Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О заключении концессионного соглашения с акционерным обществом "Международный аэропорт "Внуково"
(подготовлен Минтрансом России 06.03.2018 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
вид - постановление Правительства Российской Федерации (далее - проект постановления);
наименование вносимого проекта акта - постановление Правительства Российской федерации о заключении концессионного соглашения с акционерным обществом "Международный аэропорт "Внуково";
федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект постановления - Минтранс России.
основание для подготовки проекта постановления - перечень поручений Президента Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N Пр-1731, сетевой план-график реализации мероприятий по развитию аэропортов Московского авиационного узла от 2 апреля 2014 г. N 2015п-П9.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект постановления. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты от их реализации.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N Пр-1731 и Сетевым планом-графиком реализации мероприятий по развитию аэропортов Московского авиационного узла от 2 апреля 2014 г. N 2015п-П9 предлагается заключение на основании части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" без проведения конкурсных процедур концессионного соглашения в отношении аэродрома аэропорта Внуково с АО "Международный аэропорт "Внуково".
В соответствии с проектом постановления полномочиями концедента от имени Российской Федерации при заключении, исполнении, изменении и расторжении концессионного соглашения предлагается наделить Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Отдельными правами и обязанностями концедента в части контроля за исполнением концессионного соглашения с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 июля 2013 г. N Пр-1731 предлагается наделить автономную некоммерческую организацию "Дирекция Московского транспортного узла".
В соответствии с прогнозом пассажиропотока аэропорта Внуково к 2030 году количество пассажиров составит 19,720 млн. чел. Для обеспечения обслуживания данного пассажиропотока аэропорт Внуково планирует создание и реконструкцию следующих объектов аэродромной инфраструктуры: перрон Внуково с МСВС, участок периметровой дороги, рулежных дорожек и дополнительных мест стоянки воздушных судов типа Боинг-777-300 и Аэробус А-380, в т.ч. гоночная стоянка.
Существенные условия концессионного соглашения, изложенные в проекте постановления, включают:
перечень объектов, входящих в периметр соглашения;
положения о передаче концессионеру в составе иного имущества объектов аэродромного комплекса, в отношении которых в настоящее время осуществляются мероприятия по строительству или реконструкции за счет средств федерального бюджета, после завершения указанных мероприятий;
порядок финансирования объектов концессии и иного имущества;
положения о возложении на концессионера обязательств по текущему содержанию, ремонту и реконструкции объектов концессионного соглашения, а также по модернизации и капитальному ремонту иного имущества;
положения об обеспечении непрерывной деятельности аэропорта при прекращении концессионных соглашений;
положения о переходе к арендным отношениям при прекращении концессионного соглашения;
особые обстоятельства, имеющие существенное значение для реализации проекта, а также иные, предусмотренные законодательством существенные условия концессионного соглашения.
Состав, описание, в том числе технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения представлены в приложении N 1 к основным условиям и включают в себя описание следующих групп объектов:
объекты имущества, в отношении которых концессионер принимает обязательство по созданию с указанием планируемых технико-экономических показателей на момент ввода в эксплуатацию (далее - Группа А);
объекты имущества, в отношении которых концессионер принимает обязательство по реконструкции, с указанием фактических технико-экономических показателей на момент передачи концессионеру и планируемых технико-экономических показателей на момент ввода в эксплуатацию (далее - Группа Б);
Кроме того, на основании части 9 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" планируется передача концессионеру иного, технологически связанного с объектами Группы А и Группы Б аэродромного имущества.
Состав, описание, в том числе технико-экономические показатели иного имущества, представлены в приложении N2 к основным условиям (далее - "иное имущество"). Данное имущество включает в себя:
имущество (часть имущества), арендуемого Концессионером по договору аренды федерального имущества аэропорта Внуково N 495 от 21 декабря 2015 г. (далее - Договор аренды), которое не является объектами Группы Б (далее - "Группа В");
объекты федерального имущества, в отношении которых ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" осуществляет строительство и реконструкцию за счет средств федерального бюджета (далее - "Группа Г").
В целях возврата вложенных инвестиций предусматривается право концессионера в порядке, согласованном в концессионном соглашении, при установлении тарифов и (или) сборов за аэропортовые услуги учитывать осуществлённые и плановые инвестиции на создание и реконструкцию объектов концессионного соглашения и иного имущества.
Источником финансирования создания, реконструкции и капитального ремонта объектов концессионного соглашения, а также модернизации и капитального ремонта иного имущества являются средства, полученные концессионером за счет целевой надбавки к сбору за взлет-посадку воздушных судов. При этом концессионер может использовать иные источники финансирования создания, реконструкции и капитального ремонта объектов концессионного соглашения, а также модернизации и капитального ремонта иного имущества.
Концессионная плата составляет 1000 рублей и выплачивается концессионером ежегодно, начиная с даты передачи концессионеру первой единицы имущества в составе объекта соглашения и до окончания срока действия концессионного соглашения. Данный размер концессионной платы устанавливается в связи с значительным объемом инвестиций концессионера в строительство и реконструкцию объектов имущества аэродрома, а также в связи с отсутствием софинансирования со стороны концедента.
Концессионное соглашение заключается на срок до 31 декабря 2067 года.
Также существенные условия концессионного соглашения содержат перечень особых обстоятельств, влекущих возникновение обязательств концедента по возмещению дополнительных расходов концессионера, продление сроков исполнения обязательств концессионера, а также освобождающих концессионера от ответственности за неисполнение обязательств по концессионному соглашению. Особые обстоятельства включают связанные со спецификой деятельности аэропорта и необходимостью обеспечения его бесперебойной работы факты, а также обстоятельства, имеющие существенное значение для обеспечения финансирования, в том числе:
изменение налогового, бюджетного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства в области транспортной безопасности или иного законодательства, оказывающего влияние на деятельность концессионера, приводящее к ухудшению положения концессионера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, в том числе устанавливающее режим запретов и ограничений в отношении концессионера;
изъятие у концессионера объекта концессионного соглашения и/или иного имущества в порядке и на условиях отличных от предусмотренных концессионным соглашением;
применение в отношении концессионера в период действия концессионного соглашения метода ценового регулирования на услуги по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях;
снижение показателя уровня годового пассажиропотока или годового грузопотока более чем на 10% от прогнозного показателя пассажиропотока или прогнозного показателя грузопотока, согласованных сторонами концессионного соглашения, по причинам, не зависящим от концессионера;
несоответствие пропускной способности систем и средств управления воздушным движением в районе аэродрома Внуково, а также пропускной способности Московской воздушной зоны, пропускной способности, необходимой для достижения согласованной в концессионном соглашении пропускной способности аэропорта и уровня пассажиропотока, в течение срока, установленного в концессионном соглашении, когда в результате такого несоответствия концессионер не может исполнить свои обязательства по концессионному соглашению.
Расходы по выкупу земельных участков, находящихся в собственности третьих лиц, выносу коммуникаций, расселению и иным мероприятиям в целях подготовки земельных участков для размещения объекта концессионного соглашения, несет концессионер на условиях, определенных в концессионном соглашении. Соответствующие затраты учитываются в составе инвестиций концессионера на создание и реконструкцию объекта концессионного соглашения.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
В рамках концессионного соглашения предполагается создание и реконструкция объектов аэропортовой инфраструктуры аэропорта Внуково за счет внебюджетных источников. Проект соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Принятие и реализация проекта постановления не предполагают увеличения численности работников федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемое проектом постановления решение не повлияет на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие и реализация проекта постановления:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.