Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2009 г. N 3259/09
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Балахничевой Р.Г., Воронцовой Л.Г.
рассмотрела в судебном заседании заявление государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (г. Абакан) от 20.02.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.06.2008 по делу N А74-1063/2008, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.12.2008 по тому же делу по иску ГУ - регионального отделения ФСС РФ по Республике Хакасия к муниципальному учреждению здравоохранения "Абаканская городская больница" (г. Абакан) о взыскании 517 рублей 24 копеек убытков, причиненных в результате нарушения установленного порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.06.2008, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008, государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия отказано в удовлетворении исковых требований.
Суды установили, что на основании плановой проверки МУЗ "Абаканская городская больница" по организации и состоянию экспертизы временной нетрудоспособности, учета и хранения листков нетрудоспособности, осуществленной региональным отделением Фонда в июне 2007 года, выявлен факт необоснованной выдачи листка нетрудоспособности от 29.03.2006 N 1302139 гражданину Д., что привело к неправомерной оплате указанного больничного листа за счет средств Фонда социального страхования РФ.
В связи с тем, что направленное региональным отделением Фонда в адрес МУЗ "Абаканская городская больница" требование об уплате 517 рублей 24 копеек в установленный срок осталось без исполнения, ГУ - РО ФСС РФ по Республике Хакасия обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались тем, что в соответствии с положениями статей 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Основанием для применения ответственности, предусмотренной данной нормой, является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ в возмещении убытков.
Рассмотрев обстоятельства спора, суды пришли к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями лечебного учреждения по выдаче листка нетрудоспособности и заявленной суммой убытков.
При этом суды исходили из того, что согласно пункту 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, единственным основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном порядке.
Порядок выдачи листков временной нетрудоспособности определяется действовавшей в спорный период Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.1994 N 21, и приказом Минмедпрома РФ от 19.10.1994 N 206. Согласно пункту 2.16 указанной Инструкции гражданам, самостоятельно обращающимся за консультативной помощью, проходящим исследования в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях по направлению военных комиссариатов, следственных органов, прокуратуры и суда, выдается справка произвольной формы.
В рассматриваемом споре листок нетрудоспособности выдан Д., работающему в ООО "Энергия - Сервис", с нарушением вышеприведенных норм, поскольку указанный гражданин был госпитализирован в кардиологическое отделение по направлению горвоенкомата.
Однако пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.
Таким образом, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера, а не лечебное учреждение.
В соответствии с постановлением Фонда социального страхования РФ от 17.03.2004 N 24 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" (действовавшего на момент проведения проверки), правом контроля за правильностью расходования страхователями средств на цели государственного социального страхования обладало отделение (филиал отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у последних документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
В свою очередь, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документально, в соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования РФ к зачету не принимались и подлежали возмещению в установленном порядке.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 24.12.2008 оставил решение от 25.06.2008 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 без изменения.
Заявитель (ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на необоснованность выводов судов, касающихся обстоятельств спора, и неправильное толкование и применение норм права.
В частности, по мнению заявителя, непринятие к зачету у страхователя сумм, выплаченных по неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, невозможно, так как все механизмы, применяемые к страхователю в ходе проведения камеральной и документальной выездной проверок, исчерпаны.
Заявитель также не согласен с выводами судов об отсутствии причинно-следственной связи между неправомерными действиями лечебного учреждения по выдаче листка нетрудоспособности и фактом возникновения убытков.
Также заявитель считает необоснованным взыскание с него государственной пошлины.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 09.03.2004, расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями - работодателями через бухгалтерии. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с частью 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные страховщиком с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, страхователем - Фондом - к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из приведенных норм следует, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Лечебное учреждение в данном споре не является субъектом обязательного социального страхования и его действия по выдаче листка нетрудоспособности обоснованно не приняты судами в качестве причины возникновения расходов, произведенных истцом.
В соответствии с пунктами 26, 58 и 59 постановления Фонда социального страхования РФ от 17.03.2004 N 24 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по государственному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" (действовавшего на момент проведения проверки) в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда вправе принять решение о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Установив, что соответствующий работодатель произвел выплату по листку нетрудоспособности, выданному с нарушением законодательства, истец был вправе не принимать к зачету эту выплату, а предложить страхователю произвести корректировку суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда и представления в территориальный орган МНС РФ уточненного расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Довод заявителя о необоснованном взыскании государственной пошлины был предметом рассмотрения судов апелляционной и кассационной инстанций и отклонен как несоответствующий нормам права. Нарушений в применении норм налогового и процессуального права в части взыскания судами государственной пошлины с истца судом надзорной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А74-1063/2008 Арбитражного суда Республики Хакасия для пересмотра в порядке надзора решения от 25.06.2008, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.12.2008 по этому делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судья |
Р.Г. Балахничева |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 апреля 2009 г. N 3259/09
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А74-1063/2008
Истец: Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия
Ответчик: Муниципальное учреждение здравоохранения "Абаканская городская больница"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 3259/09
12.03.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 3259/09
02.10.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2373/2008
25.06.2008 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-1063/08