Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания"
(подготовлен Ространснадзором 14.09.2018 г.)
В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506; 2017, N 44, ст. 6523; 2018, N 6, ст. 880; N 25, ст. 3696, N 36, ст. 5623) приказываю:
Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.
УТВЕРЖДЕН
приказом Ространснадзора
от___________N__________
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания
I. Общие положения
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания (далее - Регламент) устанавливает сроки и последовательность действий (административных процедур) проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания (далее - государственный надзор, мероприятия по контролю).
Административный регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ространснадзора и его должностными лицами, между Ространснадзором и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления государственного надзора.
Наименование функции
2. Государственной функцией, регулируемой настоящим Регламентом, является осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.
Наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)
3. Исполнение государственного надзора осуществляется Управлением государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации, Управлением транспортной безопасности (далее - Управление Ространснадзора) и территориальными управлениями государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - территориальный орган) (далее - должностные лица).
Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного (контроля) надзора
4. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) размещен на официальном сайте Ространснадзора в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Предмет государственного контроля (надзора)
5. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.
6. Государственная функция осуществляется:
6.1. Управлением государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальным органом в отношении:
1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и использующих указанное воздушное судно для полетов в части:
правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
норм, правил и процедур в области безопасности полетов;
правил организации летной работы, летной эксплуатации гражданских воздушных судов;
правил организации технической эксплуатации гражданских воздушных судов;
порядка соблюдения мер пожарной безопасности при эксплуатации гражданских воздушных судов;
правил подготовки авиационного персонала;
правил перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, в том числе за соблюдением требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров из числа инвалидов;
правил обязательной сертификации и аккредитации в гражданской авиации, регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними;
2) юридических лиц, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники в части:
правил организации технической эксплуатации гражданских воздушных судов;
норм, правил и процедур в области безопасности полетов;
правил подготовки авиационного персонала;
правил обязательной сертификации и аккредитации в гражданской авиации;
3) юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность в части:
правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
норм, правил и процедур в области безопасности полетов;
правил обеспечения полетов и аэронавигационного обслуживания;
правил подготовки авиационного персонала;
правил перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, в том числе за соблюдением требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров из числа инвалидов;
требований, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании к авиационному бензину и топливу для реактивных двигателей;
правил обязательной сертификации и аккредитации в гражданской авиации;
4) образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала в части:
правил подготовки авиационного персонала;
норм, правил и процедур в области безопасности полетов;
правил обеспечения полетов и аэронавигационного обслуживания;
правил организации летной работы, летной эксплуатации гражданских воздушных судов;
правил организации технической эксплуатации гражданских воздушных судов;
правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
правил обязательной сертификации и аккредитации в гражданской авиации, регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними;
5) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации в части:
правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
правил обеспечения полетов и аэронавигационного обслуживания;
правил подготовки авиационного персонала;
норм, правил и процедур в области безопасности полетов;
правил обязательной сертификации и аккредитации в гражданской авиации.
6.2. Управлением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и территориальным органом в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих и обеспечивающих авиационно-космический поиск и спасание в части:
1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и использующих указанное воздушное судно для полетов в части правил организации и проведения авиационно-космического поиска и спасания;
2) юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность в части правил организации и проведения авиационно-космического поиска и спасания;
3) юридических лиц, осуществляющих авиационно-космический поиск и спасание.
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)
7. При осуществлении государственного надзора должностные лица имеют право:
производить осмотр транспортных объектов и транспортных средств, посещать беспрепятственно служебные и производственные помещения (включая контролируемую зону аэропорта (аэродрома) субъектов транспортного комплекса;
проводить проверки субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
запрашивать у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию;
задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к перевозкам воздушным транспортом;
осуществлять отбор и направление на экспертизу, испытания, анализ и оценку проб горюче-смазочных материалов, образцов комплектующих изделий, материалов конструкций;
участвовать в установленном порядке в проведении расследования происшествий (инцидентов);
участвовать в установленном порядке в составе экипажей транспортных средств в качестве проверяющего при осуществлении мероприятий по контролю и надзору на внутренних и международных воздушных линиях (маршрутах);
проводить проверки воздушных судов, осуществляющих полеты над территорией или за пределы территории Российской Федерации, на борту воздушного судна в пределах стоянки воздушного судна в целях установления действительности находящихся на борту воздушного судна документов членов экипажа, оценки технического состояния воздушного судна и его оборудования при условии, что это не будет являться причиной необоснованной задержки воздушного судна (плановые рейдовые осмотры, рамповые проверки);
применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений субъектами транспортного комплекса требований в установленной сфере деятельности, а также меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;
составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривать их и выносить по ним постановления;
выдавать юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверять их исполнение.
