Проект Приказа Министерства промышленности и торговли РФ "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники"
(подготовлен Минпромторгом России 22.08.2018 г.)
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506; 2017, N 44, ст. 6523; 2018, N 6, ст. 880; N 25, ст. 3696), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники.
2. Признать утратившими силу:
приказ Минпромторга России от 29 мая 2013 г. N 807 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники" (зарегистрирован в Минюсте России 28 июня 2013 г. N 28915);
приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Приказ Минпромторга России от 28 декабря 2016 г. N 4791 "О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29 мая 2013 г. N 807 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники" (зарегистрирован в Минюсте России 22 марта 2017 г. N 46099).
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра О.Е. Бочарова.
Министр |
Д.В.Мантуров |
Утвержден
приказом Минпромторга России
от ________________ N____
Административный регламент исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Наименование функции
1. Настоящим Административным регламентом (далее - Регламент устанавливаются сроки и последовательность административных процедур (действий), порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, между органами государственного контроля (надзора) и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники (далее - лицензионный контроль).
Наименование федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего лицензионный контроль
2. Лицензионный контроль за соблюдением юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники (далее - лицензиат), за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие
осуществление лицензионного контроля
3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), размещается на официальном сайте Минпромторга России (http://www.minpromtorg.gov.ru; http://www.минпромторг.рф) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт Минпромторга России), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр), на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (http://www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал).
Предмет лицензионного контроля
4. Объектами лицензионного контроля являются юридические лица, имеющие лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники (далее - лицензиат).
5. Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
6. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, являются:
а) наличие принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений, помещений, технической документации, испытательного, технологического оборудования, средств программного обеспечения и средств измерений, поверенных в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", необходимых для осуществления заявленных работ (услуг) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 49, ст. 6339; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4255; 2015, N 29, ст. 4359);
б) наличие в штате специалистов, имеющих профессиональное образование, заключивших с лицензиатом трудовые договоры и отвечающих соответствующим квалификационным требованиям;
в) соблюдение требований федеральных законов от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3034; 2003, N 50, ст. 4855; 2005, N 30, ст. 3128; 2006, N 23, ст. 2382; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 18, ст. 1941; 2011, N 30, ст. 4596; 2011, N 47, ст. 6612; N 50, ст. 7351; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; 2017, N 18, ст. 2674; N 30, ст. 4445) и от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940; 2011, N 1, ст. 32; N 27, ст. 3880; N 47, ст. 6612; 2014, N 6, ст. 566; N 11, ст. 1094; N 45, ст. 6153; 2017, N 27, ст. 3952; N 30, ст. 4445)) при наличии иностранных инвестиций;
г) выполнение требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, выполнение мероприятий в области защиты государственной тайны и по противодействию иностранным техническим разведкам в случае осуществления работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1768; 1997, N 41, ст. 4673, 8220 - 8235; 2002, N 52, ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549, N 27, ст. 2700, N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596, N 46, ст. 6407; 2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393; 2017, N 31, ст. 4742);
д) наличие системы производственного контроля, необходимой для осуществления заявленных работ (услуг).
7. Грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, установленных подпунктами а) - в) и д) пункта 6 Регламента, повлекшее за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении
лицензионного контроля
8. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица Минпромторга России обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиата, проверка которого проводится;
3) проводить проверку на основании приказа Минпромторга России о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Минпромторга России и копии документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры;
5) не препятствовать руководителю лицензиата (иному уполномоченному лицу) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю лицензиата (иному уполномоченному лицу), присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя лицензиата (иное уполномоченное лицо) с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для безопасности государства, для жизни и здоровья людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лицензиата;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки;
11) не требовать от лицензиата документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя лицензиата (иного уполномоченного лица) ознакомить их с положениями Регламента;
13) требовать письменных пояснений от лицензиата по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160, 4193, 4196; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320, 4322; N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4041, 4243; N 44, ст. 5633; N 48, ст. 6165; N 49, ст. 6338; N 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, N 11, ст. 1092, 1098; N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4220, 4235, 4243, 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 53, 64; 72; 85; N 14, ст. 2022; N 18, ст. 2614; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4339; 4362; 4372; 4389; N 48, ст. 6707; 2016, N 11, ст. 1495; N 18, ст. 2503; N 27, ст. 4160, 4187, 4287; N 50, ст. 6975; 2017, N 9, ст. 1276; N 18, ст. 2673);
14) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
15) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у лицензиата;
16) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
17) в случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки;
18) вносить сведения о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в единый реестр проверок, являющийся федеральной государственной системой, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2016, N 51, ст. 7406).
9. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица Минпромторга России не вправе:
1) проверять выполнение требований, не относящихся к полномочиям Минпромторга России;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя лицензиата (иного уполномоченного им лица);
3) требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) превышать установленные сроки проведения проверки;
6) осуществлять выдачу лицензиату предписаний или предложений о проведении за его счет мероприятий по контролю;
7) требовать представления документов, информации, в том числе разрешительных документов, включенных в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
8) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;
9) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
10) требовать от юридического лица представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Должностные лица Минпромторга России после принятия приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
10. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица Минпромторга России вправе истребовать документы и информацию, необходимые для осуществления указанной государственной функции и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Минпромторг России при организации и проведении проверок запрашивает и получает на безвозмездной основе в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме, следующие документы и (или) информацию:
выписку из Единого государственного реестра недвижимости;
сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.
11. Минпромторг России привлекает к проведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицензиатом, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемого лица.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются
мероприятия по лицензионному контролю
12. Руководитель лицензиата (иное уполномоченное лицо) при проведении проверки имеет право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от должностных лиц Минпромторга России информацию, которая относится к предмету проверки;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Минпромторга России;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Минпромторга России, повлекшие за собой нарушение прав лицензиата при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Минпромторгом России в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;
7) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Минпромторг России по собственной инициативе.
13. Лицензиат при проведении проверки обязан:
1) обеспечить присутствие руководителя либо уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению лицензионных требований;
2) предоставить должностным лицам Минпромторга России, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
3) обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые лицензиатом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому лицензиатом оборудованию.
Описание результата осуществления лицензионного контроля
14. Результатом исполнения лицензионного контроля является:
- составление акта проверки;
- составление предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований с указанием сроков их устранения, об осуществлении мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с такими нарушениями (далее - предписание);
- составление протокола об административных правонарушениях, связанных с нарушением лицензионных требований (далее - протокол об административном правонарушении).
Исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления лицензионного контроля и достижения целей и задач проведения проверки
15. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у лицензиата:
1) копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение или использование зданий, сооружений, помещений, необходимых для осуществления разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) перечни нормативной и технической документации, оборудования, стендов, средств программного обеспечения, средств измерений, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, а также копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание на владение или использование технической документации, оборудования, стендов, средств программного обеспечения и средств измерений;
3) копии документов, подтверждающих наличие в штате специалистов, осуществляющих выполнение лицензируемого вида деятельности, имеющих профессиональное образование, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, а также их соответствие соответствующим квалификационным требованиям;
4) сведения о соблюдении требований федеральных законов "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в случае наличия иностранных инвестиций;
5) справка, подписанная руководителем лицензиата, об отсутствии работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
6) копии документов, подтверждающих наличие системы производственного контроля, необходимой для осуществления заявленных работ (услуг).
16. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, в соответствии с межведомственным перечнем:
1) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
2) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости);
3) сведения о соблюдении требований Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в случае осуществления работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
II. Требования к порядку осуществления лицензионного контроля
Порядок информирования об исполнении
лицензионного контроля
17. Информация о порядке исполнения лицензионного контроля, справочная информация о месте нахождения и графике работы Минпромторга России, справочные телефоны, адреса официального сайта, а также электронной почты и (или) формы обратной связи Минпромторга Россиии в сети "Интернет" предоставляется:
- посредством размещения в информационном электронном терминале в фойе здания Минпромторга России;
- посредством размещения в федеральном реестре;
- посредством размещения на Едином портале;
- на сайт Минпромторга России);
- посредством использования средств телефонной связи, в письменной форме, а также по электронной почте info@minprom.gov.ru;
- посредством личного обращения лицензиата.
