Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О представлении деклараций об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 21 февраля по 23 марта 2018 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/02-18/00078540).
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 14 по 21 мая 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования. По результатам публичных консультаций поступили позиции X5 Retail Group, АО "Татспиртпром", ООО "Кубань-Вино", ОАО "РЖД", СРО "Винодельческий союз", АО "Талвис" (от своего имени и от имени АО "Пермалко") (справка прилагается).
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815 (далее - Правила).
С 1 января 2018 г. вступили в силу положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внесения изменений в статью 14 "Учет и декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции" Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", которыми уточняется перечень видов деятельности, подлежащих декларированию.
В связи с необходимостью внесения значительных изменений в Правила разработчик предлагает признать их утратившими силу и утвердить их новую редакцию.
Обращаем внимание на следующие замечания к проекту акта.
1. Согласно данным сводного отчета предполагаемая дата вступления в силу проекта акта - III квартал 2018 года. Проект акта не содержит положений в части даты его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Обращаем внимание, что внесение изменений в формы деклараций потребует от субъектов предпринимательской деятельности осуществления ряда мероприятий. По сведениям участников публичных консультаций, в крупных организациях формирование деклараций осуществляется в автоматическом режиме с использованием информационных систем. При изменении форм деклараций, в том числе состава отдельных полей, декларантам необходимо скорректировать свои информационные системы. Такой релиз информационных систем может потребовать до 6 месяцев в зависимости от объемов оборота организации, представляющей декларации.
Кроме того, в отсутствие нормы о переходном положении при вступлении в силу проекта акта в его постановляющей части предусмотрено поручение Росалкогольрегулированию в двухмесячный срок утвердить формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей; порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей; классификатор видов продукции, используемый при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, считаем необходимым установить переходный период вступления в силу проекта акта (не менее 6 месяцев после его официального опубликования). Одновременно представляется целесообразным отдельно определить период для тестового декларирования по новым формам.
2. Пунктом 20 Правил, утверждаемых проектом акта, определяются сроки представления корректирующих деклараций.
Так, корректирующие декларации (за исключением корректирующих деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 9 - 11 к Правилам) представляются до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом,с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 Правил).
Корректирующие декларации по формам, предусмотренным приложениями N 9 - 11 к Правилам, представляются до 30 апреля года, следующего за отчетным годом,с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений.
Приложениями N 9-11 к проекту акта определены формы деклараций об объеме винограда, выращенного для производства винодельческой продукции; об объеме винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского); об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции, в том числе винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полного цикла производства дистиллятов.
Представляется, что определяемые сроки представления корректирующих деклараций недостаточны. Обращаем внимание, что, например, статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении положений в части представления корректирующих деклараций сроком, до которого декларант не несет ответственности за представление некорректной декларации, является срок уплаты налога.
Согласно статье 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Представители бизнес-сообщества, осуществляющие деятельность в области производства и оборота винодельческой продукции, в частности, указывали, что может сложиться ситуация, когда к моменту представления декларации предприятие может либо не осуществить выпуск продукции (указывались случаи при производстве вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и дистиллятов полного цикла производства), либо не успеть использовать все заготовленное сырье.
Считаем целесообразным предусмотреть возможность представления корректирующих деклараций без ограничения срока их представления.
3. Приложение N 3 к проекту акта ("Декларация об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), приложение N 7 к проекту акта ("Декларация об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции") содержат разделы "Объем поставленной продукции", "Объем фактически поставленной продукции", "Объем возращенной поставщику продукции", "Объем фактически возращенной поставщику продукции"; приложение N 8 к проекту акта ("Декларация об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи") содержит разделы "Объем закупленной продукции", "Объем фактически закупленной продукции".
Остается неясным, в чем разница между "поставленной", "возвращенной", "закупленной" и "фактически поставленной", "фактически возвращенной", "фактически закупленной" продукцией. В целях реализации проектируемого регулирования считаем необходимым уточнить применение и содержание информации указанных разделов.
4. Одновременно обращаем внимание на недостаточную проработку сводного отчета. Для возможности всестороннего анализа влияния проектируемых норм на деятельность хозяйствующих субъектов правилами проведения оценки регулирующего воздействия предусмотрена необходимость заполнения сводного отчета, предусматривающего в том числе информацию о количестве субъектов предпринимательской деятельности, подпадающих под проектируемое регулирование, а также о влиянии на их деятельность предлагаемых норм.