8. При осуществлении государственного надзора должностные лица обязаны:
а) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля, органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647, N 42, ст. 5972; 2017, N 32, ст. 5152, N 35, ст. 5385) (далее - межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;
б) запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя, водителя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень;
в) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору)
9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от Ространснадзора (территориального органа), его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;
г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) предоставлять документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень, по собственной инициативе;
е) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Ространснадзором (территориальным органом) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень;
ж) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
10. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении выездной проверки обязаны предоставить должностным лицам, проводящим проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, а также обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц и участвующих в проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Описание результата осуществления государственного контроля (надзора)
11. Результатом исполнения государственной функции являются акты проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оформляемые должностными лицами по результатам проведенных проверок; предписания об устранении выявленных нарушений; составление протоколов об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации - рассмотрение их и вынесение по ним постановлений.
Исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки
12. Перечень документов и (или) информации, получаемых в ходе проверки лично у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки документов, предоставляемых за проверяемый период при проведении проверки:
сертификат эксплуатанта;
сертификат оператора аэродрома гражданской авиации;
сертификат образовательной организации и организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала;
копия сертификата летной годности;
копия сертификата о дезинсектизации (дезинсекции) при международных полетах;
свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения;
свидетельство о государственной регистрации аэродрома (вертодрома) и допуску к эксплуатации;
копия свидетельства о государственной регистрации воздушного судна;
копия свидетельства члена экипажа воздушного судна;
копия свидетельства инструктора с соответствующей квалификационной отметкой;
копии лицензий эксплуатанта на воздушные перевозки пассажиров и (или) грузов;
копии учредительных документов аварийно-спасательной службы (формирования) (устав (положение о службе (подразделении, филиале), приказ или иной документ о создании аварийно-спасательной службы (формирования);
положения о службах (подразделениях) поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, региональной поисково-спасательной базе, региональном координационном центре поиска и спасания, об оперативном штабе;
руководство по производству полетов;
руководство по управлению безопасностью полетов;
руководство по организации деятельности авиационного учебного центра;
руководство по качеству, если оно оформляется отдельным от руководства по организации деятельности авиационного учебного центра документом;
руководство по наземному обеспечению полетов;
руководство по аэродрому;
руководство по летной эксплуатации;
руководство по организации технического обслуживания;
система управления безопасностью полетов;
инструкция по действиям в особых случаях полета, разработанная эксплуатантом;
программа по качеству;
технология формирования паспорта качества;
правила воздушных перевозок багажа, грузов, почты;
комплексная технология (технологии): по обслуживанию грузов (в том числе опасных, если организация обеспечивает обслуживание таких грузов) и почты на международных воздушных линиях; по обслуживанию грузов (в том числе опасных, если организация обеспечивает обслуживание таких грузов) и почты на внутренних воздушных линиях; работы в сбойных (внештатных, чрезвычайных) ситуациях; иные разработанные и утвержденные в организации;
технологию взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты;
технологию работы, регулирующая процесс авиатопливообеспечения воздушных перевозок
технологию отбора проб, устанавливающая порядок и лиц, ответственных за отбор проб авиаГСМ;
технологию подготовки авиаГСМ к выдаче на заправку воздушного судна;
документ, регламентирующий порядок обслуживания пассажиров и багажа, следующих литерными рейсами, утвержденный руководителем организации;
документы в объеме заявки и эксплуатационных спецификаций согласно сертификату эксплуатанта;
документы о подготовке персонала оператора аэродрома гражданской авиации;
копии документов об образовании и (или) квалификации спасателей и других работников аварийно-спасательной службы (формирования) с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ;
договор (договоры) обязательного страхования жизни и здоровья членов экипажа пилотируемого воздушного судна;
договор (договоры) обязательного страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами;
договор (договоры) обязательного страхования гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна;
договор (договоры) обязательного страхования ответственности перевозчика перед грузовладельцем и грузоотправителем;
договор (договоры) на аэронавигационное обеспечение;