18. На сайте Минпромторга России размещается следующая информация:
ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Минпромторга России (далее - план проверок);
информация о результатах проверок, проведенных Минпромторгом России;
текст Регламента с приложениями;
нормативные правовые акты, регламентирующие исполнение государственной функции;
краткое описание порядка исполнения государственной функции;
график работы Минпромторга России;
почтовый адрес Минпромторга России;
номера телефонов, по которым осуществляется информирование по вопросам исполнения государственной функции;
порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Минпромторга России, исполняющих государственную функцию.
19. Посредством телефонной связи может предоставляться следующая информация:
- о нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы исполнения государственной функции;
- о порядке исполнения государственной функции;
- о сроках исполнения государственной функции;
- о местонахождении и графике работы Минпромторга России;
- об адресах сайта Минпромторга России;
- о ходе исполнения государственной функции.
20. По иным вопросам информация предоставляется только на основании соответствующего письменного обращения.
Порядок, размер и основания взимания платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в осуществлении
лицензионного контроля, взимаемой с лицензиата, в отношении которого проводятся мероприятия по лицензионному контролю
21. Лицензионный контроль осуществляется без взимания платы с лицензиата, в отношении которого проводятся мероприятия по лицензионному контролю.
Срок осуществления лицензионного контроля
22. Продолжительность проверки (от даты начала проверки до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать 20 (двадцать) рабочих дней.
23. В случае если лицензиат является субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 (пятьдесят) часов для малого предприятия и 15 (пятнадцать) часов для микропредприятия в год.
24. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Минпромторга России, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
25. Срок проведения проверки в отношении лицензиата, который осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению лицензиата, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 (шестьдесят) рабочих дней.
III. Состав, последовательность и сроки
выполнения административных процедур (действий), требования
к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения
административных процедур в электронной форме
26. Исполнение лицензионного контроля включает в себя следующие административные процедуры:
1) проведение проверки:
- принятие решения о проведении проверки, подготовка к проверке;
- осуществление мероприятий по проверке;
- подготовка акта проверки, ознакомление с актом проверки лицензиата;
2) принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
составление предписания;
- составление протокола об административном правонарушении).
Проведение проверки
Принятие решения о проведении проверки,
подготовка к проверке
27. Основаниями для принятия решения о проведении проверки являются:
1) истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
1.1) истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
2) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного Минпромторгом России предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
3) поступление в Минпромторг России обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
4) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
5) наличие ходатайства лицензиата о проведении внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания Минпромторга России;
6) наличие приказа Минпромторга России, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
28. Решение о проведении проверки оформляется приказом Минпромторга России в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом N 141.
29. Проверка проводится должностными лицами Минпромторга России исключительно в составе комиссии (далее - комиссия по проверке), состоящей из гражданских служащих Минпромторга России, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций.
30. В приказе о проведении проверки в обязательном порядке назначается председатель комиссии по проверке.
31. Ответственным структурным подразделением Минпромторга России за проведение проверки является Департамент авиационной промышленности (далее - Департамент).
Осуществление мероприятий по проверке
32. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и выездных проверок.
33. Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проверок.
34. Основания для проведения внеплановой проверки приведены в подпунктах 2 - 6 пункта 27 Регламента.
35. При проведении внеплановых выездных проверок по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 27 Регламента, внеплановая выездная проверка подлежит согласованию в установленном порядке с органом прокуратуры.
36. О проведении документарной проверки лицензиат уведомляется не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа Минпромторга России о документарной проверке заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
37. О проведении выездной проверки лицензиат уведомляется:
при проведении плановой проверки - не позднее чем в течение 3 (трех) рабочих дней до начала проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом;
при проведении внеплановой проверки - не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала проведения проверки любым доступным способом.
38. Минпромторг России вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 27 Регламента, без направления предварительного уведомления лицензиата.
Проведение документарной проверки
39. Основанием для начала проверки является приказ Минпромторга России о проведении документарной проверки.
40. Предметом документарной проверки являются содержащиеся в документах лицензиата сведения, относящиеся к осуществлению деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники.
