Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об аккредитации в области использования атомной энергии"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 06.08.2018 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об аккредитации в области использования атомной энергии" (далее - Проект) разработан по результатам анализа правоприменительной практики в сфере аккредитации организаций, выполняющих работы по оценке соответствия в области использования атомной энергии, выявившего необходимость совершенствования порядка и отдельных механизмов системы аккредитации в области использования атомной энергии, а также устранения пробелов в нормативном правовом регулировании процесса аккредитации в области использования атомной энергии.
Проект подготовлен в соответствии с положениями абзаца пятого статьи 9 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и пункта 28 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Проектом, в частности, предлагается:
1. Расширить область аккредитации в области использования атомной энергии, предусмотренную в настоящее время Правилами аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, обязательным требованиям, аттестации экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии, а также привлечения и отбора экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии и технических экспертов для выполнения работ по аккредитации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 612 (далее - Правила), за счет включения в нее аккредитации органов по сертификации систем менеджмента, органов по сертификации персонала и органов инспекции, а также возможности осуществления аккредитованными организациями оценки соответствия требованиям, применяемым на добровольной основе (в том числе условиям договоров).
Указанное расширение области аккредитации позволит оценивать соответствие продукции, процессов, систем менеджмента и персонала, в том числе, с точки зрения соблюдения требований документов по стандартизации и иных необязательных требований, которые позволят учитывать специфические потребности организаций атомной отрасли.
Это позволит обеспечить высокое качество продукции, которая применяется на объектах использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации указанной продукции, систем менеджмента и достаточный уровень квалификации персонала юридических лиц, осуществляющих производство (изготовление) соответствующей продукции.
2. Ввести понятие "организации по оценке соответствия", в определение которого включить организации, аккредитованные в качестве органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем менеджмента, органа по сертификации персонала, органа инспекции или испытательной лаборатории (центра) и выполняющие работы по оценке соответствия в области использования атомной энергии, с соответствующим расширением функций Госкорпорации "Росатом" (далее также - орган по аккредитации) по аккредитации указанных организаций.
3. Дополнить критерии аккредитации и требования к организациям, выполняющим работы по оценке соответствия в области использования атомной энергии, установленные действующими Правилами, критериями аккредитации органов по сертификации систем менеджмента, органов по сертификации персонала и органов инспекции, а также требованиями, предъявляемые к этим органам при аккредитации.
4. Наделить орган по аккредитации полномочиями по ведению реестров организаций по оценке соответствия в области использования атомной энергии и выданных документов по оценке соответствия, а также по утверждению порядка предоставления содержащихся в них сведений.
5. Установить право аккредитованного лица актуализировать свою область аккредитации в связи с изменением нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, в соответствии с которыми аккредитованное лицо осуществляет свою деятельность, если указанные изменения не связаны с установлением новых требований к компетенции аккредитованного лица.
6. Закрепить право аккредитованного лица проходить процедуру переоформления аттестата аккредитации, предусматривающую проведение выездной оценки соответствия, одновременно с прохождением процедуры подтверждения соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации.
7. Увеличить предусмотренный Правилами общий срок для принятия органом по аккредитации решения об аккредитации или об отказе в аккредитации с 90 рабочих дней до 120 рабочих дней со дня приема от заявителя надлежащим образом оформленного заявления и полного комплекта документов по причине того, что общий срок в 90 рабочих дней для принятия решения об аккредитации или об отказе в аккредитации не соответствует сумме установленных сроков административных действий.
8. Ввести понятие "документарная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации" - совокупность мероприятий, включающих в себя документарную экспертизу и осуществляемую должностными лицами органа по аккредитации проверку подготовленного по результатам такой экспертизы экспертного заключения с учетом наличия корреспондирующего данному понятию термина "выездная оценка соответствия" и соответствующей ему процедуры.
Введение рассматриваемого понятия создает правовые основания для осуществления процедуры оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации.