договоры на аренду зданий, сооружений, инструментов, оборудования, используемые при осуществлении деятельности по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;
договоры на техническое обслуживание воздушных судов;
договоры на обработку и анализ полетной информации;
комплексная технология (технологии): по обслуживанию пассажиров и багажа на международных воздушных линиях; по обслуживанию пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях; работы в сбойных (внештатных, чрезвычайных) ситуациях; иные разработанные и утвержденные в организации;
технологические карты технического обслуживания светосигнального оборудования;
план действий в случае аварийной обстановки на аэродроме;
медицинские заключения специалистов авиационного персонала;
направление, оформленное работодателем на очередное, при восстановлении и поступлении на летную работу медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации летного состава, бортоператоров, бортпроводников и специалистов, осуществляющих управление движением воздушных судов в воздухе, либо личное заявление на медицинское освидетельствование во врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации;
медицинская книжка летного состава, диспетчеров управления воздушного движения и пилотов авиации общего назначения;
удостоверение личности спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя;
заявление о медицинском освидетельствовании, заполненное претендентом на получение медицинского заключения лично перед медицинским освидетельствованием;
заключительный акт по результатам медицинского освидетельствования летного состава, диспетчеров управления воздушным движением, бортпроводников, бортоператоров и пилотов авиации общего назначения;
результаты медицинского осмотра пилотов коммерческой авиации, линейных пилотов, штурманов, бортмехаников, бортинженеров, бортрадистов, диспетчеров управления воздушного движения, бортпроводников, бортоператоров, проведенных врачом авиационного предприятия;
результаты медицинского осмотра курсантов учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, диспетчеров управления воздушного движения и бортпроводников, проведенных отрядно-курсовым врачом;
протокол врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации;
протокол центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации;
акт медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, при наличии случаев медицинского освидетельствования авиационного персонала соответствующей организации гражданской авиации с целью установления факта употребления психоактивных веществ/алкоголя;
журнал предполетного медицинского осмотра членов экипажей гражданских воздушных судов;
журнал предсменного медицинского осмотра диспетчеров управления воздушного движения;
журнал отстранения от полетов (дежурств);
оформленное руководителем подразделения организации гражданской авиации либо инспекцией государственного надзора за безопасностью полетов направление на медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивных веществ;
список экипажей воздушных судов с указанием налета;
список экипажей воздушных судов, проходивших тренажер по аварийно - спасательной подготовке (вода - суша);
справку о прохождении проверки навыков;
справка, содержащая сведения об аттестованных спасателях, с указанием реквизитов соответствующих аттестационных комиссий;
справка, содержащая сведения о наличии зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется аварийно-спасательная служба (формирование), наличии условий для проведения мероприятий по профессиональному обучению спасателей, а также об учениях и тренировках, проведенных аварийно-спасательной службой (формированием);
о наличии необходимых производственных площадей для выполнения производственной деятельности, удовлетворения собственных хозяйственных нужд службы (подразделения) оператора аэродрома гражданской авиации;
справка, содержащая сведения о выполненных за межаттестационный период аварийно-спасательных работах;
свидетельства специалистов авиационного персонала;
свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ;
список экипажей воздушных судов с указанием даты прохождения переподготовки (повышения квалификации) и авиационно-учебных центров, в которых эта переподготовка (повышение квалификации) проводились;
список руководителей, заместителей руководителей, отвечающих за безопасность полетов воздушных судов, с указанием базового образования и курсов повышения квалификации, данных о прохождении аттестации с приложением подтверждающих документов;
список руководителей и специалистов отдела по организации воздушных перевозок и отдела обеспечения полетов с указанием первоначальной подготовки, курсов повышения квалификации, в том числе по перевозке опасных грузов, согласно технической инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху Международной организации гражданской авиации;
документ, подтверждающий наличие у оператора аэродрома гражданской авиации персонала, ответственного за качество выполнения заявленных (разрешенных) видов работ;
копия документа, устанавливающего численность аварийно-спасательной службы (формирования);
справка об укомплектованности личным составом аварийно-спасательной службы (формирования);
должностные инструкции персонала оператора аэродрома;
должностные инструкции личного состава аварийно-спасательной службы (формирования);
справка по наличию общего количества отпусков, график отпусков и выписки из приказов об использовании отпуска;
график работы и отдыха экипажей воздушных судов;
табель учета рабочего времени;