41. Комиссия по проверке формирует пакет документов о лицензиате из числа имеющихся в распоряжении Минпромторга России.
42. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Минпромторга России, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицензиатом лицензионных требований, в адрес лицензиата уполномоченным лицом Департамента направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, относящиеся к предмету проверки. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Минпромторга России о проведении документарной проверки.
43. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения мотивированного запроса лицензиат обязан направить в Минпромторг России указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью лицензиата (при ее наличии) и подписью руководителя (или иного уполномоченного лица).
44. Лицензиат вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
45. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицензиатом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Минпромторга России документах и (или) полученным в ходе осуществления лицензионного контроля, уполномоченным лицом Департамента лицензиату направляется письменный запрос с требованием представить в течение 10 (десяти) рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
46. Лицензиат, представляющий в Минпромторг России пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
47. Члены комиссии по проверке рассматривают полученные от лицензиата письменные пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, по существу выявленных несоответствий и противоречий.
48. Если в ходе рассмотрения представленных пояснений и документов (или при отсутствии пояснений) установлены признаки нарушения лицензионных требований, в отношении лицензиата может быть проведена выездная проверка.
Проведение выездной проверки
49. Основанием для начала проверки является приказ Минпромторга России о проведении выездной проверки.
50. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах лицензиата сведения, а также соответствие его работников лицензионным требованиям, состояние используемых при осуществлении деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, технических средств, иных объектов и принимаемые им меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний.
51. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения членами комиссии по проверке, обязательного ознакомления руководителя лицензиата (иного уполномоченного лица) с приказом Минпромторга России о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
52. Руководитель лицензиата, иное уполномоченное лицо обязаны предоставить возможность членам комиссии по проверке ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые лицензиатом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым лицензиатом оборудованию, подобным объектам.
53. Проведение проверок в нерабочее время лицензиата не допускается без предварительного согласования с руководителем лицензиата (с иным уполномоченным лицом).
Подготовка акта проверки, ознакомление с актом
проверки лицензиата
54. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю лицензиата (иному уполномоченному лицу) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
55. При наличии согласия лицензиата на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю лицензиата (или уполномоченному им лицу). При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
56. Типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена Приказом N 141.
57. В случае отсутствия руководителя лицензиата (иного уполномоченного лица), а также в случае отказа лицензиата дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в Минпромторге России.
58. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня составления акта проверки.
59. К акту проверки прилагаются объяснения работников лицензиата, на которых возлагается ответственность за нарушение лицензионных требований.
60. Лицензиат вправе вести журнал учета проверок по типовой форме журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, установленной Приказом N 141.
61. В журнале учета проверок члены комиссии по проверке осуществляют запись о проведенной проверке, содержащую сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена и (в случае, если имеется) отчества и должности членов комиссии по проверке, привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций и их подписи.
62. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью лицензиата (при ее наличии).
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
63. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Принятие мер, предусмотренных законодательством
Российской Федерации
64. В случае выявления членами комиссии по проверке в результате проведения проверки нарушений лицензионных требований лицензиату выдается предписание с указанием срока устранения выявленных нарушений (приложение к Регламенту).
65. Предписание является неотъемлемым приложением к акту проверки и подлежит вручению руководителю лицензиата (иному уполномоченному лицу) одновременно с вручением ему экземпляра акта проверки.
66. Подготовка, оформление или вручение предписания после подписания и вручения акта проверки не допускаются.
67. Лицензиат в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки и (или) выданным предписанием, в течение 15 (пятнадцати) дней с даты получения акта проверки вправе представить в Минпромторг России в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) предписания. При этом лицензиат вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Минпромторг России.
Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.
68. Лицензиат обязан исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в Минпромторг России уведомление об исполнении предписания.
69. К уведомлению прилагаются надлежащим образом оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
70. В случае непредставления лицензиатом в установленные сроки уведомления об исполнении предписания уполномоченное лицо Минпромторга России:
1) уведомляет лицензиата о продлении сроков устранения нарушений (в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения) и направляет лицензиату повторное предписание;
2) рассматривает вопрос о привлечении лицензиата к административной ответственности в установленном порядке и последующем приостановлении действия лицензии о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии.
