Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минфином России 18.06.2018 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Законопроект, Закон N 44-ФЗ) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам VII съезда Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 25.03.2016 N Пр-532 (далее - Поручение Президента), пункта 1.1 плана мероприятий ("дорожной карты") по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в 2016 году (далее - План мероприятий), утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 25.04.2016 N 2848п-П13.
Во избежание продолжения практики фрагментарного внесения изменений в Закон N 44-ФЗ при одновременном внесении изменений в иные акты законодательства Российской Федерации, а также учитывая принцип стабильности, Законопроектом предусмотрена норма, в соответствии с которой внесение изменений в Закон N 44-ФЗ, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений Закона N 44-ФЗ осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования (по аналогии с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации).
С целью унификации форм электронных документов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, а также минимизации трудовых затрат участников контрактной системы в сфере закупок Законопроектом предусматривается право Правительства Российской Федерации установить требования к форме электронных документов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, порядок их формирования и размещения в единой информационной системе, на электронной площадке, специализированной электронной площадке с целью соблюдения принципа прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Также Законопроектом урегулирован порядок применения положений Закона N 44-ФЗ и нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в случае установления положениями иных нормативных правовых актов обязанности осуществления процедуры отбора поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
С целью уточнения расчета цены каждого этапа исполнения контракта (в случае установления отдельных этапов исполнения контракта) Законопроектом предусмотрен порядок, согласно которому цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В настоящее время отдельными федеральными законами Российской Федерации (например, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике") установлены отличные от установленного Законом N 44-ФЗ порядки начисления пени за просрочку исполнения обязательств, в связи с чем с целью учета указанных особенностей Законопроектом предусмотрено уточнение положений части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем учитывая, что размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, необходимо устанавливать в проекте контракта, при этом при составлении проекта контракта не известна цена контракта, предложенная победителем, а также учитывая нормы постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, Законопроектом исключаются положения частей 5 и 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ об установлении штрафов в виде фиксированной суммы.
С целью предусмотрения права Правительства Российской Федерации не только в случаях обеспечения обороноспособности и безопасности государства устанавливать иной срок оплаты (отличный от установленного срока - не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке) заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, Законопроектом предусмотрено уточнение положений части 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, во исполнение пункта 1.1 Плана мероприятий Законопроектом предусмотрены положения, устанавливающие обязанность заказчика включать в контракт условия о размере, порядке и сроках выплаты аванса, а также положения о поэтапной выплате авансовых платежей при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг по контрактам, условиями которых предусмотрены этапы.
В настоящее время в отдельных случаях складывается негативная практика, связанная со злоупотреблениями со стороны заказчика при осуществлении возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) обеспечения исполнения контракта, в связи с чем Законопроектом предлагается установить максимальный срок (тридцать дней) возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, такой срок не должен превышать пятнадцати дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Также с целью устранения избыточности в положениях действующей редакции части 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ и конкретизации требуемого опыта при подтверждении добросовестности участника закупки Законопроектом предусмотрено уточнение положений части 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, Законопроект направлен на снижение финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе являющихся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями (далее - СМП и СОНКО), и предусматривает гибкий механизм предоставления обеспечения исполнения контракта поставщиками (подрядчиками, исполнителями), являющимися СМП и СОНКО, в том числе путем:
- установления размера обеспечения исполнения контракта от цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не менее размера аванса;
- установления случаев освобождения от предоставления обеспечения исполнения контракта при условии предоставления участником закупки информации, подтверждающей добросовестность участника закупки в соответствии с положениями части 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.