табель и ведомость оснащения оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ, документы по учету их технического состояния, а также документы, подтверждающие их принадлежность к аварийно-спасательной службе (формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации;
письменное согласие члена экипажа на увеличение продолжительности полетного времени (до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов за квартал, до 900 часов за календарный год);
приказы о начале и окончании прохождения подготовки экипажей воздушных судов;
приказы о зачислении в образовательную организацию и организацию, осуществляющую обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала;
приказы руководителя предприятия (организации), регламентирующие организацию поисково-спасательного, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, в том числе подготовку, организацию и выполнение прыжков с парашютом, десантирование грузов, спуски с вертолетов со спусковыми устройствами, спуски и подъемы с применением бортовых спуско-подъемных устройств, а также техническую эксплуатацию средств десантирования людей и грузов;
программы подготовки образовательной организации, осуществляющей подготовку специалистов авиационного персонала;
перечень лиц, включающий данные о прохождении периодической подготовки, повышении квалификации с указанием организации, проводившей обучение, и наименование, номер и дату выдачи документа о прохождении подготовки;
документация, фиксирующая процесс теоретического обучения;
журнал, фиксирующий процесс обучения на воздушном судне;
формуляры воздушных судов, двигателей и воздушных винтов (при наличии);
эксплуатационная документация на паспортизированное оборудование, инструменты, контрольно-проверочную аппаратуру, средства наземного обслуживания, используемые при выполнении технического обслуживания (паспорта, инструкции по эксплуатации, руководства по эксплуатации, регламенты технического обслуживания и т.д.);
перечень эксплуатируемого оборудования, зданий, сооружений находящихся на балансе органов организации воздушного движения и документацию по их техническому обслуживанию;
правоустанавливающие документы на оборудование, здания, сооружения, используемые при осуществлении деятельности по организации и обслуживанию пассажиров, багажа, груза и почты.
документы подтверждающие: наличие административно-бытовых зданий, производственных помещений для технического обслуживания и ремонта спецавтотранспорта, складских помещений для обеспечения запчастями, материалами, инвентарем, обеспечение местами стоянок спецавтотранспорта;
штатное расписание аэродромной службы, службы спецтранспорта;
схема расстановки и организация движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме;
справка о наличии аварийных и эксплуатационных запасных частей, и приспособлений (ЗИП) для светосигнального и электрического оборудования;
справка о технической эксплуатация объектов и средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи;
документы, подтверждающие качество авиаГСМ;
документы по обеспечению эксплуатационной загрузки и центровки воздушных судов;
данные системы объективного контроля;
данные о планировании использования воздушного пространства, суточный план, план полетов;
данные по организации обслуживания воздушного движения;
данные об обследовании приаэродромной территории;
данные о средствах, оборудовании, персонале и процедурах в части их соответствия требованиям, предъявляемым в области спасания и пожаротушения, включая фамилии, имени, отчества (при наличии) и функции лиц, ответственных за деятельность поисковых и аварийно-спасательных служб на аэродроме;
карта (карты) зоны ответственности аварийно-спасательной службы;
инструкции по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания;
планы, инструкции, регламентирующие организацию поисково-спасательного, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, в том числе инструкции спасательной парашютно - десантной группе;
инструкция по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ на территории и в районе вертодрома;
оперативный план тушения пожаров на воздушных судах;
акты инспекционных проверок и план мероприятий по устранению выявленных замечаний за период, с момента предыдущей сертификации;
результаты внутренних аудитов авиационного учебного центра за текущий год;
копии свидетельств на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
договоры (соглашения) о взаимодействии при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
документы, подтверждающие прохождение обязательной государственной дактилоскопической регистрации спасателями, сотрудниками аварийно-спасательной службы, имеющими статус спасателя;
договоры страхования от несчастных случаев со списками застрахованных спасателей, сотрудников аварийно-спасательной службы, имеющих статус спасателя.
13. Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с межведомственным перечнем:
а) от Минсельхоза России:
сведения из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации;
б) от Росавиации:
копия сертификата, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил;
сведения из сертификата, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил;
сведения из лицензий на деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров;
сведения из реестра лицензий на деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров;
сведения из лицензий на деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов;
сведения из реестра лицензий на деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов;
в) от ФНС России:
сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
г) от Рособрнадзора:
выписка из реестра организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
выписка из сводного реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности.
II. Требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора)
Порядок информирования об осуществлении государственного надзора
Информация об осуществлении государственной функции предоставляется Ространснадзором (территориальным органом) одним из следующих способов:
1) посредством размещения информации, в том числе о графике приема и номерах телефонов для справок (консультаций):
на официальном сайте Ространснадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Ространснадзора) (www.rostransnadzor.ru) и официальных сайтах территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
посредством размещения информации в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал);
на информационных стендах в помещении Ространснадзора (территориальных органов);
2) по номерам телефонов для справок;
3) по адресу электронной почты: head@rostransnadzor.ru.
4) в письменной форме путем направления ответов почтовым отправлением, по электронной почте и факсимильной связью.
14. На официальном сайте Ространснадзора (территориального органа) размещается следующая информация:
1) место нахождения, почтовый адрес, график работы Ространснадзора (территориального органа);
2) номера телефонов, по которым осуществляется информирование по вопросам исполнения государственной функции;
3) текст Регламента;
4) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Ространснадзора (территориального органа), исполняющих государственную функцию.
15. На стендах Ространснадзора (территориального органа) размещается следующая обязательная информация:
1) место нахождения, графики работы, номера телефонов Управлений Ространснадзора и территориальных органов Ространснадзора;
2) графики личного приема граждан уполномоченными должностными лицами;
3) адреса официальных сайтов Ространснадзора и территориальных органов Ространснадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
16. Посредством телефонной связи может предоставляться следующая информация:
1) о месте нахождения и графике работы Ространснадзора (территориального органа);
2) о порядке исполнения государственной функции;
3) о сроках исполнения государственной функции;
4) о ходе исполнения государственной функции;
5) об адресах официального сайта Ространснадзора (территориального органа).
По иным вопросам информация предоставляется только на основании письменного обращения.
Срок осуществления государственного контроля (надзора)
17. Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
18. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Ространснадзора (территориального органа), но не более чем на 20 рабочих дней в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов.
19. Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
III. Состав, последовательность и сроки
выполнения административных процедур (действий), требования
к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения
административных процедур (действий) в электронной форме
20. Исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры:
принятие решения о проведении проверки;
проведение проверки;
оформление результатов и принятие мер по результатам проверки.
Принятие решения о проведении проверки
21. Проверки проводятся должностными лицами Управления Ространснадзора и (или) его территориального органа на основании приказа (распоряжения) руководителя Ространснадзора, территориального органа.
22. В случае отсутствия руководителя Ространснадзора, территориального органа приказ (распоряжение) о проведении проверки подписывается уполномоченным лицом, исполняющим его обязанности.
23. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в приказе (распоряжении).
24. Форма приказа (распоряжения) утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264), от 30 сентября 2016 г. N 620 (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2016 г., регистрационный N 44118) (далее - приказ Минэкономразвития России N 141).
25. В распоряжении или приказе указываются:
наименование органа государственного контроля (надзора), а также вид (виды) государственного контроля (надзора);
фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, местонахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
правовые основания проведения проверки;
подлежащие проверке обязательные требования законодательства Российской Федерации, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного транспортного надзора;
перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
26. Ответственные за проведение проверки должностные лица Управления Ространснадзора, территориального органа в соответствии с возложенными обязанностями уведомляют юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о проведении проверки в сроки, установленные пунктом 34 настоящего Регламента.
27. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, установленным статьями 18.1 и 28 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2018, N 32, ст. 5135).
28. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 35 настоящего Регламента, может быть проведена должностными лицами незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
29. В день подписания распоряжения или приказа о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, в целях извещения о ее проведении, Управление Ространснадзора (территориальный орган) представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя извещение о проведении внеплановой выездной проверки. К этому извещению прилагаются копия распоряжения или приказа о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
Проведение проверки
30. Управлением Ространснадзора и (или) территориальным органом проводятся плановые и внеплановые проверки. Плановые и внеплановые проверки проводятся должностными лицами Управления Ространснадзора и (или) территориального органа в форме документарной и (или) выездной проверки.
31. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания обязательных требований законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.
При проведении плановой выездной проверки должностные лица обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов), утвержденные приказом руководителя Ространснадзора.
Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
32. Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска - 1 раз в год;
б) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
в) для категории среднего риска - не чаще 1 раз в 5 лет;
г) для категории низкого риска - не чаще 1 раза в 10 лет.
33. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок Ространснадзора на текущий календарный год (далее - План) является истечение сроков, указанных в пункте 32 настоящего Регламента, со дня:
а) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) окончания проведения последней плановой проверки;
в) получения Ространснадзором или его территориальными органами уведомления от субъекта надзора о начале осуществления им деятельности, подлежащей федеральному государственному транспортному надзору, в порядке, установленном Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 484 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3823; 2010, N 16, ст. 1928, N 44, ст. 5692; 2012, N 1, ст. 171, N 37, ст. 5002; 2013, N 5, ст. 386, N 8, ст. 826, N 26, ст. 3338, N 31, ст. 4214, N 33, ст. 4391; 2014, N 51, ст. 7466; 2016, N 14, ст. 2001; 2017, N 11, ст. 1577, N 40, ст. 5848, N 52, ст. 8121; 2018, N 28, ст. 4215, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.08.2018).
34. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя Ространснадзора (территориального органа) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
35. Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного Управлением Ространснадзора (территориальным органом) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Управление Ространснадзора (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора)), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда;
3) наличие приказа (распоряжения) руководителя Ространснадзора (территориального органа) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
36. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется Управлением Ространснадзора и (или) территориальным органом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
37. Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2) пункта 35 настоящего Регламента, не допускается.
38. Копия приказа (распоряжения) о проведении проверки, заверенная печатью Ространснадзора или территориального органа, предъявляется должностным лицом, проводящим проверку, руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно со служебным удостоверением.
39. Проверка проводится должностными лицами Управления Ространснадзора или территориального органа, которые указаны в приказе (распоряжении) о ее проведении.
40. В ходе проведения проверки Управление Ространснадзора и (или) территориальный орган осуществляют мероприятия по контролю, указанные в распоряжении Ространснадзора (территориального органа).
41. Документарная проверка проводится по местонахождению Ространснадзора (территориального органа).
42. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими законодательства Российской Федерации.
43. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Управления Ространснадзора, территориального органа в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Ространснадзора или территориального органа, представленные в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах действий в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.
44. Уведомление о проведении документарной проверки направляется в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения.
45. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Ространснадзора или территориального органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем законодательства Российской Федерации, Ространснадзор, территориальный орган направляют в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа (распоряжения) руководителя Ространснадзора или территориального органа о проведении проверки.
46. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в Ространснадзор (территориальный орган) указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии), и, соответственно, подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Ространснадзор или территориальный орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Ространснадзора или территориального органа документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного надзора (контроля), информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
47. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Управление Ространснадзора, территориальный орган установит признаки нарушения законодательства Российской Федерации, должностные лица Управления Ространснадзора, территориального органа вправе провести выездную проверку.
48. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Управления Ространснадзора (территориального органа), документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
49. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.
50. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по местонахождению юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
51. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по надзору, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
52. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
53. Должностные лица привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Оформление результатов и принятие мер по результатам проверки
54. По результатам проверки должностными лицами Управления Ространснадзора, территориального органа, проводившими проверку, составляется акт проверки, который оформляется непосредственно после ее завершения.
55. Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России N 141.
56. В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора);
3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора);
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
57. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии, проверочные листы (списки контрольных вопросов).
58. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
59. По окончании проверки в журнале учета проверок должностными лицами Управления Ространснадзора, территориального органа осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (далее - журнал), установлена приказом Минэкономразвития России N 141.
При отсутствии журнала в акте проверки делается соответствующая запись.
60. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Управления Ространснадзора (территориального органа).
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Управления Ространснадзора (территориального органа).
61. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
62. В случае выявления по результатам проверки нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании акта проверки:
1) выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) составляют протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривают их и выносят по ним постановления;
3) принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
63. В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, Ространснадзор (территориальный орган) обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2018, N 32, ст. 5119), отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
IV. Порядок и формы контроля за осуществлением
государственного контроля (надзора)
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами федерального органа исполнительной власти положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора), а также за принятием ими решений
64. Контроль за исполнением государственной функции осуществляется Ространснадзором.
65. Контроль за исполнением государственной функции осуществляется посредством проведения проверок.
66. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами проведения проверок за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в сфере гражданской авиации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, осуществляется должностными лицами Управления Ространснадзора, территориального органа, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем Ространснадзора или лицом, исполняющим его обязанности.