71. Решение Минпромторга России о приостановлении действия лицензии оформляется в форме проекта приказа в течение суток со дня вступления в силу решения суда на срок исполнения предписания или административного приостановления деятельности лицензиата.
72. В случае принятия решения о приостановлении действия лицензии устанавливается срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанное решение оформляется приказом Минпромторга России.
73. Решение о приостановлении действия лицензии вручается или направляется лицензиату заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или любым иным способом в письменной форме (с соответствующим обоснованием) в течение одного дня с даты его принятия.
74. Если в установленный срок лицензиат не устранит нарушения лицензионных требований, Минпромторг России обязан обратиться в суд.
75. Решение о возобновлении действия лицензии может быть принято после представления лицензиатом в Минпромторг России документов, подтверждающих устранение обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Решение оформляется приказом Минпромторга России и доводится до сведения лицензиата в течение одного дня с даты его подписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
IV. Порядок и формы контроля за осуществлением
государственной функции
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением
и исполнением должностными лицами Минпромторга России
положений Регламента и иных нормативных правовых актов,
устанавливающих требования к осуществлению лицензионного контроля, а также за принятием ими решений
76. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами Минпромторга России положений Регламента и иных нормативных актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляется должностными лицами Минпромторга России, ответственными за организацию проведения проверок.
77. Контроль за подготовкой, проведением и оформлением результатов проверок должностными лицами Минпромторга России осуществляют:
1) начальник отдела в Департаменте, непосредственно отвечающего за организацию, обеспечение и проведение проверок;
2) заместитель директора Департамента, на которого решением директора Департамента возложена данная обязанность;
3) директор Департамента;
4) заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, курирующий деятельность Департамента.
78. Текущий контроль осуществляется путем проведения ответственным должностным лицом Минпромторга России проверок соблюдения и исполнения должностными лицами Минпромторга России положений Регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
79. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается Министром промышленности и торговли Российской Федерации.
Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества осуществления лицензионного контроля, в том числе порядок и формы
контроля за полнотой и качеством осуществления лицензионного контроля
80. Контроль в отношении действий должностных лиц Минпромторга России при организации и проведении проверок осуществляется в рамках рассмотрения жалоб на их действия.
Контроль за полнотой и качеством организации и проведения проверки включает в себя проведение проверок полноты и качества организации проверок, выявление и устранение нарушений прав лицензиата, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения лицензиата, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Минпромторга России.
Ответственность должностных лиц
Минпромторга России за решения и действия (бездействие),
принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления лицензионного контроля
81. По результатам проведенных проверок в случае выявления фактов нарушений прав лицензиата виновные должностные лица Минпромторга России подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
82. Должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, несут персональную ответственность за соблюдение сроков и установленного порядка исполнения государственной функции, соблюдение прав лицензиата.
83. Персональная ответственность должностных лиц закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования
к порядку и формам контроля за исполнением
государственной функции, в том числе со стороны
граждан, их объединений и организаций
84. Контроль за исполнением государственной функции Минпромторга России, их должностными лицами может осуществляться со стороны граждан, их объединений и организаций путем направления в адрес Минпромторга России:
1) предложений о совершенствовании нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностными лицами Минпромторга России государственной функции;
2) сообщений о нарушении положений нормативных правовых актов, недостатках в работе Минпромторга России, их должностных лиц;
3) жалоб по фактам нарушения должностными лицами Минпромторга России прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования
решений и действий (бездействия) органа, исполняющего
государственную функцию, а также их должностных лиц
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
85. Предметом обжалования могут быть действия должностных лиц Минпромторга России по обращению юридического лица, имеющего лицензию на деятельность по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники (далее - заявитель), проверка которого проводилась, о нарушении его прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц Минпромторга России, нарушении положений Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики.
Исчерпывающий перечень оснований
для приостановления рассмотрения жалобы и случаев,
в которых ответ на жалобу не дается
86. Приостановление рассмотрения жалобы не допускается.
