Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(от 04.12.2017)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минздравом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком не соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 14 ноября по 4 декабря 2017 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/11-17/00075117) (далее - официальный сайт).
Положениями проекта акта вносятся изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно проектируемым изменениям медицинские организации государственной или муниципальной систем здравоохранения, находящиеся на территории Российской Федерации, наделяются исключительным правом на выдачу документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданных по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Согласно действующему законодательству проводить указанные медицинские осмотры и выдавать на их основании соответствующие документы вправе как организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, так и частные медицинские организации.
Таким образом, проектом акта предлагается исключить возможность проведения вне медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинских освидетельствований иностранных граждан и лиц без гражданства и выдачи им медицинских заключений для получения разрешительных документов в сфере миграции.
Как отмечает разработчик, указанные изменения вносятся в целях усиления контроля за проведением медицинских осмотров иностранных граждан и лиц без гражданства. Вместе с тем проектом акта не предусмотрено конкретных мер по усилению контроля за проведением медицинских осмотров указанных категорий лиц.
В качестве проблемы, на решение которой направлен предложенный способ регулирования, разработчик указывает увеличение количества иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации и не имеющих действительных документов, подтверждающих право законного пребывания на территории Российской Федерации.
При этом в качестве негативных эффектов, возникающих в связи с наличием указанной проблемы, разработчик указывает "сохраняющийся уровень "иностранной" преступности вопреки реализации заинтересованными органами государственной власти комплекса мер, направленного на пресечение незаконной миграции и противодействие преступности в миграционной сфере - мигрантами совершаются преступления против собственности, порядка управления, жизни и здоровья людей, а также в сфере незаконного оборота наркотиков".
1. Учитывая, что целью медицинского освидетельствования является предупреждение распространения инфекционных заболеваний, опасных для окружающих, полагаем, что проектируемое регулирование не решает заявленных разработчиком проблем, а именно проблему нелегальной миграции и проблему преступности среди иностранных граждан.
Кроме того, статистических данных, а также информации, на основании которой разработчиком был сделан вывод о численном увеличении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих на территорию Российской Федерации, не имеющих действительных документов, подтверждающих право законного пребывания на территории Российской Федерации, а также аналитических материалов, подтверждающих корреляцию между оказанием услуг негосударственными организациями по оформлению документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией, и количеством выявленных иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих "действительных документов, подтверждающих право законного пребывания" в Российской Федерации, разработчиком не представлено.
Не представлены также данные о существенном росте нарушений в области оказания услуг по медицинскому освидетельствованию мигрантов, в том числе медицинскими организациями негосударственной формы собственности.
Представляется, что в случае выявления подложных документов, подтверждающих прохождение соответствующих медицинских освидетельствований, контролирующие органы вправе применять соответствующие наказания в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, а также предъявлять претензии медицинским организациям в рамках лицензионного контроля.
Согласно сводке основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2016 год*(1) оформлено 149 013 разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, 1 510 378 патентов. В целом количество фактов постановки на миграционный учет в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства за 2016 год составило 14 337 084.
По информации Федеральной службы государственной статистики, за 2016 год число медицинских организаций государственной формы собственности составило 7 200, число медицинских организаций негосударственной формы собственности - 3 538.*(2)
Информация о количестве приезжих, поставленных на миграционный учет,и наличии медицинских организаций разных форм собственности в разбивке по федеральным округам представлена в таблице 1.
Таблица 1
Округ |
Количество приезжих, поставленных на миграционный учет |
Количество медицинских организаций государственной формы собственности |
Количество медицинских организаций негосударственной формы собственности |
Количество медицинских организаций всех форм собственности |
Доля медицинских организаций негосударственной формы собственности (в процентах) |
ЦФО |
5 958 101 |
1 616 |
989 |
2 605 |
38 |
СЗФО |
2 637 186 |
823 |
622 |
1 445 |
43 |
ЮФО |
1 248 324 |
758 |
308 |
1 066 |
29 |
СКФО |
271 170 |
493 |
68 |
561 |
12 |
ПФО |
1 402 136 |
1 360 |
728 |
2 088 |
35 |
УФО |
977 883 |
607 |
245 |
852 |
29 |
СФО |
1 111 410 |
1 073 |
369 |
1 442 |
26 |
ДФО |
730 874 |
470 |
209 |
679 |
31 |
ВСЕГО |
14 337 084 |
7 200 |
3 538 |
10 738 |
243 |
Таким образом, при вступлении в силу проектируемых норм (если учитывать данные по 2016 году) нагрузка медицинских организаций государственной формы собственности увеличится в среднем по Российской Федерации на 30%. При этом в Северо-Западном федеральном округе доля медицинских организаций частной формы собственности составляет 43%, в Центральном федеральном округе - 38%, в Приволжском федеральном округе - 35%, т.е. в этих округах нагрузка на государственные медицинские организации увеличится еще больше.