Росалкогольрегулирование, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, осуществляющим ведение в установленном порядке единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не может не располагать информацией о количестве хозяйствующих субъектов, подпадающих под требования проекта акта.
Между тем, разделы 7 ("Количественная оценка субъектов предпринимательской деятельности"), 10 ("Новые преимущества, а также обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения"), 11 ("Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей и ограничений") сводного отчета разработчиком не заполнены.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций,
проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О представлении деклараций об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме выращенного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О представлении деклараций об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме выращенного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 14 по 21 мая 2018 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых поступили позиции X5 Retail Group, АО "Татспиртпром", ООО "Кубань-Вино", ОАО "РЖД", СРО "Винодельческий союз".
X5 Retail Group: "1. Проект постановления Правительства Российской Федерации "О представлениидеклараций об объеме производства и (шш) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об исюльзованад производственных мощностей, об объеме собранного винограде и использованного для производства винодельческой продукции винограда" (далее - проект акта) предусматривает утверждение правил представления деклараций об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограде и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее - Правила) взамен действующих в настоящий момент правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815.
На практике в крупных организациях формирование деклараций об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой проекции винограда (далее - декларации) осуществляется в автоматическом режиме с использованием информационных систем учета лиц, на которых возложены обязанности по декларированию (далее - декларанты). В связи с изменением правил предоставления деклараций, включая изменение состава полей деклараций, декларантам будет необходимо скорректировать собственные информационные системы учета, что может потребовать по экспертным оценкам до 5 месяцев.
В соответствии с проектом акта Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка в двухмесячный срок с даты вступления в силу проекта акта необходимо утвердить:
- порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей;
- классификатор видов продукции, используемый при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (Или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Утверждение указанных порядка, классификатора и формата необходимо для обеспечения возможности реализации декларантами предусмотренных Правилами требований, а также для начала проведения декларантами работ по корректировке собственных информационных систем учета.
Сводным отчетом о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта предполагается вступление проекта акта в силу во втором квартале 2018 года. Однако в таком случае указанные порядок, классификатор и формат будут утверждены не ранее 1 июня 2018 года и большинство организаций не успеют скорректировать свои информационные системы учета для представления деклараций за второй квартал 2018 года по новым правилам.
В соответствии с пунктом 8(2) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318, в случае если проекты актов, подлежащих оценке регулирующего воздействия, затрагивают общественные отношения, возникшие до вступления их в силу, а также предусматривающих необходимость проведения мероприятий, связанных с реализацией вступивших в силу нормативных правовых актов, такие проекты актов должны содержать соответствующие переходные положения и (или) соответствующие нормы временного действия.
С учетом изложенного, для предоставления декларантам возможности выполнить новые требования подачи деклараций предлагаем в проекте акта установить, что новые правила подачи деклараций применяются, начиная с отчетности за третий квартал 2018 года.
2. В соответствии с пунктом 20 Правил при обнаружении декларантом в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в представленной ранее декларации, декларант представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. При этом корректирующие декларации (за исключением корректирующих деклараций по формам, предусмотренным приложениями N9-11 к Правилам) представляются до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом. Корректирующие декларации по формам, предусмотренным приложениями N 9 -11 к Правилам, представляются до 30 апреля года, следующего за отчетным годом. Таким образом, после окончания определенного периода декларант теряет право подать корректирующую декларацию по общей процедуре и вынужден обращаться в Росалкогольрегулирование для получения такого права на основании соответствующего решения Росалкогольрегулирования.
В то же время, законодательство о бухгалтерском учете и законодательство о налогах и сборах (в частности, см. статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 54, 81 Налогового кодекса Российской Федерации) предусматривают право добросовестного хозяйствующего субъекта исправить допущенную в отчетности ошибку по общей процедуре корректировки сведений, содержащихся в отчетности, без ограничения срока, в течение которого такое исправление может быть осуществлено.
Добросовестные участники алкогольного рынка также должны иметь право на исправление допущенных при подаче деклараций ошибок, выявленных по истечении периода, предусмотренного проектом акта для подачи корректирующих деклараций по общей процедуре.