87. Ответ на жалобу не дается в случаях, если:
- в жалобе не указаны фамилия заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- обжалуется судебное решение (при этом в течение 7 дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения);
- текст жалобы не поддается прочтению (при этом в течение 7 дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).
88. Должностное лицо Минпромторга России при получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
89. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается в течение 7 (семи) дней со дня регистрации жалобы о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
90. Если в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же адрес или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
Основания для начала процедуры досудебного
(внесудебного) обжалования
91. Основанием для досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в Минпромторг России в ходе личного приема, в форме электронного документа или в письменной форме.
Заявитель вправе запросить информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения его жалобы.
92. Если документы, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют или не приложены к ней, заявитель в пятидневный срок с момента регистрации жалобы уведомляется (письменно, с использованием средств телефонной связи либо по электронной почте) о том, что рассмотрение жалобы и принятие решения будут осуществляться без учета доводов, в подтверждение которых документы не представлены.
93. Должностные лица Минпромторга России:
- обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя;
- вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- по результатам рассмотрения жалобы принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дают письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
Права заинтересованных лиц на получение
информации и документов, необходимых для обоснования
и рассмотрения жалобы
94. В случае необходимости заявитель, обратившийся в Минпромторг России с жалобой на действия (бездействие) его должностных лиц, имеет право на получение копий документов и материалов, касающихся существа его жалобы, подтверждающих правоту и достоверность фактов, изложенных в его обращении и необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
95. В жалобе указываются:
- должность, фамилия, имя и отчество (при наличии) должностного лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя или полное наименование организации;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- предмет жалобы;
- личная подпись заявителя и дата.
Дополнительно в жалобе могут быть указаны обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность и иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
96. К жалобе могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в ней обстоятельства.
97. Жалоба, поступившая в форме электронного документа, должна содержать:
- фамилию, имя, отчество представителя заявителя или полное наименование организации,
- адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа,
- почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Органы государственной власти и должностные лица,
которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном
(внесудебном) порядке
98. Жалоба подается в Минпромторг России. Жалобы на решения, принятые заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации, рассматриваются Минпромторгом России. Жалобы на действие (бездействие) ответственных исполнителей рассматриваются директором Департамента авиационной промышленности.
Сроки рассмотрения жалобы
99. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 (тридцать) дней с момента регистрации такой до направления ответа заявителю по результатам рассмотрения жалобы. Если жалоба требует дополнительного изучения и проверки, то срок рассмотрения продлевается не более чем на 30 (тридцать) дней, с письменным уведомлением об этом лица, направившего жалобу.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
100. Должностное лицо органа Минпромторга России, на которое возложена обязанность рассмотрения заявлений и обращений о действиях (бездействии) должностных лиц, рассматривает обращение и принимает решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении требований.
101. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю.
Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ (в пределах компетенции) по существу поставленных вопросов.
Приложение
к Административному регламенту исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации
государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности
по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники
Бланк Министерства промышленности и торговли Российской Федерации |
Наименование лицензиата,его почтовый адрес |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении выявленных нарушений лицензионных требований
По результатам проверки соблюдения лицензионных требований, проведенной в период с________________по________________ на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от_____________N_________, выявлены следующие нарушения лицензионных требований, предусмотренных пунктом 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 240 "О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники": ___________________________________________________
(указываются конкретные нарушения)
С целью устранения выявленных нарушений предписываю:
(полное наименование лицензиата, адрес местонахождения)
выполнить следующие мероприятия:_________________________________________
(указываются обязательные для исполнения мероприятия)
в срок не позднее _____дней с даты получения настоящего предписания.
|
|
|
|
|
(наименование должности лица,проводившего проверку) |
|
(подпись лица, проводившего проверку) |
|
(расшифровка подписи лица,проводившего проверку) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минпромторг контролирует, как лицензиаты соблюдают требования в области разработки, производства, испытания и ремонта авиатехники. Вероятно, Министерство будет проводить проверки по новым правилам и уточнит права и обязанности участников мероприятий, перечень нарушений.
В результате уполномоченные должностные лица будут составлять акты проверок, предписания об устранении нарушений, протоколы об АП.
Действующий порядок утратит силу.