9. Установить, что решение о расширении области аккредитации принимается органом по аккредитации на основании проведения выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, без проведения документарной оценки по причине того, что проведение документарной экспертизы в данном случае является избыточным по следующим основаниям:
расширение области аккредитации в органах по сертификации связано с увеличением объема работы, к которой предъявляются прежние ранее проверенные критериальные требования, основная проверка связана с проверкой компетенции персонала выполнять эти работы, что осуществляется при выездной экспертизе;
расширение области аккредитации испытательной лаборатории (центра) связано с использованием новых методов испытаний и предполагает появление нового испытательного оборудования и средств измерений. Поскольку все остальные критериальные требования (наличие документации, состояние системы менеджмента и радиационной безопасности) ранее проверены, то для проверки остается только один критерий - материально-техническое обеспечение, который проверяется при выездной экспертизе.
10. Ввести запрет на подачу аккредитованным лицом заявления о прекращении действия аттестата аккредитации в период, когда его действие приостановлено по решению органа по аккредитации.
11. Установить ограничение на подачу заявления организацией по оценке соответствия в случае неисполнения аккредитованным лицом в установленный срок предписания об устранении выявленного несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, повторного в течение трех лет выявления несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, отказа или уклонения аккредитованного лица от подтверждения соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, непредставления в установленный срок документов, подтверждающих факт оплаты документарной экспертизы или выездной экспертизы, невыполнения аккредитованным лицом требований нормативных правовых актов, обязательных требований, установленных документами по стандартизации, и иных обязательных требований в области использования атомной энергии.
Срок указанного ограничения предлагается установить не ранее чем по истечении двух лет со дня принятия решения органом по аккредитации о прекращении действия аттестата аккредитации.
12. Расширить предусмотренный Правилами перечень оснований прекращения действия аттестата аккредитации по решению органа по аккредитации следующими основаниями:
переоформление аттестата аккредитации;
представление аккредитованным лицом недостоверной информации или непредставление информации для осуществления мониторинга аккредитованных лиц, подтвержденное результатами внепланового инспекционного контроля;
осуществление аккредитованным лицом с момента размещения информации о приостановлении действия аттестата аккредитации на официальном сайте органа по аккредитации полностью либо в отдельной области аккредитации деятельности в области аккредитации, установленной ему аттестатом аккредитации, до возобновления действия аттестата аккредитации.
13. Установить области аттестации экспертов по аккредитации, учитывая увеличение количества объектов оценки соответствия.
14. Формализовать процедуру прохождения подтверждения компетентности экспертов по аккредитации путем включения положений о формировании органом по аккредитации ежегодного плана прохождения экспертами данной процедуры, порядка подачи экспертом заявления о подтверждении своей компетенции, а также действиях органа по аккредитации по результатам прохождения экспертом квалификационного экзамена для подтверждения компетенции.
15. Включить в число субъектов, представляющих для целей мониторинга деятельности аккредитованных лиц информацию в орган по аккредитации, юридических лиц, являющихся приобретателями (потребителями) продукции, а также заявителей на проведение оценки соответствия.
16. Установить, что аттестаты аккредитации и свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации, выданные до дня вступления в силу Проекта, сохраняют свое действие и переоформлению в связи с вступлением Проекта в силу не подлежат.
17. Внести изменения в Положение об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2016 г. N 544 "Об особенностях оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения", в целях исключения из него положений о ведении реестра выданных сертификатов соответствия продукции, которые охватываются требованиями Проекта о ведении реестра документов по оценке соответствия.
Проект заменит собой постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 612 "Об аккредитации в области использования атомной энергии" (в том числе утвержденные им Правила), которое будет признано утратившим силу.
Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренное пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2004 N 260, по Проекту не требуется.
Реализация предлагаемых Проектом решений не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие Проекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Проект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям других международных договоров Российской Федерации.
Принятие Проекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.