В дополнение к этому, в настоящий момент, в отличие от даты вступления в силу правил представления деклараций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, в ЕГАИС содержатся сведения об объеме оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
С учетом изложенного, в целях защиты прав хозяйствующих субъектов и улучшения условий осуществления предпринимательской деятельности в части выполнения требований по подаче деклараций, а также для улучшения качества сведений, представляемы декларантами, предлагаем в абзаце втором пункте 20 Правил исключить слова "до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом,", а также внести корреспондирующие изменения в пункте 21 Правил.
3. Форма декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденная Приложением N 3 к Правилам, содержит показатели "Объем возвращенной поставщику продукции" и "Объем фактически возвращенной поставщику продукции". Форма декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, утвержденная Приложением N 7 к Правилам, и форма декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, утвержденная Приложением N 8 к Правилам, содержит показатели "Объем закупленной продукции", "Объем фактически закупленной продукции", "Объем возвращенной поставщику продукции", "Объем фактически возвращенной поставщику продукции".
В сравнении с правилами представления деклараций, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815, Правила содержат следующие новые показатели: "объем фактически закупленной продукции" и "объем фактически возвращенной продукции". При этом в соответствии с проектом акта невозможно однозначно определить, в чем разница между объемами "возвращенной" и "фактически возвращенной" продукции, а также между объемами "закупленной" и "фактический закупленной" продукции.
При этом статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и (роков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Для устранения указанной выше неопределенности трактовки проекта акта Правила и (или) приложения N 3, 7, 8 Правил предлагаем дополнить сведениями о содержании показателей "объем фактически закупленной продукции" и "объем фактически возвращенной продукции" как вновь введенный показателей".
АО "Татспиртпром": "Необходимо уточнить порядок расчета квартальных мощностей в приложении N 6".
ОАО "РЖД": "Переходный период требуется. Учитывая, что процесс формирования и представления отчетности в ОАО "РЖД" автоматизирован, а подразделения ОАО "РЖД", осуществляющие закупку этилового спирта на технические цели, располагаются по всей территории Российской Федерации, вносимые проектом изменения требуют времени для внесения изменений в настройки программного обеспечения. Следует предусмотреть срок переходного периода 1 - 2 квартала. При этом учитывая, что сроки представления корректирующих деклараций за каждый отчетный период ограничен, считаем целесообразным предусмотреть период времени для проведения тестирования сдачи отчетности по новым формам.
В соответствии с пунктом 8 проекта, декларации об объеме перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукция) представляют организации осуществляющие перевозку продукции, указанные в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171 - ФЗ, т. е. в данном пункте установлен порядок представления деклараций в отношении организаций осуществляющих перевозку продукции в объеме не превышающем 200 декалитров в год на осуществление деятельности, которых не требуется получение лицензии. Следовательно, у ОАО "РЖД" осуществляющего перевозку указанной продукции в объеме, превышающем 200 декалитров в год на основании полученной лицензии нет оснований для представления указанной формы декларации с момента утверждения и начала действия представленного к рассмотрению проекта?
Предлагаем не ограничивать срок представления корректировочных деклараций до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом и увеличить сроки представления корректировочных деклараций до трех лет".
СРО "Винодельческий Союз", ООО "Кубань-вино": "СРО "Винодельческий Союз" и организации виноградарско-винодельческой отрасли поддерживают принятие данного проекта постановления Правительства РФ, при этом считаем необходимым внести следующие предложения:
- предусмотреть возможность предоставления корректирующих деклараций по формам NN10,11 в течение года до момента полного использования винограда, указанного в графах NN5-8 "Декларации об объеме винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского)", графах NN9-13 "Декларации об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции, в том числе винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также полного цикла производства дистиллятов". Поскольку установленная проектом постановления Правительства дата предоставления корректирующих деклараций (до 30 апреля года, следующего за отчетным годом) не позволяет в полной мере организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям определиться с направлением использования винограда при производстве винодельческой продукции. При реализации возможности предоставления корректирующих сведений в декларации организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели смогут своевременно и точно отразить количество произведенной винодельческой продукции, в том числе отправленной на выдержку или заложенную в винодельческую коллекцию;
- предусмотреть возможность в процессе производства корректировать назначение использования винограда путем перевода с одного вида продукции на другой".
АО "Талвис" (от своего имени и от имени АО "Пермалко") сообщило, что замечаний к проекту акта нет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.