Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Федерального Закона "О транспортной безопасности"
(подготовлен Минтрансом России 13.08.2018 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Вид - проект федерального закона.
Наименование вносимого проекта акта - "О внесении изменений в часть 1 статью 10 Федерального Закона "О транспортной безопасности" (далее - проект федерального закона).
Предметом правового регулирования проекта федерального закона являются общественные отношения, связанные с обеспечением транспортной безопасности.
Федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект федерального закона - Министерство транспорта Российской Федерации.
Основание для подготовки проекта федерального закона - в целях реализации решений Национального антитеррористического комитета.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты от их реализации
Положениями части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) установлены ограничения для лиц, осуществляющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.
Одновременно во исполнение протокольных решений Национального антитеррористического комитета в Перечень работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1653-р (далее - Распоряжение N 1653-р) следует отнести работы по проведению аттестации сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Следует отметить, что в деятельности по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Правилами обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 969 участвуют федеральные органы исполнительной власти: ФСБ России, МВД России, МЧС России, Россвязь, Минтранс России, подведомственные им организации, уполномоченные на выполнение процедур, связанные с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также испытательные лаборатории.
Вместе с тем профессиональная служебная деятельность в различных видах государственной службы регламентируется отдельным законодательством, которым также предусмотрены ограничения и требования к соответствующим государственным служащим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.052003 N 58 "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов.
В ФСБ России предусмотрена военная, правоохранительная, федеральная гражданская служба, вопросы прохождения службы, включая ограничения прохождения службы, регламентируются:
Федеральным законом от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности";
Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Федеральным законом от 27.07. 2004 N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Служба в органах внутренних дел является федеральной государственной службой, вопросы прохождения службы, включая ограничения, регламентируются:
Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации).
В МЧС России предусмотрена военная, федеральная гражданская служба. Вопросы прохождения службы, включая ограничения, регламентируются:
Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79 "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Ограничения для государственных служащих Россвязи и Минтранса России регламентируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79 "О государственной гражданской службе российской федерации".
Одновременно следует отметить, что полномочия по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности Минтранса России и Россвязи переданы подведомственным организация согласно:
- приказу Минтранса России от 13.06.2017 N 222 "О наделении федерального государственного унитарного предприятия "ЗащитаИнфоТранс Министерства транспорта Российской Федерации" полномочиями на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, и об утверждении формы сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к функциональным свойствам технических систем сбора и обработки информации;
- приказу Россвязи от 28.06.2018 N 138 "Об организации, подведомственной Федеральному агентству связи, наделенной полномочиями на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности".
В связи с чем, сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности непосредственно государственными служащими Минтранса России и Россвязи не проводится.
Исходя из положений Распоряжения N 1653-р, в настоящее время государственные служащие выполняют работы связанные с аккредитацией специализированных организаций, категорированием объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности (пункты 1, 3 и 4 Распоряжения N 1653-р).
Вышеуказанные работы, связаны с предоставлением государственными служащими федеральных органов исполнительной власти, в рамках компетенции, государственных услуг, исполнением государственных функций в области обеспечения транспортной безопасности.
Аккредитация специализированных организаций проводится компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (Росморречфлот, Росавтодор, Росавиация, Росжелдор) согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 289 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" с целью определения способности организации проводить оценку уязвимости объектов в области конкретного вида транспорта, а также дорожного хозяйства.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств также проводится компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (Росморречфлот, Росавтодор, Росавиация, Росжелдор).
Полномочия по аккредитации специализированных организаций и категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены в соответствующих положениях о вышеуказанных федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371; от 23.07.2004 N 374; от 30.07.2004 N 396 и от 30.07.2004 N 397.
Контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, полномочия которой установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта".
При этом в непосредственном исполнении, мероприятий, направленных в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности на защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, государственные служащие Росморречфлота, Росавтодора, Росавиации, Росжелдора и Ространснадзора, не учавствуют.
В соответствии с законодательством в области обеспечения транспортной безопасности (часть 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ), реализация требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта возлагается на субъект транспортной инфраструктуры, перевозчика, которые привлекают для защиты от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности, прошедшие в установленном порядке аттестацию.
Учитывая изложенное, применение положений статьи 10 Закона N 16-ФЗ в отношении государственных служащих, осуществляющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности представляется избыточным, требует дополнительных финансовых средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также затрудняют практическую реализацию положений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
В этой связи проектом федерального закона предлагается исключить распространения требований статьи 10 Закона N 16-ФЗ на лиц, являющихся государственными служащими Российской Федерации при проведении ими работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Кроме того, в том числе в целях исключения неоднозначного толкования пункта 8 части 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, пунктом 1 проекта федерального закона предлагается установить, что "Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, если иное не предусмотрено настоящей статьей, не вправе выполнять лица".
Представляется, что указанная проектируемая норма позволит установить, что предусмотренная пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ подготовка и аттестация проводится только в отношении лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности и являющихся силами обеспечения транспортной безопасности.
К силам обеспечения транспортной безопасности согласно положению пункта 7.2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ относятся - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
3. Оценка соответствия проекта акта Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 года
Принятие проекта федерального закона не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 г.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие и реализация проекта федерального закона предусматривает корреляцию с законодательством, регламентирующим служебную деятельность в различных видах государственной службы.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые проектом федерального закона решения не повлияют на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
6. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
7. Принятие и реализация проекта федерального закона:
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов;
не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.