Impacts of Electronic Nicotine Delivery Systems (ENDS) and Other Sources of Nicotine. Cancer Journal for Clinicians 2017;67:449-471
*(2) A.A. Ruprecht et al. Environmental pollution and emission factors of electronic cigarettes, heat-not-burn tobacco products and conventional cigarettes, Aerosol Science and Technology (2017). http://dx.doi.org/10.1080/02786826.2017.1300231
*(3) M.I. Mitova et al. Comparison of the impact of the Tobacco Heating System 2.2 and a cigarette on indoor air quality. Regulatory Toxicology and Pharmacology 80 (2016) 91-101. http://dx.doi.org/10.1016/j.yrtph.2016.06.005
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.