Пояснительная записка к проекту Приказа МВД России "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 29.08.2018 г.)
Представляемый проект нормативного правового акта (далее - проект) разработан во исполнение решения Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева от 4 августа 2017 г. (вх. ДДО МВД России от 09.08.2017 N 24791).
Полномочия Министра внутренних дел Российской Федерации на издание проекта предусмотрены подпунктом 3 пункта 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699.
Предметом правового регулирования проекта являются сроки и последовательность действий при рассмотрении письменных, устных и поступивших в форме электронного документа обращений граждан, их объединений, в том числе юридических лиц (далее - обращения) в системе МВД России в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В основу проекта легли положения Инструкции об организации порядка рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 13 сентября 2013 г. N 707, который предлагается признать утратившим силу в связи с внесением изменений в 158 из 226 его пунктов.
Необходимость разработки нового нормативного правового акта обусловлена правовой регламентацией реализации всех этапов рассмотрения обращения в электронном виде с использованием системы электронного документооборота.
Применяемый с 2014 года Сервис электронного документооборота Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее - СЭД или Сервис) позволяет осуществлять регистрацию обращений, принятие по ним организационных решений, подготовку, подписание, отправку запросов и ответов, хранение материалов по обращениям, а также анализ сведений о них, значительно сокращая при этом временные и трудовые затраты. Распоряжением МВД России от 9 октября 2015 г. N 1/8172 ведение иных учетов по обращениям исключено.
Сервис обеспечивает оперативное взаимодействие органов, организаций, подразделений МВД России, унификацию процессов рассмотрения обращений, контроль их исполнения, информационную безопасность, хранение и разграничение доступа к информации, повышает уровень информационной поддержки и эффективности административной деятельности подразделений делопроизводства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 171 "О мониторинге и анализе рассмотрения обращений граждан и организаций" государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, ежемесячно представляют в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме информацию о всех поступивших обращениях и результатах их рассмотрения, а также принимаемых по ним мерах. Интеграции СЭД и статистического раздела информационного портала ССТУ.РФ позволила реализовать указанную задачу в автоматическом режиме.
При подготовке проекта учтены результаты мониторинга правоприменения приказа МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707, выявившего проблемы в практической реализации отдельных его положений.
В связи с изложенным наряду с основными положениями действующей Инструкции проектом предлагается установить:
порядок реализации всех этапов рассмотрения обращений в электронном виде, а также их хранения посредством системы электронного документооборота;
использование автоматизированного рабочего места пользователя системы электронного документооборота при рассмотрении обращения, согласовании, подписании и направлении ответа;
перечень сведений об обращении (личном приеме), подлежащих обязательному учету в системе электронного документооборота, а также требования к ведению таких учетов;
запрет на рассмотрение обращения органом, организацией, подразделением МВД России, к компетенции которого не относится решение поставленных в нем вопросов, с целью обеспечения установленного статьей 5 Федерального закона права гражданина на получение ответа по существу поставленных вопросов;
порядок рассмотрения обращения, относящегося к компетенции нескольких органов, организаций, подразделений МВД России, каждым из данных органов, организаций, подразделений в рамках своей компетенции с направлением ответа гражданину в части, касающейся рассмотрения вопроса;
порядок регистрации и рассмотрения обращений, содержащих заявление, предложение или жалобу и одновременно информацию о преступлении или об административном правонарушении;
возможность рассмотрения в установленном Федеральном законом порядке без регистрации в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - КУСП) обращений, в которых граждане выражают несогласие с решениями и действиями должностных лиц органов внутренних дел, судей, прокуроров, иных государственных органов и органов местного самоуправления и в связи с этим ставят вопрос о привлечении данных лиц к ответственности за совершение должностного преступления при отсутствии конкретных данных о признаках преступления (аналогичный порядок установлен приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45);
возможность проведения личного приема с использованием видеосвязи;
прием должностными лицами исключительно по предварительной записи, сотрудниками постоянно действующих приемных - без предварительной записи;
возможность фиксации гражданином с использованием собственных технических средств документов, касающихся рассмотрения обращения в ходе ознакомления с его материалами, в случаях, не противоречащих законодательству;
запрет на фото-и (или) видеосъемку, а также применение звукозаписывающей аппаратуры в ходе личного приема;
порядок информирования гражданина подразделениями делопроизводства и режима о поступлении обращения, его регистрационном номере и дате регистрации, а также результатах рассмотрения.
При подготовке проекта исключены положения, не являющиеся предметом правого регулирования данного нормативного правового акта:
порядок рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц при производстве по делам об административных правонарушениях (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ);
направление сотрудниками подразделений делопроизводства и режима сообщений гражданам о дате и номере регистрации обращений в КУСП. В связи с отсутствием данных требований в Федеральном законе указанные функции не могут быть возложены на должностных лиц, осуществляющих регистрацию и рассмотрение обращений.
Издание приказа не потребует формирования новых подразделений, увеличения численности существующих, а также их дополнительного финансирования и материально-технического обеспечения, однако повлечет за собой необходимость внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты МВД России, содержащие ссылки на утративший силу приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707.
ДДО МВД России |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.