67. Текущий контроль исполнения государственной функции осуществляется посредством:
проверки качества соблюдения и исполнения должностными лицами положений настоящего Регламента;
проверки обоснованности выдачи предписаний, в том числе на предмет соответствия выданных предписаний законодательству Российской Федерации.
68. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается актами Ространснадзора.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества осуществления государственного контроля (надзора), в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством осуществления государственного контроля (надзора)
69. Контроль полноты и качества исполнения государственной функции включает проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Управления Ространснадзора, территориального органа.
70. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании планов работы Управлений Ространснадзора, территориальных органов) и внеплановыми. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции, или отдельные действия в рамках исполнения административных процедур.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается всеми членами комиссии.
Один экземпляр акта вручается под роспись начальнику проверяемого Управления Ространснадзора (территориального органа).
71. Управлением Ространснадзора, территориальным органом, в отношении которого проводилась проверка, в 10-дневный срок с момента подписания акта проверки разрабатывается и согласовывается с руководителем Ространснадзора (территориальным органом) план мероприятий по устранению выявленных недостатков, а также назначаются ответственные лица по контролю за их устранением.
72. Внеплановая проверка назначается руководителем Ространснадзора при необходимости, а также для проверки жалоб на действия (бездействия) и решения должностных лиц, принимаемые в ходе осуществления государственного надзора.
Ответственность должностных лиц органа государственного контроля (надзор) за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля (надзора)
73. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, несут ответственность за:
невыполнение требований настоящего Регламента, неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом;
совершенные в процессе осуществления государственного надзора правонарушения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
74. Граждане, их объединения и организации имеют право направлять в Ространснадзор, территориальные органы индивидуальные и коллективные обращения с предложениями, рекомендациями по совершенствованию качества и порядка исполнения государственной функции, а также заявления и жалобы с сообщениями о нарушении ответственными должностными лицами, исполняющими государственную функцию, требований настоящего Регламента, законодательных и иных нормативных правовых актов.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования
решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих государственный контроль, а также их должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществляемых) в ходе осуществления государственного контроля
75. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц, а также принимаемого ими решения при осуществлении государственного надзора в досудебном и судебном порядке.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
76. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействия) и (или) решения, принятые (осуществленные должностными лицами Ространснадзора и территориальными органами) при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
77. В случае если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя, направившего жалобу, и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.
78. Ространснадзор и территориальные органы при получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы имуществу, жизни, здоровью должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов, а заявителю, направившему жалобу, сообщено о недопустимости злоупотребления правом.
79. В случае если текст жалобы не поддается прочтению, она остается без ответа, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
80. В случае если в жалобе содержится вопрос, на который многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, жалоба может быть признана безосновательной, и переписка с заявителем по данному вопросу прекращена. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.
81. В случае если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в ней вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
82. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Основания для приостановления рассмотрения жалобы не предусмотрены.
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
83. Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в Ространснадзор (территориальный орган) в ходе личного приема заявителя (представителя заявителя), в форме электронного документа или в письменной форме на бумажном носителе.
84. В жалобе указываются:
фамилия, имя, отчество заявителя;
полное наименование юридического лица (в случае обращения организации);
почтовый адрес заявителя;
предмет жалобы;
личная подпись заявителя.
85. Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решения, принятые в ходе осуществления государственного надзора и повлекшие за собой жалобу.
86. Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
87. В случае необходимости заявитель, обратившийся в Ространснадзор или территориальный орган с жалобой на действия (бездействие) его должностных лиц, имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и, если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Органы государственной власти, организации и уполномоченные на рассмотрение жалобы лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
88. Заявители могут обратиться с жалобой на действия (бездействие) или решение, принятое в ходе осуществления государственного надзора должностными лицами к начальнику Управления Ространснадзора.
89. Если заявители не удовлетворены решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы в управлении Ространснадзора, то они вправе обратиться в Ространснадзор.
Сроки рассмотрения жалобы
90. Срок рассмотрения жалобы (обращения) не должен превышать 30 календарных дней с момента ее регистрации.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов руководитель Ространснадзора, территориального органа, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы (обращения) не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования
91. Должностное лицо, на которое возложена обязанность рассмотрения заявлений и обращений о действиях (бездействии) должностных лиц, рассматривает обращение и принимает решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении требований.
92. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю в письменной форме и (или) по желанию в электронной форме.
93. Жалоба считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ (в пределах компетенции) по существу поставленных вопросов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.