При этом необходимо учитывать, что медицинские организации не специализируются исключительно на обследовании иностранных граждан, и соответственно существенно возросший поток пациентов в государственные медицинские организации может привести к увеличению очередей и нагрузки на медицинский персонал, а также времени оформления необходимой документации, что, в свою очередь, может иметь негативные социальные последствия.
Одновременно обращаем внимание, что согласно сводке основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства составило 15 710 227*(3), что на 1 373 143 человека больше чем 2016 году.
Таким образом, количество мигрантов, нуждающихся в услугах по медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, имеет тенденцию к росту.
Исключение негосударственных медицинских организаций из процедуры медицинского освидетельствования иностранных граждан с учетом возрастающего потока въезжающих, нуждающихся в услугах по соответствующему медицинскому освидетельствованию, как представляется, может иметь серьезные негативные последствия не только для рынка медицинских услуг, но и для социальной стабильности.
2. Представляется, что проектируемое регулирование может привести к нарушению Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В частности, пунктом 1 статьи 15 указанного закона определено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В частности, запрещается введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
3. Обращаем внимание, что определением Верховного суда Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. N 77-АПГ 13-4 (далее - определение Верховного суда) признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Администрации Липецкой области от 7 июня 2013 года N 265 "О совершенствовании медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия, кандидатов в водители и водителей транспортных средств на территории Липецкой области" об ограничении возможности проведения медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств врачами-специалистами психиатром, психиатром-наркологом только государственными специализированными медицинскими учреждениями.
Согласно определению Верховного суда федеральный законодатель, вводя в статье 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323) понятие медицинского освидетельствования и определяя виды медицинского освидетельствования (части 1 и 2), указал на то, что медицинское освидетельствование проводится медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы, а определение порядка медицинского освидетельствования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
Согласно Закону N 323 медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, а медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии не только государственной, муниципальной, но и частной систем здравоохранения (пункты 10 и 11 статьи 2, части 2 и 5 статьи 29 Закона N 323).
Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к владению оружием, медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), как и медицинское освидетельствование на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание,или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации входят в перечень работ (услуг), составляющих лицензируемую медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291).
Согласно определению Верховного суда факты нарушения законодательства медицинскими организациями не лишают возможности соответствующий компетентный орган в этом случае ставить вопрос о прекращении действия лицензии в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Аналогичные решения были вынесены определением Верховного суда Российской Федерации от 12 января 2012 г. N КАС11-771, определением Конституционного суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. N 1751-О, решением Верховного суда Российской Федерации от 10 июля 2009 г. N ГКПИ09-652, решением Верховного суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1646.
4. Сводный отчет, сформированный разработчиком, представлен в Минэкономразвития России с нарушением положений пункта 15 Правил.
В частности, сводный отчет не содержит информации об анализе международного опыта в соответствующей сфере деятельности, об оценке количества участников отношений, оценке расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо изменением содержания таких обязанностей или ограничений.
Согласно информации официального сайта в рамках проведенных разработчиком публичных консультаций была получена 81 позиция, в том числе Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, саморегулируемой организации "Союз организаций, осуществляющих санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия "За профилактическую медицину", ООО "Мобил.Мед", Частной клиники N1, медицинского центра "Медпроф", медицинского центра "Sunмедэксперт", медицинского диагностического центра Специальный МДЦ-с, группы компаний "Эко-безопасность". Участниками публичных консультаций была высказана высокая обеспокоенность в связи с возможным принятием проекта акта и отсутствием обоснований необходимости исключения возможности проведения вне медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинских освидетельствований иностранных граждан и лиц без гражданства и выдачи им медицинских заключений для получения разрешительных документов в сфере миграции.
Следует отметить, что полученные разработчиком предложения и замечания включены в сводку замечаний и предложений без указания сведений об их учете либо причинах отклонения. При этом согласно пункту 20 Правил разработчик обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, и составить сводку предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонения, которая подписывается руководителем структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, ответственного за подготовку проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) https://мвд.рф/deljatelnost/statistics/migracinnaya/item/926655 0
*(2) Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./Росстат. - М.,З-46 2017. - 170 с.
*(3) https://мвд.рф/deljatelnost/statistics/migracinnaya/item/121621 86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.